Использование метода проектов на уроках информатики




НазваниеИспользование метода проектов на уроках информатики
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4
Использование метода проектов на уроках информатики

Горина Ирина Геннадьевна

МКОУ «Полковниковская СОШ имени С.П.Титова»

Метод проектов - это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем.

Проекты для поддержки учебных возможностей могут строиться на различном учебном материале и могут быть разработаны для учеников самого разного возраста. Однако всем проектам свойственны общие черты. Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены зубрежкой. Проекты ставят ученика в активную позицию человека, который исследует, решает проблемы, изучает, документирует свою деятельность. Проекты являются не просто добавками и дополнениями к "настоящему" учебному курсу, они служат отдельным значимым целям обучения. Требование выполнения образовательных стандартов – такое же обязательное для проектного обучения, как и для обычного урока. Проект – это просто другая форма организации обучения, при которой учитель выступает в роли консультанта и помощника в поиске ресурсов, а учащимся предстоит самостоятельно проводить реальные исследования, искать ответы на реальные жизненные вопросы и представлять конкретные результаты своей работы.

Именно из-за активной роли учащегося проекты пользуются такой популярностью у школьников.

Класс, в котором идет работа над проектом, отличается от обычного учебного класса:

• Здесь существует проблема, но нет готового и единственно правильного ответа.

• Здесь атмосфера терпимости к ошибкам и изменениям. Ошибаться можно и нужно!

• Ученики самостоятельно принимают решения

• Ученики сами придумывают способ решения проблемы.

• Ученики имеют возможность обдумывать и обсуждать свои действия.

• Оценка деятельности происходит постоянно.

• Качество результатов работы в конце проекта можно оценить.

Для учеников, привыкших к традиционной модели обучения, метод проектов означает переход от исполнения указаний к саморегулируемой учебной деятельности; от запоминания и повторения - к открытиям; от выслушивания и реагирования - к общению и ответственности; от знания фактов, терминов и содержания - к пониманию процессов; от теории - к применению теории; от зависимости от учителей - к получению самостоятельных полномочий

Таким образом, метод проектов соответствует принципам обновляющейся школы, относится к таким методам, которые:

  • формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

  • развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Метод проектов - это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Использовать проекты в школьной информатике можно и нужно, если мы ставим педагогическую задачу научить ребенка пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии в повседневной жизни.

Опыт использования проектного подхода показал, что он вполне применим при изучении большинства тем «пользовательского» раздела школьного курса информатики. Он позволяет:

организовать не изучение компьютерных технологий, а их освоение в процессе практического использования компьютера;

прививать школьнику навыки самостоятельного овладения незнакомыми компьютерными средствами;

реализовать самостоятельный выбор учащимся удобного для него стиля изучения тем или приемов работы.

Применение проектного обучения возможно и в виде больших комплексных проектов, и при освоении отдельных элементов компьютерных технологий. Правда, при этом правильнее будет говорить об использовании проектного подхода, чем о «полноценном» проекте.

Например, изучать текстовый редактор можно следующим образом. После краткого обсуждения основных элементов текста (страница, абзац, символ, шрифт и пр.) учащийся получает образец готового текста, который ему необходимо воспроизвести при помощи текстового редактора. Школьник приступает к подготовке документа, имея образец, но, не зная в деталях, как это делать. При подготовке документа у него возникают вопросы: как сделать что-то? как получить такой-то результат? Отвечая на них, учащемуся, приходится самостоятельно осваивать те или иные приемы работы с редактором. Следующий шаг - сравнение образца с тем, что получилось, и, если необходимо, коррекция и доделывание. После подготовки первого документа ученику выдается следующий, более сложно оформленный текст и т. д.

Удобным средством для самостоятельного изучения является графический редактор. Школьники достаточно быстро находят нужные инструменты и приемы создания рисунка. Учащимся предлагается тема проекта, например, «Моя школа», «Мое село», «Любимый урок» и др., и они должны разработать его с использованием графического редактора.

В старших классах чаще используются групповые проекты. Этапы работы над групповым проектом следующие:

1 этап - подготовительный. Начиная работу над проектом, учитель должен тщательно продумать все моменты: продолжительность работы, какую проблему будут решать дети, какая помощь им будет оказана со стороны учителя, как будет оцениваться их работа на разных этапах проектной деятельности, формы представления результатов исследования. Поможет в этом педагогу работа над визиткой проекта (приложение №1).

2 этап – проектировочный. Мозговой штурм: выявление проблем, связанных с темой проекта. Определение уровня знаний по теме. Распределение на группы по интересам и возможностям учащихся. Построение плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции. (Приложение № 2).

3 этап – практический. Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов. При использовании метода проектов изменяется роль учителя. Из носителя знаний и информации, сообщающего учениками то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснений «знаний» сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. Учитель только консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Можно предложить в помощь ученикам ряд памяток: по поиску информации, ее оформлению, подготовке к защите проекта. (Приложение № 3).

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Степень самостоятельности зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей проектной деятельности, от сложности темы. Реализация и оценка проектов должны осуществляться самими детьми на протяжении всей работы. Для этого учитель может предложить обучающимся оценочные листы, с помощью которых они оценят свою деятельность и деятельность своей группы. (Приложение № 4).

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности: Web-сайт; анализ данных социологического опроса; видеофильм; видеоклип; выставка; газета; журнал; модель; мультимедийный продукт; пакет рекомендаций; письмо в...; публикация; серия иллюстраций; сравнительно-сопоставительный анализ; статья; чертеж; диаграмма.

4 этап - аналитический и контрольно-коррекционный. Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы. Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок. Учитель консультирует, координирует работу. Учащиеся по группам оформляют результаты.

5 этап – заключительный. Защита проекта. Представление содержания работы, обоснование выводов. Учащиеся докладывают о результатах своей работы. Учитель организует экспертизу с помощью жюри, в которое могут быть приглашены родители, учащиеся других классов, педагоги. Каждая группа приглашенных обязательно должна дать свою оценку работы каждой группы. (Приложение № 5).

6 этап - рефлексия. Учащиеся осуществляют рефлексию с учетом оценки со стороны (одноклассников, родителей и т.д.). (Приложение № 6).

В результате коллективной работы над групповым проектом у учащихся формируются следующие умения и навыки:

1. Рефлексивные умения: умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2. Поисковые (исследовательские) умения: умения самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию; умение запросить недостаточную информацию у эксперта (учителя); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочный самостоятельности.

4. Умения и навыки в сотрудничестве: умения коллективного планирования; умения взаимодействовать с любым партнером; навыки делового партнерского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки: умение планировать деятельность, время; умение применять решение и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода).

6. Коммуникативные умения: умение вступать в диалог, задавать вопросы; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс.

7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи;

умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения;

умение использовать различные средств наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

Таким образом, метод проектов на уроках информатики используется в каждом классе, но в различной форме. Задания для учащихся даются с учётом их возрастных особенностей. И, по-моему, он вполне себя оправдывает. Хотелось бы пользоваться им чаще, но не каждая тема курса «Информатика и ИКТ» имеет такую возможность. Есть темы, при изучении которых, эффективнее использовать традиционные уроки.


Литература
Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб.пособие. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005. – 368 с.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.– М.: АРКТИ, 2004.–80 с.

Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интелект-Центр». 2005 – 96 с.

Электронный каталог http://www.gnpbu.ru/cgi-bin/WebIrbis3/Search1.exe

Рубрика журнала «Педсовет по средам» http://school-sector.relarn.ru

Ссылки на источники:

http://www.deti-s-zur.ru/book/export/html/479.html

http://metodkabinet.3dn.ru/publ/metod_proektov/1-1-0-1

http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm

http://festival.1september.ru/articles/418087/

Приложение № 1.
  1   2   3   4

Похожие:

Использование метода проектов на уроках информатики iconКак научить ребёнка продуктивно мыслить?
Формирование продуктивного мышления на уроках информатики средствами метода проектов
Использование метода проектов на уроках информатики iconИспользование информационных технологий и метода проектов на уроках музыки
Отечества, обладающего активной жизненной позицией, творческим потенциалом, высокой духовной и эстетической культурой. И в этом свете,...
Использование метода проектов на уроках информатики iconРазвитие логического мышления на уроках информатики
Многие умения и навыки, формируемые на уроках информатики, носят общеучебный, общеинтеллектуальный характер
Использование метода проектов на уроках информатики iconМетод проектов в интернет-образовании
В пособии рассматриваются педагогические основы использования метода проектов в образовательной деятельности, проблемы и особенности...
Использование метода проектов на уроках информатики iconПортфолио участника районного конкурса
«Использование элементов технологии деятельностного метода на уроках английского языка: построение процесса обучения на основе учебных...
Использование метода проектов на уроках информатики iconУроках информатики, математики и физики
«Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его...
Использование метода проектов на уроках информатики iconСагалаевой Галины Ивановны по проблеме «Развитие креативного мышления на уроках информатики»
Банк таких заданий был создан и записан на диск. Результатами этой работы я поделилась с учителями информатики на районном мо. Надо...
Использование метода проектов на уроках информатики iconПроект по истории Отечества «Полководцы Великой Победы»
Целью написания данной работы является систематизация и соединение воедино знаний, полученных в ходе изучения различных дисциплин...
Использование метода проектов на уроках информатики icon«Реализация личностно-оринтированного подхода через использование проектов на уроках истории»
«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения 2-х условий: первое – это правильное установление конечных целей всякого рода деятельности...
Использование метода проектов на уроках информатики iconНа уроках информатики
Развитие творческого потенциала учащихся в условиях развивающей направленности обучения посредством проектной деятельности как фактор...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница