Актуальность своего опыта учитель видит в совершенствовании методов обучения и в дополнении ранее применявшихся форм организации учебных занятий




НазваниеАктуальность своего опыта учитель видит в совершенствовании методов обучения и в дополнении ранее применявшихся форм организации учебных занятий
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы

Актуальность  своего  опыта  учитель  видит  в  совершенствовании  методов обучения   и  в  дополнении  ранее  применявшихся  форм  организации  учебных  занятий -  новыми,  в  рамках  которых  возможно  было  бы  развивать  мышление  учащихся,  умение   самостоятельно  приобретать знания  из  различных  источников, воспитывать  творческую  личность.

В  течение  5  лет учитель работал над  темой  «Формирование  познавательного  интереса  на  уроках  и  во  внеурочное  время   через  использование  личностно - ориентированного  подхода».

Данный  опыт  работы  соответствует  потребностям  школы, социальному  заказу  и  тенденциям  общественного  развития,  региональной  и  федеральной  образовательной  политике, а  именно  «не  учить  всех  всему, а учить  каждого по  способностям».

Нужно совершенствовать  методы обучения и дополнить  ранее  применявшиеся  формы организации учебных занятий  новыми, в рамках которых возможно  было бы успешно развивать мышление  учащихся, умение  самостоятельно приобретать  знания из  разных  источников, воспитывать  творческую  личность.

          Сущность  опыта  заключается  в  том, что организация  индивидуальной  и  дифференцированной  работы  на  уроке и во внеурочное время позволяет  активизировать  работу  учащихся, пробуждает  интерес  к  изучению  химии, биологии и экологии, способствует  развитию  достаточно  высокого  уровня  мышления  и  речи, формированию  интеллектуальных  умений  учащихся, улучшению  всего  педагогического  процесса  и  повышения  его  эффективности, играет  существенную роль  в  подготовке  учащихся к  их  дальнейшей  трудовой  деятельности,  что  необходимо  для  любого человека,  независимо  от  того, в  какой  области  он  будет  работать  после  окончания  школы.

         Методы  и  средства,  используемые  в  данном  опыте,  соответствуют  дидактике  и  возрастным   закономерностям   подросткового  возраста.

Систематическая   работа  по  проблеме  доказывает,  что  стимулируется  развитие  интереса  к  предмету, что  способствует  более  прочному  усвоению  знаний,  значительно   улучшается  четкость  в  организации  работы,  так  как  каждый  ребенок  работает  на  посильном  для  него  уровне  трудности,  он  лучше  осознает  свои   ближайшие  цели  и  задачи,   четкость  в  работе  дает  возможность   постоянно  контролировать  знания,  умения  и  навыки.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. Круг замкнулся, ибо учет индивидуальных различий учащихся можно понимать как учет основных свойств личности обучаемого. Таким образом, личностно-ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным.

Цель  по обучению химии и биологии с учетом индивидуальных способностей была достигнута. При этом обучение приобрело специфические особенности. Обязательным элементом обучения является анализ. Он, как уже отмечалось, не только отражает результаты действующей модели, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. В результате получена карта, отражающая уровень обучения класса, в целом, групп и отдельно взятых учеников. Она дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.

Таким образом, на основе анализов результатов, полученных в  ходе работы над данной темой опыта, предлагаются некоторые рекомендации учителям химии и биологии, а также учителям - предметникам естественно-математического  цикла позволяющие повысить эффективность обучения за счет индивидуализации и дифференциации обучения:

1) Провести анализ уровня обучения класса, выявит главные критерии и определить пути совершенствования.

2) Ввести в работу систему диагностических измерений контроля и анализа.

3) Провести внутреннюю дифференциацию учащихся класса, строить их работу в зависимости от уровня развития познавательной деятельности.

4) Отслеживать продвижение результатов каждого ученика, предлагать задания на соответствующем уровне трудности.

5) Сформировать положительную мотивацию изучения, повысить активность каждого в учебном процессе, путем подбора специфических заданий.

 

^ IY. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

 

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 




Назад



^ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

 

 

Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом

 

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

 

 

Волкова Ирина Васильевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коньшинская средняя общеобразовательная школа»»

309174

Белгородская область

Губкинский район

село Коньшино,ул.Новая 2

Учитель начальных классов


16 лет 


II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)

 Развитие математических способностей младших школьников на уроках как фактор устойчивого интереса к учебе.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

 Математика является одним из тех предметов, где индивидуальные особенности психики (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) ребенка имеют решающее значение для его усвоения. За важными характеристиками поведения, за успешностью (или неуспешностью) учебной деятельности часто скрываются природные динамические особенности – математические способности. Нередко они порождают и различия в знаниях – их глубине, прочности и обобщенности. По этим качествам знаний, относящимся к содержательной стороне психической жизни человека, обычно судят об одаренности детей.

В классе, в котором я работаю, недостаточно хорошо были развиты вычислительные навыки. Особенно детям трудно давалось запоминание таблицы сложения и вычитания в пределах 20, а также запоминание табличного умножения и деления.

При проведении самостоятельных работ, тестов меня зачастую тревожили результаты вычислительных навыков.

Поэтому это и явилось причиной выбора данной темы. Одним из путей интеллектуального развития младших школьников на уроках математики мне видится в совершенствовании способов их практической деятельности.

3.Идея изменений (в чем сущность АПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность опыта состоит в создании системы работы, основанной на использовании активных методов и приемов организации учебной деятельности школьников, Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности процесса обучения математики посредством широкого внедрения в учебный процесс развивающих заданий, которые позволяют учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении и развитии их математических способностей.


4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Математические способности относятся к группе ранних способностей. И если учитель начальных классов не воспользовался возможностью превратить задатки в способности, а затем в одаренность, то вполне вероятно, что общество потеряет будущих математиков, так как, по мнению А.М. Матюшкина, развитие таланта может быть задержано, а иногда и вовсе загублено на любом этапе развития. А по мнению Белошистой А.В., под развитием математических способностей младшего школьника понимается целенаправленное дидактически и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных (базовых) свойств и качеств математического стиля мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности. Такое развитие задает главную целевую установку обучения математике детей младшего возраста.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Наличие учителя с высшим образованием.

Накопленный арсенал форм, приемов и методов для развития интеллектуальных способностей учащихся.

6.Результат изменений

Разработанная система упражнений совершенствует у детей сенсорные процессы, повышает эффективность запоминания, обучает детей логическим операциям, развивает творческое мышление и воображение, формирует устойчивый интерес к учёбе, расширяет кругозор.


7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 




III. Описание актуального педагогического опыта учителя

Конец формы
^ Актуальность опыта.

В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу. Математикой воспитываются и такие качества ума и речи, как точность, четкость и ясность. Развитие мышления повышает интерес к знаниям, воспитывает пытливость мысли и увлеченность детей. Научить детей владеть умением решать задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету,  на развитие мышления.

Математика является одним из тех предметов, где индивидуальные особенности психики (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) ребенка имеют решающее значение для его усвоения. За важными характеристиками поведения, за успешностью (или неуспешностью) учебной деятельности часто скрываются природные динамические особенности – математические способности. Нередко они порождают и различия в знаниях – их глубине, прочности и обобщенности. По этим качествам знаний, относящимся к содержательной стороне психической жизни человека, обычно судят об одаренности детей.

При проведении самостоятельных работ, тестов учителя зачастую тревожили результаты вычислительных навыков.

Поэтому это и явилось причиной выбора темы «Развитие математических способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности». Для изучения этой темы использовала дополнительную литературу, журналы «Начальная школа».

Цель педагогического опыта состоит во введении в обиход системы специальных развивающих средств для развития интеллектуальных математических способностей учащихся.

Учителя-предметники знают, что математические способности – это товар штучный, и если не заниматься таким ребенком индивидуально, то способности могут и не развиться дальше. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития учащихся и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.

Одним из путей интеллектуального развития младших школьников на уроках математики мне видится в совершенствовании способов их практической деятельности.
 

IY. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

 

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 



Опыт размещен на сайте: www.konshkol74.narod.ru

Похожие:

Актуальность своего опыта учитель видит в совершенствовании методов обучения и в дополнении ранее применявшихся форм организации учебных занятий iconПути повышения качества проведения учебных занятий в учреждениях спо
Основные пути повышения качества проведения учебного занятия в учреждениях спо – это совершенствование отдельных элементов методической...
Актуальность своего опыта учитель видит в совершенствовании методов обучения и в дополнении ранее применявшихся форм организации учебных занятий iconПояснительная записка Актуальность проблемы поиска современных форм...
Доу к необходимости создания дополнительной общеразвивающей программы по физическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
Актуальность своего опыта учитель видит в совершенствовании методов обучения и в дополнении ранее применявшихся форм организации учебных занятий iconМетодика применения интерактивных методов обучения В. А. Яценко, В. А. Галушко
Рассмотрены три модели обучения и дана их практическая оценка. Из всего многообразия интерактивных методов обучения выделены те,...
Актуальность своего опыта учитель видит в совершенствовании методов обучения и в дополнении ранее применявшихся форм организации учебных занятий iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Борисоглебского...
Учебные мастерские предназначаются для трудового обучения обучающихся 5-9 классов, проведения учебных занятий по техническому и обслуживающему...
Актуальность своего опыта учитель видит в совершенствовании методов обучения и в дополнении ранее применявшихся форм организации учебных занятий iconСтруктура управления образовательного учреждения
Учебно-воспитательный процесс в школе, в части организации учебных занятий, рассматривался через экспертизу учебного плана школы,...
Актуальность своего опыта учитель видит в совершенствовании методов обучения и в дополнении ранее применявшихся форм организации учебных занятий iconАнализ расписания учебных и факультативных занятий в мкоу игжейская сош 2012 /2013 учебный год
Проведен диагностический анализ расписания учебных и факультативных занятий с целью организации рационального режима работы общеобразовательного...
Актуальность своего опыта учитель видит в совершенствовании методов обучения и в дополнении ранее применявшихся форм организации учебных занятий iconО системе работы инженерно -педагогического коллектива по ликвидации...
Система работы инженерно-педагогического коллектива по ликвидации пропусков учебных занятий без уважительных причин обучающимися...
Актуальность своего опыта учитель видит в совершенствовании методов обучения и в дополнении ранее применявшихся форм организации учебных занятий icon«Использование игровых методов в обучении иностранному языку»
Iv эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода
Актуальность своего опыта учитель видит в совершенствовании методов обучения и в дополнении ранее применявшихся форм организации учебных занятий iconИ поведения как пути нравственного воспитания школьников
Особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. 10
Актуальность своего опыта учитель видит в совершенствовании методов обучения и в дополнении ранее применявшихся форм организации учебных занятий iconТемы: Обоснование применения форм и методов медицинской профилактики,...
А на методическом сайте преподавателя Цаплиной Э. Г. изучить полный текст лекции №1 «Тема Обоснование применения форм и методов медицинской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница