Психологическая служба моу «сош №9» педагог-психолог: Есенжанова А. А. Психолого-педагогические особенности пятиклассников




НазваниеПсихологическая служба моу «сош №9» педагог-психолог: Есенжанова А. А. Психолого-педагогические особенности пятиклассников
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
Психологическая служба МОУ «СОШ № 9»

педагог-психолог: Есенжанова А.А.
Психолого-педагогические особенности пятиклассников
В психолого-педагогической литературе часто школьникам возраста, переходного из младшей в среднюю школу, приписывают черты или 10-летних детей (младших школьников), или 12-летних (подростков). Но возраст 10-12 лет оказался «ничьей землей» в возрастной психологии.

С одной стороны, находясь в предкритической фазе, дети становятся неуправляемыми. Но одновременно они удивительно гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества.

^ Основные психологические новообразования:

  1. Произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее опосредование.

  2. Осознание своих собственных изменений, развитие рефлексии.

Центральное и важнейшее, по мнению целого ряда авторов, психологическое новообразование – это так называемое «чувство взрослости» как результат осознания своих изменений, развития рефлексии в сфере самосознания. Проявляться это новообразование должно в следующем:

  1. Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности. Предпосылкой успешной адаптации к обучению в средней школе является решение главной задачи учения школьника – стать субъектом собственной учебной деятельности: принять и понять смысл учения для себя, научиться осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формировать и регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием и др. Ведущим учебным мотивом в этом случае станет для пятиклассника мотив собственно познавательный.

  2. Новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам. Новое отношение к школе – это прежде всего ответственная осознанная позиция школьника, позиция субъекта внутришкольных отношений. Другое отношение к педагогам заключается в переходе от чисто ролевых, конформных со стороны ребенка отношений к отношениям межличностным. Школьнику предстоит занять самостоятельную, во многом равноправную позицию и научиться сочетать ее с уважением к мнению старшего.

  3. Новая личностная позиция по отношению к сверстникам. Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять в новом социальном микросообществе устраивающее его статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.

В целом готовность ребенка к переходу к обучению в средней школе можно представить в психолого-педагогическом статусе пятиклассника.
^ Психолого-педагогический статус пятиклассника


Психологические параметры школьного статуса ребенка

Психолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик

1. Познавательная сфера





1.1.Произвольность психических процессов

Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче.

1.2.Уровень развития мышления

Владение приемами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями.

1.3.Сформированность важнейших учебных действий

Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков.

1.4.Уровень развития речи

Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращенной к школьнику. Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств). Грамотность и богатый словарный запас устной речи.

1.5.Уровень развития тонкой моторики

Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда.

1.6.Умственная работоспособность и темп умственной деятельности

Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом.

2. Поведение:





2.1.Взаимодействие со сверстниками

Установление адекватных отношений со сверстниками во время учебных занятий и вне их. Способность к установлению межличностных отношений со сверстниками.

2.2.Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом.

2.3.Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения.

2.4.Активность и автономность поведения

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

3. Особенности мотивационно-личностной сферы:




3.1.Наличие и характер учебной мотивации

Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний.

3.2.Устойчивое эмоциональное состояние в школе

Отсутствие выраженных противоречий между:

-требованиями школы (педагога) и родителей;

-требованиями взрослых и возможностями ребенка.

4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе:




4.1.Отношения со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей.

4.2.Отношения с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами.

4.3.Отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя».

4.4.Отношение к себе

Устойчивая положительная самооценка

Похожие:

Психологическая служба моу «сош №9» педагог-психолог: Есенжанова А. А. Психолого-педагогические особенности пятиклассников iconПедагогические Чтения «Как любить детей»
Стало традицией собираться на Международные Педагогические Чтения в завершение зимних каникул с 9 по 11 января каждого года. В этом,...
Психологическая служба моу «сош №9» педагог-психолог: Есенжанова А. А. Психолого-педагогические особенности пятиклассников iconПлан работы социально-психологической службы моу оош №21 на 2011-2012 учебный год
Изучать психолого-педагогические особенности детей и их микросреду, условия жизни
Психологическая служба моу «сош №9» педагог-психолог: Есенжанова А. А. Психолого-педагогические особенности пятиклассников iconОтветственный: педагог-психолог Ахрарова О. Н
План психолого-педагогических мероприятий в рамках городской образовательной акции «Защита»
Психологическая служба моу «сош №9» педагог-психолог: Есенжанова А. А. Психолого-педагогические особенности пятиклассников icon6. Педагог-психолог оказывает содействие формированию развивающего...
Педагог психолог работает в тесном контакте с педагогическим коллективом образовательного учреждения и родителями
Психологическая служба моу «сош №9» педагог-психолог: Есенжанова А. А. Психолого-педагогические особенности пятиклассников iconПлан работы педагога – психолога с учащимися пятых классов в 2013 – 2014 учебном году
Цель: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации пятиклассников при переходе в основную...
Психологическая служба моу «сош №9» педагог-психолог: Есенжанова А. А. Психолого-педагогические особенности пятиклассников iconПлан мбоу «сош №8» по проведению акции «Молодёжь выбирает жизнь»...
Педагог – психолог Смагина Татьяна Владимировна, социальный педагог Соболева Ирина Николаевна
Психологическая служба моу «сош №9» педагог-психолог: Есенжанова А. А. Психолого-педагогические особенности пятиклассников iconКомитет образования прика з
Моу «Гимназия №1», моу «сош №18», моу «сош №19», моу «сош №20», моу «сош №21», моу «сош №22», моу «Лицей №1», моу «Гимназия №2»,...
Психологическая служба моу «сош №9» педагог-психолог: Есенжанова А. А. Психолого-педагогические особенности пятиклассников iconОтчёт о работе педагога-психолога моу сош №4 за 2007 2008 учебный год
В 2007 – 2008 учебном году психологическая служба школы ставила перед собой следующие задачи
Психологическая служба моу «сош №9» педагог-психолог: Есенжанова А. А. Психолого-педагогические особенности пятиклассников iconТема проекта
Аются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные...
Психологическая служба моу «сош №9» педагог-психолог: Есенжанова А. А. Психолого-педагогические особенности пятиклассников iconПсихолого-педагогические условия
Психолого- педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница