Рабочая учебная программа география ( наименование учебного предмета /курса/) базовый уровень, II ступень образования (ступень образования) 4 года ( срок реализации




НазваниеРабочая учебная программа география ( наименование учебного предмета /курса/) базовый уровень, II ступень образования (ступень образования) 4 года ( срок реализации
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

с. Усть – Илыч, Троицко – Печорский район, Республика Коми

_________________________________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения)
Утверждаю:

директор школы

_____________ Фильчук Н.И.

приказ №______ от _______ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
География

(наименование учебного предмета /курса/)
базовый уровень, II ступень образования

(ступень образования)

4 года

(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы «Программа для общеобразовательных учреждений по географии 6-9» под редакцией Бариновой И.И.

( автор, название программы)

( кем составлена) Морозом Андреем Андреевичем

с. Усть - Илыч

2013

^ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Источники географической информации
География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.
Природа Земли и человек
Земля как планета. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ЧЕЛОВЕКА О ЗЕМЛЕ. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Сравнение Земли с обликом других планет солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ, БЫТА И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В ГОРАХ И НА РАВНИНАХ. ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЛИТОСФЕРЫ.

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ГИДРОСФЕРЫ.

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К РАЗНЫМ КЛИМАТИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ.

Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.

Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.
Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.

Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.

Население Земли. ДРЕВНЯЯ РОДИНА ЧЕЛОВЕКА. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ЕГО РАССЕЛЕНИЯ ПО МАТЕРИКАМ. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. ГЕОГРАФИЯ СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИЙ. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.

Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Изучение политической карты мира и отдельных материков. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.
Природопользование и геоэкология
^ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРИРОДЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ.

Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв.

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.

Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.

Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.
География России
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. Часовые пояса.

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ.

Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.

Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.

Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.

Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.

Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.

Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. ОБЪЕКТЫ МИРОВОГО ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ.

География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ТОПОНИМИКА.

Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Содержание программы:
Введение (4 часа).

Предмет изучения географии. Развитие географических знаний о Земле. Современные исследования. Что изучают в начальном курсе географии.

^ Раздел: План и карта (10 часов).

Тема: План местности (6 часов).

Изображение местности на рисунке, аэрофотоснимке, снимке из космоса, плане местности. План местности, его масштаб, условные знаки, определение направлений. Абсолютная и относительная высота точек местности. Изображение неровностей поверхности горизонталями. Ориентирование на местности. Глазомерная съёмка плана местности. Использование планов в практической деятельности человека.
^ Тема: Географическая карта (4 часа)

Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли. Градусная сетка на глобусе и карте. Географические координаты. Условные знаки и масштаб физических карт полушарий и России. Особенности изображения на них земной поверхности, шкала высот и глубин.

^ Географические координаты своего населённого пункта и его высота над уровнем моря.

Раздел: Оболочки Земли (43 часа).

Тема: Земная кора (10 часов).

Строение земной коры и явления в ней.

Внутреннее строение Земли. Земная кора- внешняя оболочка, её свойства. Магматические и осадочные породы. Основные формы движения земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения. Вулканы, горячие источники, гейзеры.

Горы и равнины суши, их рельеф, различия по высоте, изменения во времени.

Рельеф дна Мирового океана: переходные области, желоба, ложе, котловины, хребты.

^ Особенности рельефа своей местности.
Тема: Гидросфера (12 часов).

Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Мировой океан.

Части Мирового океана: океаны, моря, заливы, проливы. Суша в океане: материки, острова, полуострова.

Различия глубины океанов. Солёность воды. Движение вод: ветровые волны, приливы, отливы, цунами, течения.

Воды суши. Подземные воды.

Река, элементы речной долины. Речная система, речной бассейн, водораздел, питание и уровень воды. Зависимость направления и особенностей течения реки от рельефа. Пороги и водопады.

Озеро, озёрные котловины и их образование; озёра сточные и бессточные; озёрные воды (пресные, солёные).

Ледники.

Искусственные водоёмы: каналы, водохранилища, пруды.

^ Особенности вод своей местности.

Тема: Атмосфера (15 часов).

Атмосфера и её строение. Изменение атмосферного давления с высотой; его измерение с помощью барометра. Способы поддержания чистоты атмосферного воздуха.

Характеристики состояния воздуха: температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количество осадков за сутки, месяц, год, многолетний период.

Погода, её изменение и причины.

Климат. Распределение солнечного света и тепла по земной поверхности в зависимости от географической широты: тропики и полярные круги- границы поясов освещённости. Полярный день, полярная ночь. Положение своей местности в поясе освещённости. Особенности климата своей местности.
^ Тема: Организмы на Земле (3 часа).

Разнообразие и неравномерность распределения растений и животных на суше и в Океане. Воздействие организмов на земную кору, гидросферу и атмосферу. Почвы, растительный и животный мир своей местности.

^ Тема: Взаимосвязь компонентов природы (3 часа).

Взаимодействие компонентов природы: горных пород, воздуха, воды, почвы, растений и животных; природные комплексы. Воздействие человека на отдельные компоненты и изменение природного комплекса в целом.

^ Природные комплексы своей местности.
Раздел: Человечество на Земле (7 часов).

Тема: Население Земли (7 часов)

Численность населения Земли. Основные человеческие расы.

Населённые пункты. ^ Свой населённый пункт. Хозяйственная деятельность и быт населения своей местности. Изображение населённых пунктов на плане местности.

Государства на карте мира. Изображения государств и их столиц на политической карте мира.
^ Раздел: Особенности природы Земли (16 ч.).
Тема: Литосфера и рельеф Земли (3 часа).

Материковая и океаническая кора. Гипотезы происхождения выступов материков и впадин океана. Плиты литосферы. Сейсмические пояса Земли. Рельеф как результат взаимодействия внутренних и внешних процессов. Карта строения земной коры.

^ Тема: Атмосфера и климат Земли (3 часа).

Зависимость климата от поступающей солнечной энергии. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта.

Воздушные массы. Типы воздушных масс и их движение. Постоянные ветры. Климатические пояса.

^ Тема: Мировой океан- главная часть гидросферы (9 часов).

Воды Мирового океана. Температура поверхностных вод и изменение её с глубиной. Водная масса. Тип водных масс. Схема поверхностных течений. Распространение океанских льдов. Жизнь в мировом океане. Перераспределение тепла и влаги между сушей и океанами.

^ Тема: Биосфера (1 час)

Строение и свойства географической оболочки.

Природные комплексы и природная зональность.


Раздел: Материки и океаны (48ч.).

Тема: Африка (9ч.).

Природа. Физико- географическое положение и размеры материка; океаны и моря у берегов Африки, влияние их на природу. Исследование Африки зарубежными и русскими путешественниками и учёнными.

Рельеф материка: равнины, горы, нагорья. Разломы земной коры. Размещение главных месторождений полезных ископаемых.

Африка- самый жаркий материк. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления, осадков. Климатические пояса и типы погоды.

Основные речные бассейны. Крупные речные системы и озёра, их роль в природе и значение для населения.

Почвы, растительный и животный мир. Особенности проявления на материке широтной и высотной зональности. Природные зоны. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности человека.

Население и политическая карта. Карта народов Африки. Краткое описание отдельных стран: Алжира, Нигерии, Эфиопии, ЮАР.
^ Тема: Австралия и Океания (8 ч).

Природа. Физико- географическое положение и размеры материка. История открытия и исследования.

Рельеф, климат внутренние воды материка. Природные зоны, своеобразие органического мира.

Природные богатства. Изменение природы человеком и современные ландшафты.

Население, его размещение. Виды хозяйственной деятельности. Австралийский союз.

Океания. Физико- географическое положение. Происхождение островов. Заселение и современные народы.
^ Тема: Южная Америка (8ч).

Природа. Физико- географическое положение и размеры материка, его сравнение с Африкой.

Из истории открытия и исследования Ю. Америки зарубежными и русскими географами.

Строение поверхности. Горы, плоскогорья и равнины. Вулканы и землетрясения. Размещение месторождений полезных ископаемых в Андах и в восточной части материка.

Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типы погоды.

Внутренние воды. Основные речные бассейны.

Своеобразие органического мира материка. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, их характеристика по сравнению с подобными зонами Африки. Высотная зональность в Андах.

Население и политическая карта. Народы материка. Страны Ю. Америки.
^ Тема: Антарктида (3ч).

Антарктика и Антарктида. Природа. Физико- географическое положение и размеры материка. Открытие материка русскими мореплавателями. Современные исследования, их научное и практическое значение.

Природа Антарктики, её океанические воды и льды. Лёд Антарктиды. Климат. Животный и растительный мир.

^ Тема: Северная Америка (8ч)

Природа. Физико- географическое положение и размеры. Океаны и моря у берегов материка, влияние их на природу. Открытие и исследование С. Америки зарубежными и русскими путешественниками и учёнными.

Строение поверхности материка и его сравнение с Ю. Америкой. Роль древнего оледенения в формировании рельефа. Вулканы и землетрясения. Размещение месторождений полезных ископаемые Кордильер и в восточной части материка.

Факторы формирования климата. Климатические пояса и типы погоды.

Внутренние воды. Основные речные и озёрные системы. Особенности проявления зональности. Природные зоны материка, характеристика тундры, тайги, степи. Изменение природы под влиянием человека.

Население и политическая карта. Карта народов С. Америки. Краткое описание отдельных стран: США, Канады, Мексики

^ Тема: Евразия (12ч).

Природа. Евразия- величайший массив суши. Физико- географическое положение и размеры материка; океаны и моря у берегов Евразии, влияние их на природу. Исследование Евразии зарубежными и русскими путешественниками и учёнными.

Рельеф Евразии и его отличие от рельефа других материков. Древнее материковое оледенение. Области вулканической деятельности и землетрясений. Равнины, горы, нагорья. Различие в рельефе крупных частей материка. Размещение полезных ископаемых.

Климат Евразии. Климатообразующие факторы и их воздействие на распределение температуры воздуха, атмосферного давления, осадков. Климатические пояса и типы погоды, климатов.

Распределение внутренних вод. Территория внутреннего стока. Крупные речные и озёрные системы. Основные типы питания и режим рек. Современные оледенения и многолетняя мерзлота.

Проявление широтной и высотной зональности. Природные зоны Евразии. Высотная зональность в Альпах и Гималаях.

Население и политическая карта. Народы материка. Неравномерность размещения населения.

Главные особенности природы, население и его хозяйственной деятельности в отдельных странах материка.


^ Раздел: Географическая оболочка (2 ч.).

Тема: Свойства географической оболочки и её строение (1ч).

Географическая оболочка- результат взаимодействия атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы. Свойства географической оболочки- наличие жизни, вещества в трёх состояниях, круговорот веществ. Закономерности развития географической оболочки. Роль рельефа и климата.

^ Тема: Взаимодействие природы и человека (1ч).

Значение для жизни и хозяйственной деятельности человека минеральных, климатических, водных, земельных и биологических ресурсов. Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности человека.

^ Раздел: Общий обзор России(3ч).
Место России среди государств СНГ и стран мира. Административно- территориальное деление страны. Государственная территория, государственное пространство. Экономико- географическое положение России. Граница государства: сухопутная и морская. Соседи I- го, II-го, III-го порядка.
^ Раздел: Человек и природа (4ч).
Влияние окружающей среды на жизнь населения. Влияние природных условий на заселение Земли человеком. Адаптация, виды адаптации. Влияние природных условий на здоровье человека, влияние на жизнь человека. Факторы воздействия человека на природу. Природные ресурсы, их классификация и хозяйственная оценка. Ресурсоёмкость. Проблемы использования природных ресурсов.
^ Раздел: Население России (9ч).
Численность населения России. Перепись населения- главный источник данных о населении. Естественный прирост и его территориальные различия и динамика.

Особенности миграции в России. Миграция, эмиграция, иммиграция. Проблемы миграции, пути решения этих проблем.

Национальный и языковый состав населения. Языковые семьи и группы. Понятие «ассимиляция», «титульный народ».

Освоение и заселение территории. Факторы влияющие на размещение населения. Городское и сельское население. Рост городского населения. Урбанизация Крупнейшие города и городские агломерации.

Трудовые ресурсы. Неравномерность обеспечения трудовыми ресурсами. Занятость населения. Структурная безработица. Безработица и проблемы эффективного использования трудовых ресурсов.
^ Раздел: Хозяйство России (22ч).

Хозяйство отрасль, сфера, межотраслевой комплекс. Особенности структуры хозяйства России. Задачи хозяйства. Цикличность развития экономики. История и особенности развития экономических систем. Перспективы развития экономики России. Проблемы современной экономики, их причины и возможные пути решения проблем.

Состав и география научного комплекса России. Значение научного комплекса в экономике. Технополисы.
^ Топливно-энергетический комплекс.

Основные районы добычи и переработки нефти и природного газа. Система трубопроводов. Основные угольные бассейны, их хозяйственная оценка.

Роль энергетики в хозяйстве. Отраслевой состав комплекса. Размещение основных топливно- энергетических баз и районов. Топливно- энергетический баланс и его изменения. Карты отраслей комплекса. Современные проблемы комплекса.

^ Чёрная и цветная металлургия. Концентрация и комбинирование производства в чёрной металлургии. Основные металлургические базы страны. Основные черты географии металлургии лёгких и тяжёлых металлов.

^ Химическая промышленность. Факторы размещения отрасли. Основные горно- химические базы и районы химической промышленности.

Лесная промышленность. Лесные ресурсы России. Лесоизбыточные районы. География отрасли. Важнейшие лесопромышленные комплексы, их экономическая эффективность. Проблемы развития комплекса.

^ Машиностроительный комплекс. Роль машиностроения в хозяйстве. Отраслевой состав. Специализация и кооперирование производства. Ведущие факторы размещения. Современные проблемы комплекса. Военно- промышленный комплекс.

^ Агропромышленный комплекс (АПК).

Состав комплекса. Растениеводство и животноводство, их взаимозависимость. Агроклиматическая карта. Зональная специализация сельского хозяйства. Основные районы размещения зерновых и технических культур. Главные отрасли и районы животноводства.

Пищевая промышленность- отрасль по производству конечной продукции АПК.

Лёгкая промышленность. Факторы размещения и география отрасли.

^ Транспортный комплекс. Состав и значение комплекса. Карты транспорта. Виды транспорта, их роль в грузовых и пассажирских перевозках. Важнейшие транспортные магистрали, состав и направление грузопотоков. Транспортный узел.

^ Раздел: Районы России (27ч).

Причины районирования России, условия влияющие на специализацию районов. Виды районирования. Экономические районы России и их состав.

^ Центральный район, его состав и особенности экономико- географического положения. Природные условия и ресурсы. Общая специализация на наукоёмких и трудоёмких отраслях. Население региона, как регионе формирования русского народа. Обычаи, традиции русского народа, художественные промыслы.

Важнейшие машиностроительные центры. Лесная и химическая промышленности; чёрная металлургия в Центрально- Чернозёмном районе; лесная промышленность Волго- Вятского района.

Москва- финансовый центр страны.

Специализация сельского хозяйства Центральной России. Роль пригородного сельского хозяйства. АПК Центрально- Чернозёмного района.

Узловые районы Центральной России.
^ Северо- Западная Россия. Особенности ЭГП. Бедность природных ресурсов. Причины преобладания городского населения. Особенности сельского расселения.

Отраслевая специализация. Транспортная система. Проблемы реконструкции морских портов.

Санкт- Петербург- второй по величине город страны.

^ Калининградская область- западный форпост России. Специфика ЭГП области отражена в тенденциях изменения населения и хозяйства области.
Европейский Север. ЭГП территории. Влияние природных условий на освоение территории, жизнь и труд людей. Этнические особенности населения и сособенности его размещения. Топливно- энергетические, сырьевые и рыбные ресурсы. Специализация региона. Тимано- Печорский ТПК. Морской транспорт. Проблемы охраны севера.
Поволжье. Особенности транспортно- географического положения. Запасы энергетических ресурсов и химического сырья. Разнообразие природных условий. Специфика национального состава населения. Особенности размещения населения. Специализация хозяйства. Важнейшие транспортные узлы. Региональные экологические проблемы.
Урал. Положение на стыке экономических зон. Минеральные ресурсы. Пестрота национального состава населения. Современная специализация на тяжёлых отраслях промышленности. Высокая территориальная концентрация производства и экологические проблемы.

Крупнейшие города Урала- Екатеринбург, Пермь, Челябинск.
^ Северный Кавказ. Положение между Азовским, Чёрным и Каспийским морями. Особенности освоения и заселения края. Многонациональный состав населения. Минеральные и агроклиматические ресурсы. Интенсивное сельское хозяйство, мелиорация земель. Пищевая промышленность. Крупнейшие районы санаторно- курортного хозяйства, туризма в стране. Функции крупнейших городов района.
^ Западная Сибирь. Особенности ЭГП северной и южной частей региона. Природные ресурсы. Концентрация населения на юге. Проблема сохранения природной среды, культуры и быта, отрасли специализации. Главная нефтегазовая провинция России. Угольно- металлургический комплекс Кузбасса.
^ Восточная Сибирь. Специфика ЭГП. Богатые природные ресурсы и суровые климатические условия. Особенности национального состава и размещения населения. Размещение городов вдоль речных и железнодорожных магистралей, в районах добычи и переработки ресурсов. Отрасли специализации. Горнодобывающая промышленность. Гидроэнергетика. Лесная промышленность и лесное хозяйство. Якутские алмазы.
^ Дальний Восток. Особенности ЭГП. Проблема заселения района. Горнодобывающая, лесная и рыбная промышленности. Морские порты.
Страны нового зарубежья и СНГ.
Раздел: География Республики Коми (3ч).
ЭГП территории. Население и трудовые ресурсы территории. Хозяйство республики.


  1   2

Похожие:

Рабочая учебная программа география ( наименование учебного предмета /курса/) базовый уровень, II ступень образования (ступень образования) 4 года ( срок реализации  iconРабочая учебная программа география ( наименование учебного предмета...
Подготовленная рабочая программа составлена на основе авторской программы Максаковского В. П. «Экономическая и социальная география...
Рабочая учебная программа география ( наименование учебного предмета /курса/) базовый уровень, II ступень образования (ступень образования) 4 года ( срок реализации  iconРабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы). Сборник...
Рабочая учебная программа география ( наименование учебного предмета /курса/) базовый уровень, II ступень образования (ступень образования) 4 года ( срок реализации  iconРабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство»
Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная...
Рабочая учебная программа география ( наименование учебного предмета /курса/) базовый уровень, II ступень образования (ступень образования) 4 года ( срок реализации  iconРабочая программа химия 10 класс средняя (полная) ступень, базовый...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Москва, Просвещение, 2010
Рабочая учебная программа география ( наименование учебного предмета /курса/) базовый уровень, II ступень образования (ступень образования) 4 года ( срок реализации  iconРабочая учебная программа по музыке пояснительная записка рабочая...
Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ...
Рабочая учебная программа география ( наименование учебного предмета /курса/) базовый уровень, II ступень образования (ступень образования) 4 года ( срок реализации  iconОбеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами,...
Уровень, ступень образования, наименование предмета в соответствии с учебным планом
Рабочая учебная программа география ( наименование учебного предмета /курса/) базовый уровень, II ступень образования (ступень образования) 4 года ( срок реализации  iconОбеспечение образовательного процесса информационными ресурсами и...
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия,...
Рабочая учебная программа география ( наименование учебного предмета /курса/) базовый уровень, II ступень образования (ступень образования) 4 года ( срок реализации  iconСписок электронных образовательных ресурсов
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия,...
Рабочая учебная программа география ( наименование учебного предмета /курса/) базовый уровень, II ступень образования (ступень образования) 4 года ( срок реализации  iconРабочая программа «География» базовый уровень, 11 класс /адаптированная...
В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования...
Рабочая учебная программа география ( наименование учебного предмета /курса/) базовый уровень, II ступень образования (ступень образования) 4 года ( срок реализации  iconРабочая учебная программа по литературе 5 класс (базовый уровень)
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ мо РФ от 09. 03. 04. года №1312 «Об утверждении...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница