Рейтинговая система оценки достижений учащихся как средство формирования их успешности




НазваниеРейтинговая система оценки достижений учащихся как средство формирования их успешности
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИХ УСПЕШНОСТИ

Кононова О. Н.

МОУ «СОШ №7»

Необходимость «оценочных реформ» в современной школе вызвана поиском новых критериев образованности и новых стимулов к эффективному обучению. Сегодня и выпускающая учеников средняя школа, и принимающая их затем высшая заинтересованы в объективной фиксации целого спектра индикаторов, а если сказать проще, - не только знаний и умений, но и культурного кругозора, творческих возможностей, навыков общения, личностного потенциала и др. Именно оценивание должно стать системой, обеспечивающей развитие определенных (приоритетных для нашего времени) качеств учащихся.

Реформирование системы оценивания привело к расширению границ и гуманизации балльной оценки (безотметочная система, пролонгированное оценивание (накопительный рейтинг), многобалльная система, рейтинговая система оценивания, кредито-зачетная система).

В поисках новых критериев оценивания, я обратилась к рейтинговой системе оценивания и благодаря опытно-экспериментальной работе апробировала и внедрила её на уроках русского языка в 9-11 классах. Я предположила, что рейтинговая система оценки будет служить средством успешности школьников, если организовать текущий контроль, итоговый контроль успеваемости обучающихся, ввести поощрительные и штрафные баллы следующим образом:

- для текущего контроля (устные ответы, домашние работы, письменные контрольные и самостоятельные задания, индивидуальные задания различной сложности)

  • ввести 15-балльную шкалу оценивания;

  • разработать показатели для текущей оценки учебно-познавательной деятельности;

  • ввести систему проверочных работ, дублирующих домашние задания и оценивать их по 12-балльной шкале;

  • проводить контрольные и самостоятельные работы как стандартного, так и повышенного уровня (стандартные работы оценивать по 12-балльной шкале, повышенной трудности оценивать по 15-балльной шкале);

Показатели для оценивания



Показатели для текущей оценки учебно-познавательной деятельности обучающихся

Баллы

Показатели для оценки домашней работы обучающихся

Баллы

1

Узнавание

1-4

Узнавание

1-3

2

Понимание

5-7

Понимание

4-6

3

Воспроизведение

8-12

Простое воспроизведение

7-9

4

Применение

13-15

Воспроизведение с элементами нового

10-12




  • пересматривать работу ученика, если сумма баллов критическая, с целью добавления балла во избежание механического решения;

  • сохранить за учащимися право на дополнительную индивидуальную работу дифференцированного характера

- для итогового контроля

  • итоговая годовая оценка определяется как среднее арифметическое баллов промежуточной аттестации;

  • выводить оценку за полугодие без сдачи зачета, если сумма баллов за тему равна 90% и более;

  • годовые контрольные работы проводить в форме тестирования, содержащего 3 уровня сложности в соотношении 75% - 50% - 25%.

Ввести систему поощрительных баллов с целью стимулирования различных индивидуальных творческих способностей школьников:

  • за активное участие во внеурочной работе по предмету,

  • за попадание в пятерку лучших учащихся на городских конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, проводимых управлением образования,

  • за успехи в региональных, всероссийских конкурсах.

Ввести систему штрафных баллов. За неготовность к уроку (отсутствие необходимых учебных принадлежностей, невыполнение задания к данному уроку и т.п.) от набранных баллов на данном уроке отнять 1-2 балла. Эти штрафные баллы учитываются только при оценке учебно-познавательной деятельности учащихся на отдельном конкретном уроке. В случае, когда домашняя работа без уважительных причин сдана в течение трех дней после установленного срока, она оценивается на 2 балла ниже. Домашняя работа, которая сдана позже трех дней по неуважительным причинам не оценивается. Индивидуальная самостоятельная работа по выбору учащегося, выполненная и сданная позже установленного срока по неуважительным причинам не оценивается. Нужно отметить, что в разработке системы поощрительных и штрафных баллов активное участие принимали сами ученики.

В процессе эксперимента весь курс русского языка в 10-11 классах был разбит мною на 6 модулей (тем). В начале каждого модуля после постановки цели и задач учащимся предлагалась небольшая самостоятельная работа, позволяющая выявить готовность к изучению модуля (знания, умения, необходимый опыт, творческий потенциал) – начальная диагностика. На каждом последующем уроке осуществлялся контроль, самоконтроль и взаимоконтроль при помощи тестов (кратковременных или на весь урок), устного опроса (в парах), контрольного домашнего задания и др. В зависимости от учебной программы определялось количество измерений, устная, письменная, практическая или комбинированная форма и наиболее целесообразные методы проверки. Результаты каждого вида работы системно структурировались в таблицы, вывешивались в классе, при этом указывался балл и оценка за работу. Учащиеся имели возможность систематически получать информацию, узнавать свой рейтинг, брать дополнительное задание по сложным темам для того, чтобы устранить пробелы в знаниях путем самостоятельной работы, тем самым увеличить свой рейтинг.

Таким образом, неопределенная оценка заменилась оценкой совершенно ясной с точки зрения её содержания. Это осуществилось за счет того, что:

  • ученик до начала работ знал и понимал критерии оценки (определенность);

  • содержание оценки не вызывало разногласий между учеником и учителем (объективность);

  • у школьника имелась возможность дать своим действиям аргументированную самооценку (рефлексивность);

  • содержание оценки соответствовало содержанию обучения (адекватность);

  • предлагались различные уровни выполнения работы.

Благодаря внедрению рейтинговой системы оценивания учащиеся стали уделять больше времени самостоятельной работе, стремиться к выполнению дополнительных видов заданий, участвовать во внеурочной работе по предмету, в различных конкурсах, соревнованиях, успешно сдали ЕГЭ по русскому языку.

Из всех систем оценивания знаний, на мой взгляд, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания  учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, является важнейшим фактором, который организует, направляет и стимулирует процесс развития ученика, исходя из его возрастных и индивидуальных способностей.

Похожие:

Рейтинговая система оценки достижений учащихся как средство формирования их успешности iconРейтинговая система оценки как средство повышения эффективности урока...
Проблема успешного усвоения дисциплин остается наиболее значимой, и не только для педагогов. Специфика работы учителей заставляет...
Рейтинговая система оценки достижений учащихся как средство формирования их успешности iconСистема оценки достижений планируемых результатов освоения основной...
С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система...
Рейтинговая система оценки достижений учащихся как средство формирования их успешности iconБогуцкого Бобкова Юлия Валерьевна
Рейтинговая система оценивания система знаний и умений учащихся по информатике посредством формирования икт-компетентности учителя...
Рейтинговая система оценки достижений учащихся как средство формирования их успешности iconЗадачами проведения оценки и учета внеурочных достижений: поддержка...
Настоящее Положение об учете внеучебных достижений учащихся мбоу «Солоновская сош» (далее Положение), определяет основания, порядок...
Рейтинговая система оценки достижений учащихся как средство формирования их успешности iconЗадачами проведения оценки и учета внеурочных достижений
Настоящее положение о системе оценки и учета внеучебных достижений учащихся моуоо "Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа...
Рейтинговая система оценки достижений учащихся как средство формирования их успешности iconСистема контроля и оценки знаний
За основу взята балльно-рейтинговая система Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий,...
Рейтинговая система оценки достижений учащихся как средство формирования их успешности iconПрограмма развития мбоу сош №1 им. Н. К. Крупской «Формирование универсальных...
...
Рейтинговая система оценки достижений учащихся как средство формирования их успешности iconПрограмма коррекционной работы. Система оценки достижений планируемых...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени ноо
Рейтинговая система оценки достижений учащихся как средство формирования их успешности iconОсновная образовательная программа для начального общего образования...
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений 30
Рейтинговая система оценки достижений учащихся как средство формирования их успешности iconТехнология модульного обучения
Модульная технология – сочетание целей, принципов, способов проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница