Методические рекомендации для написания отчета №2 Измерение чувствительности к иллюзии Мюллера-Лайера методом минимальных изменений




НазваниеМетодические рекомендации для написания отчета №2 Измерение чувствительности к иллюзии Мюллера-Лайера методом минимальных изменений
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Методические рекомендации для написания отчета №2

Измерение чувствительности к иллюзии Мюллера-Лайера методом минимальных изменений
(срок сдачи отчета 26.11.2010)
Введение

-- Опишите общий замысел исследования. Укажите, какой феномен восприятия исследуется в данной работе, при помощи какого метода? В чем заключается иллюзия Мюллера-Лайера? Каковы возможные объяснения ее возникновения?

-- Поясните, как с помощью измерения пороговых величин можно оценить чувствительность человека к иллюзии Мюллера-Лайера? Какой именно показатель отражает величину иллюзии, каким образом? Объясните, почему он может служить мерой выраженности иллюзии?

-- Сформулируйте цель и гипотезу(ы) исследования. Обязательная гипотеза касается того, какого значения одной из пороговых величин следует ожидать, учитывая действие иллюзии Мюллера-Лайера? Вы также можете сформулировать другие гипотезы, например, гипотезу относительно возможной динамики работы испытуемого в ходе опыта. Обоснуйте гипотезу(ы).

-- Охарактеризуйте использованный в работе метод минимальных изменений: в чем его суть и специфика по сравнению с другими классическими методами измерения порогов (дайте краткую характеристику метода, подробное описание вы приведете дальше в работе). Укажите какой порог (порог чего) измеряется в данной работе.

Методика

Испытуемые

-- Опишите себя как испытуемого (или вашего испытуемого): укажите пол, возраст, социальный статус.
Материалы

Опишите экспериментальный материал, с использованием которого проводилось измерение. Измерение проводилось при помощи компьютерной программы «Метод минимальных изменений», поэтому опишите, что представляет собой работа в этой программе:

-- Что выступает в качестве стимулов, какое отношение эти стимулы имеют к иллюзии Мюллера-Лайера.

-- Как организовано внешнее оформление стимулов, что видит испытуемый на экране компьютера: каково цветовое оформление стимулов и фона; какой из стимулов является эталонным, какой – переменным; в какой области экрана расположены эталонный и переменный стимулы.

-- Как организовано предъявление стимулов: каким образом изменяется переменный стимул; сколько и каких рядов предъявлялось испытуемому; как чередовались ряды; сколько было предъявлений в каждом ряду; как и зачем варьировались значения начального и конечного стимулов в каждом ряду; каково было общее количество предъявлений.

-- Каковы временные характеристики предъявления стимулов (на какое время предъявлялась каждая пара стимулов, каков был интервал между парами).

-- Укажите, какие настройки были выставлены вами перед началом работы: укажите в миллиметрах величину эталонного стимула, значение минимального и максимального стимулов и диапазон между ними, шаг минимальных изменений.
Процедура

Подробно опишите, что должен был делать испытуемый в ходе опыта:

-- Поясните, в чем заключалась задача испытуемого? Какие действия он должен был выполнять в каждой пробе? Какую инструкцию он получал?

-- В какой форме испытуемый давал ответ, и как фиксировались его ответы?

-- Опишите этапы проведения опыта: тренировочную и экспериментальную серию. Зачем предъявлялась тренировочная серия и в чем она заключалась?

-- Опишите общую продолжительность опыта.
Результаты1

-- Опишите изначальную таблицу с данными, полученную в результате измерения при помощи программы «Метод минимальных изменений» (саму таблицу поместите в приложении).

-- Опишите, как рассчитывались значения верхнего и нижнего порогов для каждого ряда данных: какие значения принимались за соответствующие пороги; сколько рядов из ваших данных оказались пригодными для расчетов2; какие ряды были не подходящими для обработки (сколько и какие ряды вы исключили из обработки, на каком основании); каковы были дополнительные правила подсчета порогов для сложных случаев. Приведите в тексте таблицу со значениями верхнего и нижнего порогов для каждого ряда.

-- Далее приведите подробное описание расчетов всех пороговых показателей: среднего верхнего и среднего нижнего порогов, стандартных отклонений для верхнего и нижнего порогов, интервала неопределенности, разностного порога, точки субъективного равенства, константной ошибки. Приведите формулы, качественное описание и результаты расчетов.

-- Постройте график динамики работы испытуемого в ходе опыта и поместите его в текст отчета. Прокомментируйте график (опишите его словами): насколько постоянен интервал неопределенности в ходе опыта? Какова вариативность верхних и нижних границ интервала неопределенности (привлеките результаты подсчета стандартных отклонений для верхнего и нижнего порогов)? Какая граница интервала неопределенности – верхняя или нижняя – отличается большей устойчивостью? Какие периоды стабильности/нестабильности можно выделить на графике?

-- Приведите в таблице данные о выраженности иллюзии по выборке. Среди распределения значений выделите свое собственное и охарактеризуйте его положение в ряду данных (например, наибольшее/наименьшее, приближается к максимальному/минимальному, является более/менее частотным и т. п.).
-- Все графики и таблицы должны иметь названия и пояснения относительно содержащихся в них данных.
Обсуждение результатов

-- Опишите, что значат значения вычисленных вами пороговых величин применительно к той задаче, которую решал испытуемый в опыте. Т. е., например, что значит DL = 2мм применительно к сравнению длин отрезков в иллюзии Мюллера-Лайера. Таким образом вам необходимо описать все пороговые величины (IU, DL, PSE, CE).

-- Исходя из этих описаний, сделайте вывод относительно обязательной гипотезы: подтвердилась ли она; соответствуют ли гипотезе полученные данные? Если нет, то чем это можно объяснить?

-- Основываясь на величине показателя CE и значении этого показателя в выборке, опишите, насколько сильно выражена иллюзия у данного испытуемого, т. е. насколько сильно искажались предъявляемые стимулы в восприятии испытуемого? Насколько сильно испытуемый подвержен действию иллюзии?

-- Опишите динамику работы испытуемого в ходе опыта (для этого используйте данные графика). Отличалась ли она стабильностью? Если вы получили большую вариативность значений для нижних или для верхних границ IU, чем, с вашей точки зрения, это объясняется? Есть ли какие-то закономерности в колебаниях интервала неопределенности на графике или они выглядят совершенно случайными? Можно ли проследить влияние тренировки или утомления? В чем это выражается? Согласуется ли это с данными субъективного отчета (вашими ощущениями во время прохождения опыта)? Если во введении вы формулировали гипотезу о динамике работы испытуемого, сделайте вывод о том, подтвердилась ли она, что на это указывает?
^ Вывод

Очень коротко (1-2 предложения) подведите основной итог работы: каковы основные результаты.
Приложения

1) Таблица исходных данных (полученная из программы MMI.exe). Не забудьте дать описания используемых в таблице обозначений.
Литература

Про методы психофизики в целом и метод минимальных изменений в частности:

1) ^ Энген Т. Основные методы психофизики // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания (см. на сайте)

2) Шиффман Х. Ощущение и восприятие, СПб, 2003. ^ Глава 2 «Психофизика». С. 55 - 60, 76 – 88 (высылалось на почтовый адрес группы)

3) Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михайлевская М.Б. Измерение в психологии. М., 2005 (или любое другое издание). Часть 1 «Локализация точки на шкале (нольмерное шкалирование)», глава 1 (см. на сайте)
^ Про иллюзию Мюллера-Лайера:

Шиффман Х. Ощущение и восприятие, СПб, 2003. Глава 10. Константность и иллюзии. С. 417 – 421 (см. на сайте)
Статистические преобразования

Наследов Д.А. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004. Глава 4. Первичные описательные статистики (С. 40 – 48)


1 Приводите все рассчитанные значения в миллиметрах.

2 Не забудьте, что если в результате вашего измерения получилось более 12 (т. е. более 30%) неподходящих для обработки рядов, то данные считаются непригодными для анализа; в этом случае вам необходимо повторить измерение, либо провести его с кем-нибудь другим.




Похожие:

Методические рекомендации для написания отчета №2 Измерение чувствительности к иллюзии Мюллера-Лайера методом минимальных изменений iconМетодические рекомендации для написания отчета №4
Исследование связей показателей креативности и вербального интеллекта при помощи корреляционного и множественного регрессионного...
Методические рекомендации для написания отчета №2 Измерение чувствительности к иллюзии Мюллера-Лайера методом минимальных изменений iconМетодические рекомендации для написания отчета №2
Расскажите, каковы условия их возникновения и по каким поведенческим критериям можно судить об их наличии. Для ответа на эти вопросы...
Методические рекомендации для написания отчета №2 Измерение чувствительности к иллюзии Мюллера-Лайера методом минимальных изменений iconМетодические рекомендации для написания отчета №2 Сравнение невербальной...
Либо прислать преподавателю на почту (в формате doc), либо отнести на кафедру озрп)
Методические рекомендации для написания отчета №2 Измерение чувствительности к иллюзии Мюллера-Лайера методом минимальных изменений iconМетодические рекомендации для написания отчета №1 Исследование особенностей...
Внимание! Отчет не будет принят, если в приложении отсутствуют протоколы наблюдений, проведенных лично вами!
Методические рекомендации для написания отчета №2 Измерение чувствительности к иллюзии Мюллера-Лайера методом минимальных изменений iconМетодические рекомендации по оформлению и ведению дневника, Голышманово,...
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи учащимся в заполнении дневников в период прохождения производственной...
Методические рекомендации для написания отчета №2 Измерение чувствительности к иллюзии Мюллера-Лайера методом минимальных изменений iconМетодические рекомендации по организации спортивной подготовки в...
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской...
Методические рекомендации для написания отчета №2 Измерение чувствительности к иллюзии Мюллера-Лайера методом минимальных изменений iconМетодические рекомендации по применению главы 26. 3 "Система налогообложения...
Методические рекомендации предназначены для использования налоговыми органами в практической работе
Методические рекомендации для написания отчета №2 Измерение чувствительности к иллюзии Мюллера-Лайера методом минимальных изменений iconМетодические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений
Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию по подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению...
Методические рекомендации для написания отчета №2 Измерение чувствительности к иллюзии Мюллера-Лайера методом минимальных изменений iconРекомендации к выполнению отчёта и ведению дневника по стажировке...
По вопросу №1 Общее ознакомление со структурой предприятия и организацией его работы необходимо отразить
Методические рекомендации для написания отчета №2 Измерение чувствительности к иллюзии Мюллера-Лайера методом минимальных изменений iconМетодические рекомендации по дипломному проектированию для студентов...
Методические рекомендации предназначены для студентов и научных руководителей дипломных проектов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница