Рекомендации по составлению расписания занятий Расписание занятий




НазваниеРекомендации по составлению расписания занятий Расписание занятий
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРасписание
Рекомендации по составлению расписания занятий

 

Расписание занятий – это основной организационный документ школы, который определяет работу ученического и учительского коллектива школы, администрации и всего учреждения в целом.

 

Расписание занятий – это важнейший вид планирования процесса образования.

 

Расписание устанавливает распорядок работы в течение дня, недели, месяца, года.

 

Расписание балансирует характер и продолжительность работы учащихся над выполнением домашнего задания и труд учителей над подготовкой к урокам.

 

  1. Что надо знать ответственному за составление расписания занятий в школе.

    • Работоспособность (характеристика труда, т.е. качество и количество усвоенных знаний или действий в определенное время) зависит от возраста работающего, его индивидуального биоритма, времени суток, дня недели, времени года и т.д.

    • Степень утомляемости определяется множеством причин: социальных, психологических, биологических.

^ РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, СОЗДАЕТ ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВОВ.

 

 

  1. Как снизить утомляемость учащихся и учителей в течение одного дня.

    1. Распределение уроков в продуктивные и непродуктивные часы (таблица 1).

    2. Предметы, требующие больших временных затрат на домашнюю подготовку не должны группироваться в один день школьного расписания.

    3. При оставлении расписания рекомендуем пользоваться шкалой трудности учебных предметов, разработанной в 2003г. сотрудниками НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков Степановой М.И., Александровой И.Э., Седовой А.С. «Инструктивно- методические рекомендации к 2004-2005 уч.г., стр 76-77» (табл. 2).

    4. В наиболее непродуктивные часы (с 11.30 до 14.30) уроки должны строиться с позиций здоровьесбережения: валеологический подход к организации урока, выбор форм, методов, приемом урока, смена видов деятельности учащихся и видов преподавания учителя (через каждые 5-7 мин). Смотрите материалы семинара ЛОУ для зам. дир. по УВР 2-3 ст. за 2005 год.

  2. Расписание составлено правильно, если:

                                                               i.      Составлено ЕДИНОЕ расписании занятий в первой и второй половине дня (для учеников и для учителей).

                                                             ii.      Наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится на вторник, (или) среду и четверг – для 8-11 классов. И на вторник и четверг (среда несколько облегченный день) – для 1-7 классов.

                                                            iii.      В течение учебного дня чередуются уроки «трудные» и «облегченные».

                                                           iv.      Уроки одного предмета стоят через другой урок (уроки), а не сдвоены. Исключение – модульная технология обучения.

                                                             v.      Основные предметы для младших школьников проводятся на 2-3 уроках, а для среднего и старшего возраста – на 2,3,4 уроках.

                                                           vi.      Названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковое.

  1. Расписание составлено неправильно:

                                                               i.      когда наибольшее кол-во баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели;

                                                             ii.      когда «трудные» уроки сдвоены;

                                                            iii.      когда «трудные» уроки стоят в расписании подряд;

                                                           iv.      когда «трудные уроки» в расписании на первом или последнем уроках;

                                                             v.      когда количество домашних подготовок равно количеству уроков.

 

  1. Не допускаются:

                                                               i.      «Нулевые уроки»;

                                                             ii.      Перемены продолжительностью 5 мин;

                                                            iii.      В 1-5 классах «сдвоенные уроки», превышающие по шкале трудности 8 баллов, если поурочное планирование не предусматривает вторым часом практическую или лабораторную работу;

                                                           iv.      Группирование в один день предметов, требующих большую домашнюю подготовку;

                                                             v.      Рассогласование в расписании первой и второй половины дня;

                                                           vi.      Несоответствия названий учебных предметов в сетке расписания и учебном плане школы.

 

«Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и, напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений».

Георг Кристоф Лихтенберг

 

  1. Расписание учебных занятий анализируется по следующим параметрам:

- распределение учебной нагрузки по дням недели;

-распределение учебной нагрузки в течение каждого дня отдельно;

- чередование предметов разных видов деятельности;

- соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков.

 

  1. Общие рекомендации к составлению анализа расписания занятий.

1.Анализируется расписание по параллелям.

2.Кол-во уроков (первая половина дня) и часов ШК (вторая половина дня) .

3.Начало и окончание занятий первой и второй половины дня.

4.Расписание перемен. Указать динамические паузы.

5.Сдвоенные уроки и уроки одного предмета, стоящие в один день.

6.Каждый день по сумме (шкала трудности).

7.Трудные дни – по чередованию видов деятельности.

8.Недельное расписание (черновой вариант) раскрасить: сдвоенные уроки, «трудные», активно-двигательные, развивающие, практические.

9.Распределение по степени трудности на неделю по дням. Составить графики.

10.       Проследить занятость каждой параллели в течение второй половины дня.

11.       Обозначить предполагаемое время выполнения домашнего задания (указать рекомендуемое количество часов по МБУП).

 

 

 

 

^ Шкала трудности учебных предметов для учеников 5-9 классов

 

Общеобразовательные предметы

Кол-во баллов (ранг трудности)

5

6

7

8

9

Алгебра

 

 

10

9

7

Биология

10

8

7

7

7

География

 

 

 

 

 

Геометрия

 

 

12

10

8

Граждановедение

 

 

 

 

 

ИЗО

 

 

 

 

 

Иностранный язык

9

11

10

8

8

Информатика

2

10

4

7

7

История

5

8

6

8

10

Литература

4

6

4

4

7

Математика

10

13

 

 

 

Музыка

2

1

1

1

 

МХК

 

 

 

5

5

ОБЖ

1

2

3

3

3

Природоведение

7

8

 

 

 

Ритмика

4

 

 

 

 

Русский язык

8

12

11

7

6

Труд

4

3

2

1

4

Физика

 

 

8

9

13

Физическая культура

3

4

2

2

2

Химия

 

 

13

10

12

Черчение

 

 

 

5

4

Экология

3

3

3

6

1

Экономика

 

 

 

 

11

Этикет

7

5

 

 

 

 

В перечень включены и факультативные курсы.

 

^ Шкала трудности учебных предметов для учащихся 10-11 классов

 

Предмет

Кол-во баллов

Предмет

Кол-во баллов

Физика

12

Информатика

Экономика

6

Геометрия, химия

11

История

Обществознание

МХК

5

Алгебра

10

Астрономия

4

Русский язык

9

География

Экология

3

Литература, иностранный яз.

8

ОБЖ

Москвоведение

2

Биология

7

Физическая культура

1

 

 

 

 

^ Таблица И.Г. Сивкова (1975г.)

Рекомендуется использовать для расписания начальной школы.


 

Предмет

балл

Предмет

балл

Математика

11

Физическая культура

5

Иностранный язык

10

Труд

4

История

8

Рисование

2

Русский язык, чтение

7

Пение

1

Природоведение, естествознание

6

 

 

 

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал между 10-12 часами. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

В расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для среднего и старшего звена – на 2,3,4 уроках.

Однако следует учитывать, что работоспособность учащихся разных возрастных групп меняется и в течение одного урока. По этому изменению работоспособности учащихся от начала урока к его концу – уроки можно назвать «продуктивными» и «непродуктивными».

 

^ Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки

 

Классы

Продуктивные уроки

Непродуктивные уроки

1-2

1, 2, 4

3

3-5

1, 2, 3

4

6-7

1, 2, 3, 5

4, 6

8

1, 2, 3, 5

4, 6

9

1, 2, 3, 5

4, 6

10

1, 2, 3, 5, 6

4

11

1, 2, 3, 4, 5, 6 (при правильно выбранных методах и формах обучения)

 

 

^ Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели

 

Классы

Благоприятные дни

Неблагоприятные дни

1-4

Вторник, среда (небольшое снижение), четверг

Понедельник, пятница, суббота

5

Понедельник, вторник

Среда, четверг, пятница, суббота

6

Вторник, четверг, пятница (небольшое снижение), суббота

Понедельник, среда

7-8

Вторник (небольшое снижение), среда, четверг, суббота

Понедельник, пятница

9-11

Среда, четверг, пятница

Понедельник, вторник, суббота

 

Похожие:

Рекомендации по составлению расписания занятий Расписание занятий iconАнализ расписания учебных и факультативных занятий в мкоу игжейская сош 2012 /2013 учебный год
Проведен диагностический анализ расписания учебных и факультативных занятий с целью организации рационального режима работы общеобразовательного...
Рекомендации по составлению расписания занятий Расписание занятий iconРасписание занятий в образовательном учреждении это один из важнейших...
Качество расписания в значительной степени определяет качество учебного процесса
Рекомендации по составлению расписания занятий Расписание занятий iconСтруктура управления образовательного учреждения
Учебно-воспитательный процесс в школе, в части организации учебных занятий, рассматривался через экспертизу учебного плана школы,...
Рекомендации по составлению расписания занятий Расписание занятий iconПояснительная записка к расписанию сош №14 г. Мончегорска на 2009/2010 уч год
При составлении расписания использовались рекомендации СанПиН. Постановление Центра госсанэпиднадзора в Мурманской области от 17....
Рекомендации по составлению расписания занятий Расписание занятий iconРасписание занятий

Рекомендации по составлению расписания занятий Расписание занятий iconРасписание занятий

Рекомендации по составлению расписания занятий Расписание занятий iconРасписание занятий

Рекомендации по составлению расписания занятий Расписание занятий iconРасписание занятий

Рекомендации по составлению расписания занятий Расписание занятий iconРасписание занятий

Рекомендации по составлению расписания занятий Расписание занятий iconРасписание практических занятий 25. 02 03. 13

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница