Тема урока: Эмбриональный период развития организмов




НазваниеТема урока: Эмбриональный период развития организмов
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
Тема урока: Эмбриональный период развития организмов.
Задачи:

- образовательная: показать периодизацию онтогенеза, рассмотреть основные этапы эмбрионального периода развития, выявить его закономерности;

- развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное;

- воспитательная: патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, внесших вклад в изучение онтогенеза.
Оборудование: таблица «Индивидуальное развитие организмов», таблица «Строение яйца», презентация «Онтогенез»
Ход урока:

I. Организационный момент.

- приветствие;

- подготовка класса к работе;

- наличие учащихся.


  1. Проверка знаний учащихся.

Метод: фронтальный опрос.
Какие критерии живых систем вы знаете?

На каком из них мы остановились?

Что такое размножение?

Какие виды размножений вы знаете?

С помощью какого процесса осуществляется размножение и развитие организмов?

Какими способами могут делиться клетки?

Какой способ деления клетки лежит в основе образования половых клеток?


  1. Изучение нового материала.


План.

  1. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

  2. Эмбриональный период развития.

  3. Органогенез


I. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

Беседа по вопросам:

-Что такое развитие? Рост?

- Как вы понимаете термин «индивидуальное развитие»?

- С какого момента начинается индивидуальное развитие организмов?
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)– весь период жизни особи с момента зарождения до гибели организма.
Два ученика рассказывают об ученых, внесших вклад в изучение онтогенеза.




^ Карл Эрнест фон Бэр
(1792 – 1876)

Основателем современной эмбриологии считается академик Российской

Академии К.Э.Бэр. В 1828г. Он опубликовал

сочинение « История развития животных», в

котором он доказывал, что человек развивается

по единому плану со всеми позвоночными

животными.


^ Александр Онуфриевич Ковалевский
(1840 – 1901)


Русскому ученному принадлежит заслуга создания эволюционной эмбриологии.

Он обнаружил эктодерму, энтодерму и мезодерму у всех групп хордовых

^ Илья Ильич Мечников
(1845- 1916)

Замечательный русский ученый, который вместе с А.О.Ковалевским изучал эволюционную эмбриологию. Благодаря работам И.И.Мечникова и А.О.Ковалевского, установлены принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных.

^ Фриц Мюллер
(1822 – 1897)

Немецкий ученный, вместе со своим соотечественником Э.Геккелем создали биогенетический закон, согласно которому онтогенез, есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида.
^ Эрнст Генрих Геккель
(1834 – 1919)


Немецкий ученный вместе со своим соотечественником Ф.Мюллером создали

биогенетический закон, согласно которому онтогенез, есть краткое повторение

филогенеза – исторического развития вида.



^ Алексей Николаевич Северцов
(1866 – 1936)


Академик, крупнейший эволюционный морфолог. В первой половине XX века занимался вопросами соотношения онтогенеза и филогенеза


Учитель. - Итак:






Сегодня мы более подробно остановимся на изучении эмбрионального периода развития животных.


Эмбриональный период развития
В данном периоде выделяют три основных этапа:

1. дробление;

2. гаструляция;

3. первичный органогенез;

I. Дробление

Развитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки.





Возникшее при оплодотворении

ядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма.

Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами

(от греч. blastos – зародыш,

meros – часть).


При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления.

Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы.

При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы.

^ Для дробления характерны и другие черты:

  • Все клетки в бластуле имеют диплоидный набор хромосом;

  • Чрезвычайно короткий митотический цикл бластомеров по сравнению с клетками взрослого организма. Во время очень короткой интерфазы происходит только удвоение ДНК.

  • Цитоплазма зиготы при делении не перемещается;

Затем учитель демонстрирует таблицу «Строение яйца» и отмечает, что период дробления у птиц протекает несколько иначе: из-за большого количества питательных веществ происходит неполное дробление. Следовательно, чем меньше питательных веществ, тем чаще деление бластулы. Образующие клетки имеют меньшие размеры.

Эти и ряд других различий создают основу для дифференцировки клеток, вследствие которой из разных клеток бластулы образуются те или иные органы и ткани.
^ II. Гаструляция (рассматривается рис.88 в учебнике)

Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы, называется гаструляцией.

Гаструла ( от греч. Gaster – желудок) – зародыш, состоящий из двух зародышевых листков:

эктодермы ( от греч. ectos – находящийся снаружи);

энтодермы ( от греч. entos – находящийся внутри);

У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, параллельно с гаструляцией возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. mesos – находящийся посередине).

1 – эктодерма;

2 – энтодерма;

3 – мезодерма;

4 – нервная пластинка;

5 – хорда;

Сущность процесса гаструляции заключается в перемещении клеточных масс. На этой стадии начинается использование генетической информации клеток зародыша, появляются первые признаки дифференцировки.

Дифференцировка – это процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.

^ Морфологическая точка зрения: образуется несколько сотен типов клеток специального строения;

Биохимическая точка зрения: в синтезе определенных белков, свойственных только данному типу клеток;
^ III Органогенез
На этом этапе урока учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, используя материал учебника.

Зародышевые листки, их производные.

Эктодерма

Нервная трубка (спинной и головной мозг), органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов;

Энтодерма

Эпителий средней кишки, пищеварительные железы (печень и поджелудочная железа), эпителий жабр и легких;

Мезодерма

Мышечная ткань, соединительная ткань (хрящевой и костный скелет), кровеносная система, почки, половые железы и др.


Обсуждение результатов работы с таблицей.

Таким образом: у разных видов животных одни и те же зародышевые листки дают начало одним и тем же органам и тканям. Это значит, что они гомологичны. Подчеркивается, что гомология зародышевых листков - доказательство единства животного мира.

IV. Выставление оценок.

V. Домашнее задание: § 32, повт. развитие членистоногих.

Похожие:

Тема урока: Эмбриональный период развития организмов iconТема Основные свойства живых организмов
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и...
Тема урока: Эмбриональный период развития организмов iconТема «Воздействие организмов на земные оболочки»
Почва — поверхностный слой земной коры, обычно коры выветривания, переработанный совместным воздействием воды, воздуха и живых организмов,...
Тема урока: Эмбриональный период развития организмов iconТема: Зачёт «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Цель: Проверить знания учащихся по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Тема урока: Эмбриональный период развития организмов iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Тема урока: Назначение, принцип дейст­вия и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы. От
Тема урока: Эмбриональный период развития организмов iconРаспространение организмов. Цели урока
Цели урока: -сформировать элементарное представление 1 об организмах как о компонентах природы, к числу которых относятся растения,...
Тема урока: Эмбриональный период развития организмов iconФилиппова Елена Васильевна моу «сош№9» г. Новотроицк Тема урока:...
Цель урока: познакомить учащихся с историей развития вычислительной техники от абака до компьютера, дать классификацию ЭВМ по элементной...
Тема урока: Эмбриональный период развития организмов iconУрок закрепления знаний, навыков и умений. Тема урока
Тема урока: Динамические оттенки, как средство показа художественной выразительности
Тема урока: Эмбриональный период развития организмов iconКонспекта урока 7 класс. Тема урока
Тема урока: причины возникновения лесных пожаров. Профилактика лесных и торфяных пожаров, их неблагоприятных последствий
Тема урока: Эмбриональный период развития организмов iconУрока Организационный момент
Цели: Раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни
Тема урока: Эмбриональный период развития организмов iconОренбургская область
Сегодня мы с вами присутствуем на очень важной конференции. Тема конференции «Развитие растений» (слайд 1). Это очень важная тема,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница