"Развитие связной речи учащихся"




Название"Развитие связной речи учащихся"
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
Обобщение опыта работы учителя Колышлевой Л.М. по теме:

"Развитие связной речи учащихся"


Развитие  речи  учащихся   начальных   классов


Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь - показатель его умственного развития.
В объяснительной записке к программе отмечается ведущая роль развития речи в обучении родному языку: «Развитие речи - это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием и связной (контекстной) речью, над орфографически-грамотным письмом - вот основное содержание уроков по языку в начальных классах».
Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи («ради чего я говорю» - Л.С. Выготский) .Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жесткое задание», которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло.
Успех в работе по развитию речи невозможен, если ученик отвечает только вследствие осознания необходимости выполнить задание, предлагаемое учителем (учитель спрашивает - надо отвечать!) В ситуации такого обучения, когда важное высказывание мотивируется только подчинением авторитету учителя, когда место связной речи занимают лишь «полные ответы» на бесчисленные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить двигателем высказывания детей.
На начальном этапе обучения, когда навыки письменной речи учащихся еще только начинают формироваться, когда все письменные работы выполняются под руководством учителя и самостоятельность учащихся в составлении и построении связного письменного сообщения незначительна, проявить свои мысли и чувства, обнаружить свою наблюдательность, свои знания и интересы дети могут только в устной речи - в непринужденных свободных высказываниях или в организуемых учителем связных сообщениях. Вот почему, как отметил К.Д. Ушинский, учитель «обязан дать упражнение изустной речи детей и руководить этими упражнениями» и при том дать такие упражнения, которые возбуждают мысль ребенка и вызывают «выражение этой мысли в слове».
Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, я «ввожу учащихся в роль увлекательного рассказчика», умеющего передать замысел простыми словами, «в которые вслушиваются с таким напряженным вниманием слушатели... Рассказчик не может говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит от накопившихся и учтенных оценок слушателей». Я работаю над развитием у детей творческого воображения, учу видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит.
Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей: требую от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую им картину, почувствовали бы его отношение к высказанному.
Упражнения в устной связной речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка. Планируя работу на предстоящий день, я предусматриваю, на каком уроке и в какой форме прозвучит речь ученика, будет ли это рассказ или развернутый ответ. Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.
Внимание детей акцентирую на таких сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания, правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Стараюсь все время поощрять ребенка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его самостоятельная монологическая речь еще не развита. Ребенок «понимает в окружающем больше, чем может передать словами». (Н.И. Жинкин). Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается мало понятным. Стремясь передать текст буквально, ребенок плохо пересказывает, не может выделить в тексте главную мысль и донести это главное до слушателя. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны.
При обучении связной речи даю детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно.
Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описание по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям; какая разница между подробным пересказом и выборочным, между устным сочинением и пересказом. Все эти сведения дети получают только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений и заданий.
Так, анализируя текст (высказывание) повествовательного характера (например, басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица»), я обращаю внимание учащихся на последовательность событий (что было сначала, потом, под конец);
разбирая текст описательного характера (например, рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»), я делаю акцент на то, какая была девочка Дагни, природа, музыка;
работая над рассуждением (например, рассказ В.П. Астафьева « Стрижонок Скрип»: почему стрижи - « дружный народ»), учу детей вскрывать причины событий, их связь (обращаю внимание   на слова так как, потому что и др.)
Постепенно дети осознают, что в повествовании говорится о действиях и событиях, его можно отличить от других видов высказывания по вопросу что произошло? Повествование можно проиллюстрировать серией картин или создать по   нему   диафильм.   А   в   описании    описываются   предметы,    люди,    животные,
природа и т. п., его можно распознать по вопросу какой? и представить лишь одной картиной. В рассуждении излагаются причины явлений и событий, показывается их взаимная связь. К рассуждению относятся вопросы почему? зачем? Этот тип высказываний нельзя представить в виде картины.
Ознакомления с этим теоретическим минимумом и активное его использование помогает более успешному формированию осознанных умений и навыков связной речи учащихся.
Развивая навыки связной речи учащихся, необходимо формировать специальные умения, которым надо учить в школе, и которые должны помочь говорящему, создавая текст, стать на точку зрения слушателя (или читателя), реализовать как можно лучше свой замысел. Это следующие коммуникативные умения:
1.Умение раскрывать тему высказывания.
2.Умение раскрывать основную мысль высказывания.
3.Умение собирать материал к высказыванию.
4.Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.
5.Умение совершенствовать написанное (для письменной речи).
б.Умение строить высказывание в определённой композиционной форме.
7.Умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.
Формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее
требованиям хорошей речи. От того, насколько ученик сумел раскрыть тему
высказывания, вычленить в нём главное и собрать материал, зависят
содержательность,        убедительность,         ясность         высказывания.         Умением
систематизировать материал определяется логичность, последовательность высказывания. Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает учащимся осознавать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения.
Уже в конце 1 класса, а затем во 2 классе рекомендую проводить работу по ознакомлению с основными признаками текста. Для этого использую следующую схему:

Текст

два и более предложений

тематическое единство

основная мысль


Данная схема помогает детям легко ориентироваться и определять текст (или набор предложений).
Речь - это способ познания действительности, она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первое условие - потребность детей высказываться; второе - о чём нужно сказать, т.е. наличие содержания; третье - создание хорошей речевой среды. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание.
Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности, но этого, конечно, недостаточно.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической зоркости, грамотности.
Начинать приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. Надо, чтобы на уроках дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека: умение передать информацию; поддерживать беседу; установить контакты; пересказать, рассказать ситуацию; написать письмо, поздравление, объявление; найти способ общения во время разговора, спора, знакомства; красочно оформить речь.

Эту работу я начинаю с 1  класса.
1.Уже    на   уроках    обучения    грамоте    при    чтении    слоговых    слияний    стали рождаться рифмы, в последующем переходящие в стихотворные строки: со-со-со... с горы скатилось колесо ну - ну - ну.. .сяду на Луну оль - оль - оль.. .мы купили соль ...во дворе сидит король
2.Дети составляют загадки - описания. Цель: поэтично описать образ данного предмета, явления. И вот стоит красивая, Стройная и милая, Ветками качает, Соком угощает.
(Берёза)
3.Обязательно провожу речевые разминки, используя скороговорки, чистоговорки, считалки, пословицы и поговорки с целью обогащения словарного запаса, развития речи, памяти, мышления. В 1 - 2 классах включаю работу в паре, группе,   например,   составить из слов - карточек готовое высказывание.
4.Постепенно появляются стихотворные попытки, проба пера (по рифме, построчно, по заданному началу).
5.Минутки поэзии в начале урока.
Зимний вечер наступит, и вьюга За окном будет злобно шуметь, Как зимы дорогая подруга Свою песню тоскливую петь. Вихрем снег от вьюги закружился, Бледный месяц на небе ночном, Лай собачий над улицей взвился, Нарушая предутренний сон!
(С. Шестаков)

Подход к литературе как виду искусства даёт в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества как учителя, так и ученика.
Творчески раскрепощённый, эмоционально настроенный ребёнок глубже чувствует и понимает прочитанное. Поэтому курс литературного чтения должен решать ряд задач:
-  развивать у детей способность полноценно воспринимать художественный текст,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, учить детей
чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
-    развивать поэтический слух детей, обеспечивая тем самым развитие речи
школьников, формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, говорения;
-  обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления о мире.
Ситуации,  создаваемые  на уроке,  направлены  на то,  чтобы  ребёнок пропустил
через    себя    поступки,    совершённые    литературным    героем,    учился    бы    верить, дружить, любить.
Такой подход, обеспечивая развитие речи, учит вступать учащихся в диалогические споры, даёт им прекрасные возможности для развития монологической речи.
^ Упражнения, развивающие творческое мышление.
1.    Напиши   как   можно   больше   предложений,   которые   начинаются   с   данных
букв.
Н ... з ... о ...
Д ... с ... л ...
К ... п ... о ... м ... ( Наступила золотая осень. Настя зажгла огонь. Наш зонт оранжевый . Деревья сбросили листву. День стоял летний.)
2.   Учимся согласовывать слова в предложениях.
-  Измени слова так, чтобы получилось как можно больше предложений.
Собака, найти, в, двор, вкусная, косточка.
3.   Усложняю задание:   из  данных  букв ЖБКОНДРПЛКС ПЕНБДЗАОТОВТ составь  предложения,  чтобы  получился
текст.
Как камешек оказался на берегу.
Жил - был камешек.  Он лежал на дне реки. Птички летали,  камешек схватили. Понесли его на берег. Думали - зёрнышко, а он твёрдым оказался   Вот так.
4.  Что произошло бы и что ты сделал бы, если бы:
из тучки вместо дождя стали падать бублики и конфеты... у тебя появились волшебная палочка, шапка - невидимка...
5.  Представь себе, что ты стал котёнком, или листочком, или муравьем...
(История о чудесном превращении: какая жизнь была бы, чего бы ты опасался,
захотел бы вновь стать «большим» человеком? Вывод о «превращении»)

Цель:   задуматься   об   отношении   к   окружающей   природе.
Можно выбрать неодушевлённый предмет: я - необычный герой ( например: я - линейка ).
6. Учимся   представлять   себе   последствия   событий.
^ Охотник   выстрелил   в   воздух: -пуля   попала   в   вора,   сидевшего   в   кустах;
-ружьё отдало в плечо, и охотник упал, не попав в утку, что и было её   счастьем;
-из-за  эха   в  лесу  произошёл   обвал.
Знакомство с художественным произведением необходимо начинать с работы   над:
-образностью поэтической речи (сравнением, эпитетом, метафорой, олицетворением);
-над выразительностью речи ( средства речевой выразительности: интонация, логическое   ударение,   пазы,   темп,   сила   и   высота   голоса ).
Главное   средство   речевой   выразительности   -   интонация.
В практической жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора и осознанного отношения   к   героям.   Вот   один   из   приёмов   работы   на   этом   этапе.
Задание.   Прочитай   предложение,   отрывок,   передавая:
радостьгордость
печальласку
страхвосхищение
сочувствиевозмущение
К.Д. Ушинский   писал,   что   ребёнок   живёт   красками   и   звуками.   Детям бывает  легче   охарактеризовать   человека   и   его   поступки   цветом,   чем   словом. Для   этого   предлагаю   такое   задание:   изобрази  героев   цветом,   а   сюжетную линию - цветовой   гаммой.   Рассказывая,   ребёнок   раскрывает   свои   чувства   и понимание   образа.
Обычно   яркие   и   насыщенные   краски   в   сюжетной   линии   приходятся   на кульминацию, так   как   отражают   самые   захватывающие   события.
Затем   появляются   сочинения - миниатюры.   Размышления   о   герое,   этюды -фантазии,   экспромты   на   заданную   тему.
^ Каким   я  увидел...
Что   было   бы,   если   бы...
Мои  мысли   о...
На   уроке   литературного   чтения   дети   становятся   «маленькими   писателями» способными     выражать   в   слове   свои   переживания   и   впечатления.
Развитие речи - это принцип в работе как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над словосочетанием, предложением и связной речью - это основное содержание уроков по языку. Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания уроков чтения.
При чтении стихов о природе, т.е. пейзажной лирики, я намечаю определённые задачи:

  1. развивать   у   детей   воображение,   учить   их   представлять   себе   картины природы;

  2. формировать     у     детей     умение     определять     тональность     стиха,     его эмоциональную окрашенность;

  3. создавать атмосферу эмоционального отклика на произведение;

4)  учить   детей   выразительно   читать   стихи   о   природе,   помогать   их   понять,
какие умения необходимы для выразительного чтения.
При постановке задач учитываю и выделяю мысль о том, что пейзажное стихотворение отражает не событие, а душевное переживание, настроение человека. И чтобы постичь это - необходимо достаточное воображение и способность сопереживать.
При чтении стихотворения Ф. Тютчева « Есть в осени первоначальной» были выделены три картины:
1    картина

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

( Начало осени. Солнечный, тёплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный. Мягко дышится. Вечер тоже ясный, тихий.)
2    картина

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

( Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина.)
3    картина

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но   далеко   ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

( Тишина. Не слышно щебетания птиц, стрекоз, кузнечиков. Небо ясное, без единого облачка.)
Методика работы над речью определяется особенностями устной и письменной речи, разновидностями речи (пересказ, изложение, сочинение), типами сообщения (описание, повествование, рассуждение). Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств, т. к. в процессе занятий меняются учебная ситуация и мотивы речи.
Понятно, что когда ответ ученика заключён только в обязательные рамки задания учителя, то развитие речи происходит ограниченно. Ребёнка необходимо ввести в роль увлекательного рассказчика, тогда речь его будет живой, эмоциональной.
В зависимости от задач высказываний и от ситуации, использую разные виды речи: от краткого ответа ученика до подробного сообщения. Так как речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю, то я стремлюсь учить детей читать тексты и различные рассказы про себя и на уровне внутренней речи усваивать учебный материал. Цель такой работы: подготовка учащихся к высказываниям, как устным, так и письменным. В результате внутренняя речь становится более чёткой и стройной. Предлагаю детям задание: подготовиться к сообщению на ту или иную тему, подумать, о чём надо рассказывать, какие слова употреблять. Такая мысленная внутренняя подготовка повышает качество речи, особенно письменной.
Большую роль в развитии речи играют пересказы. Для этой цели я использую картинки, либо пересказ по эпизоду, части рассказа. При пересказе всегда предлагаю выделить главную мысль, прослеживать её, сравнивать. Пересказ может быть сжатым, но лучше его давать по текстам.
Совершенствуя речь учащихся, большое внимание уделяю на такие факторы, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи.
Точность речи предполагает умение ученика не только умело передавать факты, наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Исходя из этих требований, вытекает и совершенствование культуры речи.

^ Урок   чтения   в   3   классе. Тема:   Былины.   «Добрыня   Никитич»,   «Добрыня   и   змей».
Цель:   познакомить   детей   с   одним   из   жанров   народного   творчества-былиной;   обеспечить   целостное   восприятие   текста;   развивать устную   связную   речь   у   учащихся;   обогащать   словарный запас;   развивать   познавательный   интерес   у   детей,   кругозор; осуществлять   межпредметные    связи;   воспитывать   гордость за   русских   богатырей.
Оборудование:   иллюстрация   в   учебнике,   картина В.М. Васнецова «Богатыри»,   дополнительный   материал,   карточки   со   словами
Ход    урока.

  1. Организационный   момент.

  2. Проверка   домашнего   задания.

  3. Работа   по   теме   урока.

1).   Сообщение   темы.
2).   Рассказ   учителя   об   одном   из   жанров   устного   народного творчества - былине.
Былинный сказ «Добрыня Никитич» является пересказом былины «Добрыня и змей», которая имеет обычную для былин стихотворную форму. Пересказ былины для детей сделан советским писателем фольклористом   А.Н. Нечаевым.
Былины о Добрыне имеют более раннее происхождение, чем былины об Илье Муромце, но те и другие связаны с периодом борьбы нашего народа с татарским нашествием. Былины переносят нас в совершенно необычный, особенный мир, но, несмотря на значительную долю фантастики, в них отразились подлинные исторические события, которые приобрели сказочный характер только с течением времени. В былинах вполне достоверно изображена Русская земля. Обычно действие происходит возле Киева - исторического центра России, а герои былин связаны своим происхождением с исконно русскими городами: Добрыня - из Рязани, Илья - из Мурома, из села Карачарово, а Алёша - из Ростова, но все они являются героями общенародными. Богатыри в былинах - могучие воины, защитники родной земли, которые не позволяют врагу захватить её. В них воплотились   лучшие   качества русского   народа.    В   Добрыне   проявляются черты    народного     героизма  - непреклонная  решимость    защитить    родную землю,   постоянная   готовность   к   борьбе.
Былина - это не просто пересказ истории, её задача - прославить богатыря и его подвиг, который имеет решающее значение для русского государства.
Раньше не было слова былина ( с ударением на втором слоге ), а богатырские песни, рассказывающие о делах давно минувших дней, «преданья старины глубокой», назывались старинами, старинками. Позднее появилось слово былина ( с ударением на последнем слоге ), что означало «быль», т.е. правдивое повествование. Былины раньше пелись. Сказители обычно владели одной - двумя мелодиями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины.
3).       Подготовка       детей       к       эмоциональному       восприятию произведения:   устное   рисование   картины.
-   Представьте себе седовласого старца, который сидит в окружении
внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн
гуслей, лежащих у него на коленях. Льётся неторопливая, плавная,
спокойная мелодия. Певец - сказитель начинает свой сказ про Древнюю
Русь,   про   старину   стародавнюю.
4).   Выразительное   чтение   учителем   текста   былины.
5).   Впечатления   о   прочитанном.

  1. Расскажите,   что   вам   понравилось.

  2. Когда   вам   было   особенно   интересно?

6).   Словарная   работа   ( слова   написаны   на   карточках ):
гусли    яровчатые    ( показать    картинку ),    палица,    паробок,    колчан    со стрелами,   Горы   Сорочинские,   полон,   стольный   град,   Забава   Путятична.
7).      Рассматривание      иллюстрации      к      тексту      И. Билибина «Добрыня   Никитич   освобождает   Забаву   Путятичну».
8).    Чтение    текста    былины    учащимися    вслух    «цепочкой»    в очень   медленном   темпе. ( Отдельные   отрывки   могут   быть   прочитаны   вместе   с  учителем )

  1. Кто   главный   герой   былины?

  2. Что   вы   о   нём   узнали?

  3. Каким   вы   его   себе   представляете?

( Ответы   на   вопросы   дети   подкрепляют   чтением   текста ). 9).   Подробный   разбор   произведения.

  1. Обратите    внимание,     как    начинается     былинный     сказ.     Перечитайте краткое   вступление   ( зачин )   к   былине.   О   чём   в   нём   говорится?

  2. Какие   слова   и   выражения   в   былине   говорят   о   том,   что   она   была создана   в   давнее - давнее   время?

  3. Перечитайте   ещё   раз   отдельные   отрывки   былины   и    вслушайтесь   в их   звучание.

  4. Услышали   ли вы   плавность   и напевность   былины?

(   Учитель     заранее     выписывает     на     доске     в     два     столбика     такие выраэюения ).

 

Сердитая   свирепая   Почай - река.
Добру   молодцу   захотелось искупаться.
Слез   он   с   коня,   снял   одежду дорожную,  приказал   паробку   вывести   и   покормить   коня.

Почай - река    сердится,   сердится она,   свирепая.
Захотелось   добру   молодцу искупатися.
Он   слезал   с коня,   снимал одёжу  дорожную, велел   паробку   коня  вываживать   да   кормить  шелковой  травой-муравой.

Почай - река    сердится,   сердится   она,   свирепая.
Захотелось   добру   молодцу искупатися.
Он   слезал   с коня,   снимал одёжу   дорожную, велел   паробку   коня   вываживать   да   кормить   шелковой   травой-муравой.

  1. Сравните   выражения   в   двух   столбцах.

  2. Похожи   ли   они   по   содержанию?

  3. Есть  ли   в   них   отличие?   В   чём   оно?

  4. Прислушайтесь   к   звучанию   этих   строк.

  5. Какие   из   них   больше   нравятся?   Почему?

  6. Какие   встречаются   в   былине?

Самостоятельно      найдите      в      ней      несколько выражений.

похоже      звучащих


10).   Составление   рассказа   о   Добрыне (  с  использованием   старинных   слов   и   выражений  )
1.     Как    прошло    детство    Добрыни?    (    Как    он    учился,    что    умел
делать,   как   выглядел? )

  1. Как   Добрыня   относился   к   своей   матери?

  2. Какие   качества   Добрыни   проявлялись,   когда   он   стал   поезживать в   чисто   поле?

11).   Обобщение.
- Каким   же   изображён   богатырь   в   былине?
( Он изображён не только сильным, смелым, могучим, решительным, готовым к борьбе, к прямой встрече с опасным врагом, но и ласковым к матери, к окружающим людям, добрым и великодушным, горячо любящим людей и свою родную землю, готовым в любую минуту сразиться с врагом, отстоять справедливость и свободу своей земли; в образе богатыря воплотилась мечта народа, его   представление   о   герое,   его  лучших   качествах ).
12).   Работа   по   картине   В.М. Васнецова   «Богатыри».

  1. Рассмотрите   картину.

  2. Знаете   ли   вы   имена   богатырей?

  3. Какими   их   изобразил   художник?

  4. Что   их   объединяет?

( Учитель обращает внимание детей на то, что три богатыря зорко стоят на страже Русской земли, что число «три» в народе имело значение множественности, поэтому трое богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих Русскую землю, воспринимаются так, словно   весь   народ   охраняет свою   землю )
4. Домашнее задание: научиться читать былину в медленном, плавном темпе; подготовить рисунки, иллюстрирующие понравившиеся эпизоды.
5.   Итог  урока.
^ Урок   чтения   в   3   классе Тема:    И.А. Крылов «Ворона   и   Лисица».
Цель: познакомить детей с новой басней И.А. Крылова; учить детей лучше узнавать самих себя, помочь обнаружить в себе недостатки и подсказать, как можно от них избавиться; обогащать учащихся знанием жизни, родного языка;   воспитывать   любовь   к   народу,   мудрость.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, фотографии из альбома о Санкт-Петербурге, таблица, карточки, иллюстрация в учебнике.
Ход     урока.

  1. 5   минут   жужжащего   чтения.

  2. О   чём   читали   дома?

  3. Проверка  домашнего   задания.

  4. Работа   по   теме   урока.

  1. Сообщение   темы.

  2. Вспомните!

-   Какие   басни   И.А. Крылова   вы   уже   знаете?
( На   доске   помещается   таблица )

2   класс

3   класс

«Лебедь, Щука и Рак» «Стрекоза и Муравей» «Чиж   и   Голубь»

«Мартышка   и   Очки» «Зеркало и Обезьяна»

Один ученик - читает   название   басни;
другой   ученик - кратко   пересказывает   её   содержание;
третий   ученик - припомнит   слова   из   басни,   которые   стали   крылатыми;
четвёртый   ученик - приведёт   факт   или   случай   из   жизни,   когда   уместно
произнести   эти   слова,   чтобы   точно   охарактеризовать самое   главное   в   данной   жизненной   ситуации.
3.    Работа   с крылатыми   фразами   из   басен   И.А. Крылова.
( Учитель раздаёт заранее подготовленные карточки, на одной из них написано только название какой-либо одной басни, на других - фраза или   слова   из   определённой   басни,   ставшие   крылатыми ).
«когда   в   товарищах   согласья   нет,   на   лад   их   дело   не   пойдёт»
«да  только   воз   и   ныне   там»
«вперёд   чужой   беде   не   смейся,   голубок»
«это   зло   ещё   не   так   большой   руки»
«а   проку   на   волос   нет   в   них»
«как ни полезна вещь, - цены не зная ей, невежда про неё свой толк   всё   к   худу   клонит»
«чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»
( один из учеников прочитывает название басни, записанное на его карточке, а тот, у кого имеется карточка с крылатой фразой из данной   басни,   выразительно   читает   её ).
4.     Воображаемая    экскурсия    в    город    на    Неве   -   Санкт-
Петербург.
(Использовать   фотографии   из   альбома   о   Санкт-Петербурге ).

  1. Пройдите мысленно вдоль ограды, потом загляните в Летний сад. Вот его аллея, где находится памятник Ивану Андреевичу Крылову. Баснописец изображен сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался. ( Прикрепить к доске портрет И.А. Крылова ). Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым, проницательным и добрым к людям запёчатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, - барельефные изображения персонажей наиболее   известных   басен   Крылова.

  2. Определите,   что   можно   отнести   к   знакомым   басням.

  3. Памятник был сооружён на деньги, которые собирались по всей России.

  4. Почему   же   народ   высоко   чтит   память   о   великом   баснописце?

  5. Почему   около   «дедушки   Крылова»   всегда   цветы,   играющие   дети?

5.   Обобщение   учителя.
Урок    чтения    в    3   классе Тема:   М.М. Пришвин   «Моя   Родина»
Цель:   познакомить   детей   с   произведением,   которое   подводит   их   к пониманию   того,   какое   значение   для   жизни   людей   имеет охрана   природы,   учит   видеть,   наблюдать   и   понимать окружающую   тебя   красоту;   развивать   связную   речь   у учащихся;   воспитывать   нравственные   и   эстетические   чувства.
Оборудование:   портрет  М. Пришвина,   цитаты   из   произведений М. Пришвина,   выставка   книг,   слайды   фильмоскоп
Ход   урока.

  1. 5   минут   жужжащего   чтения.

  2. О   чем   читали   дома?   ( Учащиеся   делятся   своими   впечатлениями от   прочитанных   дома   произведений ).

3.   Работа   по   теме   урока. 1.   Вступительная   беседа.
-   Прочитайте   название   темы   (запись   на   доске ).
~  
Как   вы   понимаете   смысл   этого   названия?
-   Расскажите о том, какие картины природы вы наблюдали летом
и   осенью.
2.   Показ   слайдов   с   видами   природы.
-   Придумайте заглавие к каждой картинке, выражая собственное
отношение к увиденному. ( «Радуемся найденному под ёлкой крепкому
боровику!», « Как привольно дышится в раздолье наших русских полей!»
и   т.п. )

3.   Обобщение.
-   Природа нашей страны прекрасна и богата. Но богатства её не
бесконечны, поэтому человек должен экономно и умело пользоваться
ими.
4.   Сообщение   темы.

  1. Сегодня мы познакомимся с отрывком из воспоминаний человека, необыкновенно любившего родную природу, много сделавшего для её охраны. Это известный писатель М.М. Пришвин ( показывается портрет писателя ).

  2. У М. Пришвина было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что-нибудь новое в природе и умел передавать свои   чувства   читателям.

5.    Чтение   рассказа   учащимися   вслух   «цепочкой».
(Во время чтения объяснить выражение «кладовая солнца» - так образно называет М. Пришвин природу. Пришвин создал много метких изречений и словосочетаний: «весна света» - необычайно светлые мартовские   дни,   «глаза   земли» - лесные   озёра,   отраэюающие   небо.
^ Я    рекомендую     вам     прочитать     книгу    М. Пришвина     «Кладовая солнца».)
6.    Работа   над   содержанием   рассказа   ( связана   с  многократным
чтением   текста   и   выделением   в   нём   четырёх   частей )


  1. Каковы   первые   воспоминания    писателя   о   Родине?

  2. Почему  для   Пришвина   было   радостью   вставать   рано?

  3. В   чём   заключалась   «охота»   писателя?

  4. К   чему   призывает   Пришвин   своих   читателей?

г  Вкусный   чай.

  1. Вставать   до   солнца!

  2. «Охота»   за   наблюдениями.

  3. Призыв   к   молодым  друзьям.

7.    Обобщение   учителя:
-    М. Пришвин призывает читателя наблюдать за природой, любить
и беречь всё

Похожие:

\"Развитие связной речи учащихся\" iconКонспект логопедического занятия по развитию связной речи у учащихся с фрнр и онр

\"Развитие связной речи учащихся\" iconСвязной речи, аналитических умений, развитие познавательного интереса
Образовательная цель: Изучить основные положения теории, выработать навыки работы при создании текстового документа в редакторе word...
\"Развитие связной речи учащихся\" iconИгровые приемы развития речи дошкольников посредством наглядного моделирования
Многолетний опыт показывает, что для формирования и активизации связной речи дошкольников наряду с традиционными методами и приемами...
\"Развитие связной речи учащихся\" iconПлан работы проблемной группы по развитию речи на 2013 2014 учебный год
Цель: активизировать деятельность педагогов по данному направлению; раскрыть значимость своевременной педагогической работы специалистов...
\"Развитие связной речи учащихся\" iconОсобенности связной речи детей дошкольного возраста
У младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного...
\"Развитие связной речи учащихся\" iconК числу важнейших задач развития ребенка относится формирование у...
К числу важнейших задач развития ребенка относится формирование у него связной монологической речи это необходимо для совершенствования...
\"Развитие связной речи учащихся\" iconРабочая программа по предмету «изобразительное искусство» русский язык 1 класс (165 часов)
Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте как связной (монологической)...
\"Развитие связной речи учащихся\" icon«Поговорим о дружбе»
Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; развитию связной речи
\"Развитие связной речи учащихся\" iconРабочая программа учителя
Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно...
\"Развитие связной речи учащихся\" iconРазвитие речи у детей 2 – 3 лет
Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей. Если ваш малыш не может освоить некоторые звуки,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница