Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 5 г.Амурска
Амурского муниципального района
Хабаровского края
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №__4____
«_24___»_мая__2012г.
| Согласовано
Зам. директора по УВР
___________ И.С.Виноградова
«_____»____________2012г.
| Утверждаю
Директор школы
_____________Е.А.Михайлюк
Приказ №________________
«_____»____________2012г.
|
Рабочая программа
по истории
для учащихся 5-9 классов
2012-2013 учебный год
Составители: Соколова А.В.
учитель истории
г. Амурск
Пояснительная записка.
Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
^ образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяемого исторические знания в учебной и социальной деятельности.
^
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству- многонациональному российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явления, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
формирование и развитие человеческих общностей- социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этнических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше,- человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятие мира, ценностей.
Рабочая программа учебного курса истории составлена на основе Примерной программы для основной школы, серия «Стандарты второго поколения» по учебным предметам «История 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2010 и авторских программ:
Михайловский Ф.А. Программа курса « История Древнего мира». Для 5-го класса общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2011.
Реализация программы осуществляется при помощи УМК:
учебник Михайловский Ф.А.История Древнего мира 5 класс – М.: Русское слово, 2011, рабочая тетрадь С.А. Жукова. Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс – М.: Русское слово, 2012;
учебники М.А.Бойцов, Р.М.Шукуров Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. М.: Русское слово, 2009, Е.В. Пчёлов История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6 класс. М.: Русское слово, 2008; рабочие тетради Н.Г.Петрова по истории Средних веков. 6 класс. М.: Русское слово, 2012, К.А.Кочегаров к учебнику Е.В. Пчёлова История России. 6 класс. М.: Русское слово, 2012;
учебники О.В.Дмитриева «Всеобщая история. История Нового времени». 7 класс – М.: Русское слово, Пчёлов Е.В. История России. XVII-XVIII века. М.: Русское слово, 2010., Т.Д.Стецюра. Рабочая тетрадь к учебнику О.В.Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени»; К.А.Кочегаров к учебнику Е.В. Пчёлова История России. 7 класс. М.: Русское слово, 2012;
учебники Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. 8 класс. М.: Русское слово, 2011, Загладин Н.В. Всеобщая история. История нового времени. 8 класс. М.: Русское слово, 2011; рабочие тетради В.В. Кружалов - к учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова История России. XIX век. 8 класс. М.: Русское слово, 2012, И.А.Ермаков - к учебнику Загладина Н.В. Всеобщая история. История нового времени. 8 класс. М.: Русское слово, 2011;
учебники Н.В. Загладин Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Русское слово, 2012, Загладин Н.В, С.Т.Минакова История России. XX век. 9 класс. М.: Русское слово, 2011, рабочие тетради И.А.Ермакова Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс - М.: Русское слово, 2011.
Программа составлена с учётом требований государственного образовательного стандарта.
^ осуществляется по нескольким содержательным линиям:
«Художественная культура» реализуется в процессе изучения тем: «Искусство неолитических племен» (5 класс, история Древнего мира), «Культура России в первой половине XIX века» (8 класс).
«Социально-экономическая и правовая культура» реализуется в процессе изучения тем: «Расселение «человека разумного», «Древнекаменный век в Приамурье и Приморье», «Приморье и Приамурье в эпоху неолита»; «Первые следы обитания человека на Северо-востоке Азии» (5 класс, история Древнего мира); «Монголы в средние века», «Чжурчжэньская эпоха» (6 класс, история России), « Россия в XVII веке. Начальный период русско-китайских отношений», «Россия в XVIII веке. Создание и деятельность русско-американской компании», «Сибирь в XVII веке» (7 класс), «Восточный вопрос и Крымская война, «Главная реформа XIX века», «Внешняя политика России в царствование Александра II», «Основные события внутренней политики России в конце XIX века» (8 класс), «Внешняя политика России в 1894-1914 гг.», «Революции в России и гражданская война», «СССР в период между мировыми войнами – опыт строительства социализма», «СССР во второй мировой войне», «Развитие СССР в 1945-1953 гг.», «Развитие СССР в 1953-1985 гг.», «Новая Россия. 1991-1999 гг.» (9 класс).
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:
формы образования – комбинированный урок, экскурсии и др.;
технологии образования - работу в группах, индивидуальную работу учащихся, проектную, информационно-коммуникативную и др.;
методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение и др.;
методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.
Рабочей программой предусмотрены мониторинговые работы по сформированности предметных и универсальных учебных действий в рамках обобщающих уроков.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа в год (2 часа в неделю) в 5-8 классах, в 9-х классах 102 часа, ( история России - 68 часов, всеобщая история - 34 часа; 3 часа в неделю).
^
№
| Наименование
разделов и тем программы
| Количество часов
| Общее
| Контрольно -диагностические работы
| Региональный компонент
(РК)
| 5 класс
| История Древнего мира
|
| Введение
| 1
|
|
| 1
| ^ и их открытия:
Раздел I. Собиратели и охотники каменного века:
Раздел II. Первобытные земледельцы и скотоводы:
| 6
3
2
| 1
|
3
2
| 2
| Счет лет в истории
| 1
|
|
| 3
| ^
Раздел III. Цивилизации речных долин.
Раздел IV. Древний Египет.
Раздел V. Западная Азия в первом тысячелетии до н.э.
Раздел VI. Великие державы Древнего Востока.
| 17
4
4
4
3
| 1
1
|
| 4
| ^
Раздел VII. Древняя Греция.
Раздел VIII. Рождение античного мира.
Раздел IX. Греко-персидские войны.
Раздел Х. Могущество и упадок Афин.
Раздел XI. Греческая культура.
Раздел XII. Македонские завоевания.
| 19
3
3
2
3
2
3
| 1
1
1
|
| 5
| ^
Раздел XIII. Образование Римской республики.
Раздел XIV. Римские завоевания в Средиземноморье.
Раздел XV. Гражданские войны в Римской республике.
Раздел XVI. Расцвет и могущество Римской империи.
Раздел XVII. Поздняя Римская империя и закат античной цивилизации.
| 21
3
3
5
4
4
|
1
1
|
|
| Резерв
| 3
|
|
|
| Всего
| 68
|
|
| 6 класс
| Всеобщая история
|
| Введение
| 1
|
|
|
| Раздел 1. Раннее Средневековье
Тема 1. Византийская империя
Тема 2. Великое переселение народов.
Тема 3. Мир ислама
Тема 4. Империя франков и её соседи
| 9
2
1
2
3
| 1
|
|
| Раздел 2. Вершина Средневековья
Тема 1. Средневековые сословия
Тема 2. Власть духовная и светская. Крестовые походы.
Тема 3. Средневековые города.
Тема 4. Могущество римско-католической церкви.
Тема 5. Европейские государства в XII-XIV вв.
Тема 6. Кризис европейского средневекового общества.
Тема 7. Средневековая культура.
| 12
2
2
2
1
1
1
2
| 1
|
|
| Раздел 3. Мир за пределами Европы
Тема 1. Страны Азии, Африки и Америки в средние века.
| 3
3
|
| 1
|
| Раздел IV. Европа накануне Нового времени.
Тема 1. Европа накануне Нового времени. Османская империя
| 1
1
|
|
|
| Резерв
| 2
|
|
|
| Всего
| 28
|
|
| История России с древнейших времён до конца XVI века
|
| Введение.
| 1
|
|
| 1
| Раздел I. Древние жители нашей Родины.
| 3
|
| 1
| 2
| Раздел II. Древняя Русь в IX – XII века.
| 8
|
|
| 3
| Раздел III. Русские земли в XII – начале XIII века.
| 6
| 1
|
| 4
| Раздел IV. Русь между Востоком и Западом.
| 5
| 1
|
| 5
| Раздел V. Объединение русских земель вокруг Москвы.
| 6
|
|
| 6
| Раздел VI. Создание Московского царства.
| 7
|
|
|
| Итоговый урок
| 1
|
|
|
| Резерв
| 1
|
|
|
| Всего
| 38
| 2
| 3
| ^
| 7 класс
| Всеобщая история
|
| Введение.
| 1
|
|
| 1
| Часть I. Раннее Новое время.
| 15
| 1
|
| 2
| Часть II. Эпоха Просвещения.
| 6
|
|
| 3
| Часть III. Страны Востока в XVI – XVIII веках.
| 2
|
|
| 4
| Реализация регионального компонента
| 2
|
| 2
|
| Итоговый урок
|
| 1
|
|
| Резерв
| 1
|
|
|
| Всего
| 28
| 2
| 3
| ^
|
| Введение.
| 1
|
|
| 1
| Раздел I. Смутное время.
| 6
| 1
|
| 2
| Раздел II. Россия при первых Романовых.
| 8
| 1
| 1
| 3
| Раздел III. Эпоха реформ Петра I.
| 8
| 1
|
| 4
| Раздел IV. Россия после Петра Великого.
| 4
|
| 1
| 5
| Раздел V. «Золотой век» Екатерины Великой.
| 7
| 1
|
|
| Резерв
| 2
|
|
|
| Всего
| 40
|
|
| ^
| 8 класс
| Всеобщая история
| 1
| Раздел 1. Реакция и революции в европейском и мировом развитии.
| 5
|
|
|
| Раздел 2. Становление национальных государств в Европе.
| 3
|
|
|
| Раздел 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги.
| 3
|
|
|
| Раздел 4. Ведущие страны мира в середине XIX – начале XX в.
| 5
| 1
|
|
| Раздел 5. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX – начале XX в.
| 6
|
|
|
| Раздел 6. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX в. и Первая мировая война 1914-1918 гг.
| 4
|
|
|
| Раздел 7. Наука, культура и искусство в XIX – начале XX в.
| 2
|
|
|
| Итоговая проверка знаний
| 1
| 1
|
|
| Резерв
| 1
|
|
|
| Всего
| 30
|
|
| ^
| 1
| Российская империя в начале XIX века.
| 3
|
|
| 2
| Внешняя политика Российской империи в начале XIX века.
| 5
|
|
| 3
| Россия после Отечественной войны 1812 года.
| 2
|
|
| 4
| Российская империя в годы правления Николая I.
| 5
| 1
| 1
| 5
| Общество, Церковь, культура в России первой половины XIX века.
| 4
|
| 1
| 6
| Россия в годы правления Александра II.
| 6
|
| 1
| 7
| Россия в годы правления Александра III. Первые годы правления Николая II.
| 6
|
|
| 8
| Общественная и церковная жизнь в последней четверти XIX века
| 2
|
|
| 9
| Образование, наука и культура России во второй половине XIX века.
| 2
| 1
|
|
| Итоговое повторение: «Россия в XIX веке»
| 1
|
|
|
| Резерв
| 2
|
|
|
| Всего
| 38
|
|
| ^
| 9 класс
| Всеобщая история
|
| Введение.
| 1
|
|
| 1
| Раздел I. Человечество после Первой мировой войны.
| 3
|
|
| 2
| Раздел II. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису
| 4
| 1
|
| 3
| Раздел III. Человечество во Второй мировой войне.
| 4
|
|
| 4
| Раздел IV. Мир в эпоху «холодной войны»
| 3
| 1
|
| 5
| Раздел V. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX – начале XXI в.
| 7
| 1
|
| 6
| Раздел VI. Проблемы модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке.
| 5
|
|
| 7
| Раздел VII. Наука и культура народов мира в XX – начале XXI в.
| 2
| 1
|
| 8
| Раздел VIII. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия.
| 2
|
|
| 9
| Итоговый урок
| 1
|
|
|
| Резерв
| 2
|
|
|
| Всего
| 34
|
|
| ^
| 1
| Раздел 1.Российская империя в первые десятилетия XX в. 1900-1916 гг.
| 10
| 1
|
| 2
| Раздел 2. Россия в годы революции и гражданской войны. 1917-1922 гг.
| 8
|
|
| 3
| Раздел 3.СССР в 1920-1930-е гг..
| 11
| 1
|
| 4
| Раздел 4. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
| 9
|
|
| 5
| Раздел 5. От сталинизма к «оттепели»: Советский Союз в 1945-1964 гг.
| 6
| 1
|
| 6
| Раздел 6. СССР в 1960-е - начале 1980-х гг.
| 6
|
|
| 7
| Раздел 7. Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества.
| 6
| 1
|
| 8
| Раздел 8. Российская Федерация в 1991 - 2001 гг.
| 7
|
|
| 9
| Итоговый урок
| 1
|
|
|
| Резерв
| 4
|
|
|
| Всего
| 68
|
|
| ^ 5 класс (68 часов)
Содержание курса «История Древнего мира»
Введение (1 час)
История Древнего мира как часть Всеобщей, или Всемирной истории. Письменные и вещественные памятники. Археологические раскопки.
^
Раздел I. Собиратели и охотники каменного века (3 часа)
Тема 1. Первые люди на земле.
Предки человека. Выделение человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. «Человек разумный».
^
Тема 2. Открытия и изобретения древних охотников.
Расселение людей по земле. Охота и собирательство. Важнейшее значение охоты в жизни людей. Понятие «каменный век». Орудия каменного века. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки.
^
Тема 3. Искусство и религия первобытных людей.
Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Мифы.
^
Раздел II. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа)
Тема 4. Великая революция каменного века: возникновение земледелия и скотоводства.
Образование родовых общин. Племя. Организация родоплеменной власти. Вожди и советы старейшин. Приручение животных. Возникновение скотоводства из охоты, земледеоия- из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел. Гончарное керамическое ремесло и ткачество.
^
Тема 5. От первобытности к цивилизации.
Открытие меди, изобретение бронзы. Понятие «бронзовый век». Появление обмена, денег, торговли. Возникновение социального неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Общинники и знать. От вождей к царям. Войско. Города. Письменность. Переход к цивилизации.
^
Повторение и проверка знаний (1 час)
Важнейшие открытия и изобретения первобытных людей. Переход к цивилизации. Понятие «Древний Восток»
|