Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии в свете требований фгос ООО




НазваниеМетодические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии в свете требований фгос ООО
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии

в свете требований ФГОС ООО.
Программа по географии для 5-9 классов в свете требования ФГОС ООО, предусматривает решение следующих основных задач:

- обеспечение соответствия образовательной программы по предмету требованиям Стандарта;

- обеспечение преемственности изучения в начальной школе курса «Окружающий мир» и начального курса географии в 5, 6 классах;

- достижение планируемых результатов освоения программы по предмету;

- формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

- выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей через систему организации проектной деятельности, наблюдения и практических работ в географической среде;

- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.

В основе реализации программы географического образования должен лежать системно-деятельностный подход.

При составлении рабочей программы необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития детей 11-15 лет, связанные:

- с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, к овладению этой учебной деятельностью;

- с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) качественного преобразования учебных действий от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

- с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества.
Рабочие программы по учебным предметам учителем составляются на основе следующих документов:

1) Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 06.04.2010 № 47-3315/10-14 "О рекомендации по формированию образовательных программ общеобразовательных учреждений".

2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

3) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов).-М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

3) Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

4) Рабочие программы ФГОС ООО издательств:

1. http://www.drofa.ru

2. http://www.russkoe-slovo.ru

3. http://www.vgf.ru
Ниже в качестве примера приводятся выдержки (выделено курсивом) из рабочих программ и календарно-тематического планирования, составленных слушателями по итогам обучения на курсах повышения квалификации "Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» с учетом требований ФГОС ООО (география)".
^ Структура рабочей программы

Титульный лист

1.Пояснительная записка

Указать цели и задачи обучения. Указать рабочую программу издательства, на основе которой составлена данная программа. Общая характеристика предмета. Описание места учебного предмета в учебном плане. Таблица тематического распределения часов. Обоснования изменения практической части.

2. Результаты обучения (на личностном, метапредметном и предметном уровнях).

3. Содержание обучения

Перечислить изучаемые разделы и темы с указанием числа часов по разделам и темам, которые будут изучаться при раскрытии этого раздела и темы.

4. Перечень практических работ
^
При необходимости.


5. Требования к подготовке учащихся по предмету

Перечислить требования в соответствии с ФГОС ООО.
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Список литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплект (УМК).
^ Рекомендации по написанию рабочей программы по географии

для 5-9 классов.

1. Пояснительная записка

Цели и задачи обучения формулируются из Примерной программы (документ № 3).

Пример пояснительной записки рабочей программы 2 вида «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии» Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2012 г.:

Рабочая программа второго вида составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) , на основе рабочей программы «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии» Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2012 г. Адрес в интернете www.drofa.ru.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

Целями изучения географии в основной школе являются:

формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;


выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Основные задачи данного курса:

  • формирование географического образа своей страны,

представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

  • формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;

  • развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

  • создание образа своего родного края.

В блоке «География Земли», курс «География. Землеведение» 5-6 классы и курс «Страноведение» 7-й класс, у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» 8-9 классы — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Курс «География. Землеведение» в 5-6 классе осуществляется 34 часа (из расчета 1 час в неделю), а курс «География. Материки, океаны, народы и страны » 7-й класс 68 часов (из расчета 2 часа в неделю). Курс «География России»8-9 класс осуществляется 68 часов (из расчета 2 часа в неделю)

^ Так как базисный учебный план МОБУ СООШ № рассчитан на 34 учебные недели, а в программе по предмету дано 35 часов, в рабочей программе спланировано тоже 34 часа.

Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, предложенные авторами рабочих программ практические работы будут выполнены, но в КТП будет внесено:

в 5 классе- 6 практических работ из 6;

в 6 классе -5 практических работ из 5;

в 7 классе -13 практических работ их 29;

в 8 классе -9 практических работ из 17;

в 9 классе -10 практических работ из 21.
2. Результаты обучения

Формулируются из Примерной программы (документ № 3).

Пример результатов обучения:

Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов :

Личностные результаты:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • ^ Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого в том числе и человека.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД (универсальные учебные действия):

^ Личностные УУД

  • Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности

  • Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Регулятивные УУД

  • Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Познавательные УУД

  • Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Тематическое распределение часов (на основе «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии» Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2012 г.)



п/п

Класс

^ Разделы, темы

Количество часов

Примерная

программа

Рабочая программа 2 вида

1

5 класс

Введение

1

1

2




Раздел 1. Накопление знаний о Земле

5

5

3




Раздел 2. Земля во Вселенной

7

7

4




Раздел 3. Географические модели Земли

10

10

5




^ Раздел 4. Земная кора

11

11

6




Резерв

1







Итого:




35

34







^ Практические работы

6

6

1

6 класс

Введение

1

1

2




^ Раздел 5. Атмосфера

11

11

3




Раздел 6. Гидросфера

12

12

4




Раздел 7. Биосфера

7

7

5




^ Раздел 8. Географическая оболочка

3

3

6




Резерв:

1







Итого:




35

34







^ Практические работы

5

5

1

7 класс

Введение

3

3

2




^ Главные особенности природы Земли

9

9

3




^ Население Земли

3

3

4




^ Материки и океаны

49

51

5




^ Земля -наш дом

2

2

6




Резерв

2







Итого:




68

68







^ Практические работы

29

13

1

8 класс

Введение

1

1

2




^ Раздел 1. Россия на карте мира

8

11

3




Раздел 2. Природа России

26

39

4




Раздел 3. Население России

7

7

5




^ Раздел 4. Хозяйство России

9

10

6




Резерв

17







Итого:




68

68







^ Практические работы

17

9

1

9 класс

Раздел 4. Хозяйство России (продолжение)

20

21

2




Раздел 5.

География крупных регионов России

39

47

3




Резерв.

9




4

Итого:




68

68

5




^ Практические работы

21

10


3. Содержание обучения

Содержание обучения составляется на основе рабочей программы издательства.

^ Пример содержания обучения (на основе «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии» Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2012 г).:
«География. Землеведение». 5-6 классы

5-й класс (1ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч. – резервное время)

ВВЕДЕНИЕ(1ч.)

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

^ РАЗДЕЛ 1. Накопление знаний о Земле (5 ч.)

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиция Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследование Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

^ Практическая работа 1. Работа с электронными картами.
РАЗДЕЛ 2. Земля во Вселенной (7ч.)

Земля и космос. Земля- часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля-часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля – уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

^ Практическая работа 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
РАЗДЕЛ 3. Географические модели Земли (10ч.)

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.

Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение. План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт.

^ Практическая работа 3. Составление плана местности способом глазомерной, полярной съемки. Практическая работа 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
^ РАЗДЕЛ 4. Земная кора.(11ч.)

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие форм рельефа земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

^ Практическая работа. 5. Определение горных пород и описание их свойств. 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Аналогично составляется на все оставшиеся классы.

В содержании обучения вносятся практические работы, которые будут выполняться на уроках (выделенные в КТП).

4. Перечень практических работ

Учителем отмечаются практические работы по классам (которые будут выделены в КТП).

^ Пример составления перечня практических работ:

5-й класс



^ Практические работы

Практическая работа 1. Работа с электронными картами.

Практическая работа 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Практическая работа 3. Составление плана местности способом глазомерной, полярной съемки.

^ Практическая работа 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Практическая работа 5. Определение горных пород и описание их свойств.

Практическая работа 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

^ 6-й класс


Практическая работа 1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений

за погодой.

Практическая работа 2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой.

Практическая работа 3. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды

Практическая работа 4. Описание вод мирового океана на основе анализа карт.

Практическая работа 5. Определение состава (строения) почвы.

и т.д. на остальные классы


5. Требования к подготовке учащихся по предмету

Требования к подготовке учащихся по предмету соответствует ФГОС ООО, поэтому возможно использование всех трех документов (документ № 2, 3, 4).

^ Пример:

Раздел 1. Источники географической информации

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться

    • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

    • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

    • строить простые планы местности;

    • создавать простейшие географические карты различного содержания;

    • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии в свете требований фгос ООО iconМетодические рекомендации по составлению календарно тематического...
Настоящие рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, заместителей директоров по увр, педагогических...
Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии в свете требований фгос ООО iconМетодические указания по составлению рабочей программы учебной дисциплины в тусуре томск 2010
Методические указания содержат рекомендации по разработке рабочих программ по дисциплине в Томском государственном университете систем...
Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии в свете требований фгос ООО iconМетодические рекомендации по разработке рабочей программы по географии...
Рабочая программа по учебному предмету «География» является индивидуальным документом учителя, четко структурированным, логичным,...
Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии в свете требований фгос ООО iconРабочая программа курса географии для 5 9 классов фгос ООО подготовлена...
Умк для 5-9 классов. Авторы учебника по географии Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенский, А. А. Плешаков. Программа линии «Русское слово»,...
Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии в свете требований фгос ООО iconА, урока
Выписка из календарно-тематического планирования по обществознанию 9 класс на 2012-2013 учебный год
Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии в свете требований фгос ООО iconМетодические рекомендации по составлению плана. План воспитательной...
Наступил новый учебный год, и пришла пора составить план воспитательной деятельности классного руководителя. Для того чтобы облегчить...
Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии в свете требований фгос ООО iconМетодические рекомендации. Содержание и структура рабочих (учебных) программ педагогов
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии в свете требований фгос ООО iconМетодические рекомендации по составлению технического паспорта многоквартирного...
Генеральный директор Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии в свете требований фгос ООО iconМбоу «Первомайская сош» приказ 02. 11. 2012г. №101 с. Первомайское
Фгос ООО на основании приказа «О создании полномочиях Совета и рабочих групп эксперимента по подготовке к переходу на федеральный...
Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии в свете требований фгос ООО iconКалендарно-тематическое планирование историко-литературного курса в 9 классе
Обзорная лекция с привлечением вводной статьи учебника и общего тематического планирования с выявлением читательских предпочтений...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница