Проблемное обучение перспективная педагогическая технология




НазваниеПроблемное обучение перспективная педагогическая технология
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи. В широком смысле проблема – это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения и разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого учащиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности, это во-первых, и, во-вторых, здесь срабатывает известный в психологии «эффект неоконченного действия», открытый Б.В. Зейгарник. Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше. Иначе говоря, проблемное обучение связано с исследованием и потому предполагает растянутое во времени решение задачи. Студент попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные знания, навыки и умения.

Настоящая проблема всегда связана с наукой, она содержит явное противоречие, не имеет окончательного ответа на главный вопрос проблемы и, следовательно, требует поисковой, исследовательской работы. Проблемная задача предполагает ряд действий, для ее решения учащемуся нужно самостоятельно провести частичный поиск.

Проблемное обучение отвечает требованиям времени: обучать - исследуя, исследовать - обучая. Только так можно формировать творческую личность, а значит выполнять сверхзадачу нашего педагогического труда.

Концепция проблемного обучения получила широкое распространение тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.

Проблемное обучение — это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь, 1975).

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (В. Т. Кудрявцев, 1991).

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

Особенности методики

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), который в 1894 году основал в г. Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах ХХ века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, М.Н. Скаткин и другие.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач. Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

^ Конспект урока

Тема: Природные зоны Северной Америки (арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга)

Цель: Изучить природные зоны Северной Америки, ознакомить с ее природными компонентами.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

^ Личностные универсальные учебные действия

- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– иметь общее представление о причинах успеха в учебе;

– осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

^ Регулятивные универсальные учебные действия

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;

– выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

– осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

^ Познавательные универсальные учебные действия

- используя карты и текст учебника, уметь находить нужную информацию;

– строить и заполнять таблицу, в письменной форме, выбрав нужную (для каждой группы своя строка);

– осуществлять анализ географических объектов (с выделением 2-3 существенных признаков);

– проводить сравнение природных зон;

– самостоятельно осуществлять классификацию изучаемых объектов;

– под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие;

– давать характеристики изучаемым географическим объектам на основе их анализа.

^ Коммуникативные универсальные учебные действия

– принимать участие в работе группами;

– контролировать свои действия в ходе учебного процесса;

– адекватно воспринимать различные точки зрения и позиции.

Предметные результаты

Уметь и показывать и называть природные зоны на карте, давать им краткую характеристику, знать географические компоненты, типичные для каждой зоны.

Оборудование: учебник «География материков и океанов» В.А. , атлас, настенная карта.


^ Этап урока

Результат этапа

Цель

Деятельность

Учителя

Ученика

  1. .Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.


Формальная готовность к уроку. Взаимоконтроль.


Умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке, включенность в учебную деятельность. Предметная готовность к предстоящей деятельности.


Приветствие.

Проверка готовности к уроку.
– Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, атлас, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.

Оцените своё рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.

Выполняют самооценку готовности:

– выбор учебных принадлежностей

–аккуратность их расположения на столе;
Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе


  1. Актуализация знаний, мотивация




Воспроизведённые знания и способы действия. Осознание необходимости полученных новых знаний.



Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний Определение границ знания и незнания.


- Что такое ПЗ? Что является главным фактором формирования ПЗ? В каких ПЗ находится Северная Америка? Какие ПЗ мы не изучали ранее? Назовите компоненты ПЗ.

Какие географические источники информации нам понадобятся?


Ответы и рассуждения детей


3.Постановка учебной задачи


Формирование и развитие ЦО к умению формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (в совместной деятельности с учителем).

Формировать познавательную цель урока и тему для изучения

умения работать текстом учебника,

формулировать определения, в совместной деятельности с учителем.

-Запишите тему урока. Дайте определение, что такое «арктическая пустыня»

Найти определения тундры и тайги в тексте учебника (стр. 217)

Новое понятие «многолетняя мерзлота» учитель дает под диктовку.

Запись темы урока

Поиск определений в учебнике, ответы и рассуждения детей, запись определений в тетради

4.Решение учебной задачи.


Алгоритм решения проблемы

(заполнение таблицы по группам)


Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности

Учитель делит учащихся на группы и предлагает самостоятельно, используя карты атласа и текст учебника заполнить таблицу «Природные зоны Северной Америки».

1 группа: Арктические пустыни

2 группа: Тундра и лесотундра

3 группа: Тайга

Задание описать свою зону по заданному алгоритму

ПЗ

Климат

Почвы

Флора

Фауна

Арктич. пустыня













Тундра и лесо

тундра













Тайга
















Рассаживаются по группам, каждая группа заполняет свою строчку в таблице, используя информации (карты атлааса и учебник).


5. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов


Использование нового знания в условиях решения задач.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение ранее изученных

Выслушивает ответы учащихся, проверяет и дополняет ответы, используя презентацию


Учащиеся дополняют или исправляют свои ответы и заполняют остальные строчки таблицы.

6. Оценка



Умение определять уровень овладения новым способом деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценки знаний и способа действий

Дополните пропущенные слова:


Выполняют задание самостоятельно в тетрадях.

Самопроверка и самооценка работы

7.Итог занятий. Рефлексия деятельности.


Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения

Диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы и соотнести цели и полученный вклад в коллективную работу.

Назовите, чем вы занимались на уроке?

Что нового, интересного узнали?

Какие трудности ты испытывал на уроке?

Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.




Задание для коллег

  1. Составьте схему состава океана

безымянный.png

  1. Установите соответствие: горная система- материк.

1.Северная Америка

А. Большой водораздельный хребет

2.Южная Америка

Б. Тянь-шань

3.Африка

В. Аппалачи

4.Австралия

Г. Анды

5.Евразия

Д. Драковы горы



  1. Примерные задания для подготовки к ГИА

1.Назовите самый широкий пролив:

А) Малахов

Б) Мозамбикский

В) Дрейка

Г) Карские ворота

2.Какая из перечисленных пустынь находиться на территории Евразии?

А) Гоби

Б) Виктория

В) Намиб

Г) Калахари

Похожие:

Проблемное обучение перспективная педагогическая технология iconУрока: Решение задач по теме «Длина окружности»
Проблемное обучение – будущее нашего образования. Проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения...
Проблемное обучение перспективная педагогическая технология icon«Проблемное обучение на уроках химии»
Выступление на заседании рмо учителей химии Волоколамского муниципального района Московской области по теме
Проблемное обучение перспективная педагогическая технология iconРабочая программа преддипломной практики (стажировки) 051001. 52...
Рабочая программа предназначена для руководства преддипломной практикой (стажировкой) студентов очной формы обучения специальности...
Проблемное обучение перспективная педагогическая технология iconРабочая программа производственной практики 051001. 52 Профессиональное...
Рабочая программа предназначена для руководства производственной практикой студентов очной формы обучения специальности 051001. 52...
Проблемное обучение перспективная педагогическая технология iconГ. И. Парамзина Новые информационные технологии обучения
Процесс обучения является передачей информации ученику, а любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать...
Проблемное обучение перспективная педагогическая технология iconФилософские основы учителя к педагогическому взаимодействию
Й раздел. Образовательная программа, педагогическая технология, методика, методы, приемы
Проблемное обучение перспективная педагогическая технология iconТема: Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения
Принципиальная позиция определена. В центре должны быть не набор дидактических единиц, обязательных для изучения, а ребенок, формирование...
Проблемное обучение перспективная педагогическая технология iconПроблемное обучение как метод развивающего обучения
В н6астоящее время известны дидактические системы развивающего обучения, разработанные под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова....
Проблемное обучение перспективная педагогическая технология iconРабочая программа по технологии составлена на основе программы «Технология....
Рабочая программа адресована для учащихся 10 класса сельской общеобразовательной школы, построена в соответствии с требованиями Государственного...
Проблемное обучение перспективная педагогическая технология iconУчебно тематическое планирование по технологии для 1 класса на 2013-2014...
Программа «Технология» Рагозиной Т. М. образовательная программа «Перспективная начальная школа я реализации программного содержания...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница