Конспект урока математики в 1 классе




НазваниеКонспект урока математики в 1 классе
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипКонспект

Конспект урока математики в 1 классе


Тема: Сложение

Математика (1 класс. Н.Б. Истомина)

Тема. Смысл сложения. Выражение. Равенство

Цели: 1)Разъяснить смысл действий сложения и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на основе взаимосвязей сложения натуральных чисел с операцией объединения попарно непересекающихся конечных множеств, легко интерпретируется на действиях с предметами;

2)развитие мыслительных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

3)способствовать воспитанию бережного отношения к дарам природы.

Оборудование:

таблички со словами: выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенства; кодоскоп с заданиями на пленке, таблица «Грибы», счетный материал (белки и грибы (30 шт.), наборное полотно, калькуляторы, корзинки, кондитерские грибы, на ватмане рисунок Старичка - моховичка, схема объединения множеств.

^ Ход урока.

I.Оргмомент.

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

II.Устный счет.

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Приглашаю вас, друзья,

По грибы сегодня я.

Очень хочется узнать,

Кто их может собирать

И, конечно, различать.

А в лесу нас с вами ждет

Старичок - моховичок.

Приготовил он заданья.

На смекалку и на заданья.

1.По тропинке вместе с нами

Идут числа в два ряда.

Старичок желает знать,

Где здесь натуральный ряд.

(на пленке 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

кодоскопа:9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)

-Почему этот ряд № ? Что обозначают точки…?

-Сравните эти ряды, что вы заметили?

(в 1-ом ряду числа расположены в порядке возрастания,

в 2-ом ряду в порядке убывания)

2.^ Коля с мамой в лес ходил,

Там грибы он находил,

А когда домой пришел,

Все грибы сложил на стол.

Тут сестренка его Оля,

Принялась считать их вскоре.

Помогите, дети, Оле

Сосчитать грибы у Коли.

( счет до 10 в прямом и обратном порядке)

-Назову я вам число,

Всем известное оно.

^ Попрошу вас не зевать

«Соседей» у числа назвать.

У 4 ? 7 ? 9 ?

3.Белочки грибы сушили,

Ну, а посчитать забыли.

Кто ответит быстро, детки,

Хватит ли грибов всем белкам?

(на наборном полотне 6 белок и 7 грибов)(Хватит)

Как узнали, объясните?(установили соответствие)Свое мнение докажите. (у доски показывают). Как сделать поровну?

^ Калькуляторы возьмите,

Число цифрой покажите.

Сколько белок? (6)

А грибов? (7)

Белок 6, а грибов 7,

Какой вывод ясен всем (6<7, а 7>6)

4.^ Вот на солнечной полянке

Повстречались нам грибы.

Поразмыслите, ребятки,

Что за группы здесь даны?

(1 группа – съедобные и несъедобные

2 группа – большие и маленькие

3 группа – по 2 грибка и по одному)

-Каких грибов больше больших или маленьких?

-Съедобных или несъедобных? Назовите их.

^ Вижу можете, ребятки,

Вы грибочки различать,

Ну, а кто же мне подскажет,

Как грибочки собирать?

(срезать аккуратно, не повреждая грибницу, брать только хорошо известные грибы, не сбивать ногой несъедобные грибы – это вкусная и полезная еда для лесных жителей)

^ 5.Вот рисунок перед вами,

А задачу составьте сами.

-Как узнали? Почему прибавили?

6.На полянке у дубка

Еж увидел 2 грибка,

Походил вокруг осин

И нашел еще один.

Ну-ка, кто считать готов,

Сколько еж нашел грибов?

III.Сообщение темы и целей урока.

Нам решение задач не составило затрудненья,

Если выучим мы с вами действия сложения.

Познакомимся с названием компонентов при сложении

И научимся записывать математические выражения.

Вы узнаете, друзья, что такое равенства

И чем неверные от верных равенств отличаются.

^ IV.Новый материал.

(Выходят мальчик и девочка с корзинками).

Дети в лес пошли гулять

И грибочки собирать.

Повезло вначале Саше.

3 грибка нашел он сразу.

Даша тоже не отстала,

2 грибочка увидала

И в корзиночку поклала.

Стали дети их считать:

1, 2, 3, 4, 5

Ребятишкам повезло

Пять хорошее число.

Нам придется выяснять,

Как же получилось пять?

(К 3 прибавили 2)

-Почему прибавили?

Действия Саши и Даши, без сомнения, можно записать математическим выражением.

-Откройте кассы. Сколько грибов собрал Саша? (3)

-Сколько нашла Даша? (2)

(Учитель на доске, а дети на наборном полотне выставляют чиста 3 и 2)

-Что мы сделали с их грибами? (Объединили)(учитель показывает схему)

-Множество Сашиных и Дашиных грибов объединили в одно множество. Сложить - это значит объединить два множества в одно.

-Что значит сложить?

-В математике для обозначения этого действия используют знак сложения «+» называется плюсНайдите его в своих кассах, поставьте между числами 3 и 2. Получилась запись: 3+2 – это выражение. Такие выражения называются сумма, а числа, которые складываются – слагаемые.

-Как называется эта запись? выражение? числа?

-Эти выражение читают по разному:

3 плюс 2; к 3 прибавить 2; сумма чисел 3 и 2;

I слагаемое 3, II слагаемое 2.

-Кто сможет прочитать по-разному выражение?

5+3

Физминутка.

Мы грибочки собирали

^ И немножечко устали.

А сейчас мы дружно встанем

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поднимись.

Ручки вверх и ручки в бок.

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку:

Молодцы, мои зайчишки.

Замедляем, зайки, шаг

И на месте стой. Вот так

А сейчас мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

V.Закрепление.

1) Работа по учебнику с. 40 № 80

-Расскажите, что делают Маша и Миша? (Из двух банок объединяют рыбок в одном аквариуме)

^ VI.Новый материал.

1)– Давайте найдем результат действий Саши и Даши.- Как вы узнали? (посчитали)

2)– Выложите слева 4 кружка, справа 2 квадратика.

-Сколько всего фигур? (считают справа налево и наоборот)

3)– Установите соответствие между результатом действий Миши и Маши и рисунками.

-Результат сложения называется значением суммы.

(учитель показывает схему):

-Как вы думаете, равны они между собой?

-Для обозначения равенства в математике используется знак «=».

Найдите его в кассах

-Эта запись называется равенство.

-Запишите это равенство в тетради: 3 + 2 = 5

-Дайте название каждому числу.

4) –Запишите выражение и найдите значение:

1-ое слагаемое 4, 2-ое слагаемое 2; сумма чисел 5 и 3. (4 + 2 = 6; 5 + 3 = 8) – Придумайте свои равенства.

5) - Посмотрите на доску (по кодоскопу), что здесь записано?  (равенства) 4 + 3 = 7   3 + 4 = 6  3 + 4 =7

-Нет ли здесь ошибок?

-Как это проверить? (По числовому лучу).

-Кто объяснить как? (показывает по лучу).

-Равенства, у которых сумма чисел и значение суммы равны, называются верными; если не равны – неверными. Запишите самостоятельно только верные равенства.

-Какие бывают равенства? Как это проверить?

^ VII Закрепление.

1)Работа в тетради. Н.Б. Истоминой № 1

2)Игра «Собери грибы». (на магнитной доске)

Проведем соревнования

И проверим ваши знанья.

^ На каком ряду у нас

Грибники высокий класс?

VIII. Подведение итогов.

Наш урок к концу подходит,

Старичок итог подводит.

-С каким действием вы познакомились?

-Как называется числа при сложении?

-Как называется эта запись? (6 + 3 = 9)

-Какие бывают равенства?

IX. Оценка и анализ работы.

^

Внеклассное мероприятие по природоведению


ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СУД»

3 класс (1-3)

Цели:

1) сформировать представление о состоянии экологии на Земле;

2) познакомить с мерами по охране природы;

3) развитие эмоциональной сферы, наблюдательности, мышления, воображения, чувства эмпатии;

4) способствовать воспитанию эстетического отношения к природе, хозяйственного подхода к использованию природных богатств, ответственного отношения к делу охраны природы.

Оборудование: таблица по экологии, рисунки учащихся, костюмы для участников суда, выставка литературы по теме, магнитофон, диапроектор, слайды, Красная книга.

^ Ход занятия:

В е д у щ и й:

Здравствуйте, друзья!

Здравствуй, природа!

Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы!

Здравствуйте, птицы: соловьи: совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, о которых мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цве-ты, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Иногда слышишь: «Человек – царь природы!» Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе это невозможно... Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если б мог-ли? Давайте пофантазируем.

Итак, суд. Суд над человеком.

Судьей у нас будет Зубр. Может быть, вы не слышали о нем, но не могу не поделиться восхищением и уважением, которое вызывает у меня этот заме-чательный зверь. А ведь было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров, не задумываясь, истребляли.

Гласный обвинитель – Тур. Я объясню, почему главным обвинителем выбрали именно тура. Дело в том, что последний тур был убит в ХVII веке.

Адвокат-защитник человека – ^ Собака. Присяжные заседатели – все, кто находится здесь за столом.

С у д ь я . Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово – главному обвинителю.

Т у р . Мне трудно говорить. И не только потому, что меня давно уже не существует на свете. Я боюсь, что еще много видов животных и растений исчезнут так же, как исчез мой вид. Я не могу понять одного: ведь человек сам – творение природы. Он не имеет права выносить смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредны или опасны. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно, иногда просто невозможно.

Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как зебра-квагга. Когда люди начали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают пастбища, пригодные для скота, и стали убивать «солнечных лошадок», так когда-то называли зебр древние люди.

Да разве только зебры? Сейчас на территории Африки осталось не более 10% животных, живших там до прихода европейцев. А бизоны? К началу нашего века в Америке почти не осталось бизонов. А было их не менее 70 миллионов. За один год охотник убивал не менее двух тысяч бизонов.

Еще один пример – странствующий голубь. Последний странствующий голубь умер в зоопарке в начале нашего века. Огромные стаи этих птиц уничтожали ради вкусного мяса.

Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских «коров, а через 27 лет уничтожили последнюю.

Крупная нелетающая птица дронт уже ни когда не будет жить на земле: люди уничтожили их всех.

Обратимся теперь к судьбе флоры. Ливанский кедр. Когда-то это дерево росло повсюду, но его решили обменять на канаты, полотно, золото, другие товары, которые привозили из Египта. И вот результат: сейчас только в Ливане осталась роща из 400 деревьев.

Где бы ни появлялся человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-нибудь убивал.

(Обращается к человеку.) А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: вы становитесь жертвами своего непонимания или недопонимания. Отравлены воздух, реки... Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте!

^ 3 у б р . Какое наказание, по-вашему, уважаемый Тур, заслуживает человек?

Т у р . Он наказал и продолжает наказывать сам себя! Впрочем, свое мнение относительно наказания я выскажу позднее.

3 у б р . Теперь слово защите.

С о б а к а . Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним: человек сам себя наказывает. Но, поверьте мне, человек заслуживает и уважения.

О б в и н и т е л ь. Уважения?

Собака. Да, да! Кто, как не мы, домашние животные, знаем человека?

О б в и н и т е л ь. Смешно! Вы же от него зависите во всем. Вам невыгодно обвинять его, а иначе кто даст вам пищу, питье.

С о б а к а. А знаете ли вы, что первый заповедник был создан в 1832 году именно в Америке, т.е. там, где природе нанесен такой сокрушительный удар. В Америке же был создан первый национальный парк – Иеллоустонский – в 1872 году!

С у д ь я . Давайте выслушаем свидетелей и со стороны обвинения, и со стороны защиты. Первый свидетель обвинения – Воздух.

Воздух. За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры: постоянная – над Антарктикой, времена ми расширяющиеся и временами уменьшающиеся над Арктикой, район Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. Уничтожаются леса, в основном тропический, многоярусный лес. Смешанные леса России усыхают в результате неправильной мелиорации. Территория в 10 000 га – это. усохший лес, где изменились климат, почвы, водообмен, погибли животные. А усохшие леса – плохие поставщики кислорода в воздух. А если сюда добавить выхлопные газы от транспорта, котельных, заводов черной и химической промышленности?

^ Судья. Свидетель – Вода.

Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате «деятельности» человека в реках Сена, Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских из-за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья и человека, и животных.

Байкал в результате «деятельности» закрытого ныне целлюлозно-бумажного комбината теряет способность самоочищаться: омуль еле шевелится. Весь мир облетели снимки плачущей нерпы. Байкал содержит 1/3 мировых запасов пресной воды. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью.

В организме рыбы происходят мутации: увеличивается в размере печень, рыбы рождаются с двумя хвостами. В Приморье три тяжелых экологических района: Северо-Горные лесные районы – Дальнегорск, Кавалерово – сбрасывают отходы в реки Рудная и Кавалерово.

Ханкайская низменность: вода загрязнена пестицидами на глубину 20 м; в почве 2 – 3% гумуса, что сильно изменяет состав воды; более 100 тысяч человек живет на привозной воде. Юг Приморья: в мае сильно обрабатывают лес пестицидами, которые попадают в воду.

Завод Дальполиметалл был построен в 1920 г. без очистных сооружений: идет сброс в воду свинца, избыток которого ведет к белокровию. Бухта Находка, Золотой Рог, Амурский залив потеряли свое промысловое значение из-за загрязненности. В результате медузы крестовики стали агрессивными и нападают на человека.

Золотой Рог, красивейшая бухта, мертва. На дне ее полуметровый слой мазута. Нужны миллионы рублей для ее очистки.

С у д ь я . Свидетель – Почва.

П о ч в а . Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет! А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно 1/4 часть всех плодородных почв! Освоение целинных и залежных земель велось безграмотно. Первые 5 лет мы давали хорошие урожаи, часть его даже оставалась на полях. Но суховеи поднимали миллиарды тонн гумуса – плодородного слоя – и уносили к подножию Тянь-Шаня. Человек начал вносить горы минеральных удобрений: пестицидов, нитратов, ДДТ. Происходило засаливание земель, отравление почвы и людей. Например, селитра в Средней Азии стимулировала рост фруктов, но травила почву и влияла на здоровье человека. Люди испортили почву Приханкайской низменности, где выращивали рис.

С у д ь я . Слово защите.

Собака. Да, аргументы весомые. Но ведь человеку нужна вода: чтобы получить одну тонну стали, необходимо израсходовать 150 т воды, а чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 т воды.

И человек начал строить предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и опять используют и снова используют, затем опять очищают и снова используют, затем опять очищают и опять ис-пользуют. Человек старается сократить выбросы в атмосферу. Англия и Япония запретили изготовление аэрозолей, а Япония нашла им заменители.

Сокращает человек и выброс двуокиси кислорода машинами. Начали выпускать машины с двигателями на газе, электричестве, солнечных батареях. Электростанции начинают использовать нетрадиционные источники энергии: геотермальные (на Камчатке), приливно-отливную (на Белом море), солнечную (в Казахстане), ветра – там, где ветры дуют в одном направлении.

С у д ь я . Продолжим слушание свидетелей. Приглашаются бабочки Аполлон и Махаон.

А п о л л о н . И слышать ничего не хотим. Сначала уничтожают, а потом заповедники с парками создают! Нет! Нет! Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать ему!

М а х а о н . Как же простить, если до сих пор меня ловят все, кому не лень. Как я жалею, что родилась такой красавицей.

С у д ь я . Все ловят? И птицы?

Аполлон. О нет, я имела в виду людей – взрослых и детей. А птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц о том, что меня трогать не надо, я не съедобная, а в минуту опасности могу испугать птицу шипением.

М а х а о н . Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полете! С каждым годом нас становится все меньше и меньше!

С у д ь я . Послушаем следующих свидетелей: Цветы.

Мать-и-мачеха. И нас тоже все меньше и меньше!

Природой нам велено зацветать рано. И человек, соскучившись долгой зимой по цветам, порой просто для того, чтобы подержать какой-нибудь цветок в руках, срывает нас. Сорвет, помнет помнет пальцами, а потом выбросит! А ведь мы могли бы ему помочь, если б нас сорвали по всем правилам и в определенное время, в определенных местах.

В е д у щ и й (ко всем). О какой помощи человеку говорит Мать-и-мачеха? (Ответ: Мать-и-мачеха – целебная трава, из ее листьев готовят лекарство от кашля.)

Мать-и-мачеха. А кроме этого, мы очень выручаем пчел весной, они с трудом разыскивают себе пропитание – ведь цветов еще очень мало. А к нашим цветкам пчелы летят охотно.

Л а н д ы ш . А людям все равно! Они рвут и меня, не задумываясь. А ведь, чтобы я зацвел, с того дня, как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет! Мальчик и девочка, поступившие в 1 класс, успевают закончить школу!

^ С уд ья. Но ведь вас, уважаемый Ландыш, рвут и для лечебных целей.

Л а н д ы ш . Да, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно. А когда-то люди в мою честь складывали легенды, устраивали праздники. Например, во Франции и у североамериканских индейцев я был священным цветком. Мной всегда интересовались врачеватели. И сейчас из меня изготавливают ландышевые капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же я получил за свою доброту? Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите. А мой друг Ягель! Если по нему пройдет человек, цветок будет восстанавливаться 30 лет, а после гусеничной машины и все 100.

С у д ь я . Следующий свидетель – Колокольчик.

Колокольчик. У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой. Ветреница алтайская! В Приморье так безжалостно рвут венерин башмачок, а он зацветает лишь на 18-м году жизни. Мы уменьшаем содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

С у д ь я . Следующий свидетель – Лягушка.

Л я г у ш к а . Человеческая неблагодарность не знает границ! Мы, лягушки, на наше горе, относимся к «нелюбимым» человеком существам, к «противным». И никому нет дела, что мы уничтожаем 1-2 % вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль, что мы беззащитны и беспомощны.

^ Судья. Следующий свидетель – Сова.

С о в а. Все группы животных интересны. Но наибольший интерес у «любителей природы» вызываем мы, птицы. Кому-то хочется посадить нас в клетку, кому-то нужно чучело, кому-то пух, а кому-то мясо. А меня, Сову, человек считает предвестницей несчастья. Да, кричим мы страшно, но и поль-зу приносим огромную, уничтожая грызунов. Скольких моих пернатых со-братьев люди уже никогда не увидят!

Уважаемый Тур напомнил нам о дронте и странствующем голубе. Хочу дополнить. Уже нет ни одного - эту птицу, достигавшую 3,5 м в высоту, уничтожили в Х1Х в. На острове Мадагаскар в ХVII в. исчезли последние эпинорисы.

За последние 150 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц. Из-за химикатов в почве, по пищевой цепи попадающих в наш организм, птица скопа откладывает яйца без скорлупок или с такой хрупкой скорлупой, которая не выдерживает ее веса во время высиживания.

С у д ь я . Мы выслушали свидетелей. После всего, что мы здесь узнали, что же нам делать с человеком?

^ Адвокат. На всяком суде дается слово обвиняемому. Послушаем Человека.

Ч е л о в е к . Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам не легче.

С о б а к а . А я хочу вот что сказать. Да, то, что сделал человек с природой, ужасное преступление. Но ведь только человек может хоть что-то исправить! Именно человек создал Красную книгу. Именно он создает заповедники и охраняет их. К нашему счастью, люди на Земле разные, кому, как не вам, уважаемый Зубр, об этом знать?

С у д ь я . Да, не отрицаю. Только благодаря людям мне удалось выжить.

^ Тур. Но благодаря людям же вы чуть совсем не исчезли с лица планеты.

А п о л л о н . Что же получается? Так или иначе, мы все зависим от человека?

С у д ь я . К сожалению, зависим.

Ц в е т ы . Ужасно! Ужасно! Мы погибли!

К о ш к а . Хотя я и домашнее животное, а с вами согласна: ужас! Сколько раз человек выгонял меня из дома, бросал, где попало, желая избавиться...

^ Т у р . Видите? Уже и защитники стали обвинителями.

С у д ь я . Какое решение нам принять? (Решают, совещаются.) – Прошу внимания!

Внимательно изучив материалы дела, мы установили, что каждому пятому виду зверей, каждому четвертому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны сегодня угрожает опасность. 25000 видов высших растений планеты на грани полного уничтожения. За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сот видов растений, 26 видов птиц...

В кризисном состоянии, приближающемся к катастрофическому, находятся крупнейшие городские агломерации Москвы и Санкт-Петербурга, Среднее Поволжье и Прикамье, западная часть Кольского полуострова, промышленная  зона Урала, Кузбасс. Непосредственную угрозу представляет также загрязнение Черного и Азовского морей в пределах курортных зон, загрязнение вод в бассейне Волги и Каспийского моря.

Надо признать кризисной экологическую ситуацию на Байкале. Длительный, в течение 20 лет, сброс 40% всех загрязненных стоков региона в озеро повысил температуру воды до + 12 градусов С и выше, загрязнение донных отложений Байкала отмечено на 20 кв. км, возросла мутность воды, изменяется ее гидрохимический режим, а с этим утрачивается уникальное свойство байкальской экосистемы – возможность естественного формирования вод высокого питьевого качества.

Решение – пусть человек исправит то, что пока еще можно исправить. А если не исправит? Тогда его постигнет участь тура: его не станет. Ведь без всех нас и еще многих, без чистого воздуха, чистой воды и многого другого, он не сможет выжить.

Лягушка . Получается так, что человек сам подписывает себе смертный приговор.

С у д ь я . Получается так.

В с е . Какой ужас!

^

Интегрированный урок в 4-м классе по природоведению и русскому языку


Тема. Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании безударных окончаний существительных в р.п. и д.п. (Русский язык).

^ Цель урока. Вести разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствовать умения правописания безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах; развивать любознательность, наблюдательность, учить их делать выводы.

Оборудование. Карта "Природные зоны", карта Ставропольского края, образцы растений; грамзапись "Голоса птиц", учебник "Природоведение", автор А. А. Плешаков.

^ Ход урока

Организационный момент.

"Жужжащее чтение".

Минутка чистописания.

Больше леса - больше снега, больше снега - больше хлеба.

^ Актуализация прежних знаний.

(списывание текста с доски)

"Удивительная тишина стоит в лесу. Хорошо идти по такому лесу от полянки к полянке (дательный падеж, 1-е склонение).

В каждой, как в зеленой чаше, свой настой. Идешь из каждой чаши (родительный падеж, 1-е склонение), отпиваешь глоток, пока голова не закружится".

Задание: списать, выделить окончания имен существительных в родительном и дательном падежах, определить склонение.

(включить грамзапись с голосами птиц).

Формирование новых понятий.

Понятие о лесе.

- Мы начали урок с минутки чистописания, с доски списали интересный текст, прослушали голоса птиц. Кто скажет, о чем мы будем сегодня говорить?

Наш разговор пойдет о роли леса в природе и жизни людей. Сейчас нужно выйти и показать зону лесов на карте. А какие леса растут в нашем районе?

- Роль лесов в природе очень велика. Они смягчают очень засушливый климат, закрепляют склоны оврагов, улучшают водный режим рек, делают их наиболее полноводными.

- А какую пользу приносит лес человеку?

-...Правильно. Лес называют "легкими" нашей планеты.

Защитник воздуха, водоемов, почв.

Дом для растений, животных, грибов.

Место для отдыха человека.

Источник ягод, грибов, лекарств.

Источник древесины. В учебнике природоведения на стр. 70-71 нашли текст "Роль леса в природе и жизни людей".

ЗАДАНИЕ: найдите в тексте существительные в родительном и дательном падежах (устно).

- Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту. Послушайте, какую телеграмму получил однажды из леса Виталий Бианки:

"Мы - первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам!

Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень".

- Какой ответ послали бы вы на эту телеграмму? Сможете ли вы оказать помощь и какую?

-А знаете ли вы правила поведения в лесу? ^ Послушайте рассказ Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой".

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля . - Брось под куст. Ведь мы в лесу , никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

- Кто поступил правильно: Оля или Лида? Почему Лида сказала, что ей стыдно перед соловушкой?

^ Применение знаний.

Прочитать вслух текст "Лесная столовая", упр.200. Выписать выделенные слова с предлогами. (Один ученик работает у доски.)

- По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?

^ ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Молоденькие осинки выстроились у лесной полянки.

Определить падеж, склонение имен существительных, определить главные члены предложения. Учитель читает стихотворение Сергея Никулина "Русский лес".

^ Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться -

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану -

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших.

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Итог урока

- Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины? Один словом, превратить Землю в один огромный заповедник? Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести?

Почему на Земле с каждым годом становится все меньше лесов?

К чему это приводит?

По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?

Домашнее задание.

Русский язык - стр. 91, упр. 201.

Природоведение: нарисуй плакат "Природа в опасности".

Похожие:

Конспект урока математики в 1 классе iconКонспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись...

Конспект урока математики в 1 классе iconУроках математики: нетрадиционные уроки
Приложение 1: Конспект нетрадиционного урока по геометрии в 7 классе в форме зачета по теме «треугольники. Параллельные прямые»…...
Конспект урока математики в 1 классе iconКонспект урока математики в 3-м классе по теме "Римские цифры"
Учитель начальных классов: мбоу «Ликино-Дулевская оош №3» Онищенко Надежда Алексеевна
Конспект урока математики в 1 классе iconКонспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка»
Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской
Конспект урока математики в 1 классе iconКонспект открытого урока математики «Число и цифра 8»
Цель: познакомить с числом и цифрой 8, составом числа 8; развивать математическую речь учащихся, внимание, логические операции: анализ...
Конспект урока математики в 1 классе iconРазвёрнутый конспект урока по искусству в 9 классе. Подготовила учитель...
Развёрнутый конспект урока по искусству в 9 классе. Подготовила учитель Л. В. Козина
Конспект урока математики в 1 классе iconКонспект урока истории в 3 классе по программе образовательной системы «Школа 2100»
Конспект разработан учителем начальных классов моу «сош №6 г. Новотроицка Оренбургской области» Кангиной Татьяной Сигизмундовной
Конспект урока математики в 1 классе iconРазработка урока математики, иллюстрирующая использование современных образовательных технологий
Урок математики в 1 классе, проведен учителем начальных классов моу сош №150 г. Челябинска Сачковой Верой Алексеевной
Конспект урока математики в 1 классе iconУроках математики
Организацию исследовательской деятельности обучающихся предлагаю рассмотреть на примере двух уроков: урока алгебры в 8 классе и уроке...
Конспект урока математики в 1 классе iconКонспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе
Цели урока: представить учащимся историческую обстановку в России 30-х годов XXI века
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница