Скачать 9.76 Kb.
|
Муниципальное казённое специальное (коррекционное ) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Еманжелинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО Директор школы-интерната Зам. директора по УР на заседании ШМО Батурина И.В.___________ Московкина М.В.._________ Аптикеева Г.Б._______ «___»____________20___г. «___»______________20___г. «___»________20___г Рабочая программа логопедической работы в 6 классе « Коррекция дисграфии у учащихся с системным недоразвитием речи» на 2013-2014 учебный год. Автор: Белокобыльская Н.В., учитель –логопед высшей квалификационной категории. с. Еманжелинка, 2013г. ^ Пояснительная записка. Рабочая программа « Коррекция дисграфии у учащихся с системным недоразвитием речи» для 6 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
-Письмо МОРФ от 20.06.2002 г. №29/2194-6 «Об организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида» -Положение о логопедическом кабинете МКС(К)ОУ Еманжелинской школы-интерната VIII вида. Рабочая программа основана на государственной Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, Москва «Владос», 2011, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации и на рекомендациях инструктивно-методического письма «О работе учителя –логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. Содержание логопедической работы по коррекции дисграфии ( нарушение письма, обусловленное наличием специфических ошибок) в 6 классе находится в соответствии с программой по правописанию и развитию речи. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Учебников и учебных пособий не предусматривается, на занятиях используется раздаточный материал, ЦОРы. Так как речевые расстройства у учащихся коррекционных школ 8 вида проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом, носят системный характер, имеют сложную структуру, с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов, задачи логопедической работы осуществляются одни и те же на протяжении всего курса обучения, но решаются на более сложном уровне. ^ Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа - упорядочения фонетико-фонематической стороны речи - начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи. В связи с тем, что у детей с психическим недоразвитием ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. С учётом нарушений речи коррекционная работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции не только фонетико-фонематической , но и лексико-грамматической стороны речи , а так же развития связной речи. В процессе логопедической работы в коррекционной школе важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) . Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане. Формирование речевых действий во внутреннем плане должно осуществляться по следующим этапам: 1.Материализация действия с опорой на вспомогательные средства. 2.Выполнение действия в речевом плане. 3. Выполнение действия во внутреннем плане. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов, а так же использование максимальной и разнообразной наглядности (схемы, картинки, разрезная азбука, ТСО) Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учёт особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенности моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики ребёнка. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с психическим недоразвитием консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков, чему способствуют часто повторяемые упражнения, но с включением новизны по содержанию и форме. Очень важно закреплять правильные речевые навыки в различных ситуациях, соблюдать охранительный режим. Темп работы должен быть не быстрым. В связи с тем, что нарушения у детей с психическим недоразвитием носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми. Логопедическая работа в коррекционной школе проводится в тесной связи с педагогами, воспитателями, медицинским персоналом и по возможности с родителями учащихся. Программа логопедических занятий в 6 классе рассчитана на 68 часов. Из них на обследование речи в начале и конце года 6, на коррекцию звуковой стороны речи 19 , зрительной дифференциации 4 , развитие лексико-грамматического строя речи 29, развитие связной речи 1 0 . Цель программы : логопедическая коррекция дисграфии у учащихся 6 класса. На I этапе коррекционной работы по развитию звуковой стороны речи решаются следующие задачи: -закрепление полноценных представлений о звуковом составе слова ; -закрепление навыка звукового анализа и синтеза слов; -развитие фонематических процессов. На II этапе коррекционной работы по развитию лексико-грамматического строя речи решаются следующие задачи: -уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования; -уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения моделями различных синтаксических конструкций. На ^ III этапе коррекционной работы по развитию связной речи решаются следующие задачи: -закрепление навыка построения связного высказывания; -установление логики (связности, последовательности) высказывания; -точное и чёткое формулирование мысли; -отбор языковых средств; -передача содержания текста, сюжетных картин, собственного замысла. ^ Перечень компонентов учебно-методического комплекса.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса. -Учебный комплекс: -Мазанова Е.В. Альбомы по коррекции дисграфии.— М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. -Н.В. Соколова. Логопедические тетради. -М., 2006 -Учебно-методические пособия: -Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.: ил -Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. СПб., 1996. --Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1998. - Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М., 2000. -Мазанова Е.В. Конспекты занятий по коррекции дисграфии. М.: «Гном и Д», 2007. -Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2004. -Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию речи младших школьников. М. : «Владос», 2010. -Мещерякова Н.П.. Зубович Е.В., Леонтьева С.В. Коррекция письменной речи в начальной школе. Разработки занятий. Волгоград, 2010. -Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под ред. И.М. Бгажноковой.-М., 2010. -Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. –М., 2002. -Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка во вспомогательной школе.- М.,1978. ^ Учебно-наглядные издания: -Корточки с индивидуальными заданиями. -Тематический словарь в картинках. -Материал по развитию связной речи (серии картин, картины) Цифровые образовательные ресурсы: 1.http://www.logoped-sfera.ru/category/rubriki/doshkolnaya-logopedicheskaya-sluzhba/konspekty-zanyatij (журнал «ЛОГОПЕД») 2. http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=24&page=1 (Педагогическая библиотека) 3. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com (Сеть творческих учителей) 4. httpwww.logoburg.comklubmodulesmydownloadsviewcat.phpcid=2&min=30&orderby=titleA&show=10 («Логобург». Сайт для логопедов) 5. http://www.den-za-dnem.ru/dates.php?birthday=132&perpage=30&start=120&d=11-3 (Школа день за днем) 6.http://www.manyreferats.ru/referat-13-5098-0.html------------Орфографическая зоркость 7 http://www.logopunkt.ru/ (ЛОГОПУНКТ) 8. http://www.academy.edu.by/sites/logoped/myach.htm логопедия по пятницам 9. http://www.sch549.edusite.ru/pechat.html (откр. уроки) 10. http://www.logopedplus.ru/sitemap 11. Презентации к занятиям. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: -правильно обозначать звуки буквами на письме; -подбирать группы родственных слов; -проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова, подбора родственных слов; -обозначать мягкость согласных буквой Ь; -разбирать слово по составу; -выделять имя существительное, имя прилагательное, глагол как части речи; -строить простое распространённое предложение с однородными членами; -связно высказываться (устно, письменно); -пересказывать текст по плану полно и выборочно; Учащиеся должны знать: -названия частей речи и их значения; -способы проверки написания гласных и согласных . ^ Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Источники контрольно-измерительных материалов
^ Календарно-тематический план логопедических занятий в 6 классе.
Национально-региональный компонент В соответствии с требованиями ОБУП (приказ ГУОиН от 01.06.2004 № 02-678) НРК составляет 10-15% от общего количества часов по учебному предмету.
|
![]() | Рабочая программа логопедической работы в 7 классе «Коррекция дисграфии... Муниципальное казённое специальное (коррекционное ) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | ![]() | Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием... Составлена в соответствии с программой «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е. В. Мазанова, 2006 г) |
![]() | Рабочая программа по логопедии: «Коррекция дисграфии смешанного вида... «Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники... | ![]() | Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников с онр Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в... |
![]() | Программы дошкольных образовательных учреждений компенсируюшего вида... Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей | ![]() | Годовой план организации коррекционно-педагогической работы на 2012... Приложение к лицензии №1 от 03. 09. 2012г. №2795 серия 61ПО1 №0000101 дополнительная образовательная программа дошкольного образования... |
![]() | Положение о логопедической группе для детей с общим недоразвитием... Логопедическая группа для детей с общим недоразвитием речи открывается в дошкольном образовательном учреждении с целью коррекционно-развивающего... | ![]() | «Коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников» «Коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников». Наша группа работает с 2003года. В её состав входят учителя-логопеды школ... |
![]() | Рабочая программа логопедической работы по коррекции нарушения речи на логопункте Методическое обеспечение образовательного процесса на логопункте мбдоу д/c №16 комбинированного вида | ![]() | Программа «Детство» В. И. Логиновой, программа «Азбука общения» «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной |