Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего и внутреннего строения.




НазваниеТема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего и внутреннего строения.
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Цель: создать условия для изучения особенностей строения и передвижения пресмыкающихся и выявления черт приспособленности к условиям окружающей среды, усложнения организации по сравнению с земноводными на примере прыткой ящерицы; развития любознательности, умения сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, работать с учебниками, работать в группах, умения оценивать себя и своих товарищей, воспитания экологически-грамотного поведения в природе.

^ Средства обучения: мультимедийная презентация, таблица “Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся”.

^ Ход урока

1.Организационный момент.

2. Изучение новой темы. а) Вводная часть.

Сегодня речь пойдёт об удивительных животных.

О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:

  • способными к гипнотическому взгляду (змеи)

  • долгожителями (черепахи)

  • ужасно кровожадными (крокодил)

  • быстрыми и юркими (ящерицы)

  • ужасно переменчивыми (хамелеон)

  • некоторые из них стали символом медицины.

- Кто эти таинственные животные (Пресмыкающиеся)

Что вам уже известно о пресмыкающихся?

- Почему группу животных, о которых мы говорим сегодня, так называют?

б) Создание проблемной ситуации.

290 млн. лет назад вслед за влажным каменноугольным периодом, где господствовали земноводные, наступает время засушливого пермского и юрского периода.

- Кто же смог выжить в таких условиях? Почему? (Формулируется основополагающий вопрос темы)

Ставлю вам проблему, которую вы должны будете решить в конце урока: Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?

3. Рассказ учителя об особенностях строения и скелета пресмыкающихся.

Современные пресмыкающиеся образуют 4 отряда: чешуйчатые, крокодилы, черепахи и клювоголовые.

1.отделы тела, покров. линька

2. что нового появляется в скелете (мыщелок, подвижных позвонков, ребра, грудная клетка)

1. Возраст черепахи можно узнать по годовым кольцам на панцире. Панцирь у черепахи срастается с позвоночником, поэтому вылезти из панциря она не может. Самые старые представители рептилий – крокодилы и черепахи. Они ровесники динозавров и практически не изменились с тех пор внешне. Ящерица отбрасывает свой хвост потому, что позвонки хвостовые не срастаются прочно. Делает это она с помощью сильного сокращения мышц под влиянием нервного раздражения. Такое явление называется самокалечение или автотомия. Хамелеон меняет окраску благодаря гормонам в коже. Крокодилы и черепахи не линяют

2. Ребра змеи не срастаются с грудиной, челюсти: верхнее и нижнее расходятся на 180 градусов, а правая половинка отходит от левой при проглатывании пищи. У змеи в теле сохранились кости - остатки задних конечностей.

  1. Пищу заглатывают целиком, не прожевывая, долгое время не едят. Есть ядовитые железы у змей и ядовитый зуб, позади которого и находятся железы, а в зубе ядовитый канал.

  2. У крокодилов 4 камерное сердце, но кровь разносится по организму все равно смешенная, а частая артериальная только к голове.

  3. Левое легкое у змеи недоразвито.

  4. Т.к. кожа сухая и очень плотная, потовые железы отсутствуют. Крокодил удаляет из организма вредные вещества не только с помощью мочи, но и с помощью крокодильих слез.

  5. Век у змей нет, а есть прозрачная кожная пленка, покрывающая глаз, поэтому видят они плохо, почти не слышат, т.к. у них только внутреннее ухо, среднего нет. Зато они улавливают

  6. звук, через почву брюшной частью тела. Длинный раздвоенный язык – орган осязания и химического чувства. На лице – лицевые явки – термолокатор.

  7. Яйца откладывают в кучах, где сохраняется тепло. Черепахи откладывают яйца на возвышенности и молодняк, вылупившись, направляется с горки вниз инстинктивно.

  1. Итак, какие же системы органов изменились у сухопутных по сравнению с водными животными? Почему? Вернемся к нашей проблеме. «Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?» Сухая кожа, линька, шея, когти, третье веко. Какие особенности внутреннего строения помогли им выжить?

Появление коры из серого вещества на полушариях большого мозга, лучше развит мозжечок и передний мозг, есть грудная клетка, ячеистые легкие, размножение не связано с водой, внутреннее оплодотворение, развитие эмбриона в яйце, защищенном от высыхания специальными оболочками (белковой, кожистой и у многих – известковой скорлупой), появление перегородки в желудочке сердца (кровь более насыщена кислородом, чем у земноводных).

Мы убедились, что у пресмыкающихся произошли прогрессивные изменения в строении внутренних органов, вызванные наземным образом жизни и их поэтому называют настоящими сухопутными животными.

4. загадки.

Подрастала – хвост растила, платье темное носила.

Подросла – зеленой стала, хвост на весла поменяла. (лягушка)

Покрупнее чем лягушка, пучеглазая подружка,

И, конечно, все слова заменяет словом «ква». (жаба)

Головастики спешат превратиться в … (лягушат)

Амазонку, Конго, Нил любит грозный … (крокодил)

Змея вся в пятнах как жираф зовется именем…. (удав)

Их портрет довольно прост: к голове приделан хвост.

Вот и все. Ни лап, ни шеи, потому что это… (змеи)

Закрепим наши знания.

  1. Найди ошибку в тексте.

У лягушки выпуклые глаза, их прикрывают верхние веки с ресницами.

Змеи тщательно пережевывают свою добычу.

Тело лягушки покрыто слизью, что предохраняет кожу от высыхания

У ящериц в сосудах течет чисто венозная и чисто артериальная кровь

Окраска у лягушки яркая, привлекающая насекомых, которыми она питается

У змеи все ребра срослись с грудиной, что помогает ей извиваться.

Ограничивающим фактором в размножении лягушки является вода.

Легкие пресмыкающихся мелкие, плохо развитые, это мешки в виде двух пузырей.

2. Вывод:

Продолжите мысль:

Пресмыкающиеся – это удивительные животные, потому что…

3.Домашнее задание

Задание самым любознательным: узнать интересные факты из жизни пресмыкающихся. Параграф 40, ответы на вопросы

4. Оценка знаний.

 

 

 

 

Похожие:

Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего и внутреннего строения. iconПроверочная работа по теме: «класс пресмыкающиеся, или рептилии»...

Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего и внутреннего строения. iconТема Урок
Отдел Голосеменные растения. Особенности их строения и жизнедеятельности, происхождения
Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего и внутреннего строения. iconКалендарно-тематическое планирование по химии 11 класс
Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Зависимость свойств углеводородов от их строения
Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего и внутреннего строения. iconУчебник. Тема «Спирты»
Особенности строения молекулы спиртов (указать вид химической связи внутри молекулы и между молекулами спирта)
Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего и внутреннего строения. iconПрактическая работа Тема. Особенности рельефа янао. Цель работы: при
Цель работы: при выполнении заданий Вам предстоит выяснить особенности строения, размещения крупных форм рельефа и причины, их обусловившие;...
Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего и внутреннего строения. iconПлан-конспект урока по биологии с учащимися 7 класса тема урока :...
Тема урока: Класс Двудольные, характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых
Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего и внутреннего строения. iconДоклад «Личность учащегося цель образовательной системы»
Общее воплощается в единичном. Самодеятельность и творчество выступают в качестве основного способа существования и развития индивидуальности...
Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего и внутреннего строения. iconТематическое планирование по органической химии для 10 класс
Тема Предмет органической химии. Теория строения органических веществ. (профиль -15 часов), (базовый уровень – 4 часа)
Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего и внутреннего строения. iconПрограмма неорганическая химия 8 класс (2 ч в неделю; всего 68 ч,...
Практические занятия. Приемы обращения с лабораторным штативом и нагревательным прибором (спиртовкой, газовой горелкой или электронагревателем);...
Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего и внутреннего строения. iconУрок сообщения новых знаний
Цель урока: изучить особенности строения атомов металлов, их свойства, получение
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница