Методика социальной работы с детьми из семей «группы риска»




НазваниеМетодика социальной работы с детьми из семей «группы риска»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
Иванникова Наталья Алексеевна социальный педагог

МБОУ ТНОШ

Методика социальной работы с детьми

из семей «группы риска»

Социальная работа с детьми из проблемных семей как деятельность, направленная на оказание индивидуальной поддержки детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в современных методах ориентирует нуждающихся в помощи на собственную активность по ее разрешению и помогает им в этом.

В сельской местности, поддержка и помощь детям группы риска, основную массу которых составляют беспризорные, реализация их интересов и разрешение их проблем эффективно осуществляется образовательными учреждениями в данном случае начальной школой.

Образовательное учреждение несет ответственность, в установленном законодательством Российский Федерации порядке, за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизическим и индивидуальным склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся, а также за воспитание высоконравственных качеств личности, правового сознания и культуры поведения.

В общих чертах принципы работы социального педагога с детьми группы риска можно формулировать следующим образом:

1) создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог-ребенок»;

2) подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и зашиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);

3) тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Более конкретно изложенные выше принципы работы социального педагога могут быть представлены в виде следующих практических рекомендаций.

Создание доверительных отношений с ребенком требует наличия у социального педагога наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребенка.

Доверительность отношений социального педагога с ребенком, как и работа с его семьей в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при получении информации о семье. Однако в процессе работы могут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, а значит — отказа от принципа неразглашения информации.

Дети в ситуации социального риска, как правило, становятся жертвами тех или иных форм насилия как в собственной семье, так и вне ее. Доверительные отношения социального педагога с ребенком способствуют выявлению ситуаций жестокого обращения и пресечению насилия на начальном этапе.

Определенные методические приемы пресечения различных форм жестокого обращения могут быть использованы социальным педагогом в профилактической работе с детьми в школьном коллективе. Проявления насилия в детской среде, своего рода «дедовщина», не всегда становятся своевременно известны учителям школы, поскольку носят скрытый, неявный характер. Работа социального педагога в такой ситуации является превентивной, упреждающей мерой.

При обнаружении школьника, практикующего насильственные действия по отношению к другим детям, социальному педагогу следует, прежде всего, тщательно проверить факты. Необходимо определить причины такого поступка, чем он был вызван, как вели себя агрессор и жертва, почему действия школьника-агрессора были направлены именно на эту жертву.

Если агрессивность обидчика была вызвана его личными причинами (развод родителей, смерть близкого человека, его физические недостатки и т.п.), представляется целесообразным включить обсуждение этой проблемы в школьную программу. Не акцентируя внимание учащихся на конкретном лице, имеет смысл обсудить факты антиобщественного поведения как результат душевной неустроенности ребенка. Таким образом, можно призвать всех детей быть более деликатными в отношениях друг с другом, откликаться на чужое горе.

Формированию отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации. Это могут быть:

развод родителей и их занятость своими личными переживаниями; девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей;

смерть любимого человека; девиация как реакция на потерю значимого лица;

рождение в семье нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша; девиация как ревность;

различные формы насилия, применяемые к ребенку в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям); девиация как компенсаторный механизм, как ответ на, насилие;

ребенок — жертва сексуального насилия; этиология та же.

Отклоняющееся поведение детей группы риска может быть вызвано также кросскультурными причинами:

ограниченная духовная культура;

обедненная досуговая среда;

скука, неумение найти достойное занятие;

низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми;

эмоциональная неразвитость;

неумение использовать вербальную форму для доказательства своей правоты; непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.

Если агрессивные действия ребенка являются следствием его психологических личностных особенностей, следует прибегнуть к помощи школьного психолога.

Если насильственные действия школьника есть результат ошибок семейного воспитания, необходимо связаться с родителями и совместно с ними заниматься коррекцией поведения ребенка.

Непедагогичные воспитательные принципы родителей могут сформировать личность ребенка, привыкшего к ощущению своей власти в семье и переносящего эту установку на сверстников. Привычка ребенка добиваться своей цели любой ценой, сформированная в отношениях с родителями, может в среде ровесников реализоваться в насильственной форме.

Если в школе выявлена группа детей с антиобщественными формами поведения, педагогический коллектив должен вести с этим явлением решительную борьбу: постараться развести этих детей в разные классы, задерживать их в школе, пока остальные дети разойдутся по домам. Девиантные группы детей, как правило, имеют своего лидера, который силовым путем (запугиванием, шантажом) удерживает остальных ребят в этом сообществе. Используя влияние других учеников в классе, надо добиться выхода из группы всех колеблющихся ее членов: вести с ними индивидуальные беседы, привлекать к участию в коллективных мероприятиях класса, давать ответственные поручения и публично хвалить за успешное выполнение их и т.д.

Борьба с такими групповыми правонарушениями в школе требует постоянного внимания и последовательных действий социального педагога. Здесь нельзя ограничиваться разовой акцией.

Вот примерный сценарий действий социального педагога после поступления сигнала о насильственных формах поведения группы учащихся:

1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим их жертвой, и предложить письменно описать все случившееся;

2) переговорить отдельно с каждым членом группы правонарушителей и получить от них письменное изложение инцидента;

3) объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное;

4) собрать всю группу и предложить каждому ее члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе;

5) подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»

6) при обсуждении на школьном собрании этого инцидента еще раз напомнить школьникам, что они все несут ответственность, если становятся свидетелями антиобщественных действий в школе: здесь не может быть сторонних наблюдателей;

7) поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят;

8) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами;

9) обучить с помощью психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической за щиты;

10) потребовать от ребят-обидчиков письменных извинений перед потерпевшими;

11) если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая на то, что это не смешно;

12) если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто еще из детей принимал участие в такой «игре»;

13) если ребята затеяли драку, постараться сделать фотографии происшедшего.

Возвращаясь к перечисленным выше принципам работы социального педагога с детьми риска, остановимся на процедуре подключения к процессу, их реабилитации, других субъектов государственной системы зашиты детства. Практика предполагает тесное сотрудничество всех ведомств, занятых этой деятельностью (милиция, инспекция по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечения, здравоохранения, образования и т.д.). Представите ли всех указанных служб, являются членами совета, который собирается еженедельно для обсуждения текущих дел.

Члены совета отслеживают поступившие сигналы о нарушениях прав ребенка — каждый по своему ведомству и затем в совместном совещании. Они также проводят просветительскую работу в школах с детьми, разъясняют их права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка, дают рекомендации, как себя вести, чтобы не попасть в ситуацию риска. Еженедельные совместные встречи представителей разных ведомств для обсуждения поступивших сигналов позволяют оперативно оказать помощь ребенку в ситуации риска. Однако здесь может возникнуть проблема дублирования мер помощи или ситуация излишне частого вмешательства в дела семьи.

Еще один основополагающий принцип работы социального педагога по защите прав ребенка — тесный контакт с его проблемной семьей. При этом необходимо проявлять максимум терпимости к ее образу жизни и воспитательным издержкам. В основе этого контакта должны быть не противодействие и критика, а конструктивная помощь. Следует принимать как данность сложившиеся в семье ролевые отношения и границы между поколениями даже в случае полного несогласия с этим. Весьма желательно вовлечение в процесс реабилитации ребенка представителей расширенного состава семьи, включая бабушек, дедушек, других родственников, имеющих контакт с ребенком.

Похожие:

Методика социальной работы с детьми из семей «группы риска» iconОб организации работы по выявлению, постановке и реабилитации детей «группы риска»
В целях совершенствования и упорядочения работы по внутриведомственному взаимодействию Управления образования и образовательных учреждений...
Методика социальной работы с детьми из семей «группы риска» icon2. Цель и задачи работы с детьми «группы риска»
Дети «группы риска» это особая группа детей в образовательном учреждении. К ним относятся обучающиеся
Методика социальной работы с детьми из семей «группы риска» iconОб организации внутриведомственной работы по выявлению, постановке...
В целях исполнения Решения кднизп горнозаводского муниципального района от 09. 08. 2011 №16, а также для организации внутриведомственной...
Методика социальной работы с детьми из семей «группы риска» iconФормы работы с детьми группы социального риска. Профилактика употребления пав
«группы риска», недостаточна научно-методическая база для выбора стратегии действий и поведения педагогического работника. Большинство...
Методика социальной работы с детьми из семей «группы риска» iconМетоды профилактической работы с детьми из неблагополучных семей
Факторы риска нередко специфичны для определенных возрастных и этнических групп, для определенной общественной среды и могут зависеть...
Методика социальной работы с детьми из семей «группы риска» iconЗадачи: создание эффективной системы социальной поддержки детей и...
Работа с социально неблагополучными семьями и детьми по профилактике правонарушений и безнадзорности
Методика социальной работы с детьми из семей «группы риска» iconПлан мероприятий с детьми «группы риска» на 2011-2012 учебный год
Заседание классных руководителей по постановке учащихся на учет. Анализ работы с трудными
Методика социальной работы с детьми из семей «группы риска» iconРабота с учащимися «Группы риска»
Учащиеся "группы риска" это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов....
Методика социальной работы с детьми из семей «группы риска» iconПриложение 12 Профилактика правонарушений
Цель деятельности в данной работе: изучение, контроль, корректировка работы с детьми «группы риска», предупреждение, профилактика...
Методика социальной работы с детьми из семей «группы риска» iconАннотация к программе учебной дисциплины «Теория и методика социальной работы»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница