Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям




НазваниеВозрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям

возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям

Ребенок растет, меняется. Совсем недавно он был послышным дошколенком, а теперь - гордо вышагивает в школу. Как сохранить любознательность ребенка, сберечь здоровье? Знание возрастных особенностей учебной деятельности детей поможет мамам и папам лучше понять своего ребенка, помочь ему справиться с проблемами в школе, повысить качество его подготовки.

Особенности учебной деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и психологическими особенностями.

В младшем школьном возрасте в организме ребенка происходят существенные изменения. Увеличивается  мышечная масса, сила мышц. Активно развиваются мелкие мышцы кисти. Идет процесс окостенения позвоночника.

Отмечается качественное и структурное изменение головного мозга – устанавливается доминирование и подчинение в системе межполушарных отношений. Доминирование в данном возрасте функций левого полушария создает условия для формирования и функционирования абстрактного (вербально – логического) способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанности психических функций и состояний.  Таким образом, мышление развивается от эмоционально – образного к абстрактно – логическому. 

Переходная стадия развития высшей психической деятельности  предопределяет преобладание процесса возбуждения над процессом торможения. Для данного возраста характерна недостаточность процесса избирательного реагирования, связанная с особенностями функционирования переднеассоциативных областей мозга- ответственных за принятие решений, оценку значимости поступающей информации и организацию адекватного реагирования. Как следствие, наблюдается затруднение в выделении основной значимой информации и отвлечение несущественными деталями.1 Слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему.

Возможности памяти очень велики, однако дети не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения (плохо развит самоконтроль, самопроверка при заучивании). Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.

Для данного возраста характерна известная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию. 

С началом обучения в школе психологи связывают проявление симптомов возрастного кризиса  7 лет  (работы Л. С. Выготского, Л. И. Божович и др.). Среди  симптомов  кризиса – манерничание и кривляние             (Л. С. Выготский). Возраст семи лет – это возраст потери «непосредственности». Поведение ребенка перестает быть непосредственным, естественным. Причина этого -  обобщение переживаний – особый момент в развитии, приводящий к удерживанию некоторого переживания, «вклиниванию» обобщенного переживания в поведение ребенка. Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, оно опосредуется обобщенным переживанием, в частности, представлением о собственных возможностях.   К 7 годам, как утверждал Л. С. Выготский, возникает ряд сложных новообразований – самолюбие, самооценка.2  Формируется также специфическое психическое новообразование – позиция школьника, связанная с формированием привлекательности образа школы, потребности в приобретении новых знаний.   Дети стремятся к признанию своей новой позиции. Однако реально положение ребенка до школы в семье, отношение к нему как к маленькому вызывает протест. Источником кризиса развития  является несоответствие нового личностного образования – позиции школьника – старой системе отношений, характерной для дошкольного детства. 3

Педагогам и родителям следует учитывать данные  анатомо – физиологические и психические возрастные особенности при организации учебной деятельности младших школьников в школе и дома.  Необходимо проявлять заботу о  правильной осанке детей во время  учебных занятий, что особо важно именно в этом возрасте, так как осанка, в основном, формируется в 6 – 7 лет. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу мышц и внутренних органов, повышает эффективность учебной деятельности. Уже в младшей школе сейчас наблюдаются различные нарушения осанки: сколиоз, сутулость, круглая спина, изгибы позвоночника. Различают три степени нарушения осанки. При нарушении первой степени отклонения от нормы слабо выражены  и исчезают в прямой стойке. При нарушении осанки второй степени отклонения от нормы устойчивы. Они не исчезают в прямой стойке, но связаны, как правило, только с нарушением мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению. Искривления позвоночника третей степени затрагивают скелет и лечению поддаются с трудом. В первых двух случаях позитивное воздействие на формирование правильной осанки трудно переоценить. Необходимо объяснить школьникам правила правильного сидения за партой, домашним письменным столом  и их значение для обеспечения здоровья и,  периодически, в случае необходимости, напоминать о них.

В этом возрасте также формируются и  другие навыки: поддержание правильной позы во время ходьбы, выполнения работ стоя или при ответах у доски. Для развития опорно – двигательной системы  большое значение приобретают подвижные упражнения.

 Хорошие результаты дает сочетание обучения с игрой. Здесь максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность школьников. Недостаток движения вреден для здоровья человека. Нарушается работа сердца, легких, снижается устойчивость к болезням. Также для развития опорно – двигательной системы важны  специальные упражнения мелкой моторики (в том числе письменные, которые отрабатывают точные движения).

В области материально – технического оснащения учебного процесса следует позаботиться о специальном подборе мебели, размеры которой должны соответствовать возрастным характеристикам. С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. Учащиеся младших классов проводят за партой от 4 до 6 часов в день. Вместе с тем статистическая выносливость у детей данного возраста невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с особенностями двигательного анализатора. Так, у первоклассников через 5 – 7 минут, а у второклассников через 9 – 10 минут сокращенные мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Большая статистическая нагрузка еще более возрастает, если ученик сидит за столом неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела школьника.

Особенности восприятия и памяти в данном возрасте предопределяют критерии отбора содержания.  Педагогу и родителям следует прибегать к увлекательным, ярким, эмоциональным образам, способных вызвать интерес школьников.  Большое значение в данном возрасте приобретает принцип наглядности в обучении. Наглядность связана не только с работой органов зрения, но и слуха, ощущения, обоняния. Следует использовать различные виды наглядности: чувственно – конкретную (рисунки, макеты, объекты природы); абстрактную и символическую (схемы, таблицы, диаграммы,  графики). 

Учитывая богатый потенциал памяти младшего школьника в сочетании с неразвитыми умениями самоконтроля и самопроверки при заучивании, необходимо уделить выработке данных умений, приобщению школьников к рациональной организации собственной учебной деятельности. Существенное место в организации учебной деятельности также должны занять упражнения в произвольном внимании, в активизации волевых усилий для сосредоточения.

Характерные для данного возраста определенная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию создают благоприятную возможность для  нравственного воспитания младших школьников, приобщения их к позитивным правилам социального взаимодействия. Авторитет педагога, родителя как носителя коллективных норм и ценностей для учащихся этого возраста достаточно высок. Следует прибегать к описанию ситуаций нравственного выбора, стремиться к изложению своей точки зрения, объяснению причин такого выбора, формированию собственной позиции младших школьников. Воспитывающее обучение способно стать средством   формирования отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношения к себе и самооценки.

^

«Семья и школа вместе»


http://zdd.1september.ru/2005/24/9-1.jpg

Семья – это общество в миниатюре,
от целостности которого
зависит безопасность
всего человеческого общества.
Ф. Адлер

Печально, но семья и школа не всегда относятся дуг к другу хорошо. Это противостояние становится причиной хронической депрессии обеих сторон и вызывает повышенную тревожность у учащихся.
^

Реальность нашей жизни


Современное российское общество переживает социальный и экономический кризис. Все больше детей оказывается в сложной ситуации из-за занятости родителей на работе, материального неблагополучия семьи, отсутствия одного из родителей, алкоголизма отца или матери. И в более или менее благополучных семьях ребенок часто одинок либо привязан к телевизору или компьютеру. Взрослые члены семьи не находят времени на доверительную беседу, ласку…

Неприятие индивидуальности ребенка, непоследовательность в воспитании, различное отношение к одним и тем же поступкам ребенка разных членов семьи могут вызывать у детей неврозы. Родители замечают утомляемость, стеснительность, капризность ребенка, но относят эти явления к возрастным особенностям, а не к атмосфере семьи.

Трудности в общении с родителями приводят к появлению новых авторитетов. Безнадзорная прогулка превращается в бездарное шатание в компании со старшими подростками, в приобщение к курению, наркотикам и алкоголю. Подростки ищут и находят доступные развлечения, компанию таких же одиноких и ненужных семье детей.

Дефицит стимулов (похвалы, ласки, поддержки…) оказывает влияние на физиологические процессы и развитие ЦНС, а в дальнейшем ведет к снижению возможности установить интимные эмоциональные отношения с другим лицом. «Дети с мелкими и повторными кражами, бродяжничеством и непосещением школы, дети лживые, злорадные, агрессивные – это нередко дети с аффективными лишениями в течение длительного времени своего развития» (Й. Лангмейер, З. Матейчек, 1984).

Стрессовая ситуация начала обучения в школе также чревата для ученика ухудшением здоровья и потерей интереса к учебе. Эмоциональная незрелость, несовершенные трудовые и социальные навыки шестилетних, семилетних детей часто становятся причиной того, что их успеваемость в школе бывает ниже их способностей.

Похожие:

Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям iconВозрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного...
Ушным дошколенком, а теперь гордо вышагивает в школу. Как сохранить любознательность ребенка, сберечь здоровье? Знание возрастных...
Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям iconВозрастные особенности детей младшего школьного возраста
Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее...
Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям iconПрограмма кружковой деятельности Юный интеллектуал Шабалина Наталья Николаевна Содержание
Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям iconПлан реферата. Особенности психического развития детей младшего школьного...
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения
Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям iconПсихофизиологические и возрастные особенности поведения детей младшего...
Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется, с одной стороны, тем, что в связи с постулением в школу многие...
Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям iconРодителям на заметку. Кризис семи лет Возрастные кризисы
Возрастные кризисы – переходные этапы от одного возраста к другому. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных...
Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям iconПсихологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении
Учебная деятельность как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста
Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям iconПояснительная записка 5 Возрастные особенности психического развития...
Содержание образовательного процесса в группе общеразвивающей направленности детей младшего возраста
Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям iconС оветы родителям по предупреждению
По данным нии гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков значительное количество детей дошкольного и младшего школьного...
Возрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям iconВозрастные особенности развития детей младшего школьного возраста
К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница