Профильное обучение в сельской малокомплектной школе




НазваниеПрофильное обучение в сельской малокомплектной школе
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе

 

А.В. Макарчук, к.п.н., доцент, директор центра образования

«Родники» с. Каптырево Шушенского района Красноярского края
Н.К. Райсвих, методист Центра информатизации образования КК ИПК РО


Адрес: http://bank.ooipkro.ru/Text/t43_24.htm

 

Профильное обучение, модели, сельская малокомплектная школа, сельская малочисленная школа, простое товарищество, дистанционное обучение.
Аннотация: в статье анализируются причины, из-за которых сложно реализовать модели профильного обучения в условиях сельской малочисленной школы. Рассматриваются возможности повышения качества профильного обучения сельских школьников. В частности, за счет сетевой организации. Профильное обучение реализуется в режиме дистанционного обучения с использованием средств информационно-коммуникативных технологий.
В 2002 году Министерством образования РФ утверждена концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Предлагаемые модели сложно реализовать в условиях сельской малочисленной школы.

Во-первых, потому, что учителя сельской малочисленной и малокомплектной школы имеют недостаточное количество учебных часов для осуществления профильного обучения, т.к. их нагрузка в нашей стране зависит от количества классо-комплектов в школе.

Во-вторых, в условиях малочисленной школы невозможно иметь специалистов высокого класса по всем профилям, заявленным в концепции Министерства образования.

В некоторых малочисленных сельских школах идут по пути наименьшего сопротивления – концентрируют курсы профильные и элективные по одному, в крайнем случае, по двум профилям. Только что не возвращаются в старые времена, когда выпускники сельской школы шли всем классом на ферму, а маленькой городской – на стройку. Сейчас, как и в прежние времена, сельский школьник не имеет выбора, но теперь уже из-за неразрешенной кадровой проблемы – неготовности педагогов. Поэтому качество профильного обучения сельских школьников ориентировано на заведомо более низкий уровень по сравнению с городскими школами.

Есть возможности повышения качества профильного обучения сельских школьников, в частности, за счет сетевой организации.

Первый вариант, указанный в концепции, не очень удобен, т.к. большие расстояния между школами. Конечно, среди школ, находящихся недалеко друг от друга (9-30 км), можно выбрать одну такую, которая станет для остальных «ресурсным центром». Однако, в условиях сибирской зимы, длящейся с ноября по апрель, доставлять учащихся в «ресурсный центр» зачастую опасно для здоровья. Экономически это тоже не выгодно.

И второй вариант, предлагаемый авторами концепции, трудно осуществим в наших условиях. Это также связано с большими расстояниями между населенными пунктами – селами и районными административными центрами или городами. Расстояния здесь исчисляются от 20 до 500 км. ВУЗы организуют для сельских школьников выездные платные подготовительные курсы по типу «воскресных школ», но на встречу с преподавателями выпускники приезжают раз в неделю. Такие курсы обычно проводятся на базе одного из образовательных учреждений районного центра. Из-за существующей сегодня транспортной проблемы курсы посещает незначительное количество школьников, живущих вне райцентра. К тому же и плата за обучение школьников родители которых заняты в сельском хозяйстве, и не получают заработную плату по 6-7 лет, непосильна.

Одна из идей решения задачи профильного обучения старшеклассников появилась за счет взаимодействия педагогических коллективов школ «простого товарищества» Шушенского района. Суть идеи в следующем. Профильное обучение реализуется в режиме дистанционного обучения с использованием средств информационно-коммуникативных технологий. В старшей ступени пяти общеобразовательных школ «товарищества» формируются профильные группы учащихся, которые обучаются, в основном, дистанционно.

Профильное обучение осуществляется группой педагогов, которые могут находиться в разных школах. В группе – ведущий учитель (учителя), преподаватели элективных курсов, кураторы профильных групп. Ведущие учителя выделяются из числа наиболее подготовленных педагогов «товарищества». В обязанности учителей, ведущих профильные и элективные курсы, входит подготовка учебного материала для учащихся и обучение их в дистанционном режиме. Кураторы профильных групп организуют процесс составления индивидуальных образовательных программ учащихся и отвечают за их реализацию. Кроме того, кураторы являются теми людьми, которые «сопровождают» детей в процессе дистанционного обучения. Они организуют выполнение полученных заданий в условиях разновозрастных и разноуровневых учебных групп, помогают выявить трудности, возникающие в ходе учебного процесса, оформить запрос ведущему учителю или учителю элективного курса, определяют необходимость очных консультаций, поддерживают взаимодействие с родителями учащихся и т.д.

Не менее одного раза в четверть организуются очные встречи учащихся с преподавателями профиля (так называемые, очные сессии). Цели и задачи очных сессий могут быть разные – установочные, зачетные, лабораторно-практические, поисково-исследовательские и пр. В числе таких встреч и т.н. «зимние и летние школы», где кроме задач профильного обучения решаются и задачи воспитания и социализации выпускников.

Наряду с профилями, реализующимися в режиме дистанционного обучения, предполагаются и «очные». Например, так изучается технологический профиль – специальности «тракторист-машинист», «парикмахер» и т.д.

Базовые общеобразовательные предметы выдаются в обычном режиме учителями-предметниками каждой школы.

Управление процессом профильного обучения осуществляется директорским корпусом «товарищества». Ответственность распределена между директорами школ следующим образом:

• организация разновозрастных профильных групп учащихся;

• обеспечение процесса самоопределения школьников по отношению к профилям обучения: естественно-математическому, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому;

• организация процесса обучения: составление расписания для базовых, профильных и
  элективных курсов для учащихся всех школ;

• подготовка кадров и распределение функциональных обязанностей (ведущий учитель,
  куратор, консультант и т.д.) в группе учителей профильного обучения.

У директора есть своя команда управления профильным обучением, которая решает оперативно-тактические вопросы.

Курирование профильного обучения ведут специалисты районного отдела образования.

Реализация этой модели связана с определенными трудностями и проблемами, которые переоформляются в ряд задач. Среди них:

• подготовка педагогов профильного обучения и учащихся будущих профильных групп к работе
  со средствами информационно-коммуникативных технологий;

• адаптация учебных материалов к использованию их в режиме дистанционного обучения;

• разработка и организация системы очного, заочного взаимодействия педагогов и учащихся;

• отработка различных элементов дистанционного обучения в режиме эксперимента;

• подготовка «технической основы» дистанционного обучения – дополнительное оснащение
  образовательных учреждений компьютерной техникой, подготовка технических
  информационных каналов;

• разработка системы управления профильным обучением, нормативно-правовой основы и
  другие задачи.

Решение этих задач – прерогатива не только всего педагогического сообщества «товарищества» школ и отдела образования администрации Шушенского района. В разработке и реализации модели принимают участие Главное управление образования администрации Красноярского края, Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, региональный центр Федерации Интернет-образования.

Участниками «простого товарищества» являются пять школ Шушенского района Красноярского края: Иджинская (директор Кабыш Н.С.), Синеборская (директор Калинин Е.М.), Ильичевская (директор Киримов В.Ю.), Казанцевская (директор Белоногова А.А.), Каптыревская (директор Макарчук А.В.). Количество учащихся – от 134 до 460. Расстояние между школами – 9 – 60 км.

Взаимодействие школ района основано на договорных началах. Управление «товариществом» носит государственно-общественный характер: в нем есть т.н. «попечительский слой». Попечители рассматривают приоритетные направления развития школ, помогают создавать условия для обучения и воспитания сельских школьников, постоянно привлекают внимание общественности к событиям, которые проживают школы «товарищества».

Совместная деятельность школ – членов товарищества осуществляется в следующих направлениях: социокультурный комплекс; профильное обучение старшеклассников; усиление общественной составляющей в управлении образованием.

Простое товарищество пяти школ является Федеральной экспериментальной площадкой в программе реструктуризации сельских школ России.

Похожие:

Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconПоложение о базовой сельской школе по профильному обучению. Муниципальное...
Муниципальное образовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №18 ст. Мочище- базовая школа, реализующая профильное...
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconШколы: «Экологическое образование и воспитание как путь развития...
Пособностей не позволяют обеспечить в достаточной мере удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей каждого...
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconВоспитание социальной компетентности у учащихся через элективный курс по информатике
Доля обучающихся, продолжающих учебу в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах. Итак, профильное обучение становится...
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconО. А. Опарина Программа развития
Переход общеобразовательных учреждений Кировской области на профильное обучение на 2005 – 2010 годы
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе icon«Воспитание демократической культуры участников образовательного...
«Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса в сельской школе»
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconМоу «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2» 2007 год
Работа методического объединения учителей математики в связи с переходом на профильное обучение
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе icon«Трудности учителей и учащихся сельских малокомплектных школ»
Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconО внесении изменений в Примерное положение о малокомплектной школе
В целях совершенствования нормативной базы и организационных условий функционирования малокомплектных общеобразовательных школ в...
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconУроках математики в условиях малокомплектной школы
Тема проекта: «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в условиях малокомплектной школы»
Профильное обучение в сельской малокомплектной школе iconПрограмма курса пояснительная записка
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница