Уроках математики




НазваниеУроках математики
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода психодидактики на уроках математики

Рыжкова Инесса Владимировна,

учитель математики МБОУ

«Средняя общеобразовательная

школа №1 города Новоалтайска

Алтайского края»
Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой учитель взаимодействует лишь с одним учеником и один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения – книгами, компьютером, планшетом, микроскопом, фотоаппаратом. Индивидуализация обучения – это: 1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями к его особенностям, следить с помощью веб-камеры за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика и его родителей. Всё это позволяет ребёнку с ограниченными возможностями работать в удобное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Именно в таком чистом виде можно применить индивидуальное обучение при реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». А вот индивидуальное обучение в общеобразовательной школе весьма ограничено. Как достигнуть того, чтобы не было неуспевающих детей по предметам в школе? Только средствами индивидуализации выполнения учебных программ каждым учащимся. Анализируя свой многолетний опыт, пришла к выводу, что каждого ученика можно научить.

Главной формой индивидуализации обучения для детей с ограниченными возможностями является самостоятельная работа дома: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы. Для школьников общеобразовательного учреждения предполагается самостоятельная работа в школе и дома: индивидуальные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе. В рамках классно-урочной системы организую первую часть урока как обучение всех, вторую часть – как два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками.

Считаю, что суть индивидуального подхода в том, чтобы идти в процессе обучения не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету. Нужно идти от возможностей ребёнка и учить его с учётом этих потенциальных возможностей, развивать их, совершенствовать и обогащать. Тем самым индивидуальный подход включает поиск лучших качеств личности, применения психолого-педагогической диагностики, прогнозирования развития личности, составления индивидуальных программ и его коррекция.

Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. Дифференциация затрагивает все компоненты методической системы обучения и все ступени школы. Она может проявляться в двух основных видах.

Первый выражается в том, что обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируется более высокие дифференцированные уровни овладения материалом. Этот вид дифференциации получил название уровневая дифференциация.

Второй вид дифференциации – это дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объёмом сведений. Этот вид дифференциации называют профильной дифференциацией.

При реализации технологии уровневой дифференциации, для меня важно, чтобы обязательные результаты обучения были открытыми для учащихся. Если цели известны и посильны ученику, а их достижения поощряются, то для ребёнка нет ничего естественнее, как стремление к их выполнению. Поэтому открытость уровней подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной деятельности.

Уровневую дифференциацию осуществляю не за счёт того, что одним ученикам даю меньше, другим больше, а в силу того, что предлагая ученикам одинаковый объём учебного материала, устанавливаю различные уровни требований к его усвоению. Кроме того, организуя обучение, обеспечиваю последовательность в продвижении ученика по уровням. Это означает, что в ходе обучения не предъявляю более высоких требований к тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки. Надо чтобы трудности в учебной деятельности были для таких школьников посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. Также обеспечиваю условие, реализация которого существенно усиливает эффективность обучения, – добровольность в выборе уровня усвоения. Это значит, что каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал. Такой подход позволяет формировать у школьников познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности. В зависимости от класса выделяю две группы учащихся: группа базового уровня и группа повышенного уровня (особенно в период подготовки к ЕГЭ и ГИА). Любой ученик из группы базового уровня может перейти в группу повышенного уровня, если он хорошо усвоил материал задания, соответствующий обязательному результату обучения и наоборот. Уровневую дифференциацию организую в разнообразных формах, которые существенно зависят от индивидуальных подходов учителя, от особенностей класса, от возраста учащихся.

Проводимая мною работа обеспечивает положительные результаты:


^ Индивидуальное обучение

Результат

с неуспевающими детьми по предмету

Успеваемость 100%

по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ

Сдача экзамена 100%

по дистанционному образованию с детьми-инвалидами

Качество образования 100%

с одарёнными детьми

Участие и победы в научно-практических конференциях и олимпиадах различного уровня


А самый главный результат этой работы – формирование мотивации достижения, уверенности в своих силах и возможностях, собственной позиции в учебной деятельности, а также формирование адекватной самооценки учащихся.

Самое главное в индивидуально - дифференцируемом подходе - создание взаимоотношений с детьми, основанных на взаимопонимании и уважении.
Список использованных источников

  1. Теория обучения: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.

  2. Современный урок и пути его организации. – М.: «Знание», 2008. – 64 с.

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики
Сапцына Надежда Васильевна хсш : «Исследовательская работа учащихся на уроках математики»
Уроках математики iconУроках математики
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики
Диагностика индивидуальных типологических особенностей младших школьников на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики по программе Н. Б. Истоминой
Развитие логического мышления в процессе учебной деятельности на уроках математики по программе Н. Б. Истоминой
Уроках математики iconУроках математики
Роли учебного предмета «математика» в формировании личности. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить...
Уроках математики iconУроках математики в условиях малокомплектной школы
Тема проекта: «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в условиях малокомплектной школы»
Уроках математики iconСамостоятельная работа на уроках математики
Выступление Ионовой Н. В. на заседании школьного методического объединения учителей математики
Уроках математики iconУроках математики
В процессе изучения математики развивается математическое мышление. Ему свойственны качества присущие научному мышлению
Уроках математики iconУроках математики
Тестовые задания я использую не только на зачетных уроках, а также при организации самостоятельной работы уча­щихся в режиме самоконтроля,...
Уроках математики iconУроках математики. ( выступление на рмо учителей математики)
Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница