Программа профилактических мероприятий по сохранению здоровья у детей в Туломской средней общеобразовательной школе на 2007-2011 гг




НазваниеПрограмма профилактических мероприятий по сохранению здоровья у детей в Туломской средней общеобразовательной школе на 2007-2011 гг
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПрограмма
Программа профилактических мероприятий

по сохранению здоровья у детей
в Туломской средней общеобразовательной школе

на 2007-2011 гг..


Цель программы: создание необходимых условий в школе по охране и сохранению физического, психического (психологического) и социального здоровья учащихся.
Задачи программы: воздействовать на причины здоровья школьников, т.е.

создание оптимальных условий обучения и воспитания:


    • создание оптимального уровня учебной нагрузки,

    • проведение капитальных ремонтов,

    • создание оптимальных параметров освещенности,

    • оснащение мебелью и безопасной компьютерной техникой,

    • оборудование пищеблока, мастерских, спортзалов, медкабинета,

    • улучшение качества питания детей (обеспечение профилактики йододефицитных состояний, витаминной коррекции питания, улучшение качества питьевой воды по оптимальному содержанию биогенных элементов),

    • разработка совместно с медработником школы комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на детей со П группой здоровья с целью предупреждения развития хронической патологии и инвалидности детей,

    • оказание психологической помощи учащимся,

    • создание благоприятного микроклимата в школе,

    • формирование у школьников установок на здоровый образ жизни,

    • работа с детьми социального риска, обеспечение их бесплатным питанием от общества «Красный Крест».



Факторы, разрушающие здоровье школьников:


    • снижение уровня жизни населения села и социально-экономическое ухудшение положения детского населения в стране, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума;

    • образ жизни семьи школьника, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

    • приобретенные наследственные заболевания;

    • отсутствие гигиенических навыков и знаний санитарно-гигиенических правил;

    • стрессовая педагогическая тактика;

    • открытая и скрытая интенсификация учебной нагрузки на учащегося;

    • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным особенностям учащихся;

    • нерациональная организация учебного процесса;

    • отсутствие системы работы по формированию установок у школьников на здоровый образ жизни;

    • несбалансированное неполноценное организованное питание.

^ Актуальность проблемы:

И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьников.

По данным различных источников, низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, неблагоприятным образом сказывается на их адаптации к школьным нагрузкам, режиму школы, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. За период обучения в школе возрастает число нервно-психических расстройств, частота нарушений зрения и осанки, патология органов пищеварения.

По данным Минздрава России в начальной школе здоровы 11-12% детей, в основной – 8%, в средней –5%. Относительно социального здоровья следует отметить распространенность рискованного поведения как мальчиков, так и девочек. Так в Туломской СОШ к 11-му классу курят 36% учащихся, из них мальчиков – 50% и девочек –50%.

Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения. Согласно документам Всемирной организации здравоохранения понятие «здоровье» - интегративное понятие, которое складывается из трех компонентов – физического, психического и социального здоровья.



Критериями здоровья являются:


    • соматическое и физическое здоровье – «я могу»;

    • потенциальные возможности в соответствии с возрастом и полом;

    • индивидуальные особенности личности и ее жизненные позиции;

    • психическое здоровье – «я хочу»;

    • нравственное здоровье – «я должен».


Компоненты здорового образа жизни:


    • рациональное сбалансированное питание;

    • оптимальная двигательная активность;

    • психоэмоциональный комфорт коллективе;

    • рациональное использование учебного труда и отдыха;

    • забота об окружающей среде;

    • сознательное отношение к здоровому образу жизни;

    • неприемлемость саморазрушающего поведения.


Требования к программе профилактических мероприятий по сохранению здоровья у школьников



    • Комплексность (деятельность через учебные программы, через программы дополнительного образования, через планы работы воспитательной деятельности, через планы работы медицинских и административных учреждений).




    • Охват (деятельность всех участников образовательного процесса: педагоги, учащиеся, их родители; максимальное количество охваченных детей).


Направления работы школы по здоровьесберегающей деятельности с учащимися:



  1. ^ Оптимизация условий обучения и воспитания:

а/. средствами педагогического процесса:

    • дозирование учебной нагрузки исходя из уровня индивидуального здоровья учащихся (методики и формы – по усмотрению педагогов);

    • обучение по общей программе с контролем и самоконтролем самочувствия, с обязательным включением в структуру занятий тренирующих комплексов физических упражнений, направленных на оздоровление тех систем организма, функциональные возможности которых снижены (дыхание, сердечно-сосудистая система, опорно-двигательная система, системы аккомодации глаза);

    • включение в занятия физкультурой элементов лечебной физкультуры;

    • внедрение гуманно-личностных педагогических технологий: Амонашвили, Ильина; технологий уровневой дифференциации и развивающего обучения;

    • проведение ежегодно «Урока здоровья» (Письмо МО и МЗ РФ от 26.02.2003г. № 27/2632-6).


б/. совмещение времени учебной деятельности с периодом биоритмологического оптимума:


    • изменение режима занятий в период полярной ночи;

    • изменение режима занятий в субботние дни, предпраздничные дни;

    • при планировании мероприятий в каникулярное время максимальное внимание уделять оздоровительным мероприятиям на воздухе;


в/. средствами физической культуры:

    • дозирование и интенсивность физических нагрузок;

    • контроль самочувствия школьников с участием медицинского работника;

    • включение элементов лечебной физкультуры в учебные занятия, направленные на формирование красивой осанки, правильного дыхания, обучение навыкам самоконтроля за частотой пульса и дыхания во время занятий спортом;

    • включение в режим работы ГПД ежедневных физических занятий;

    • включение в учебные планы школы интегрированных курсов, обеспечивающих воспитание у учащихся потребности в физическом саморазвитии.



  1. ^ Обучение здоровому образу жизни:


а/. во время учебных занятий по предметам: ОБЖ, биологии;
б/. во время внеурочных воспитательных мероприятий: на классных часах, соревнования и состязаниях;
в/. внедрение программы гигиенического воспитания школьников, формирования у них норм и навыков здорового образа жизни в планы классных руководителей («Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирования норм и навыков здорового образа жизни» Вишневская Е.Л., Полесский В.А., Барсукова Н.К., Широкова Т,И., «Грамотей», 2000г.):

    • в начальной школе (6-9лет), основной школе (10-14лет) и средней школе (15-17лет) по темам:


«Здоровье и здоровый образ жизни»,

«Режим дня, учебы и отдыха»,

«Основы рационального питания»,

«Значение физической культуры и закаливания для сохранения здоровья»,

«Личная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний»,

«Общественная гигиена и охрана окружающей среды»,

«Гигиенические вопросы трудового обучения»,

«Предупреждение травм и оказание первой помощи»,

«Гигиенические аспекты полового воспитания»,

«Антиалкогольное и антитабачное воспитание. Профилактика наркомании».



  1. ^ Медико-профилактические мероприятия:


а/. медико-педагогический контроль за состоянием здоровья детей через диагностирование и мониторинг:


    • обязательное определение функциональной готовности детей к обучению специалистами: психологом, психиатром, невропатологом, хирургом, педиатром, стоматологом;

    • двусторонний обмен информацией об изменениях в состоянии здоровья учеников в процессе обучения;

    • ведение в каждом классе папки с указанием медицинских групп детей, соответствующих медицинским заключениям (отв. школьный медработник, завуч по ВР и УР);

    • разработка совместно с педиатрической службой комплекса оздоровительных мероприятий, направленных в первую очередь на детей со П группой здоровья (группа риска) с целью предупреждения хронической патологии и инвалидности детей;

б/. медико-профилактические мероприятия по вакцинации детей с целью предупреждения инфекционных и вирусных заболеваний;
в/. анкетирование учащихся и их родителей с целью диагностики,

регулирования и коррекции по темам:


    • « Здоровье учеников в режиме работы школы: «Степень усталости детей на различных уроках», «Состояние санитарно-гигиенического режима в помещении школы»;

    • «Дозирование домашних заданий»;

    • «Учебная нагрузка ученика»;

    • «Создание комфортных условий в школе».


  1. Работа с детьми из группы социального риска:



а/. на основе диагностирования и мониторинга выявление детей группы социального риска;

б/. выявление на основе диагностирования и наблюдения уровня гиподинамики вредных привычек у учащихся;

в/. обеспечение учащимся социального риска педагогической и психологической поддержки, содействие в получении социальной помощи от административных и общественных организаций (Сельская администрация, «Красный Крест»);

г/. применение различных форм воспитательной работы по искоренению у школьников вредных привычек (вовлечение во внеурочную полезную деятельность, пропаганда здорового образа жизни через спортивные и культмассовые мероприятия.


  1. ^ Организация сбалансированного питания в школе:


а/. обеспечение профилактики йододифицитных состояний;

б/. витаминная коррекция питания;

в/. контроль за качеством воды на наличие биогенных элементов;

г/. контроль за меню, содержащее разнообразные блюда, обеспечивающие детям полноценное здоровое питание.

Используемые Программы, Письма, Приказы МО РФ, рекомендации по составлению Программы профилактических мероприятий по сохранению здоровья у детей в Туломской СОШ на 2007 –2010 гг..



  1. Ж-л «Завуч» № 6, 2001г.//Подходы к диагностике здоровья школьников при формировании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, с.97-102//.

  2. Ж-л «Вестник образования» № 12, 2001г. //Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений», с. 23 – 74//.

  3. Ж-л «Вестник образования» № 8, 2003г. //О проведении 7 апреля в образовательных учреждениях ежегодного «Всероссийского урока здоровья»,

с. 16 –31//.

  1. Ж-л «Вестник образования» № 8, 2001г. //Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей, с. 25 –33//.

  2. Ж-л «Вестник образования» № 13,2001г. //Принципы создания программы профилактики курения в школе, с.57 – 71//.

  3. Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирования норм и навыков здорового образа жизни, авторы:Е.Л.Вишневская, В.А.Полесский, Н.К.Барсукова, Т.И.Широкова, «Грамотей», 2000г..

  4. «Эпидемиологическая обстановка в Кольском районе и основные направления деятельности по ее стабилизации. Итоговые показатели санитарно-эпидемиологического благополучия населения района и детского населения в образовательных учреждениях за 2003г., г.Кола, 2004г..

  5. Письмо МО РФ от 22 февраля 1999г. № 220/11 – 12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы».

  6. Подпрограмма «Здоровый ребенок федеральной целевой программы «Дети России» за 2003 –2006 годы.

  7. План неотложных мер МЗ и МО России по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации на 2002 – 2003гг.. / Приказ МЗ и МО России от 31.05.02г. № 176/2017/.

  8. Письмо МО РФ от 30 октября 2003г. № 26/4100 – 6 «О приведении в соответствие с действующими санитарными нормами условий обучения и пребывания детей в образовательных учреждениях».

  9. Приказ комитета по образованию Мурманской области от 21.11.2003г.

№ 1011/520/1340 «О реализации плана неотложных мер по улучшению охраны здоровья детей в образовательных учреждениях Мурманской области на 2003 –2008 годы.

Похожие:

Программа профилактических мероприятий по сохранению здоровья у детей в Туломской средней общеобразовательной школе на 2007-2011 гг iconПлан профилактических мероприятий по программе «Здоровье» 2010-2011 г. № п/п
Оформление медицинских карт, листков здоровья в классных журналах. Комплектование физкультурных групп
Программа профилактических мероприятий по сохранению здоровья у детей в Туломской средней общеобразовательной школе на 2007-2011 гг iconО сотрудничестве между Муниципальным общеобразовательным учреждением...
Муниципальным общеобразовательным учреждением Туломской средней общеобразовательной школой и Муниципальным дошкольным образовательным...
Программа профилактических мероприятий по сохранению здоровья у детей в Туломской средней общеобразовательной школе на 2007-2011 гг iconПеречень мероприятий долгосрочной целевой программы по сохранению...
Согласованная работа всех ведомств по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса
Программа профилактических мероприятий по сохранению здоровья у детей в Туломской средней общеобразовательной школе на 2007-2011 гг icon«Детский сад присмотра и оздоровления» в 2012 – 2013 учебном году
В детском саду проводится мониторинг состояния здоровья воспитанников для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических...
Программа профилактических мероприятий по сохранению здоровья у детей в Туломской средней общеобразовательной школе на 2007-2011 гг iconПрограмма развития Муниципального общеобразовательного учреждения...
Введение. Информационная справка о моу озёрной средней общеобразовательной школе
Программа профилактических мероприятий по сохранению здоровья у детей в Туломской средней общеобразовательной школе на 2007-2011 гг iconМетодические рекомендации по проведению профилактических мероприятий,...
Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения, врачебно-сестринского персонала, осуществляющего медицинское...
Программа профилактических мероприятий по сохранению здоровья у детей в Туломской средней общеобразовательной школе на 2007-2011 гг iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 г. Каменск-Шахтинского Ростовской...
Программа профилактических мероприятий по сохранению здоровья у детей в Туломской средней общеобразовательной школе на 2007-2011 гг iconКоллективный договор муниципального автономного общеобразовательного...
Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №26 (далее школа)
Программа профилактических мероприятий по сохранению здоровья у детей в Туломской средней общеобразовательной школе на 2007-2011 гг iconПрограмма энергосбережения и повышения энергетической эффективности...
Также в школе существует возможность сформировать сознательное отношение у учащихся к сбережению и экономии энергоресурсов. С детства,...
Программа профилактических мероприятий по сохранению здоровья у детей в Туломской средней общеобразовательной школе на 2007-2011 гг iconПрограмма "Мониторинг качества образования в моу средней общеобразовательной школе №2 c. Казаки"
Комплексно-целевая программа “Мониторинг качества образования в моу средней общеобразовательной школе №2 с. Казаки”
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница