Методические рекомендации по разработке и оформлению программы дополнительного образования детей Структура программы дополнительного образования детей




НазваниеМетодические рекомендации по разработке и оформлению программы дополнительного образования детей Структура программы дополнительного образования детей
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации по разработке и оформлению программы дополнительного образования детей

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

(Из приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России От 11.12.2006 № 06-1844) .
1. Титульный лист

На титульном листе рекомендуется указывать:

— наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образо­вательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образова­тельной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

При оформлении титульного листа образовательной програм­мы, рекомендуется исходить из общих требований к оформлению ГОСТ Р 6.30-97

В одном образовательном учреждении титульные листы образо­вательных программ желательно оформлять однообразно, соблю­дая симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа.

^ 2. Пояснительная записка

Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения — краткой характеристики предмета, его значимости и педагогическо­го обоснования дополнительной образовательной программы.

Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов рас­пространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сло­жившейся ситуации, выходы на социальную действительность и по­требности ребят. Например:

Введение к образовательной программе «Текстильный ди­зайн»

Свою историю слово «дизайн» берёт от итальянского «disegno», которое в эпоху Ренессанса обозначало проект, рисунок, идею. Позднее, в XVI веке, в Англии появляется понятие «design», которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертёж, узор, а также «проектировать, конструировать».

В более узком понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по организации комфортной для че­ловека предметной среды.

Вещи, как и люди, бывают духовными и бездуховными. Духовные имеют свою энергетику, своё звучание. Это тот второй план, кото­рый необходим человеку.

У. Моррис, английский теоретик современного дизайна, предло­жил программу создания нового стиля жизни, представив картину возможного соединения высокоразвитой техники с ручным ремес­ленным трудом как особым проявлением народного творчества. При этом он определяет художественные ремёсла как первооснову, из которой вышли и развились все остальные виды пластических ис­кусств.

Деятельность студии по лоскутному шитью, которое получило во всём мире официальный статус искусства дизайна, глубоко со­звучна этой идее. На практике это выражается в стремлении высо­ко держать престиж старинных ремёсел, показать, что в наши дома должны вернуться «тёплые», уютные, потрясающей красоты вещи, сделанные не только руками, но и «сердцами» мастеров.

Если нам, живущим на Российской земле, не чтить и не любить то, что веками создавали предки, мы не получим и духовной под­питки, необходимой для передачи самобытной культуры России бу­дущим
^ 2.1. Направленность образовательной программы

1. Художественная, 2. Военно-патриотическая 3. Научно-техническая 4. Физкультурно-спортивная

5. Эколого-биологическая 6. Естественнонаучная 7. Социально-педагогическая

8. Культурологическая 9. Спортивно-техническая 10. Туристско-краеведческая

(Здесь и далее название данной направленности указано в соответствии с Требованиями к содержанию и оформ­лению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).

^ 2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна дополнительной образовательной программы предпола­гает:

— новое решение проблем дополнительного образования;

— новые методики преподавания;

— новые педагогические технологии в проведении занятий;

— нововведения в формах диагностики и подведения итогов реа­лизации программы и т.д.

Например:

1. Новизна данной образовательной программы опирается на по­нимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нрав­ственных качеств перед работой направленной на освоение пред­метного содержания.

2. Новизна дополнительной образовательной программы «Как ве­сти за собой» основана на комплексном подходе к подготовке моло­дого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управ­ленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с де­ловыми

Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современ­ным детям в современных условиях нужна конкретная программа (Приложение, Пример № 4). Актуальность может базироваться:

— на анализе социальных проблем;

— на материалах научных исследований;

— на анализе педагогического опыта;

— на анализе детского или родительского спроса на дополни­тельные образовательные услуги;

— на современных требованиях модернизации системы образо­вания;

— на потенциале образовательного учреждения;

— на социальном заказе муниципального образования и других факторах.

Например:

1. Актуальность предлагаемой образовательной программы опре­деляется запросом со стороны детей и их родителей на програм­мы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого, в реа­лиях спального района, имеются только на базе Дома творчества.

2. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуаль­ность дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лиде­ров — организаторов деятельности детских общественных объеди­нений на современном этапе развития общества.

3. Развитие творческих и коммуникативных способностей обуча­ющихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных зна­ний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку воспитанника.

^ Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.

В этой части пояснительной записки нужно дать аргументиро­ванное обоснование педагогических действий в рамках дополни­тельной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образова­тельной деятельности и организации образовательного процесса.

Например:

1. Данная образовательная программа педагогически целесообраз­на, т.к. при ее реализации школьный музей, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, оставаясь само­стоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привить навыки профессиональ­ной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведче­ской, музееведческой.

2. Реализация задач деятельности детских общественных объеди­нений идет через коллективную работу. Особое место в отношениях внутри коллектива занимает позиция лидера-организатора. Допол­нительная образовательная программа «Как вести за собой» орга­нично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования лидерских навыков в про­цессе коллективной работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирование лидерских навыков является педагогиче­ски целесообразной.
^ 2.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуще­ствить. (С.И. Ожегов Словарь русского языка.)

Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) резуль­тата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.

Варианты формулировок цели

1. Формирование духовно богатой, высоконравственной лично­сти, владеющей русской народной творческой манерой исполнения.

2. Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучающимся этических и…

3. Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами вокального искусства.

4. Формирование нравственной и творческой личности через овла­дение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.

5. Формирование общей культуры личности, привитие обучаю­щимся этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.

6. Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведе­ния средствами вокального искусства.45

Для постановки цели требуется предварительный анализ обра­зовательного уровня и особенностей детей, особенностей региона, окружающей среды и др.

7. Формирование интереса к хоровой культуре у детей и под­ростков.

8. Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.

9. Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения.

10. Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

11. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства.

12. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.

13. Профилактика асоциального поведения.

14. Развитие личности ребенка, способного к творческому само­выражению через овладение основами хореографии.

15. Реализация интересов детей и подростков в познании и тех­ническом творчестве через занятия авиамоделированием.

16. Возродить интерес к хоровой культуре у детей и подростков.

Задача — это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Оже­гов Словарь русского языка.) Задачи кружка, объединения — это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагоги­ческих действий.

Варианты формулировок задач

Обучающие:

1. Способствовать овладению воспитанниками русской народной певческой манерой исполнения.

2. Обучить навыкам танцевального мастерства.

3. Формировать музыкально-ритмические навыки.

4. Научить правильному дыханию.

5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства.

6. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.

Воспитательные:

1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.

2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответствен­ности.

3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружаю­щим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).

4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к лите­ратуре и чтению.

5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.

Развивающие:

1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общать­ся, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.

2. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей сред­ствами вокальных занятий.

3. Развитие артистических способностей.

4. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.

5. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого во­ображения и фантазии через этюды, шарады, упражнения.

^ 2.4. Отличительные особенности данной дополнительной об­разовательной программы от уже существующих образовательных программ

В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использо­ван и обобщён. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления

Например:

1. Отличительной особенностью программы студии декоративно-прикладного творчества является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных (более десяти) видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.

2. От существующей типовой программы по радиоспорту настоя­щая программа «Спортивная радиопеленгация» отличается струк­турным построением и параметрами многолетней тренировки спор­тсменов с учётом возрастных границ зон спортивных достижений в радиопеленгации, оптимальным набором и соотношением времени применяемых средств, методов физической и технико-тактической подготовки, планами-схемами годичных циклов тренировочного процесса, особенностями психологического сопровождения.

^ 2.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополни­тельной образовательной программы

В этом подразделе желательно поместить следующую информа­цию – например:

1. Программа адресована подросткам 14—17 лет. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направлен­ное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам воспитанники первого года обу­чения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленно­го или профессионально-ориентированного уровня освоения про­граммы. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. На­полняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 чело­век; второй год обучения — 12 человек; третий год обучения — 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изу­чаемого материала.

2. Возраст детей, участвующих в реализации данной образова­тельной программы 7—10 лет, 11—14 лет, 15—18 лет. Условия набора детей в коллектив: на основании прослушивания.

^ 2.6. Сроки реализации дополнительной образовательной про­граммы

В данном подразделе рекомендуется поместить следующую ин­формацию – например:

1. Программа рассчитана на 4 года обучения. 1 год обучения — 72 часа; 2 год обучения — 108 часов; 3 год обучения — 144 часа;4 год обучения — 216 часов.

2. Программа рассчитана на 3 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 432 часа, включая индиви­дуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий.

3. Программа рассчитана на 1 год обучения — 144, 108, или 72 часа в зависимости от психологической готовности к обучению, физи­ческого, интеллектуального уровня готовности учащихся к освое­нию образовательной программы и др. Психологическая готовность и уровень готовности учащихся к освоению образовательной про­граммы определяются по результатам тестирования при наборе.

^ 2.7. Формы и режим занятий

Возможные формы организации деятельности учащихся на заня­тии:

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

индивидуально-групповая

ансамблевая,оркестровая

работа по подгруппам (по звеньям)

^ Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия

Словесные

Наглядные

Практические

устное изложение

показ видеоматериа­лов, иллюстраций

тренинг

беседа, объяснение

показ педагогом приёмов исполнения

вокальные упражне­ния

анализ текста

наблюдение

тренировочные упражнения

анализ структуры музыкального произ­ведения и др.

работа по образцу и др.

лабораторные работы и др.

Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, ре­петиционным, тренировочным и др.

Возможные формы проведения занятий:

акция

круглый стол

сбор

аукцион

круиз

семинар

бенефис

лабораторное занятие

сказка

беседа

эвристическая лекция

смотрины

вернисаж

мастер-класс

соревнование

викторина

«мозговой штурм»

спектакль

встреча с интересны­ми людьми

наблюдение

студия

выставка

олимпиада

творческая встреча

галерея

открытое занятие

творческая мастерская

гостиная

посиделки

творческий отчет

диспут, дискуссия, обсуждение

поход

тренинг

занятие-игра

праздник

турнир

защита проектов

практическое занятие

фабрика

игра деловая

представление

фестиваль

игра-путешествие

презентация

чемпионат

игра сюжетно-ролевая

производственная бригада

шоу

игровая программа

профильный лагерь

экзамен

класс-концерт

поход

экскурсия

КВН

размышление

экспедиция

конкурс

рейд

эксперимент

консультация

репетиция

эстафета

конференция

ринг

ярмарка

концерт

салон

и другие

(45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в со­ответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.

^ Режим заняти

1. На 1-м году обучения занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа), на 2–м году обучения — шесть часов в неделю (три раза по два часа).

2. Для воспитанников 1-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, 2-го года обучения — 3 раза в неделю по 2 академических часа.

Основание – нормативные требования САНПина

^ 2.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результа­тивности

Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная ха­рактеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обу­чающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

Педагог должен иметь четкое представление о том, каких резуль­татов добьются воспитанники на разных этапах освоения данной программы. Поэтому в образовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, на­выки воспитанников по итогам каждого года обучения. Желатель­но выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка.

Например:

Варианты формулировок ожидаемых результатов:

^ К концу первого (второго, третье­го...) года обучения ребёнок:

К концу первого (второго, третье­го...) года обучения у ребёнка:

— будет знать…

— будет уметь…

— будет иметь представление…

— будет стремиться…

— будет обучен…

— овладеет понятиями…

— получит навыки…

— расширит представления…

— научится делать…

— будет сформирован устойчивая потребность…

— будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества;

— будет развита устойчивая по­требность к самообразованию;

— будет сформирована активная жизненная позиция…

— будут развиты творческие спо­собности…

— будет воспитано уважение к нор­мам коллективной жизни.


Педагогу нужно проверить, отражает ли спрогнозированный ожидаемый результат выполнение поставленных ранее задач.

^ Способы определения результативности

В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диа­гностики) успешности овладения учащимися содержанием про­граммы.

Возможно использование следующих методов отслеживания ре­зультативности:

— Педагогическое наблюдение.

— Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагно­стических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (кон­цертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.

— Мониторинг. Для отслеживания результативности можно ис­пользовать

^ Педагогический мониторинг

Мониторинг образовательной

деятельности детей

контрольные задания и тесты

самооценка воспитанника

диагностика личностного роста и продвижения

ведение зачетных книжек

анкетирование

ведение творческого дневника обу­чающегося

педагогические отзывы

оформление листов индивидуаль­ного образовательного маршрута

ведение журнала учета или педаго­гического дневника

ведение летописи

введение оценочной системы

оформление фотоотчётов

^ 2.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной об­разовательной программы

Некоторые формы подведения итогов - например:

опрос

контрольное занятие

концерт

зачет

самостоятельная работа

выставка

экзамен

защита рефератов

конкурс

олимпиада

открытое занятие для родителей

соревнование

игра-испытание

презентация творческих работ

самоанализ

взаимозачет

коллективный анализ работ

отзыв

эссе

коллективная рефлексия

и др.

Могут быть использованы дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, порт­фолио учащихся и т.д. — документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося.

^ 3. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:

— перечень разделов, тем;

— количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретиче­ские и практические виды занятий.

В нижней части таблицы суммируется количество часов в столб­цах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжитель­ности.

Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.

^ Для образовательных программ по традиционным видам

детского творчества

Для комплексных, интегрирован­ных, по видам спорта и других образовательных программ

^ Количество часов

В неделю

В год

В неделю

В год

1

36

7

252

2

72

8

288

3

108

9

324

4

144

10

360

6

216

12

432

В дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотноше­нии 60 % на 30 %). Также в учебно-тематическом плане необходимо закладывать часы:

— на комплектование группы первого года обучения;

— на вводное занятие (введение в программу);

— концертную, выставочную или соревновательную деятель­ность;

— мероприятия воспитывающего и познавательного характера;

— итоговое занятие, отчетное мероприятие.

В учебно-тематическом плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование – например:
Расчёт количества часов в учебно-тематическом плане ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального обучения).

Родительские собрания, «резерв» (как это встречается в школьных учебных программах) — в учебно-тематический план не включаются.

В зависимости от возраста детей, их способностей, специфи­ки детского объединения возможно использование вариативных учебно-тематических планов. Например: учебно-тематический план для детей первого года обучения 7—8 лет — на 72 часа, а для 10—11 лет — на 144 часа.

Комплексная и интегрированная образовательные программы должны иметь кроме учебно-тематического плана на каждую дисциплину, еще и учебный план, который должен содержать названия обра­зовательных программ (дисциплин), входящих в них, с указанием часов в неделю и в год по каждому предмету (Приложение, Примеры № 18, 19). Учебный план также составляется по годам обучения, он может быть представлен в виде сводной таблицы или таблицы на каждый год обучения отдельно.

^ 4. Содержание программы

Содержание дополнительной образовательной программы рас­крывается (без указания часов) в именительном падеже через крат­кое описание разделов и тем внутри разделов – например:

  1   2

Похожие:

Методические рекомендации по разработке и оформлению программы дополнительного образования детей Структура программы дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации по написанию образовательной программы...
Они составлены на основе примерных требований к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодежной...
Методические рекомендации по разработке и оформлению программы дополнительного образования детей Структура программы дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации по созданию дополнительной образовательной...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, методистов и педагогов отделений дополнительного образования детей и носит...
Методические рекомендации по разработке и оформлению программы дополнительного образования детей Структура программы дополнительного образования детей iconПубличный отчет муниципального образовательного учреждения дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – Центр дополнительного образования детей является единственным...
Методические рекомендации по разработке и оформлению программы дополнительного образования детей Структура программы дополнительного образования детей iconГ. Пермь, 2013 общие положения
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей...
Методические рекомендации по разработке и оформлению программы дополнительного образования детей Структура программы дополнительного образования детей iconПедагога дополнительного образования
Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей в свете концептуального развития современной системы дополнительного...
Методические рекомендации по разработке и оформлению программы дополнительного образования детей Структура программы дополнительного образования детей iconАнализ реализации программы «Содружество» по взаимодействию с образовательными...
Центр дополнительного образования детей – учреждение, сохранившее систему внешкольного (дополнительного) образования и воспитания...
Методические рекомендации по разработке и оформлению программы дополнительного образования детей Структура программы дополнительного образования детей iconДополнительного образования детей «белоярский центр дополнительного...
Федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об образовании», Примерной программы подготовки водителей транспортных...
Методические рекомендации по разработке и оформлению программы дополнительного образования детей Структура программы дополнительного образования детей iconРабочая программа дополнительного образования детей кружка «Студия изобразительного творчества»
«Студия изобразительного творчества», составлена на основе программы первого года обучения «Образы и символы времени». Автор Н. В....
Методические рекомендации по разработке и оформлению программы дополнительного образования детей Структура программы дополнительного образования детей iconСогласовано утверждено
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей городского округа...
Методические рекомендации по разработке и оформлению программы дополнительного образования детей Структура программы дополнительного образования детей iconПрограмма развития муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница