Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.




НазваниеРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных работ.

Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности животных, условиями среды их обитания, а также с происхождением представителей различных таксономических единиц.

Школьный курс «Биология. Животные.» имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса «Биология. Растения.» и частью специального курса цикла биологических дисциплин о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

При изучении данного курса у учащихся складываются представления о целостности животного организма, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой. Учащиеся узнают, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведётся в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,

  • понимание ценности знаний о своеобразии царства животных в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;

  • сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;

  • дать представление о многообразии животных организмов и принципах классификации;

  • сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем.


В соответствии с учебным планом школы на изучение биологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год соответственно.

В рамках курса «Биология. Животные» модулем изучается «Экология животных». 17 уроков биологии включают экологические темы, связанные с жизнью животных и изучением родного края.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Для изучения курса «Биология. Животные.» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН, викторина.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни; уход за животными «живого уголка».

Результаты изучения курса «Биология. Животные» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
В основе осуществления целей образовательной программы гимназического обучения используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.

^ Содержание программы
Введение
История развития зоологии. Современная зоология.
Многообразие животных
Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики, Жгутиконосцы, Инфузории. Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Классы Кольчецов.

Тип Моллюски. Классы Моллюсков. Тип Иглокожие. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Отряды насекомых. Тип Хордовые. Классы рыб. Класс Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Отряды пресмыкающихся. Класс Птицы. Отряды птиц. Класс Млекопитающие или Звери. Отряды Млекопитающих.
^ Лабораторные работы.

Знакомство с многообразием водных простейших.

Знакомство с многообразием круглых червей.

Внешнее строение дождевого червя.

Особенности строения и жизни моллюсков.

Знакомство с ракообразными.

Изучение представителей отрядов насекомых.

Внешнее строение и передвижение рыб.

Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия.

Изучение многообразия птиц.

^ Обучающиеся должны знать: названия простейших и многоклеточных животных, их строение, условия обитания, систематику, значение в природе и жизни человека.

^ Обучающиеся должны уметь: работать с живыми культурами, готовить микропрепараты, распознавать микроскопических животных, вести наблюдения за животными, определять систематическое положение животного, распознавать изученных животных.
^ Эволюция строения и функций органов и их систем
Покровы тела. Опорно-двигательная система. Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращение и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.
^ Лабораторные работы.

Изучение особенностей покровов тела.

Изучение способов передвижения животных.

Изучение способов дыхания животных.

Изучение ответной реакции животных на раздражения.

Изучение органов чувств животных.

Изучение органов чувств животных.

Определение возраста животных.

^ Обучающиеся должны знать: черты строения, направления эволюции в строении животных, жизнедеятельность животных, как происходит размножение и развитие животных, какова их продолжительность жизни.

^ Обучающиеся должны уметь: выявлять сходства и различия внешнего и внутреннего строения животных, распознавать стадии развития животных, определять возраст некоторых животных.
^ Развитие и закономерности размещения животных на Земле
Доказательства эволюции животных. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

^ Обучающиеся должны знать: что можно считать доказательством эволюции животного мира, что считал Ч. Дарвин причинами эволюции, что такое ареал, закономерности размещения животных.

^ Обучающиеся должны уметь: анализировать доказательства эволюции, разбираться в причинах и результатах эволюции, характеризовать условия обитания.
Биоценозы
Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия.

Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза.

^ Обучающиеся должны знать: что такое биоценоз, как влияют факторы среды на биоценоз, что значит понятие «цепь питания», куда направляется поток энергии в биоценозе.

^ Обучающиеся должны уметь: определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу, выявлять влияние окружающей среды на биоценоз, распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания.
^ Животный мир и хозяйственная деятельность человека
Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание животных. Законы России. Об охране животных. Рациональное использование животного мира.

^ Обучающиеся должны знать: когда и кого из диких животных одомашнил человек, что нужно знать для успешного содержания и разведения животных, какие законы охраняют природу, что такое мониторинг, какие территории являются охраняемыми.

^ Обучающиеся должны уметь: осознанно относиться к одному из главных природных ресурсов – животному миру, понимать причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу.
Повторение

Многообразие животных. Эволюция строения и функций органов и их систем. Эволюция животных.

Учебно-тематический план


тема

Кол-во

часов

Формы контроля

  1. Введение

1


Текущий контроль

  1. Многообразие животных

35

Лабораторных работ –8

Текущий контроль

  1. Эволюция строения и функций органов и их систем

17

Лабораторных работ – 6

Текущий контроль

  1. Развитие и закономерности размещения животных на Земле

4

Текущий контроль

  1. Биоценозы

4

Экскурсия – 1

Текущий контроль

  1. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

3

Текущий контроль

  1. Повторение

4


Текущий контроль


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; органов, систем органов и организмов животных; животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение и распространение животных.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль животных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за внешним видом и поведением животных;

  • распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов животных; на живых объектах морфологию животных, животных разных систематических единиц; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления животных организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека, влияние собственных поступков на живые организмы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Литература и средства обучения


  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии. – официальные документы в образовании, 2005, №4.




  1. Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2011.




  1. Латюшин В. В., Шапкин В.А. Биология. Животные. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2011.




  1. Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Биология. 7 класс. Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.. Латюшина В.В., Шапкина В.А. и др. – М.: ВАКО, 2004.




  1. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы / Под ред. профессора В.Н.Яценко. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.


Календарно-тематическое планирование

по биологии для 7 класса.

2013-2014 учебный год
Количество часов – 68
Учебник - Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. -

М.: «Дрофа», 2011.
Лабораторных работ – 14

Экскурсий - 1





урока

Тема урока.

Кол-во

часов

Дата



1


2
3

4
5

6
7

8

9
10
11

12

13

14

15
16
17


18

19

20

21

22
23

24

25
26

27

28
29

30

31

32

33

34
35
36


37

38
39

40

41

42
43
44

45

46

47
48
49

50
51
52

53
54

55

56

57

58

59
60

61

62

63

64

65

66

67
68




Введение.

История развития зоологии. Современная зоология. ^ Введение в экологию животных.
Многообразие животных.

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.

Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.

Л/р. №1 «Знакомство с многообразием водных простейших».

Тип Губки. ^ Среда обитания и условия существования животных.

Тип Кишечнополостные.

Тип Плоские черви. Пища и способы её добывания.

Тип Круглые черви.

Л/р. №2 «Знакомство с многообразием круглых червей».

Тип Кольчатые черви. Классы Кольчецов.

Л/р. №3 «Внешнее строение дождевого червя».

Тип Моллюски.

Л/р. №4 «Особенности строения и жизни моллюсков».

Классы Моллюсков.^ Абиотические факторы в жизни животных.

Тип Иглокожие. Жилища животных.

Тип Членистоногие.

Л/р. №5 «Знакомство с ракообразными».

Класс Насекомые.

Отряды насекомых. Таракановые. Прямокрылые. Подёнки.

Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы.

Отряды насекомых. Бабочки. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи.

Отряды насекомых: Перепончатокрылые.

Л/р. №6 «Изучение представителей отрядов насекомых».

Тип Хордовые.

Классы рыб.

Л/р. №7 «Внешнее строение и передвижение рыб».

Класс Хрящевые рыбы.

Костные рыбы. ^ Водные животные области.

Класс Земноводные.

Класс Пресмыкающиеся.

Отряды пресмыкающихся. Животные – обитатели почв области.

Класс Птицы.

Л/р. №8 «Изучение внешнего строения птиц».

Отряды птиц. Страусообразные. Нандуобразные. Гусеобразные.

Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные.

Отряды птиц. Воробьинообразные. Голенастые.

Экскурсия «Изучение многообразия птиц».

Класс Млекопитающие или Звери.

Отряды Млекопитающих. Грызуны. Зайцеобразные. ^ Сухопутные животные области.

Отряды Млекопитающих. Китообразные. Ластоногие. Хищные.

Отряды Млекопитающих. Парнокопытные. Непарнокопытные.

Отряды Млекопитающих. Приматы.
^ Эволюция строения и функций органов и их систем.

Покровы тела.

Л/р. №9 «Изучение особенностей покровов тела».

Опорно-двигательная система.

Способы передвижения животных. Полости тела.

Л/р. №10 «Изучение способов передвижения животных».

Органы дыхания и газообмен.

Л/р. №11 «Изучение способов дыхания животных».

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

Кровеносная система. Кровь.

Органы выделения.

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Л/р. №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражения».

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Л/р. №13 «Изучение органов чувств животных».

Продление рода. Органы размножения.
Способы размножения животных. Оплодотворение.

Развитие животных с превращение и без превращения.

Л/р. №14 «Определение возраста животных».

Периодизация и продолжительность жизни животных. ^ Сезонные изменения в жизни животных.
Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

Доказательства эволюции животных.

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. ^ Внутривидовые взаимоотношения животных.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. Межвидовые отношения животных.
Биоценозы.

Естественные и искусственные биоценозы. ^ Человек и животные.
Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания.

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Изменения животного мира и их причины.

Экскурсия: «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биозеноза».
^ Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

Воздействие человека и его деятельности на животных. Охраняемые животные области.

Одомашнивание животных.

Законы России. Об охране животных. Рациональное использование животного мира.^ Животные Красной книги области.
Повторение.

Многообразие животных. Беспозвоночные.

Многообразие животных. Позвоночные.

Эволюция строения и функций органов и их систем.

Эволюция животных.



1ч.

1

35ч.

1
1

1
1

1
1

1

1
1
1

1

1

1

1
1
1


1

1

1

1

1
1

1

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1
1
1
17ч.
1

1
1

1

1

1
1
1

1

1

1
1
1

1
1
1

1


4ч.
1

1

1

1


4ч.

1

1
1

1

3ч.
1

1

1


4ч.

1

1

1
1






Похожие:

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. iconСогласовано утверждено
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Федерального Государственного стандарта (2004г.), примерной программы основного общего образования по биологии(2007г.) и программы...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. iconРабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента...
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы материалы Примерной программы...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. iconРабочая программа «Биология. Живой организм» базовый уровень, 6 класс...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по биологии...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта (2004г.), примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой 1/Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г, Аркадьев....
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница