Рабочая программа по русскому языку разработана для 9 «а» класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно методическими документами: Федеральный закон n 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28)




НазваниеРабочая программа по русскому языку разработана для 9 «а» класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно методическими документами: Федеральный закон n 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28)
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Комитет образования администрации Марксовского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 4г. Маркса Саратовской области



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО _________/Пушкина О.В./
Протокол № _____ от

«___» августа 2013г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ - СОШ № 4
_________/_Александрова Е.А.
«___» августа 2013г.


«Утверждено»

Директор МОУ – СОШ № 4

____________/ Фадеева Н.А./
Приказ № ____ от
«___»___________2013г.



^ Рабочая программа

по литературе

10 класс

Составила:

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Пушкина Ольга Викторовна


2013 – 2014 учебный год

  1. ^ Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку разработана для 9 «а» класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими документами:

  • Федеральный закон N 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28)

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (п. 36), утверждённый постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) (с изменениями и дополнениями

  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н)

  • Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Министерства образования России от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»)

  • Региональный базисный учебный план (утверждён приказом министерства образования Саратовской области от 06.12.2004г. № 1089 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования»)

  • Приказ Минобрнауки РФ от 27.12.2011 N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"

  • Примерная программа основного общего образования по литературе. М. Просвещение, 2012г.

  • Авторская программа по литературе В. И. Сахарова С. А. Зинина для 10 -11-х классов общеобразовательных учреждений .

  • Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №4 г. Маркса Саратовской области на 2012 – 2013уч.год

  • Положение Муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №4 г. Маркса Саратовской области о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) Приказ № 178 от 18.06.13г.



^ Цели и задачи изучения учебного предмета:

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской и зарубежной литературы 19 века.

Основа – чтение и анализ художественных произведений, знакомство и биографиями мастеров слова и историко – культурными фактами. Понимать прочитанное как можно глубже – этому умению дожжен научить учитель. Любить читать – вот что должно стать устремлением каждого обучающегося.

В 10 классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко – литературной основе, монографическое изучение творчества писателей классиков 19 века. Это систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет им глубоко осознать диалог классической литературы с современной. Курс строится с опорой на текстуальное изучение произведений второй половины 19 века, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Это помогает обучающимся осмыслить сложные произведения и осознать, что развитие литературы – живое поступательное движение.

Обучающиеся к концу 10 класса должны уметь интерпретировать произведения, высказывать свои собственные суждения в процессе анализа. Обобщение результатов такой работы может быть выражено в форме рецензии, сочинения, доклада, проекта.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования  направлено на достижение следующих задач:

-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей, учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-

литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.

-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
^ Особенности организации учебного процесса:


Образовательные технологии

Формы организации учебной деятельности

Методы и приёмы обучения

Здоровьесберегающие

игровые;

личностно - ориентированные

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Словесный,

исследовательский,

проектный

активные методы обучения

^ Используемый УМК:


Состав УМК для реализации рабочей программы:

Автор

Название

Издательство

Год

Сахаров В.И.


Литература 10 класс в 2-х частях

«Русское слово»

2010


^ Вид контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый


Уровень контроля

Формы контроля

Классное

сочинение

Домашнее сочинение

Тесты

Урочный

3

3

4

Административный










Всего

3

3

4


^ II. Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
− выразительное чтение художественного текста;
− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
− анализ и интерпретация произведения;
− составление планов и написание отзывов о произведениях;
− написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

^ III. Место учебного предмета в учебном плане:


Образовательная область

Название предмета

^ За счёт каких часов реализуется

Сроки реализации программы

Количество часов в год

Количество часов в неделю

Филология

Литература

Федеральный компонент


1 год

105ч.

3 ч.


^ IV. Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену), изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр литературного произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

^ V. Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Количество часов

Содержание раздела учебного предмета


Межпредметные связи

1 Введение Русская литература в контексте мировой культуры

1

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

История

2 Прекрасное начало А.С.Пушкин

4

Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина.

История, музыка

3 М.Ю. Лермонтов

5

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова.

История, русский язык

4 Н.В.Гоголь

4

Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя. «Петербургские повести». Образ маленького человека. «Невский проспект». Образ Петербурга.

История

5 Литература второй 2 половины 19века А.Н.Островский

8

А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в «Грозе».

Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе Островского «Гроза».

Сила и слабость характера Катерины.

История, обществознание, русский язык

6 И.А.Гончаров

4

Иван Александрович Гончаров. «Обыкновенная история», «Обломов». Очерк жизни и творчества. Три романа Гончарова - «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»: общая характеристика. Критические статьи Гончарова («Мильон терзаний», «Лучше поздно, чем никогда» и др.)

Роман И.А. Гончарова «Обломов», утвердивший писателя как классика русской литературы. «Обломовщина» (одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое…ядовитое!»). Обломов – его сущность, характер и судьба. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская. Захар. Оценки обломовщины в критике.

История, обществознание

7 И.С.Тургенев

8

Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети». Очерк жизни и творчества. «Отцы и дети». Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа. Художественное своеобразие романа. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими, его одиночества. Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция. Отношение автора к своему герою. Споры вокруг романа «Отцы и дети». Значение Тургенева в русской и мировой литературе.

Развитие понятия о романе.

История, обществознание

8 Ф.И.Тютчев, А.А Фет

4

Федор Иванович Тютчев. Стихотворения. Тютчев – поэт философ и певец русской природы. Представление о единстве мира природы и внутреннего мира человека, о жизни кА борьбе. Любовная лирика, раскрытие в ней драматических переживаний человека. Ритмическое богатство стиха. Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворения. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике А.А. Фета. Сочетание жизненной конкретности и умения передать подвижность настроений и переживаний, слуховых и зрительных впечатлений. Метафоричность поэзии Фета. Музыкальность, мелодичность стиха.

Музыка, русский язык

9 Н.Г.Чернышевский

4

Критика. Николай Гаврилович Чернышевский. «Что делать?» «Новые люди» в романе. Проблема эмансипации женщины. «Особенный человек», его жизненные принципы. Последователи Рахметова в русской истории. Эстетические взгляды Н.Г. Чернышевского.

История

10 Н.С.Лесков

3

Николай Степанович Лесков. «Очарованный странник». Иван Флягин – один из правдоискателей земли русской. Очерк «Леди Макбет Мценского уезда». Тема. Идея. Образы.

Обществознание, русский язык

11 Н.А.Некрасов

7

Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворения. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Мотивы народной песни в лирике Н.А. Некрасова. Своеобразие его поэзии (лиризм, искренность чувств; сатирическая направленность произведений).

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Отражение социальных противоречий эпохи. Мастерство поэта в изображении народной жизни. Многообразие крестьянских типов. Сатирические портреты помещиков. Проблемы счастья, долга, смысла жизни.

Развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

Обществознание

12 М.Е.Салтыков-Щедрин

3

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы», «История одного города». Сказки: «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла». Очерки жизни и творчества великого сатирика. «История одного города». Сатирическое изображение смены царей на русском престоле как смены градоначальников. Прием гротеска в изображении градоначальников. Отношение к народу – к его терпеливости, бесправию, полной зависимости от власти очередного градоначальника. Сказки. Обличие самодурства, произвола, обывательщины в сказках Щедрина. Злободневность, политическая острота сказок. Социальное и общечеловеческое в произведениях писателя. Современное звучание произведений Салтыкова-Щедрина.

Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).

История, обществознание

13 Ф.М.Достоевский

15

Федор Михайлович Достоевский. «Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. (Основные мотивы произведений). Нравственная проблематика, философская глубина творчества. Полемическая направленность произведений Достоевского.«Преступление и наказание». Суровая правда в изображении безысходной жизни обездоленных людей в мире зла. Боль за человека – основная авторская позиция в романе. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории и причины ее крушения. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире.

Полифонизм романов Достоевского. Понятие о нравственно-психологическом романе.

Обществознание, русски язык

14 Л.Н.Толстой

20

Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Жизненный и творческий путь Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах». «Война и мир». Духовно богатая внутренняя жизнь главных героев романа – Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи и других. Сложность жизненного выбора, поиски смысла жизни и итоги этих поисков. «Мысль народная» в романе Толстого. Народ и личность – одна из главных проблем романа. Картины войны 1812 года. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны в романе. Осуждение «наполеонизма» как бесчеловечной идеи господства одной личности над другими, над «толпой». Патриотизм в понимании писателя. Верхушка светского общества в изображении Л.Толстого, ее лжепатриотизм и бездуховность. Идейные искания Толстого.

Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Воскресение», «Хаджи-Мурат». Человек и природа в творчестве Толстого. Л.Н. Толстой – классик мировой литературы. Интерес к Толстому в современном мире.

Понятие о романе-эпопее. Внутренний монолог как средство характеристики героев.

История, обществознание, русский язык

15 А.П.Чехов

8

Антон Павлович Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад». Ранние юмористические рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в рассказах
Чехова. Отношение автора к своим героям.

Новаторство Чехова в изображении природы и ее связей с человеком (внимание к детали, «импрессионизм, философская глубина, отношение к животным как к равноправным участникам жизни.) Тема оскудения нравственного мира человека. Противопоставление пошлости обывательского существования великолепию и красоте природы.

«Вишневый сад». Основная тема пьесы – тема уходящего мира. Жизненная неустроенность, разобщенность героев. Разлад между желаниями и реальным их осуществлением – основа конфликта пьесы. Символический смысл названия. Отношение автора к своим героям.

Гуманизм Чехова.

Своеобразие стиля Чехова, прозаика и драматурга (лаконизм рассказов, отсутствие морализаторства, расчет на читателя-единомышленника, роль художественной детали; своеобразие построения и стилистики пьес, роль авторских ремарок, пауз, переклички реплик и т.д.).


Обществознание, русский язык

16 Нравственные уроки русской классики

4

Вечная классика. Живое слово.

Русский язык

17 Резервные уроки

3







  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по русскому языку разработана для 9 «а» класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно методическими документами: Федеральный закон n 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28) iconРабочая программа по биологии разработана для 11 класса (базовый...
Рабочая программа по биологии разработана для 11 класса (базовый уровень) в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно –...
Рабочая программа по русскому языку разработана для 9 «а» класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно методическими документами: Федеральный закон n 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28) iconРабочая программа по технологии разработана для 4 класса в соответствии...
Целью данного предмета является представление о современной технико-технологической картине мира и закономерностях ее развития; формирование...
Рабочая программа по русскому языку разработана для 9 «а» класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно методическими документами: Федеральный закон n 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28) iconРабочая программа по химии разработана для 10 класса (профильный...
Рабочая программа по химии разработана для 10 класса (профильный уровень) в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно –...
Рабочая программа по русскому языку разработана для 9 «а» класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно методическими документами: Федеральный закон n 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28) iconРабочая программа по химии 9 класс
...
Рабочая программа по русскому языку разработана для 9 «а» класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно методическими документами: Федеральный закон n 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28) iconРабочая программа по географии 6 класс
...
Рабочая программа по русскому языку разработана для 9 «а» класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно методическими документами: Федеральный закон n 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28) iconРабочая программа по географии 7 класс
...
Рабочая программа по русскому языку разработана для 9 «а» класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно методическими документами: Федеральный закон n 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28) iconРабочая программа по географии 5 класс
...
Рабочая программа по русскому языку разработана для 9 «а» класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно методическими документами: Федеральный закон n 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28) iconРабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа по химии разработана для 11 (профиль) класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими...
Рабочая программа по русскому языку разработана для 9 «а» класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно методическими документами: Федеральный закон n 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28) iconРабочая программа по информатике для 8в 9в класса составлена в соответствии...
Рабочая программа по информатике для 8в – 9в класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими...
Рабочая программа по русскому языку разработана для 9 «а» класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно методическими документами: Федеральный закон n 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28) iconРабочая программа по литературе 7 класса
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница