Жанр Книга отзывов и предложений в коммуникативном аспекте




НазваниеЖанр Книга отзывов и предложений в коммуникативном аспекте
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипКнига
Шуматова Т.В.

Жанр Книга отзывов и предложений в коммуникативном аспекте

Современное общество существует в условиях интенсивной коммуникации, считается, что в основном печатной и устной. Эти виды коммуникации давно привлекли к себе внимание исследователя, они и сейчас освещаются в лингвистике широко, конечно, уже на новом витке развития науки. Современный человек – это не только самый говорящий, но и самый пишущий [1]. Поэтому вполне закономерно обращение к новой области знаний, направленной на изучение образцов разговорной речи, облаченных в письменную форму; в современной лингвистике этот объект был номинирован как Естественная Письменная Русская Речь (далее ЕПР). Эта область знаний была открыта и представлена проф. Н.Б. Лебедевой как заслуживающая научного внимания на современном этапе развития науки не меньше (если не больше), чем, например, когнитивная лингвистика.

В этой статье нами рассматривается жанроведческий аспект изучения ЕПР на примере жанра Книга отзывов и предложений (далее КОП). В центре любой коммуникации находится человек, необходимость изучения жанров речи в письменной форме (также как и в устной) через призму междисциплинарных связей обусловлена принципом антропоцентризма во взаимодействии. Книга отзывов и предложений функционирует на границах лингвистики, культурологии, социологии, психологии и других наук.

Обратимся к социологолингвистическим основам этого жанра. На наш взгляд, закономерным является обращение к связям лингвистики и социологии (в рамках данного жанра), потому что, несмотря на то, что все перечисленные науки имеют в качестве объекта исследования человека, и данные для них могут «черпаться» из образцов естественной письменной речи людей (но каждая наука расставляет свои акценты, предмет не равен объекту), прямо на формирование жанра КОП повлиял именно предмет социологии (человек социальный). Рассматриваемый жанр является одним из явлений социальной коммуникации, которая осуществляется в сфере предоставления материальных и духовных благ; это взаимодействие может быть представлено в следующей схеме 1:

  1. - адресант социальной коммуникации, обозначенной 5;

2- сообщение, направленное адресату коммуникации 5 (имеет трехчастную структуру, любая из данных частей в равной степени относится к объектам, обозначенным на схеме, как 3,4; КОП рассматривается в пределах данной коммуникации как денотат);

3-4 - равноправные адресаты коммуникации 5, и одновременно 3 – адресант, 4 – адресат коммуникации 6;

5- коммуникация, осуществляемая между 1-3 и 1-4;

6- социальная коммуникация, осуществляемая между 3 и 4; она осуществляется в двух формах – 7 (товарно-денежные отношения); 8 – речевая коммуникация, осуществляемая в рамках жанра ЕПР – Книга жалоб, отзывов и предложений;

7- сообщение-предмет действительности, направленный адресату коммуникации 6 (предмет товарно-денежных отношений);

8- совокупность речевых сообщений, направленных адресантом коммуникации 6.

1
2

5

3

4


8







6

Проанализировав схему, приходим к выводу, что изучаемый жанр ЕПР фиксирует речевую коммуникацию между потребителем и лицами, представляющими сферу торговли, услуг. На сегодняшний день в структуре социальной коммуникации это речевое взаимодействие осуществляется параллельно с коммуникацией, обозначенной 5, и с осуществлением товарно-денежных отношений (в узком смысле слова), в то же время, эти два вида коммуникации являются двигателем для развития (и вообще функционирования) речевого взаимодействия в рамках жанра Книги. Таким образом, Книга отзывов и предложений является одновременно и элементом коммуникации, осуществляемой между стороной-адресантом «Чиновник» и сторонами-адресатами «Лицо, предоставляющее услуги» и «Потребитель», и субстратом-носителем речевой коммуникации между «Потребителем» и «Лицом, предоставляющим услуги». С собственно лингвистической точки зрения нас интересует речевая коммуникация, зафиксированная на субстрате Книга. КОП – одна из форм контроля Чиновником сферы услуг, иначе говоря, данный вид взаимодействия организуется «по желанию» стороны «Чиновник», то в структуре жанра закономерно присутствие этой стороны, как задающей условия, схема потенциального взаимодействия может быть представлена следующим образом:

Схема 2

Предложенный шаблон задает набор информации, которой должны обменяться ^ Адресат и Адресант, сама модель подразумевает стиль официально-делового общения. Но, в связи с тем, что одна из взаимодействующих сторон в большинстве случаев профессионально не владеет навыками работы в официально-деловой сфере, имея лишь не закрепленные опытом знания (иногда смутные представления) о том, что такое деловой язык, осуществляется взаимопроникновение делового языка и речи рядового носителя языка в его естественном проявлении (см. рис.1).

рис.1

Данное заявление представляет собой разговорную речь с «вкраплениями» слов делового языка (выбор товара, обслуживание, персонал). Наличие этих слов, видимо, объясняется тем, что это ключевые концепты, маркирующие сферу взаимодействия Покупатель-Продавец, и адресант осознает, что он часть этой коммуникации, но не владеет навыками общения в этой сфере в качестве равноправной стороны, поэтому он пытается включать собеседника в сферу личного взаимодействия, в «личную сферу» [2]. Это лишь один из вариантов взаимодействия деловой и естественной речи, обусловленный, с одной стороны, социальной коммуникацией, в которую включены адресант и адресат, с другой – элементами культуры и психологии, которые влияют на содержательную сторону КОП, «наделяя» этот жанр ментальными характеристиками. Наиболее перспективным нам кажется изучение данного жанра в рамках коммуникативного подхода с опорой на лингвоперсонологические, культурологические, психологические и социологические элементы, формирующие жанр, а потом им зеркально отражаемые.

Литература:

  1. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования //Вестник БГПУ: гуманитарные науки. 2001, №1.

  2. Культурные практики толерантности в речевой коммуникации: Коллективная монография /Отв. ред. Н.А. Купина и О.А.Михайлова – Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 2004. – с.482-490.

Похожие:

Жанр Книга отзывов и предложений в коммуникативном аспекте iconДокументация о запросе предложений
Медицинское оборудование согласно Технической части документации о запросе предложений
Жанр Книга отзывов и предложений в коммуникативном аспекте iconДокументация о запросе предложений
Легковой автомобиль Skoda Octavia комплектация Ambition+WR1, согласно Технической части документации о запросе предложений
Жанр Книга отзывов и предложений в коммуникативном аспекте iconИспользование пластелинографии в развитии дошкольника «Лишь дай нам...
Пластилинография – это один из сравнительно новый жанр (вид) в изобразительной деятельности. Этот жанр представляет собой создание...
Жанр Книга отзывов и предложений в коммуникативном аспекте iconИзвещение о проведении открытого запроса предложений
Субподрядчиков к участию в открытом запросе предложений на право заключения Договора на выполнение следующих работ: «Модернизация...
Жанр Книга отзывов и предложений в коммуникативном аспекте iconУчебникуРазумовской М. М. Тема урока : Виды сложных предложений с союзной связью
Определить границы предложений, их структуру, средства связи и попытаться определить тему, тип, цели и задачи урока
Жанр Книга отзывов и предложений в коммуникативном аспекте iconМаоу «Гимназия №1» Протокол №1 от «15»
Открытый запрос предложений (далее по тексту – запроса предложений) не является разновидностью торгов и не попадает под регулирование...
Жанр Книга отзывов и предложений в коммуникативном аспекте iconЛитература С. 229-245 выразительно читать, отвечать на вопросы С....
Составить 5 предложений с деепричастными оборотами, выполнить синтаксический разбор этих предложений (4)
Жанр Книга отзывов и предложений в коммуникативном аспекте iconКнига Иова русская книга
Из древних её толковали Ефрем Сирин, Григорий Великий, Августин Блаженный, Маймонид и др. Книга Иова, за исключением пролога и эпилога,...
Жанр Книга отзывов и предложений в коммуникативном аспекте iconРассмотрения предложений участников запроса о цене контракта
Комиссией муп «жкх города Туапсе» проводилось рассмотрение поданных заявителями (претендентами) предложений о цене контракта по лотам...
Жанр Книга отзывов и предложений в коммуникативном аспекте iconКаков жанр произведения?

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница