Рабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс (базовый уровень)




НазваниеРабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс (базовый уровень)
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая учебная программа
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов №3»г. Ханты-Мансийска

Рассмотрено на заседании МО

протокол № 1

от « 30» августа 2013г

Согласовано

на НМС

протокол № 1

от «31» августа 2013 г.

Утверждено

директором

приказ № 517

от «31» августа 2013 г.



Рабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс

(базовый уровень)

^ Год разработки-2013/ 14 учебный год

Срок реализации программы – 2013 / 14 учебный год

Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 10 класс « Биология » авторского коллектива И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова.
Учебник: «Биология. Базовый уровень». 10 класс. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, «Вентана-Граф»: 2009.

^ Программу составила - Бобырева Лариса Михайловна, учитель биологии.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

^ Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

^ Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г) и программы:

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. 10-11 классы. Базовый уровень (^ 35 часов, 1 час в неделю). //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – с.84-96.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 – 11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю при изучении предмета в течение двух лет.
^ Программа 10-11 класса (базовый уровень) разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами.

Программа по биологии для учащихся 10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

^ Цель данной программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Для систематического и разноуровневого контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся, полученных при изучении биологии в 10-11 классах, а также для подготовки к ЕГЭ в старших класса используются новые учебные пособия:

    1. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

В пособиях предлагаются задания для поурочного и тематического контроля знаний учащихся по школьным курсам биологии - «Животные», «Человек», общая биология и экология. Все задания по типологии и форме соответствуют аттестационным материалам ЕГЭ и материалов вступительных экзаменов в вузы. Вопросы, тесты и задания выстроены по вариантам в соответствии со структурой и содержанием как линейных, так и концентрических программ (линия Пономаревой И.Н. – является концентрической), обеспечивающих Обязательный минимум содержания образования по биологии.

Кроме того, при ведении курса в 10-11 классе используются материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .


Учебно-тематическое планирование
^

10 – 11 класс

Общая биология


(базовый уровень)





Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы

Экскурсии

1.

Введение в курс общебиологических явлений

6




++

2.

Биосферный уровень организации жизни

9

++




3.

Биогеоценотический уровень организации жизни

8

+




4.

Популяционной видовой уровень организации жизни

12

++

+




^ Итого в 10 классах

35

5

3

5.

Организменный уровень организации жизни

17

+++




6.

Клеточный уровень организации жизни

9

+




7.

Молекулярный уровень проявления жизни

8







8.

Заключение

1










^ Итого в 11 классах

35

4







Всего в 10-11 классах

70

9

3

*Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.
*Курсивом отмечен материал, подлежащий изучению, но не включаемый в требования к уровню подготовки выпускников.


Содержание курса 10 класс

  1. ^

    Введение в курс общебиологических явлений (6ч)


Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.

Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.

^

Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент).

Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.


^ Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.

Экскурсии:

  1. Многообразие видов в родной природе

  2. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе




  1. Биосферный уровень организации жизни (9ч)


Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Особенности биосферного уровня организации живой материи.

^ Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.

Лабораторная работа:

1.Определение пылевого загрязнения воздуха

2.Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов.

  1. ^

    Биогеоценотический уровень организации жизни (8ч)


Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.

Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.

^


Лабораторная работа:

3. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов).





  1. ^ Популяционно-видовой уровень (12 ч)


Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.

История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.

Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.

Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторные работы:

4. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербариях и коллекциях животных.

5. Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных

Экскурсия:

3. Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных (ботанический сад, сельскохозяйственная выставка)

^ Тематическое планирование
Биология 10 класс

Объем – 1 час в неделю(35 часов)
Практическая часть -5 лабораторных работ , 3 экскурсии.




Тема урока

Лабораторные

работы

Экскурсии


Глава 1.Введение в курс общебиологических явлений(6 часов)


1.

Содержание и структура курса общей биологии.




Экскурсия

1. «Многообразие видов в родной природе»

2.

Основные свойства жизни.







3.

Уровни организации жизни.







4.

Значение практической биологии.




Экскурсия

2 «Сезонные изменения (ритмы) в живой природе»

5.

Методы биологических исследований.







6.

Семинар «Живой мир и культура».








Глава 2.Биосферный уровень организации жизни (9ч)


7.(1)

Учение о биосфере.

Л.р. № 1. «Определение пылевого загрязнения воздуха»




8.(2)

Происхождение вещества.

Л.р. № 2 «Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов»




9.(3)

Биологическая эволюция в развитии биосферы.







10.(4)

Биосфера как глобальная экосистема







11.(5)

Круговорот веществ в природе.







12.(6)

Человек как житель биосферы.







13.(7)

Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.








14.(8)

Взаимоотношения человека и природы как фактор биосферы.







15.(9)

Экологические факторы и их значение.







Глава 3.Биогеоценотический уровень организации жизни (8ч)


16.(1)

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.







17.(2)

Биогеоценоз как биосистема и экосистема.







18.(3)

Строение и свойства биогеоценоза.







19.(4)

Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе.

Л.р. № 3. «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов)»




20.(5)

Причины устойчивости биогеоценозов.







21.(6)

Зарождение и смена биогеоценозов.







22.(7)

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем).







23.(8)

Экологические законы природопользования.








Глава 4.Популяционно-видовой уровень (12 ч)


24.(1)

Вид, его критерии и структура.

Л.р. № 4. «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербариях и коллекциях животных»




25(2).

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система.







26.(3)

Популяция как основная единица эволюции.

Л.р. № 5. «Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных»




27.(4)

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле







28.(5)

Этапы происхождения человека.







29.(6)

Человек как уникальный вид живой природы.







30.(7)

История развития эволюционных идей.







31.(8)

Современное учение об эволюции.







32.(9)

Результаты эволюции и ее основные закономерности.







33.(10)

Основные направления эволюции.







34.(11)

Особенности популяционно-видового уровня жизни.




Экскурсия

3. «Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных (ботанический сад, сельскохозяйственная выставка)»

35.(12)

Всемирная стратегия охраны природных видов.








^ Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы

(общеобразовательный уровень)
В результате обучения учащиеся должны:

  • характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе; понятие «биосистема»; учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере; возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в биогеоценозе, их значение; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч.Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; происхождение человека и движущие силы антропогенеза; закономерности эволюции; основные царства органического мира; организм как биосистему; половое и бесполое размножение организмов; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; многоклеточные и одноклеточные организмы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и ее части, ядро, цитоплазму, органоиды и включения; деление клетки, митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации; ген и генетический код; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров;

  • сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы и агробиоценозы; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость; естественный и искусственный отбор; ароморфозы и идиоадаптации; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез белка и фотосинтез; РНК и ДНК;

  • обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; роль продуцентов, консументов, редуцентов, абиотического окружения и человека в экосистемах и агроэкосистемах; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; роль закона генетики в селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;

  • применять знания по биологии для формирования картины мира; доказательства единства органического мира; оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов связей и зависимостей в биогеоценозе; гуманного, этического поведения в природе; охраны природы и редких, исчезающих видов; доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья;

  • владеть умениями сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии.

Список рекомендуемой литературы 10-11 класс

  1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.

  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

  5. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.

  6. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.

  7. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.

  8. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.

  9. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.

  10. Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176с.

  11. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.

  12. Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.

  13. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 155с.

  14. Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.

  15. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 234с.

  16. Пономарева И.Н., Корниклова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.



Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

http://www.irro.ru Сайт Института развития регионального образования Свердловской области.

http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Похожие:

Рабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс (базовый уровень) iconРабочая учебная программа по биологии 9а,б класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 9 класс «Биология»...
Рабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс (базовый уровень) iconРабочая учебная программа по природоведению 5а,б класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 5 класс «Природоведение»...
Рабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс (базовый уровень) iconРабочая учебная программа по биологии 7 класс (базовый уровень)
В. М. Константинов, И. Н. Пономарева (программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. /сост. В. С. Кучменко...
Рабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс (базовый уровень) iconРабочая программа по биологии (базовый уровень) для 11 класса Учитель
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику Общая биология. Базовый...
Рабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс (базовый уровень) iconРабочая программа по биологии (базовый уровень) для 10 класса Учитель
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику Общая биология. Базовый...
Рабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс (базовый уровень) iconРабочая программа по русской литературе 11 класс базовый уровень
Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по литературе (базовый уровень),...
Рабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс (базовый уровень) iconРабочая учебная программа по литературе 8 класс г, д (базовый уровень)
«Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»
Рабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс (базовый уровень) iconРабочая программа по биологии (базовый уровень) (с подробным календарно-тематическим...
Авторы: А. П. Пуговкин, Н. А. Пуговкина «Биология: программа для 10 – 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)....
Рабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс (базовый уровень) iconРабочая программа по обществознанию (базовый уровень)
Обществознание. 10 кл общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая и др. Под...
Рабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс (базовый уровень) iconРабочая программа по обществознанию (базовый уровень)
Обществознание. 10 кл общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая и др. Под...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница