Воспитание словом




НазваниеВоспитание словом
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
Воспитание словом

Сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество -это разрушение личности: разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, подростки живут в плену ложных ценностей, не различают, где добро, а где зло, где красота, а , где уродство . Как спасти человеческое в человеке, как сберечь ребенка, как в нашей неправедной жизни развить и сохранить его личность. Эти вопросы глубоко волнуют меня как учителя, проработавшего в школе более 30 лет. Новые условия жизни, в которых оказалось современное общество, ставят учителя литературы перед выбором пути изучения художественных произведений, который бы удовлетворял насущные потребности времени.

Сегодня как никогда важно обратиться к ценностным ориентирам литературы. Я полагаю, что оружием педагога-филолога должно стать художественное слово. Оно проникает в светлую душу ребенка, будит эмоции, разжигает фантазию, зовет к познанию тайн бытия, слово утешает и вдохновляет. Оно помогает найти себя и не потерять в этом огромном сложном, вечно меняющемся мире. Оно учит мыслить самостоятельно. Сила художественного слова очищает, облагораживает человека, формирует ценностное сознание. Я против хаотичности, фрагментарности в изучении литературных произведений, что ведёт к поверхностному представлению о русской литературе, к снижению культуры родной речи. Очень важно, изучая произведение художественной литературы, достичь самой сердцевины, его души, системы авторских ценностей. Проникая в ценностный мир художника слова, учащиеся постигают великие истины: отношение к родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности. В русской культуре литература всегда занимала ведущее место. Изучение литературы в русской школе исторически имело решающее значение для воспитания подрастающего поколения. Однако век телевидения, СМИ, информационных технологий изменил ситуацию. Школьники всё меньше и меньше времени отводят чтению , часы на изучение литературы урезаны вдвое. А вместе с тем жизнь не отменяет нравственных требований к школе, напротив, общество настойчиво требует нравственного содержания духовной жизни.

Гуманность, соборность, любовь к своей земле и ее истории, сострадание, прощение, честь, совесть - все это воспитывает русская литература. Об этом я и говорю со своими учениками. В условиях современной школы деятельность учителя разнообразна, и все-таки центральное место в ней занимает урок. Для меня урок ценен тем, что он является синтезом обучения и воспитания.

Современный урок литературы - это совместная работа учителя и ученика по интерпретации художественного текста. Мне очень важно, чтобы ученик еще до урока побыл с текстом наедине, чтобы у него были свои любимые страницы, чтобы он открыл на уроке для себя что-то неожиданное, чтобы ученику вновь захотелось вернуться к тексту. Одно из моих требований к ученику на уроке литературы - наличие текста художественного произведения у каждого ребенка. Как сложно сегодня вести урок литературы в старших классах, где не хватает текстов, потому что книжный фонд сельских библиотеки очень беден и не пополнялся уже в течение многих лет, потому что не стало модным собирать домашние библиотеки, умирает замечательная традиция – семейное чтение вслух.

Чтобы помочь учащимся осознанно и заинтересованно продвигаться в своем литературном развитии, создала систему уроков внеклассного чтения с 5 – 11 класс, которая включает в себя разные произведения по жанру, характеру, содержанию. Тему учебного материала завершает экскурсия по литературным местам или урок внеклассного чтения. Например, данные уроки спланированы так:

тема «Устное народное творчество» завершается литературным карнавалом, который проводится в Детской школе искусств.(5 класс)

тема «Русская литература ХХ века» - литературным путешествием “Так было в царской России ”, которое проводится совместно с библиотекой.(6 класс)

тема «Русские басни» - экскурсией по литературным местам села Троицкое (имение Дмитриева И.И.) Сызранского района Самарской области.(5 класс)

тема «Творчество М.Ю .Лермонтова» 9-10 классы - экскурсией в с. Тарханы (ныне Лермонтово) Пензенской области.

тема «Творчество А.И.Гончарова» 10 класс – экскурсией в г. Ульяновск (посещение театра им. А.Гончарова)

тема «Творчество А.Н.Островского» 10 класс – посещение театра г. Сызрани.

Использую в данной работе педагогические усилия всех образовательных и культурных учреждений поселка Варламово: детскую школу искусств, библиотеку, детские сады. Дом культуры, приобщаю к этой работе социум и родителей учащихся.

Долгий путь педагогического поиска привел меня к необходимости создания воспитательной системы, которая бы способствовала формированию нравственных ценностей.

С этой целью разработала систему классных часов на основе произведений художественной литературы.

Организовала для учащихся литературно-драматический кружок. Стремлюсь донести красоту художественного слова ребятам через нестандартные формы воспитания: совместные литературные праздники с родителями учащихся, выступления участников драмкружка перед воспитанниками детского сада нашего поселка. Традиционными стали в моей воспитательной работе литературные гостиные в детской школе искусств, библиотечные уроки в школьной библиотеке, интеллектуальные игры в районном Доме культуры, экскурсии по литературным местам.

Мне кажется, процесс исследования, постижения художественного слова очень важен. Научившись читать и думать, мои ученики самостоятельно смогут овладевать знаниями и анализировать проблемы. Именно уроки литературы, внеклассная работа, яркое и эмоциональное слово учителя учат Законам Добра, Правды, Милосердия, Любви, Сострадания.

Я не смогу опекать моих учеников всегда. Они окончат школу и уйдут, но механизм работы мысли приведён в действие, и, может быть, они ещё не раз прочтут «Онегина», и вслушаются в слово, и увидят новые вопросы, и попытаются ответить на них, и сделают это лучше меня. Продолжением моего урока будет потребность в чтении.

Я учитель-словесник. За много лет работы в школе моё слово и в школе, и вне её бывало разным: лозунгом и криком души, болью и радостью, похвалой и наказанием, праздником и буднями, но именно слово учит детей слышать, видеть, понимать, грамотно излагать мысли, а самое главное- значимое слово создаёт для каждого ученика ситуацию успеха.

Мы, учителя-словесники, в большинстве своём женщины. Природой нам заложено стремление к созиданию, к красоте. Мы должны вводить ученика в мир прекрасного, учить различать добро и зло, будить его эмоции. его душу, помогать ему стать творцом. И всё это посредством удивительного и божественного дара – СЛОВА.

Похожие:

Воспитание словом iconКонкурс чтецов Цели конкурса
Задачи: воспитание уважения к ценностям мировой культуры; воспитание добрых меж личностных взаимоотношений и культуры общения между...
Воспитание словом iconДуховно-нравственное развитие и воспитание
...
Воспитание словом iconНа тему: «Половое воспитание детей»
Половое воспитание – комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения,...
Воспитание словом iconСеместр 5 Курсовой проект по дисциплине: схемотехника
Спроектировать дискретное устройство выполняющее следующие функции с 8-ми разрядным словом
Воспитание словом icon«духовно-нравственное воспитание учащихся первой ступени на основе...
Мы требуем, чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным не по привычке, а по сознанию и убеждению
Воспитание словом iconС чем нельзя согласиться?
Однородные члены предложения выполняют одну и ту же функцию в предложении и связаны с одним и тем же словом
Воспитание словом iconКубицкая Ольга Александровна
Воспитание любви к родной земле, к истории своего народа; приобщение к старинным календарным традициям; пробуждение интереса к русскому...
Воспитание словом iconНиколай Фёдорович Ватутин
...
Воспитание словом iconСколько раз в стихотворении встречается звук «Ш»?
Закончи фразеологизм подходящим словом (фразеологизм – устойчивое сочетание слов)
Воспитание словом iconФильм д. Кэмерона «аватар»: миф, фантастика, злободневность
Одним словом, провоцирует трансферентность восприятия, бессознательные отсылки реципиента к его собственной жизненной ситуации
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница