Психолого-педагогические основы групповой формы организации учебной деятельности




НазваниеПсихолого-педагогические основы групповой формы организации учебной деятельности
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы


Ю.А.Каверин

Тамбовская средняя общеобразовательная школа Терновского района
Психолого-педагогические основы

групповой формы организации учебной деятельности
Учеными-педагогами установлено, что между фронтальной организацией учебного процесса и индивидуальными способами усвоения содержания существует противоречие, которое в массовых школах смягчается за счет дифференциации детей в разного типа учебных группах и общеобразовательных учреждениях. В сельской малочисленной школе малая численность учеников не позволяет такого сделать, и тем самым обостряется противоречие: в условиях резкой дифференциации учащихся одного класса снижается планка требований, падает качество и мотивация к учению. Сложилась парадоксальная ситуация: малое количество учеников в классах, а качество обучения не обеспечивается. Перед учителем стоит проблема включенности каждого ребенка в учебный процесс. Чтобы эта проблема решалась, необходимо прежде всего работать с сознанием субъектов предстоящей деятельности путем включения в процессы совместного обсуждения и совместной деятельности, рефлексии индивидуального и коллективного опыта. Одним из путей решения данной проблемы и является использование группового обучения. Вместе учиться и легче, и интереснее, и эффективнее. Причем эффективность касается не только академических успехов учеников, но и нравственного и интеллектуального развития.

При групповой форме организации учебной работы учащихся класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Свое задание каждая группа выполняет сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах), на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении исторических документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.

Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы. Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи. Работая в небольших группах, ученики отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу. Групповая организация деятельности учащихся на уроке важна для создания атмосферы коллективного труда, когда можно использовать богатые резервы каждого класса - в виде оперативной помощи сильных учеников более слабым. Коллективная учебная деятельность в группе рождает так называемый групповой эффект – прибавку к возможностям каждого, т.е. обеспечивает каждому ученику возможность развития его задатков.1

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов. При организации групповой работы задача учителя не сводится к передаче знаний, а приобретает совершенно иное значение. Учитель становится организатором самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он учит учащихся самостоятельно добывать нужные знания и критически осмысливать полученную информацию, делать выводы и аргументировать их, решать возникающие проблемы, располагая необходимыми фактами.

Основные идеи группового обучения: общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. В основе обучения в группе лежит именно сотрудничество, а не соревнование. Успех всей команды зависит от вклада каждого участника, а это естественно предусматривает помощь каждого члена команды друг другу и индивидуальную ответственность. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Каждый ученик учится в силу собственных возможностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия на достижение своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия будут оценены в группе одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Психологи давно заметили, что если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше.

При организации групп большую значимость приобретает мотивация самостоятельной учебной деятельности учащихся, так как учителю необходимо не только сформировать группы и дать им задание, а необходимо добиться того, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Можно подвести верблюда к водопою, но нельзя заставить его напиться!» Объединение учащихся в группы как раз и способствует усилению мотивации учебной деятельности, так как участие человека в деятельности группы диктуется:

  • потребностью в общении;

  • желанием чему-либо научиться;

  • информационной потребностью;

  • жаждой реализации своих способностей.2

Каждый ученик воспринимает информацию индивидуально, но в процессе усвоения знаний ему необходимо высказываться, давать обоснование различных явлений, процессов. С точки зрения поэтапного формирования знаний наиболее эффективное осмысление учебного материала учащимися осуществляется в форме внешней речи для других.3 Групповая форма работы ставит учащихся перед необходимостью высказать и обосновать свое мнение, свои мысли в форме внешней речи, что способствует глубокому и осознанному осмыслению, выделению существенного и обобщению знаний. Школьная практика показывает, что в группах ученики с низкими учебными возможностями высказываются чаще, чем обычно. Это говорит об их возрастающей познавательной активности, позволяющей успешнее формировать необходимые знания, умения и навыки.

Обучение в группе предусматривает все виды общения и опирается на них. Это и обучение в процессе общения, и общение учащихся друг с другом, и общение учащихся с учителем, это и социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли (исполнителя, лидера, организатора и т. д.) В ходе реализации всех этих уровней и возникает контакт между учителем и учащимися, который по мнению известного российского психолога А.А.Леонтьева является последним звеном в цепочке педагогического общения: деятельность – взаимодействие – общение – контакт.4
Школьники испытывают потребность в общении. «Работая в составе группы, они на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результат совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования».5

Результаты показывают, что продуктивно работают группы, сформированные из учеников с одинаковыми учебными возможностями, так называемые гомогенные группы. Такие группы чаще формируются на уроках естественно-математического цикла. Объясняется это хорошо развитыми навыками самостоятельной работы. Испытывая интерес к учебе, такие учащиеся тщательно анализируют изучаемый материал, сравнивают, обобщают, делают выводы.

При правильно организованной групповой работе хороших результатов достигают группы, созданные из средних учеников, имеющих равные учебные возможности. Учащиеся, контактируя между собой, дополняют друг друга, усваивая материал в одном темпе. Группы, работающие в одном темпе, чаще организуются при изучении гуманитарных предметов.

Если сформировать группу из учащихся с низкими учебными возможностями, то ее работа не принесет положительного результата из-за недостатка опорных знаний для анализа содержания изучаемого материала, из-за слабых навыков самостоятельной работы, из-за отсутствия лидера, задающего пример в познавательной деятельности.

И все же оптимальным вариантом для достижения положительного эффекта в обучении учащихся является использование гетерогенных групп. Обладая разной обучаемостью, потребностью, интересами и учебной работоспособностью, ученики дополняют друг друга. Один ученик хорошо владеет теоретическими обобщениями, другой чаще задает вопросы, критически оценивает каждое положение, третий обладает совокупностью практических умений. У сильных учащихся, выполнивших задание в более короткий срок, появляется возможность проработать материал с менее способными, помочь им уяснить непонятое, предупредить появление ошибок, что также способствует более глубокому и основательному усвоению изучаемого материала самими этими учащимися. Ведь еще древние заметили: «Если хочешь чему-нибудь научиться сам, возьми себе ученика». Конечно, наличие в одной группе учащихся разной успеваемости требует особого внимания учителя к тому, чтобы слабоуспевающие не оказались «иждивенцами».

Учебные занятия в малых группах имеют ряд психологических преимуществ перед другими формами организации учебной деятельности.

Во-первых, происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.

Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются, по исследованиям психологов, люди, стремящиеся к самостоятельности в сочетании с несколько меньшим стремлением к лидерству; более дружелюбные и менее агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны.6

В-третьих, работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков).

Возможность ученика обсуждать воспринимаемую информацию с равными себе, отстаивать свою точку зрения, приводящая к интериоризации знаний, взглядов, мировоззрения, т.е. превращению их в собственное достояние, в убеждения, - еще одно преимущество групповой работы.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Групповое общение в учебной деятельности способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений. В процессе общения создается возможность дополнения общей деятельности индивидуальными интересами и склонностями. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе постоянной готовности оказывать друг другу помощь. Правильно организованные формы совместной деятельности могут стать эффективным путем преодоления трудностей, обусловленных различным темпом и уровнем развития детей.

Литература.


Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. / Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Просвещение, 1981.

Ланцберг В.И., Кордонский М.Б. Технология группы. – Одесса-Туапсе, 1996.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М .,1996.

Психологическая теория коллектива. Под ред. А.В.Петровского. – М.: Педагогика, 1979.

Урок в восьмилетней школе/ Под ред. М.А.Данилова. – М.,1966.

Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
©Каверин Ю.А., 2004


1 См. Психологическая теория коллектива. Под ред. А.В.Петровского. – М.: Педагогика, 1979. - С. 215.

2 См. Ланцберг В.И., Кордонский М.Б. Технология группы. – Одесса-Туапсе, 1996.

3 См. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – С. 42.

4 Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1996. - С. 17.

5 Урок в восьмилетней школе./ Под ред. М.А.Данилова. - М.,1966. - С. 175.

6 Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. / Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Просвещение, 1981. - С. 113.


Похожие:

Психолого-педагогические основы групповой формы организации учебной деятельности iconФормы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных...
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Психолого-педагогические основы групповой формы организации учебной деятельности iconМетод проектов в интернет-образовании
В пособии рассматриваются педагогические основы использования метода проектов в образовательной деятельности, проблемы и особенности...
Психолого-педагогические основы групповой формы организации учебной деятельности iconВопросы для дифференцированного зачёта по мдк 02. 06
Лекции по мдк 02. 06 Психолого-педагогические основы организации общения дошкольников
Психолого-педагогические основы групповой формы организации учебной деятельности iconТема проекта
Аются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные...
Психолого-педагогические основы групповой формы организации учебной деятельности iconУрок математики в 5 классе
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах
Психолого-педагогические основы групповой формы организации учебной деятельности iconПсихолого-педагогические условия
Психолого- педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать
Психолого-педагогические основы групповой формы организации учебной деятельности icon«Психолого-педагогические основы коррекционно-развивающего обучения»
Информационно-коммуникационные технологии в специальном (коррекционном) образовании
Психолого-педагогические основы групповой формы организации учебной деятельности iconПо самообразованию
Физическая культура: психолого-педагогические основы, теория и методика преподавания физической культуры. 2012г
Психолого-педагогические основы групповой формы организации учебной деятельности iconПсихофизиологические основы познавательной деятельности и особенности...
Понимание психофизиологических основ развития детей позволяет педагогу варьировать методики и технологии обучения, а значит, наиболее...
Психолого-педагогические основы групповой формы организации учебной деятельности icon1. Психолого-педагогические основы развития внимания младших школьников с трудностями в обучении
Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе – восприятия. Но вряд ли найдется человек,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница