Задачи: I. Образовательные: Формировать умения: правильно произносить звук [р] в словах и предложениях; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; выделять первый и последний звук в слове




НазваниеЗадачи: I. Образовательные: Формировать умения: правильно произносить звук [р] в словах и предложениях; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; выделять первый и последний звук в слове
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
Тема: Звук [Р] (автоматизация в словах и предложениях)

Цель: закрепление правильного произношения звука [р] в словах и предложениях.

Задачи:

I. Образовательные:

Формировать умения:

  • правильно произносить звук [р] в словах и предложениях;

  • образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

  • выделять первый и последний звук в слове;

  • составлять слова из букв и слогов, схемы предложений;

  • дифференцировать понятия «слог», «слово», «предложение» на конкретных примерах;

^ II. Коррекционно-развивающие:

1) Развивать фонематическое восприятие в процессе формирования умений определять место звука в слове;

2) Развивать зрительное восприятие в процессе формирования умений:

  • дифференцировать сходные объекты;

  • различать наложенные друг на друга изображения букв, предметов;

  • различать правильно и зеркально изображённые буквы;

3) Развивать общую и мелкую моторику в процессе выполнения заданий;

4) Развивать словесно-логическое мышление в процессе составления слов из букв и слогов;

5) Обогащать словарный запас существительными с уменьшительно-ласкательным значением;

^ III. Воспитательные.

Создавать условия для формирования умений:

  • осуществлять самоконтроль результата выполнения задания;

  • быть внимательным к собственной речи; прийти на помощь товарищу.

Вид занятия: подгрупповое.

Оборудование:

    • Ноутбук;

    • Листочки в клетку;

    • Чучело птицы;

    • Конверт с заданиями;

    • Карточки с контурным изображением предметов;

    • Карточки с наложенными друг на друга предметами и буквами;

    • Карточки с рисунками;

    • Конверты со схемами предложений;

    • Карточки с различными заданиями;

    • Наклейки.


Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «Колечко»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!



^ Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.


(Слышится стук с дверь)

^ Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела птица. У неё в клюве конверт, давайте прочитаем письмо, которое она нам принесла.

«Ребята, я учусь в лесной школе, мне задали домашнее задание, помогите его выполнить»

^ Поможем? (Да)

Первое задание: «Напишите графический диктант»



















Четыре клетки вправо, четыре клетки вниз, три клетки влево, три клетки вверх, две – вправо, две – вниз, две – влево, четыре – вниз, одна – влево, семь – вверх.








































































































































^ 2. Объявление темы.

Изображение чего получилось? Правильно, буквы эр! Сегодня мы будем учиться произносить звук [р] красиво и правильно в словах и предложениях. А надо ли это вам? Для чего нужно уметь красиво произносить звук [р]? (Чтобы была красивая речь, другие люди понимали о чём мы говорим). Давайте расскажем птице о звуке [р].

^ 1) Анализ артикуляции.

А теперь, посмотри на схему, и скажи, в каком положении находятся губы, когда произносим звук [р]. Где находится язык? (ребенок рассматривает артикуляцию, логопед помогает). (Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает).

2). Характеристика звука.

Расскажите о звуке [р]. Какой он: гласный или согласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Повторите вместе со мной: звук [р] согласный, твердый, звонкий.

^ 3). Связь звука и буквы.

– Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

4) Артикуляционная гимнастика:

«Лошадка», «Грибок». «Гармошка», «Чашечка», «Оса», «Моторчик»

«Лошадка»

Цель: укрепление мышц языка, выработка подъема языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Язычок с лошадкой погуляет,

И грибов насобирает.

«Грибок»

Цель: укрепление мышц языка, выработка движений языка вверх, растягивание подъязычной уздечки.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Цель: укрепление мышц языка, выработка умения удерживать язык в вертикальном положении, растягивание подъязычной уздечки.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

На гармошке он сыграет

И песенку споет:

«На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу».

«Чашечка»

Цель: укрепление мышц языка, выработка подъема боковых краёв и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесем,

Ее бока к зубам прижмем.

«Оса», «Моторчик»

5) Произнесение изолированного звука.

Игра «Обводилки»: произносить непрерывно звук Р и одновременно обводить пальчиком заданный узор. Стараться при этом, чтобы звук Р «звучал» до конца обводимой дорожки.



3. Автоматизация звука Р в словах:

Птица просит научить её произносить правильно звук [р] правильно в словах. Давайте покажем как вы умеете это делать. Поиграем в игру.

РУ -РУ - РУ, РУ -РУ - РУ,

Затеваем мы игру!"

Логопед: Ру-ру-ру! Дети: Ру-ру-ру!

Логопед: Начинаем мы игру!

Руку другу тянет друг,

Встали все в широкий круг.

Каждый ребенок по очереди называет слог РУ, а логопед заканчивает слово:

^ РУ-БАШКА, РУ-ЧЕЙ, РУ-САЛКА, РУ-КА, РУ-БАНОК, РУ-ЛОН, РУ-ПОР, РУ-БИН, РУ-САК.

Затем каждый вспоминает слово, которое составил.

Логопед: Ра-ра-ра. Дети: Ра-ра-ра!

Логопед: Продолжается игра.

Я прошу со слогом РА

Мне помочь назвать слова!

Логопед называет первый слог, а дети добавляют слог РА:

^ КО-РА, ИГ-PA, НО-РА, ДЫ-РА, КОНУ-РА, ДЕТВО-РА, ПО-РА, ЖА-РА, У-РА, ШУ-РА, Ю-РА.

Затем каждый вспоминает слово, которое составил.

Логопед: Ры-ры-ры! Дети: Ры-ры-ры!

Логопед: Вот слова со слогом РЫ:

^ ВЕТ-РЫ, КУ-РЫ, КОМА-РЫ, ГО-РЫ, НО-РЫ, ТОПО-РЫ.

Слог РЫ дети произносят хором. Затем каждый вспоминает слово, которое составил.

Логопед: Ро-ро-ро! Дети: Ро-ро-ро!

Логопед: Много слов со слогом РО: ВЕД-РО, ДОБ-РО, БЕД-РО, ПЕ-РО, СЕРЕБ-РО, ПОВО-РОТ.

Второй слог договаривают дети. Затем каждый вспоминает слово, которое составил.

Второе задание: «Назови наложенные друг на друга рисунки»


^ Физкультминутка для глаз.

4. Анализ и синтез слов со звуком и буквой "Р".

Третье задание: «Прочитайте слово от большей буквы к меньшей»

РШУАГ Дети: “Груша”.

На каком месте слышится звук “ Р” ?” Дети: “На втором”.

Сколько слогов в слове "груша" ?” Дети: Два слога”.

Четвёртое задание: «Назовите картинки по порядку»

а) «Ружье» «Арбуз» «Крот» «Икра» Дети: “Ружье, апельсин, коза, иголка”.

Назовите первые звуки в этих словах. Дети называют первые звуки в предложенных словах, а на слайде появляются буквы. Дети читают получившееся слово РАКИ и произносят его хором.

б) «Рак» «Самовар» «Шары» «Карандаш» «Рыба».

^ Назовите последние звуки в этих словах. Дети называют последние звуки в предложенных словах, а на слайде появляются буквы. Дети читают получившееся слово КРЫША и произносят его хором.

в) ^ Замените первый звук слова на звук [р]: пугать кот мак танец

г) Назовите наложенные друг на друга буквы и составьте из них слова. Какие слова у вас получились?



д) Дидактическая игра «^ Я знаю слова со звуком [Р]»

Подберите слова со звуком [Р], которые относятся к разным группам слов.

ДЕТИ выходят, получают листочки с заданием, готовятся под музыку.

Варианты:

Птицы, овощ, фрукт, цветок, транспорт.

Как только музыка закончится, дети по очереди называют обобщающие слова и называют слова из этой группы со звуком [р].
8)Физминутка. Игра с мячом «Скажи ласково». (слоговая структура)

Ветер – (ветерок)

сахар – (сахарок)

вечер – (вечерок)

ручей – (ручеёк)

катер – (катерок)

веер – (веерок)

город – (городок)

пирог – (пирожок)


Сядет тот, кто назовёт правильно напечатанные буквы:





Пятое задание: «Составь слово из слогов»

Детям предлагается выложить слово из двух слогов, отложив в сторону третий лишний. Прочитать получившееся слово. а) ка, ру, мо (рука) б) за, бор, бан (забор) в) му, та, пар (парта) г) ран, ба, ма (баран).

^ 5. Работа с предложениями.

Шестое задание: «Скажи правильно»

Поправьте меня, пожалуйста, если я перепутаю слова в конце предложений.

По небу летит ... КАРЕТА. По дороге едет... РАКЕТА.

На лугу пасётся ... КОРОНА. У царя золотая ... КОРОВА.

На берёзе сидит ... ВОРОТА. Во дворе открыты ... ВОРОНА.

^ Седьмое задание: «Составь предложение и его схему»

Артист, на, играет, арфе.

Дети составляют схему предложения.

Словарная работа: Арфа — струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Арфа — один из древнейших музыкальных инструментов на земле. Представляет собой деревянную раму треугольной формы с натянутыми струнами. Количество струн, размер и форма инструмента менялись на протяжении веков.

Знаменитая арфистка: Вера Дулова
^ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Птица просит освободить её друзей птиц из клетки. Назовите лишнее слово:

Игра «4 лишний» (на слух).

Маша, Оля, Люда, Рома.

^ Рубашка, плащ, пальто, шуба.

Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл.

Баклажан, вишня, рыба, кабачок.

Птица: С утра и до обеда по школе я летала.

И школьные предметы везде я собирала,

Искала те, что с буквой “Р”

Учиться буду я теперь.

^ Ребята, давайте проверим, что нашла птица в школе?

Высыпаем на стол предметы из рюкзака птицы (карандаш, фломастер, тетрадь, заколка, ручка, носовой платок, линейка, ножницы, пуговица, дневник, конфета и др.). Что-то мне кажется, ты немного ошибаешься! А вы, ребята, как думаете? (дети высказывают предположения). Действительно, к тебе попали предметы у которых нет “Р” в названиях. Дети откладывают в сторону предметы, которые не подходят и называют предметы в которых есть звук “р”.

Уважаемая птица, всё, что ты собрала, нужно отдать дежурному по школе, чтобы предметы вернулись к своим хозяевам. А вы, ребята, будьте внимательны и аккуратны, не теряйте свои вещи.

Как вы считаете, вы лучше стали произносить звук [Р]? Поднимите руку у кого уже хорошо получается произносить звук [р], а теперь – кто ещё испытывает трудности в произношении звука [р].

^ Домашнее задание.

(Дифференцированное домашнее задание: одни дети учат скороговорки, другие – слова с обратными слогами)

1) Выучить скороговорки:

  • Сорок сорок воровали горох. Сорок ворон обокрали сорок.

  • Проворонила ворона воронёнка.

  • Воробей вызывает ворону на разговор к телефону.

2) Отгадай загадку и дорисуй отгадку:

Летел со мной под облака,

не появлялся из мешка.

Когда покинул он мешок,

спуститься мне с небес помог.




^ 3) Замени первый звук слова на звук [р]:

Губка ____ пугать ____ танец _____ коза________ мычать ________ мак______ дом_______

4) Прочитайте детям по две строчки, "перепутав" последние слова в предложениях. Дети с радостью поправят вас.

Расцвели на клумбе ... КОЗЫ. В огород забрались ... РОЗЫ.

У слона огромный ... РОБОТ. На заводе сделан ... ХОБОТ.

Ползает у речки ... МАК. Расцветает в поле ... РАК.

^ Домашнее задание.

1) Научиться произносить звук [р]в словах с обратными слогами:

ар Комар, товар, базар, пожар, жар, вар, дар, пар, удар, самовар, парк, карп, марка, парта, бархат, баржа. Артист, аркан, аромат, Арбат, арба, арбуз, повар, сахар, карман, картон, гармонь, картошка.

ор Двор, забор, Егор, топор, бор, сор, спорт, спор, морж, торт, орден, горка, корка, форма, норка, мотор, помидор.

ур, ыр Шнур, бур, куртки, бурка, шкурка, Мурка, абажур, сыр, дырка, фыркать. Ураган, урок, Урал, урожай, шнурок, огурец, пурга, буран.

^ 2) Отгадай загадку и дорисуй отгадку:

Летел со мной под облака,

не появлялся из мешка.

Когда покинул он мешок,

спуститься мне с небес помог.




^ 3) Замени первый звук слова на звук [р]:

Губка ____ пугать ____ танец _____ коза________ мычать ________ мак______ дом_______

4) Прочитайте детям по две строчки, "перепутав" последние слова в предложениях. Дети с радостью поправят вас.

Расцвели на клумбе ... КОЗЫ. В огород забрались ... РОЗЫ.

У слона огромный ... РОБОТ. На заводе сделан ... ХОБОТ.

Ползает у речки ... МАК. Расцветает в поле ... РАК.

Рефлексия.

Ребята получают зашифрованное письмо. С помощью шифра читают оценку своей работы.



– М

– Ц

– Д

– Е

– О

– Б

– Л

– Ы

– !

Если понравилось занятие прикрепите птицу на дерево, а если нет, то посадите её в клетку.

Похожие:

Задачи: I. Образовательные: Формировать умения: правильно произносить звук [р] в словах и предложениях; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; выделять первый и последний звук в слове iconВ каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Задачи: I. Образовательные: Формировать умения: правильно произносить звук [р] в словах и предложениях; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; выделять первый и последний звук в слове iconВходная контрольная по русскому языку 11 класс
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделенабуква, обозначающая ударный гласный звук?
Задачи: I. Образовательные: Формировать умения: правильно произносить звук [р] в словах и предложениях; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; выделять первый и последний звук в слове iconПервый раз в первый класс
В норме уже к 5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки речи. Если к этому возрасту возникли проблемы хотя бы с одним...
Задачи: I. Образовательные: Формировать умения: правильно произносить звук [р] в словах и предложениях; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; выделять первый и последний звук в слове iconВ каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова, запишите также правильный
Задачи: I. Образовательные: Формировать умения: правильно произносить звук [р] в словах и предложениях; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; выделять первый и последний звук в слове icon«Агентство «Звук»
«Звук» представляет своим партнерам уникальные услуги: запись концертов музыкальных коллективов различных составов (концертных ансамблей,...
Задачи: I. Образовательные: Формировать умения: правильно произносить звук [р] в словах и предложениях; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; выделять первый и последний звук в слове iconВ каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный...
Наиболее эффективный способ избавления от использованных упаковок – вторичная переработка
Задачи: I. Образовательные: Формировать умения: правильно произносить звук [р] в словах и предложениях; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; выделять первый и последний звук в слове iconВ каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
В каком предложении вместо слова великий нужно употребить слово величественный?
Задачи: I. Образовательные: Формировать умения: правильно произносить звук [р] в словах и предложениях; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; выделять первый и последний звук в слове iconВ каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
В каком предложении есть грамматическая ошибка (неправильно образована форма слова)?
Задачи: I. Образовательные: Формировать умения: правильно произносить звук [р] в словах и предложениях; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; выделять первый и последний звук в слове iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание физики
Задачи урока: продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, развивать мотивацию изучения физики; формировать...
Задачи: I. Образовательные: Формировать умения: правильно произносить звук [р] в словах и предложениях; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; выделять первый и последний звук в слове iconВ каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Как! Чтобы я помирился с этим невежею, с этим грубияном! 2 В живописи он был сущим невежей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница