Рабочая программа по логопедии: «Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии».




НазваниеРабочая программа по логопедии: «Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии».
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22

Рабочая программа по логопедии:

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на

почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической

дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии».
2-4 классы.

сроки реализации: сентябрь-май.

Разработчики:

Титова С.В.,

учитель-логопед

2010-2011 учебный год.

1. Пояснительная записка

1) Актуальность программы.

«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С. Выготский

Современная психология рассматривает письмо как сложную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно на 5-7 году, в процессе целенаправленного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.

Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся как коррекционных, так и массовых школ, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. Диагностика письменной речи обучающихся младших классов показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии (например, дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза и аграмматическая с элементами акустической и оптической дисграфии). В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений.

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанной дисграфии.

^ 2) Научная обоснованность

При составлении данной программы опираюсь на теорию А.Р. Лурия «О психофизиологической основе письма», на классификацию дисграфии, предложенную сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1989 году. Методические разработки и научные исследования принадлежат ученым таким, как: В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Г.М. Сумченко, Г.А. Волкова, Ю.Г. Демьянов, СБ. Яковлев, Г.А. Волкова, Л.С. Волкова.
При составлении учебной программы использованы пособия по коррекционной работе с обучающимися, имеющие речевые нарушения:
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. рецензенты: зав.каф.сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е.Ф. Соботович.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2

Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.
^ Адресат программы: обучающиеся 2-4 классов, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.

Цель программы: коррекция нарушений письменной речи у обучающихся 2-4 классов.
Задачи программы:

  • Развитие фонематического анализа и синтеза;

  • Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
    предложения и текста;

  • Формирование и развитие грамматически правильной речи;

  • Формирование и развитие выразительной, связной речи;

  • Обогащение словарного запаса;

  • Развитие фонематического восприятия;

  • Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;

  • Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;

  • Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
    зрительного, кинестетического.

  • Развитие познавательных процессов: слухового внимания,
    зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,
    логического мышления.

^ 3) Рекомендации к применению программы

Данная программа не рекомендована для детей с задержкой психического развития и другими отклонениями в развитии.

^ 4) Содержание

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:

  • Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности
    языкового анализа и синтеза;

  • Работа по преодолению аграмматической дисграфии;

  • Работа по преодолению оптической дисграфии;

  • Работа по преодолению акустической дисграфии;

Каждый раздел программы включает в себя задачи, содержание коррекционно-логопедической работы. Непосредственно в календарном плане указаны темы коррекционно-логопедической работы.

1. Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза

Задачи:

  • формирование, развитие и совершенствование навыка анализа
    структуры предложения;

  • формирование, развитие и совершенствование навыка слогового
    анализа и синтеза;

  • формирование, развитие и совершенствование навыка
    фонематического анализа и синтеза.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающих в себя:

  • определение количества, последовательности и место слов в
    предложении;

  • выделение гласного звука из слога, слова;

  • работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе
    слова;

  • определение количества, места слога в слове;

  • составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов;

вычленение первого и последнего звука из слова, определение его
места;

• определение последовательности, количества и позиционного места
в слове.

2. Работа по преодолению аграмматической дисграфии Задачи:

  • формирование, развитие и совершенствование умения точного
    соотнесения слова с предметом, явлением, действием;

  • формирование, развитие и совершенствование полноценных
    представлений о морфологическом составе слова;

  • формирование, развитие и совершенствование умения
    грамматического оформления речи;

• формирование, развитие и совершенствование связной речи.
^ Содержание коррекционно-логопедической работы:

  • уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей,
    и дальнейшее его обогащение как путем накопления новых слов,
    относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей
    активно пользоваться различными способами словообразования.
    Последовательное накопление «гнезд» родственных слов.

  • уточнение, развитие и совершенствование грамматически
    правильного оформления речи путем овладения словосочетаниями,
    связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических
    конструкций.

  • развитие навыков связного высказывания, включающее в себя:
    установление последовательности высказывания; отбор языковых
    средств для построения высказывания в тех или иных целях общения;
    совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по
    заданным образцам.

3. Работа по преодолению оптической дисграфии Задачи:

  • развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;

  • дифференцировка смешиваемых букв на письме.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

  • уточнение представлений о форме, величине, цвете;

  • ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;

  • конструирование и реконструирование букв;

  • нахождение, выделение букв.

4. Работа по преодолению акустической дисграфии Задачи:

  • развитие слухового восприятия;

  • формирование и развитие представлений о звуках;

  • развитие фонематического анализа и синтеза;

  • развитие навыка дифференциации смешиваемых звуков по звонкости-
    глухости, по твердости-мягкости.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

  • уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков

  • сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом
    плане.

6) Длительность программы

Продолжительность данной программы зависит от результатов логопедической работы.

7) Количество занятий в неделю

Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала. Параллельно с коррекционно-логопедической работой по преодолению различных видов дисграфии должна проводиться работа по развитию познавательной сферы. Курс включает в себя занятия в течение всего учебного года, продолжительностью 45 минут и проводятся 2-3 раза в неделю.

8)Условия реализации

  • Для реализации программы необходимо наличие кабинета и соответствующего оборудования.

9). Методы оценки эффективности программы. Предусмотрены следующие проверочные работы:

  • Диктанты;

  • Индивидуальные задания;

  • Творческие работы;

• Домашнее задание;

• Работа с дидактическом материалом;

10). Контингент учеников. Данная программа рассчитана на обучающихся общеобразовательной школы 2-4 классов
2. Тематический план работы по коррекции дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии.

Тема

Классы

2

3

4

Кол-во часов

^ I. Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне

Развитие языкового анализа и синтеза:

  1. Развитие анализа структуры предложения:

• Деление предложений на отдельные слова и определение их количества.

• Придумывание предложений по заданным графическим схемам.

• Составление графических схем предложений.

• Определение места данного слова в предложении.

3-5

2-4

2-4

2) Развитие слогового анализа и синтеза:

• Деление слов на слоги при помощи слоговых схем.

• Подбор нескольких слов к заданной графической схеме.

• Составление графической схемы к каждому из данных слов.

• Составление слов из слогов данных вразбивку.

• Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом.

3-5

2-4

2-4

3) Развитие звукового анализа и синтеза:

• Определение количества звуков в слове.

• Определение последовательности звуков в слове.

• Определение места звука в слове.

• Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков.

• Составление слов из звуков, данных в беспорядке.

• Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука.

• Составление слов из звуков данного слова.

3-5

2-4

2-4

^ П. Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне

1. Работа со слогоритмическими схемами слов.

3-5

3-5

2-4

2. Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи.

4-6

3-5

2-4

3. Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов.

4-6

2-4

2-4

4. Развитие лексико-грамматических категорий (однокоренные слова, разбор по составу, синонимы, антонимы, омонимы).

2-6

6-8

6-8

5. Предлоги (выделение предлогов).

4-6

2-4

2-4

6. Приставки (выделение приставок).




4-6

2-4

7. Дифференциация предлогов и приставок.




2-4

2-4

^ III. Коррекционная работа на фонетическом уровне

1. Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства (звонкие, глухие).

4-6

4-6

4-6

2. Гласные 2-го ряда в начале слова и после гласных: Я

2-4

2-4

2-4

Е

2-4

2-4

2-4

Ю

2-4

2-4

2-4

Е

2-4

2-4

2-4

3. Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак)

4-6

3-5

3-5

4. Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства.

^ Работа проводится по необходимости


5-7


с-е

о-с

у-д-з л-и

м-ш в-д

о-а

б-д

и-у

У-Ч

п-т, П-Т Л-м, Л-М х-ж

ч-ъ

Г-Р

Ю-Н

и-ш

л-я

Н-К

а-д

^ IV. Коррекционная работа на синтаксическом уровне

работа над связной речью

• составление рассказов из предложений.

• составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам).

• составление рассказа по сюжетной картине.

• составление рассказа по серии сюжетных картин.

• составление рассказа по вопросной схеме, пересказ).

3-8

5-7

5-7

Итого: количество часов

50-87

53-89

49-78

^ 3. Список используемой литературы.

  1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом//Известия ДПН РСФСР, 1950.

  2. Выготский Л.С. Мышление и речь/Собр. соч.: в 6 т. - М.: Просвещение, 1982.-Т.2.

  3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.:МиМ, 1997.

  4. Логопедия/ Под ред. Волковой Л.С, Шаховской С.Н.М.: ВЛАДОС, 2003.

  5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: Союз, 2004.

  6. Правдина О.В. Логопедия. М.: Просвещение, 1969.

7. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова: В 2 тт. М., 1997.


Похожие:

Рабочая программа по логопедии: «Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии». iconРабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием...
Составлена в соответствии с программой «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е. В. Мазанова, 2006 г)
Рабочая программа по логопедии: «Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии». iconКлассификация дисграфии у детей
Дисграфия – это нарушение процесса письма. Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных...
Рабочая программа по логопедии: «Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии». icon«Коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников»
«Коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников». Наша группа работает с 2003года. В её состав входят учителя-логопеды школ...
Рабочая программа по логопедии: «Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии». iconПредупреждение пространственной и оптической дисграфии у будущих первоклассников
Эти трудности вызваны недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений: представлений о величине и форме...
Рабочая программа по логопедии: «Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии». iconИспользование отдельных логопедических приемов коррекции на уроках письма
Возникает необходимость использования в педагогическом процессе специальных логопедических приемов работы для снижения вероятности...
Рабочая программа по логопедии: «Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии». iconРабочая программа логопедической работы в 6 классе «Коррекция дисграфии...
Муниципальное казённое специальное (коррекционное ) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Рабочая программа по логопедии: «Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии». iconРабочая программа логопедической работы в 7 классе «Коррекция дисграфии...
Муниципальное казённое специальное (коррекционное ) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Рабочая программа по логопедии: «Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии». iconМетодические рекомендации по коррекции нарушений письма у учащихся с дисграфии
Целью данного направления является формирование зрительного внимания, навыков зрительного анализа и синтеза, развитие зрительной...
Рабочая программа по логопедии: «Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии». iconДидактические упражнения по коррекции письменной речи
...
Рабочая программа по логопедии: «Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии». iconПрофилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников с онр
Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница