Рабочая программа по экологии на 2011-2012 учебный год 7 класс (базовый уровень) пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по экологии на 2011-2012 учебный год 7 класс (базовый уровень) пояснительная записка
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с. Ольшанка

Аркадакского района

Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________ Головко Г.А.

Протокол №_1_ от

«__» августа 2012 год.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

По УВР МБОУ-СОШ

с. Ольшанка

________Алексеевская С.В

«__» ____________2012 год.

«Утверждено»

Директор

МБОУ-СОШ с. Ольшанка

_________Журавлёва Т.А.

Приказ №___ от «__» __________2012 год


Рабочая программа

^ Журавлёвой Ирины Владимировны

Учителя биологии

I квалификационной категории

по экологии
7 класс


Рассмотрено на заседании

Педагогического совета школы

протокол № ___

от «__» _________2012 г.

2012 -2013 учебный год.
Рабочая программа

по экологии на 2011-2012 учебный год

7 класс (базовый уровень)


  1. пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по экологии И. М. Швеца, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по экологии.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений отводит 35 учебных часа для изучения биологии в 7-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.
Данная программа ориентирована на общеобразовательные классы.

Данная программа реализована в учебнике: В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолова. Экология животных. 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф,2007.

Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений». Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу «Экология животных»:


  • Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.

  • Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.

  • Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

  • Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.

  • Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.

  • Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.

  • Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

  • Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

  • Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

  • Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

  • Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

  • Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.


^ Календарно -тематическое планирование


Тема программы

Количество часов

^ Лабораторные работы, практические работы

Контрольные работы

Дата

1.Роль животных в природе.

4










2.Условия существования животных.

7

Л/Р №1 «Реакция дождевого червя на различную влажность почвы»

П/Р №1 « Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам»

Л/Р №2 «Движение амебы при разных температурах»


К/Р №1 «Условия существования животных»




3.Животный мир суши.

3










4.Животный мир морей и рек.

3

Л/Р №3 « Приспособление организмов к жизни в воде»


К/Р №2 «Животные суши, морей и рек»




5.Животный мир почвы.

1










6.Сезонные изменения в жизни

животных.

2










7.Взаимоотношения животных

одного вида.

4




К/Р № 3 «Взаимоотношения между животными».




8.Отношения между животных

различных видов.

3










9.Численность животных.

2

Л/Р № 4 «Динамика численности дрозофил».







10.Изменения в животном мире

Земли.

1










11.Человек и животные.

2

П/Р №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной»


К/Р №4 «Роль животных в природе»




12.Охрана животных.

1

П/Р № 3 «Охраняемые животные нашей местности».







13.Заключение

1+1 резерв











Календарно-тематическое планирование.




^ Тема урока

Домашнее задание

Элементы содержания изучаемого материала

Лабораторная работа

^ Практическая работа

Тип урока

Дата

Тема 1. Роль животных в природе (4 часа)


1.

Влияние растительноядных животных на растения

§1

Экология, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.




Урок изучения нового материала




2.

Роль животных в опылении и распространении растений

Растения — укрытия и жилища для животных

§2,3

Грубая растительная пища, растительноядные паразиты, расселение растений.




Урок изучения нового материала




3.

Роль животных в образовании горных пород и почвы

§4

Осадочные породы, коралловые рифы, животные – землерои, почвообразования.




Урок обобщения и систематизации знаний




4.

Влияние животных друг на друга.

§5

Хищник – жертва, пищевые связи, сожительство.




Урок изучения нового материала




^ Тема 2. Условия существования животных (7 часов)


5.

Среда обитания и условия существования

Предельные условия существования животных

§6 §7

Среды обитания, условия существования, изменчивость условий.




Урок изучения нового материала




6.

Пища животных. Способы добывания пищи.

§8,9

Гетероброды, фитофаги, зоофаги, полифаги, сапрофаги, копрофаги.




Урок – беседа




7.

Вода в жизни животных.

§10

Содержание воды, потеря воды, поступление воды, соленость, выделение и испарение.

Л/Р №1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»

Лабораторное занятие




8.

Воздух в жизни животных.

§11

Дыхание, окисление, газовый состав атмосферы.

П/Р №1 « Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни»

Практическое занятие




9.

Температура среды обитания.

§12

Хладнокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные, постоянная температура тела.

Л/Р №2 « Движение амебы при разных температурах»

Лабораторное занятие




10.

Свет в жизни животных. Жилища животных.

§13,14

Органы зрения, дневные и ночные животные, световой режим, ритмика освещенности.




Урок обобщения и систематизации знаний




11.

^ Контрольная работа №1 по теме « Условия существования животных»










Урок контроля знаний




^ Тема 3. Животный мир суши (3 часа)


12.

Животные тундры. Животные лесов умеренной зоны.

§15,16

Птичьи базары, перелетные птицы, ллеминг, песец, белый медведь, морж.

Тайга, смешанные леса, лесная подстилка, ярустность, муравейник.




Урок изучения нового материала




13.

Животные степей, саванн и прерий. Животные пустынь.

§17,18

Степи, прерии, саванны, копытные животные, хищники.

Ядовитые животные, рептилии.




Урок самостоятельной работы с учебником




14.

Животные тропических лесов. Животные горных областей.

§19,20

Лианы, тропические леса, видовое разнообразие.

Высокогорье, як, лама, кондор, снежная коза, снежный барс.




Урок изучения нового материала




^ Тема 4. Животный мир морей и рек (3 часа)


15.

Водоем как многоэтажное жилище.

§21

Этажи водоема, бентос, планктон, нектон.

Л/Р № 3 «Приспособленность организмов к жизни в воде»

Лабораторное занятие




16.

Взаимосвязи морских животных. Животные пресных водоемов.

§22,23

Коралловые полипы, прилипалы, чистильщики.




Урок обобщения и систематизации знаний




17.

^ Контрольная работа №2 по теме «Животные суши, морей и рек»










Урок контроля знаний




^ Тема 5. Животный мир почвы (1 час)


18.

Свойства почвы как среды обитания животных. Животные-землерои.

§24,25

Плотность почвы, кислородный режим, температура почвы, простейшие, споры и цисты, плодородие почвы.




Урок изучения нового материала




^ Тема 6. Сезонные изменения в жизни животных (2 часа)


19.

Спячка и оцепенение.

§ 26

Оцепенение, спячка, длина светового дня.




Урок изучения нового материала




20.

Миграции животных.

§ 27

Миграция, перелетные птицы, пролетные пути, миграция насекомых.




Урок – беседа




^ Тема 7. Взаимоотношения между животными одного вида (4 часа)


21.

«Своя» территория.

§ 28

Индивидуальный участок, охраняемая территория, позы угрозы и подчинения, жизненное пространство.




Урок самостоятельной работы с учебником




22.

Встреча будущих родителей.

§ 29

Сигналы к размножению, пахучие вещества, ухаживание, токование, турниры, выбор партнера.




Урок нового материала




23.

Взаимодействие между родителями и детенышами. Начальники и подчиненные в группах животных.

§ 30,31

Забота о потомстве, выводковые птицы, распознавание, запах, воспитание, обучение.

Вожаки, лидеры и подчиненные.




Урок обобщения и систематизации знаний




24.

^ Контрольная работа №3 по теме « Взаимоотношения между животными»










Урок контроля знаний




^ Тема 8. Отношения между животными различных видов (3 часа)


25.

Хищники и их жертвы.

§ 32

Хищники, жертвы, регуляция численности, роль хищников.




Урок изучения нового материала




26.

Животные-паразиты и животные-хозяева. Животные-нахлебники.

§ 33,34

Отношения паразит-хозяин, внутренние и наружные паразиты.

Нахлебники, квартиранты.




Урок изучения нового материала




27.

Конкурентные отношения между животными. Взаимовыгодные отношения между животными.

§ 35,36

Конкуренция, ресурсы, раздел участков питания, совместное обитание,




Урок самостоятельной работы с учебником




^ Тема 9. Численность животных (2 часа)


28.

Популяции животных.

§ 37

Ареал, неоднородность среды, плотность населения, обмен особями, популяция, численность популяции.

Л\Р № 4 « Динамика численности дрозофилы»

Лабораторное занятие




29.

Как и почему меняется численность животных.

§ 38

Колебания численности, циклические колебания, рост и сокращение популяции.




Урок обобщения и систематизации знаний




^ Тема 10. Изменения в животном мире Земли (1 час)


30.

Почему некоторые животные становятся редкими. Животные, истребленные человеком.

§ 39,40

Многочисленные и малочисленные виды, изменение условий обитания, загрязнение, деятельность человека. Красная книга.




Урок изучения нового материала




^ Тема 11. Человек и животные (2 часа)


31.

Дикие животные и человек. Одомашнивание животных. Животные в населенных пунктах и в доме человека.

§ 41-43

Источники пищи, кожи и меха, лекарств, красок.

Городские птицы и звери.

П/Р № 2 « Фенологические наблюдения за животными зимой и весной»

Практическое занятие




32.

^ Контрольная работа №4 по теме «Роль животных в природе»










Урок контроля знаний




^ Тема 12. Охрана животных (1 час)


33.

Красная книга. Заповедники и другие охраняемые территории России. Заповедные территории зарубежных стран.

§ 45-47

Охраняемые территории, заповедники, заказник, национальные парки, питомник.

П/Р № 3 «Охраняемые животные своей местности»

Практическое занятие




^ Тема 13. Подведение итогов (1 час)

34.

Заключение

Летние задания.

Обобщение по курсу экологии животных.

Экскурсия « Среды обитания животных»

Урок – наблюдение и обобщение




35.

Резервное время
















^ Основное содержание тем.
Тема 1. Роль животных в природе(4 часа)

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.

^ Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.
Тема 2. Условия существования животных (7 часов)

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных.

^ Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.

Лабораторная работа. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. Движение амебы при разных температурах.

Практическая работа. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни.
Тема 3. Животный мир суши (3 часа)

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.

^ Основные понятия: птичьи базары, хищники, видовое разнообразие, рептилии.
Тема 4. Животный мир морей и рек (3 часа)

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

^ Основные понятия: этажи водоема, бентос, нектон, планктон, полипы.

Лабораторная работа. Приспособленность организмов к жизни в воде.
Тема 5. Животный мир почвы (1 час)

Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.

Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.

^ Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, почва как специфическая среда обитания животных.
Тема 6. Сезонные изменения в жизни животных (2 часа)

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

^ Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.

Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. (Учащиеся, объединившись в группы, описывают изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных — формируется умение вести долго срочные наблюдения.)
Тема 7. Взаимоотношения между животными одного вида (4 часа)

«Своя» территория. Встреча будущих родителей. Взаимодействие между родителями и детенышами. Начальники и подчиненные в группах животных.

^ Основные понятия: охраняемая территория, ухаживание, выбор партнера, вожаки, лидеры.
Тема 8. Отношения между животными различных видов (3 часа)

Хищники и их жертвы. Животные-паразиты и животные-хозяева. Животные-нахлебники. Конкурентные отношения между животными. Взаимовыгодные отношения между животными.

^ Основные понятия: отношения паразит-хозяин, конкуренция, нахлебники, квартиранты.
Тема 9. Численность животных (2 часа)

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.

^ Основные понятия: область распространения, неоднородность

среды, плотность населения, численность популяции, динамика

численности.

Лабораторная работа. Динамика численности дрозофилы.
Тема 10. Изменения в животном мире Земли (1 час)

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.

^ Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения, Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк. Экскурсия. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (памятников природы) или в краеведческий музей.
Тема11. Человек и животные (2 часа)

Почему некоторые животные становятся редкими. Животные, истребленные человеком.

^ Основные понятия: источники пищи, кожи и меха, городские птицы и звери.

Практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной.
Тема 12. Охрана животных (1 час)

Красная книга. Заповедники и другие охраняемые территории России. Заповедные территории зарубежных стран.

^ Основные понятия: охраняемые территории, заповедники, заказники, национальные парки, питомник.

Практическая работа. Охраняемые животные своей местности.
Тема 13. Подведение итогов (1 час).

Обобщение по курсу «Экология животных».

Экскурсия. Среды обитания животных.
Список литературы.
«Экология животных» 7 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолов и др. Под редакцией доктора биологических наук, профессора Н. М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 128с.

Резанов А. Г., Бровкина Е. Т.,Сивоглазов В. И. Многообразие живой природы. Животные. - М.: Дрофа. - 528 с.

Экология. Энциклопедия для детей. Том 19. М.: Аванта +, 2001.-448 с.

Д. Фанс, В. Н. Максимов, Дж. Моричи. Мультимедийный словарь по экологии, 2007.

И. М. Швец, М. З. Федорова, Т. П. Лукина и др. Экологическая составляющая курса в основной школе: Сборник программ. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 48 с.

Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. М. Швец и др. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф,

Похожие:

Рабочая программа по экологии на 2011-2012 учебный год 7 класс (базовый уровень) пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса «алгебра и начала анализа» в 10...
Министерством образования Российской федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012...
Рабочая программа по экологии на 2011-2012 учебный год 7 класс (базовый уровень) пояснительная записка iconРабочая программа курса физической культуры 1 класс Торопыно Наталья...

Рабочая программа по экологии на 2011-2012 учебный год 7 класс (базовый уровень) пояснительная записка iconРабочая программа по русской литературе 11 класс базовый уровень
Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по литературе (базовый уровень),...
Рабочая программа по экологии на 2011-2012 учебный год 7 класс (базовый уровень) пояснительная записка iconРабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)....
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы среднего полного общего образования по обществознанию...
Рабочая программа по экологии на 2011-2012 учебный год 7 класс (базовый уровень) пояснительная записка iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень)...
Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных...
Рабочая программа по экологии на 2011-2012 учебный год 7 класс (базовый уровень) пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по геометрии 8 класс учитель Щербакова Е. Н
Рабочая программа по геометрии на 2011 – 2012 учебный год для 8 класса составлена для учащихся общеобразовательной школы на основании...
Рабочая программа по экологии на 2011-2012 учебный год 7 класс (базовый уровень) пояснительная записка iconРабочая программа химия 10 класс средняя (полная) ступень, базовый...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Москва, Просвещение, 2010
Рабочая программа по экологии на 2011-2012 учебный год 7 класс (базовый уровень) пояснительная записка iconРабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику...
Рабочая программа по экологии на 2011-2012 учебный год 7 класс (базовый уровень) пояснительная записка iconРабочая программа по литературе класс: 6 базовый уровень
В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин «Литература. 6 класс», М., «Просвещение», 2011
Рабочая программа по экологии на 2011-2012 учебный год 7 класс (базовый уровень) пояснительная записка iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена...
География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс./ Программа для оу. География. 6-11 классы общеобразовательных учреждений
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница