Пояснительная записка Основные ценности, формируемые у обучающихся Принципы и подходы к проблеме воспитания на основании концепции образовательной системы «Школа 2100»




НазваниеПояснительная записка Основные ценности, формируемые у обучающихся Принципы и подходы к проблеме воспитания на основании концепции образовательной системы «Школа 2100»
страница1/7
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
Администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сторожевская средняя общеобразовательная школа»

Рекомендована Советом школы по внедрению ФГОС НОО_________________

Протокол №___ от «__»_____2011 г.

Утверждаю:

Директор МОУ «Сторожевская СОШ» А.М.Захаренко

«__»_________2011 г.




ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

c. Сторожевск

2011 год

Содержание:

  1. Пояснительная записка

  2. Основные ценности, формируемые у обучающихся

  3. Принципы и подходы к проблеме воспитания на основании концепции образовательной системы «Школа 2100»

  4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  5. Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

  6. Взаимодействие школы с общественными организациями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

  7. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  8. Технология отслеживания результатов воспитанности младших школьников

  9. Список литературы

  10. Приложения:

  • Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника

  • Банк добрых дел и поступков младших школьников

  • Методика №1: Диагностика нравственной самооценки

  • Методика №2: Диагностика этики поведения

  • Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

  • Методика №4: Диагностика нравственной мотивации

  • Диагностика нравственно-духовного становления и развития младших школьников (1-2 класс, 3 класс, 4 класс)


1.Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа» являются:

  • Закон «Об образовании»,

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

  • Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России,

  • Образовательная программа «Школа 2100».

В стандартах второго поколения духовно-нравственному развитию и воспитанию личности отводится особая роль. Именно на воспитание человека делается сегодня акцент в развитии мировой педагогической мысли, именно образованию предназначается ведущая роль в осуществлении насущных и будущих социальных реформ в обществе, решении глобальных проблем человеческой цивилизации. Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых в современном мире, обострение глобальных проблем человечества заставляют сегодня мировое сообщество все настойчивее обращаться к проблеме духовно-нравственного воспитания, которое выступает условием и средством сохранения как самой личности, так и всего общества.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это зависит от принятия обучающимся уже на ступени начального обучения общечеловеческих и общенациональных ценностей им в личной и общественной жизни.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей жизни народа и сознание человека.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приори­тетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
^ Цель программы: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека высоконравственного, культурного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
^ Задачи программы:

  • Сформировать у младшего школьника умение принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка;

  • организовать эффективное взаимодействие школы, семьи и общественных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

2.^ Основные ценности, формируемые у обучающихся
За основу содержания духовно-нравственного развития и воспитания школьников в Концепции Образовательной системы «Школа 2100» взят подход, основанный на идее поликультурности – сохранения многообразия культур при принятии большинством людей общих базовых ценностей (Н.Д. Никандров).

При реализации программы по духовно-нравственному развитию обучающихся формируются и развиваются основные ценности: общественные, регулирующие поведение людей, и личностные, образующие духовный мир конкретного человека.

Личностные ценности

Ценность жизни означает отношение человека к мирозданию, Земле, природе, другим людям как носителям бытия, признание человеческой жизни как величайшей ценности. Ценность жизни лежит также в основе подлинного экологического сознания.

^ Ценность добра означает направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. «Возлюби ближнего» – не только религиозный тезис, но и одна из основных максим гуманизма. Призыв «Спешите делать добро» становится определенным жизненным правилом организации социальных отношений, которое противостоит тенденции насилия, разрушения, зла.

^ Ценность свободы, чести и достоинства человеческой личности является базовой ценностью гуманистического общества, на которой основаны современные принципы и правила межличностных отношений.

^ Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранение и приумножение ее богатства. В настоящее время любовь к природе есть не пассивное, созерцательное отношение к ней, а действенная активная работа по ее сохранению и улучшению. Воспитание любви к окружающей природе начинается в семье, с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям в процессе ухаживания за ними, помощи им. Оно продолжается в школе, в жизни как осознание определяющей роли природы в жизни человека, необходимости ее сохранения.

^ Ценность истины – это ценность научного познания, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе природных и социальных явлений. Формирование приоритетности знания, ценности познания, установления истины является одной из важных задач образования.

^ Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «Красота спасет мир».
^ Систематизация личностных ценностей по направлениям воспитания


Человек и люди

Жизнь человека

Добро, правила морали и умение делать нравственный выбор

Взаимозависимость интересов личности и общества

Свобода и права личности

Честь и достоинство

Признание свободы, прав, чести и достоинства других людей, необходимость договариваться друг с другом, взаимодействовать

Разумное управление речью как гарантия достойных поступков личности

Дружба и взаимопомощь

Справедливость и милосердие

Духовная безопасность («добрый человек в мире, где есть зло»)

^ Природа – наш дом (экологическое воспитание)

Жизнь и эволюция

Природа родного края

Заповедная природа

Планета Земля

Экологическое сознание

^ Здоровье тела и духа (воспитание здорового образа жизни)

Здоровье физическое и душевное (психологическое, нравственное)

Здоровье личное, близких и всех людей

Здоровье человека, общества и природы

Здоровый образ жизни

^ Наука (труд для себя и для других, воспитание трудолюбия, способности к познанию)

Знание

Стремление к истине и критичность мышления

Научная картина мира

^ Традиционные религии и светская культура (гражданско-патриотическое воспитание)

Свобода совести и вероисповедания

Представления традиционных религий и светской культуры о религиозных идеалах (вера, религиозное мировоззрение, религиозная жизнь)

Толерантность в отношениях между верующими разных религий и атеистами.

^ Красота спасёт мир (эстетическое воспитание)

Духовный мир человека

Красота в творениях природы и человека (искусство)

Гармония


Общественные ценности

Ценность семьи. Семья является первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной средой. Формирование эмоционально-позитивного, доверительного отношения к семье есть ценность любви, благодарения.
Семья создает атмосферу свободного творческого развития ребенка. В семье формируется отношение человека к себе: его самооценка на основе оценки взрослых. Общение со взрослыми является основой развития понятийного мышления ребенка, его речевого развития, его личностного становления. Любовь ребенка к своей семье воспитывается прежде всего самой семьей, всей системой семейных отношений.

^ Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Включение ребенка в непосредственное бытовое обслуживание себя, помощь другим формирует основные трудовые действия, создает предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия. Одно из основных правил воспитания трудолюбия – стимулирование и поощрение труда ребенка. Овладевая трудовыми действиями сначала в игре, а затем в учебной деятельности, учебном труде, ребенок учится разграничивать цель, средства, результат труда. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. Именно в ее процессе ребенок формируется как субъект организованной, целенаправленной деятельности. У него развиваются такие качества, как организованность, ответственность, целеустремленность, самостоятельность. Эти качества способствуют формированию трудолюбия как ценностного отношения к труду и возможности выполнения трудовой деятельности. Воспитание трудолюбия представляет собой сложный многоплановый и многоуровневый процесс, достижение положительного результата которого есть функция согласованного взаимодействия семьи, самого ребенка, школы и всех форм дошкольного образования.

^ Ценность свободы и прав человека, социальной солидарности основывается на понимании цели воспитания как воспитания свободы. У человека есть свобода выбора, свобода действия в рамках закона, свобода вероисповедания, свобода определения жизненного пути – свобода быть самим собой. Уважение другого как человека, который свободен быть самим собой, есть уважение самого себя.

^ Ценность гражданственности есть осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Гражданственность есть чувство и состояние принадлежности к стране рождения, воспитания, жизни человека. Понятие «гражданин страны», «гражданин России» означает, что человек принимает на себя ответственность за происходящее в стране, за ее будущее. Формируемое с ранних лет в семье чувство гражданственности человека целенаправленно развивается образовательной средой, всей системой гуманитарных учебных дисциплин и внешкольной, внеаудиторной работой.

^ Ценность патриотизма. Патриотизм как любовь к Родине является стержнем гражданского воспитания. Любовь к Родине – это активная гражданская позиция гордости и, может быть, страдания за то, что не соответствует представлению человека о Родине. Любовь к Родине означает неравнодушное отношение к ее истории, готовность защищать Родину от любых посягательств, служить ей.

^ Ценность человечества. Патриотизм не противоречит осознанию того, что человек – не только гражданин России, но и часть мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов, и главное - уважение к многообразию их культур.

^ Систематизация общественных ценностей по направлениям воспитания


Семья

Любовь и верность

Здоровье, достаток

Почитание родителей

Забота о старших и младших

Забота о продолжении рода

^ Труд и творчество (труд для себя и для других, воспитание трудолюбия, способности к познанию)

Трудолюбие (значимость труда и потребность в нем)

Созидание и творчество и (самоценность труда)

Уважение к труду, бережное отношение к его результатам

Целеустремленность и настойчивость

^ Гражданственность (гражданско-патриотическое воспитание)

Долг (перед семьёй, предками, страной)

Служение Отечеству

Закон и правопорядок

Правовое государство и гражданское общество

Многообразие культур и народов единой страны

Равенство культур и народов России

Толерантность (признание права другого быть «непохожим на тебя» и диалог разных людей)

^ Патриотизм (гражданско-патриотическое воспитание)


Любовь:

– к близким, друзьям, школе,

– к своей малой родине,

– к своему народу,

– к России,

и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам.

^ Человечество (гражданско-патриотическое воспитание)

Многообразие культур и народов мира

Равенство и независимость народов и государств мира

Мир во всем мире

Международное сотрудничество

Прогресс человечества

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Пояснительная записка Основные ценности, формируемые у обучающихся Принципы и подходы к проблеме воспитания на основании концепции образовательной системы «Школа 2100» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
России, Концепции умк «Перспективная начальная школа» и опыта реализации программы развития воспитательной системы моу ншдс с п....
Пояснительная записка Основные ценности, формируемые у обучающихся Принципы и подходы к проблеме воспитания на основании концепции образовательной системы «Школа 2100» iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся
России и с учетом основных положений Программы воспитания и социализации обучающихся в ос «Школа 2100» (основная школа), авторы:...
Пояснительная записка Основные ценности, формируемые у обучающихся Принципы и подходы к проблеме воспитания на основании концепции образовательной системы «Школа 2100» iconПояснительная записка Введение Цели и задачи реализации Образовательной...
Ению выпускником начальной образовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетентностей, определяемых личностными,...
Пояснительная записка Основные ценности, формируемые у обучающихся Принципы и подходы к проблеме воспитания на основании концепции образовательной системы «Школа 2100» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации умк «Планета знаний», умк «Школа...
Пояснительная записка Основные ценности, формируемые у обучающихся Принципы и подходы к проблеме воспитания на основании концепции образовательной системы «Школа 2100» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы...
Пояснительная записка Основные ценности, формируемые у обучающихся Принципы и подходы к проблеме воспитания на основании концепции образовательной системы «Школа 2100» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся муниципального бюджетного
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Системы учебников «Начальная школа XXI века» с...
Пояснительная записка Основные ценности, формируемые у обучающихся Принципы и подходы к проблеме воспитания на основании концепции образовательной системы «Школа 2100» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся пояснительная записка
Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились...
Пояснительная записка Основные ценности, формируемые у обучающихся Принципы и подходы к проблеме воспитания на основании концепции образовательной системы «Школа 2100» iconРеализация комплексной программы развития и воспитания дошкольников...
Выступление на областном семинаре «Повышение качества дошкольного образования в структуре основной общеобразовательной программы»...
Пояснительная записка Основные ценности, формируемые у обучающихся Принципы и подходы к проблеме воспитания на основании концепции образовательной системы «Школа 2100» iconПояснительная записка Одной из важнейших задач начального образования...
Задания для этой группы детей, обучающихся по системе учебников «Начальная школа XXI века» и «Школа 2100», включены в учебники, рабочие...
Пояснительная записка Основные ценности, формируемые у обучающихся Принципы и подходы к проблеме воспитания на основании концепции образовательной системы «Школа 2100» iconСамостоятельная работа включение в систему знаний и повторения
«Школа-2100». Технология деятельностного метода и дидактические принципы программы «Школа-2100» синтезируют идеи развивающего обучения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница