Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение»




НазваниеРабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая программа
Природоведение.

5 класс.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования и материалы Примерной программы основного общего образования по природоведению, а также авторской программы Плешакова А.А. и Сонина Н.И. Программа курса рассчитана на 70 часов.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.

В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.

Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Программа имеет 5 содержательных разделов: «Методы изучения природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле». При составлении данной рабочей программы было изменено количество часов при изучении некоторых тем.

Тема 1. Изучение природы (10 часов) – увеличение количества времени связано с практической направленностью обучения, на тему «Вселенная» отводится на 2 часа меньше (12 часов), чем в авторской за счет того, что в этой теме много материала, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников. В тему «Земля» добавлены 2 часа для проведения предусмотренных практических работ (20 часов вместо 18). Из темы «Жизнь на Земле» один час убран (13 часов вместо 14), так как в этой теме материал уже знаком учащимся из курса «Окружающий мир». В теме «Человек на Земле» количество часов уменьшено на три (13 часов вместо 16), так как материал этой темы более детально и глубоко изучается в курсах ОБЖ и биологии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Природоведение. 5 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений /А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2008.

^ Содержание курса

Тема 1. Изучение природы (10 часов)

Изучение природы человеком. Естественные науки: астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология. Методы изучения природы –наблюдение, эксперимент, измерение. Оборудование для научных исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы.

Практические работы:

  • Знакомство с оборудованием для практических исследований и правилами его безопасного использования.

  • Измерение длинны, массы, температуры, времени разными способами.

  • Знакомство с различными типами справочных изданий по естественным наукам.


^

Тема 2. Вселенная (12 часов)


Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV–XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.

^ Практические работы:

  • Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий Северного полушария.

Тема 3. Земля (20 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы, природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы, физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

^ Практические работы:

  • «Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. Наблюдение признаков химических реакций».

  • «Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения от температуры, площади поверхности, рода жидкости».

  • «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра».

  • «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей».

Тема 4. Жизнь на Земле (13 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

^ Практические работы:

  • «Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации».

  • «Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды».

  • «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян».

Тема 4. Человек на Земле (13 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

^ Практические работы:

  • «Знакомство с экологическими проблемами Тульской области и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды)».

  • «Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей с возрастными нормами. Наблюдение за самочувствием».

  • «Овладение способами оказания первой мед. Помощи при различных травмах, укусах, воздействии ядовитых растений».


^ Календарно - тематическое планирование по природоведению

( 70 часов, 2 часа в неделю)


Всего часов

Лабораторных

работ

Практических

работ


Экскурсий


Контрольных

работ


70



-



14



-



-







Содержание

урока

Форма работы

Региональный компонент (РК*)

Дом./зад.

Дата

1.
2.


3.


4.

5.

6.
7.


8.

9.
10.

11.

12.


13.

14.

15.


16.
17.


18.

19.

20.


21.

22.

23.


24.
25.

26.

27.

28.


29.

30.

31.

32.

33.

34.
35.

36.


37.


38.

39.

40.


41.

42.
43.


44.


45.
46.


47.


48.


49.

50.

51.

52.

53.
54.

55.

56.

57.


58.

59.


60.

61.


62.

63.
64.


65.


66.
67.

68.


69-70

Изучение природы.

(10 часов)
Изучение природы человеком. Естественные науки о природе: астрономия, физика, химия, геология,

география.
Биология и экология – науки о природе. Семья биологических наук
Наблюдения и опыты, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.
«Знакомство с оборудованием для научных исследований и правилами его безопасного использования оборудования». (иот 009)
Измерения как методы изучения природы. Конструирование простейших приборов.
Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений, постановке опытов.
«Измерение длины, массы, температуры, времени разными способами».(иот009)
Вклад великих учёных – естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй).
«Знакомство с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты».
Обобщающий урок по теме: «Как человек изучает природу».
Вселенная.(12 часов)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли.
Модель вселенной по Аристотелю. Модель вселенной по Птолемею.
История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г Галилей, Дж.Бруно).
Роль Дж.Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде идей Н.Коперника.

Строение солнечной системы. Планеты земной группы.

Планеты гиганты. Плутон.

Спутники планет.
Астероиды. Кометы.


Метеоры. Метеориты.
Звёздное небо. Наблюдение звёздного неба. Солнце как одна из звёзд.
Звёздное небо: основные созвездия, суточное движение звёзд.
«Наблюдение суточного движения солнца и звёзд. Работа с подвижной картой звёздного неба».
Обобщающий урок по теме «Вселенная».
Земля. (20 часов).
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант)
Современные взгляды на возникновение Земли и солнечной системы. Гипотеза о возникновении Земли (Д.Джинс, О.Ю.Шмидт).
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Различия по толщине материковой и океанической коры.
Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые.


Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества. Смеси.
Примеры явлений. Превращения веществ (горение, гниение).Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни.
«Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. Наблюдение признаков химических реакций».
«Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения от температуры, площади поверхности, рода жидкости».
Природные явления: землетрясения.
Природные явления: извержения вулканов, гейзеры.
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков.
Атмосфера. Состав воздуха. Облака. Типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер.
Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.
«Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра».
«Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей».
Ураганы и смерчи.

Гидросфера. Её части. Солёность воды.
Вода суши. Ледники. Подземные воды. Водяной пар в воздухе.
Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения в Солнечной системе, обеспечивающие возможность жизни на планете.
Обобщающий урок по теме: «Земля».

Жизнь на Земле.

( 13 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода.
Расцвет древних пресмыкающихся. Птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма, ядро – главные части клетки. Деление клеток.
Разнообразие клеток. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Разнообразие живого. Беспозвоночные и позвоночные животные.
«Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации».
Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. «Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды».
«Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян». (иот 009)
Разнообразие организмов. Растения и животные разных материков.

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи и саванны, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды. Донное сообщество и сообщество кораллового рифа.
Обобщающий урок по теме:

« Жизнь на Земле».
Человек на Земле

(13 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный.
Страницы истории географических открытий. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды.

Велики путешественники – первооткрыватели далёких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Радиоактивные отходы.
Кислотные дожди, озоновая «дыра», парниковый эффект.

Причины сокращения биологического разнообразия.
Опустынивание и его причины. Борьба с опустыниванием.

«Знакомство с экологическими проблемами Тульской области и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды)».
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примере двигательной активности, рационального питания, закаливания).
«Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей с возрастными нормами. Наблюдение за самочувствием».
Профилактика вредных привычек, их влияние на здоровье.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения, при встрече с опасными животными и ядовитыми растениями.
Способы оказания первой помощи. «Овладение способами оказания первой мед. Помощи при различных травмах, укусах, воздействии ядовитых растений».(иот 009)
Обобщающий урок по теме: «Здоровье человека и безопасность жизни».

Резервное время

Рассказ
Рассказ


Рассказ


Практ.раб. №1

Рассказ
Рассказ

Практ.раб. № 2


Рассказ

Практ.раб. № 3
Викторина

Рассказ

Рассказ


Рассказ

Рассказ с элементами беседы

Рассказ


Рассказ

Рассказ с элементами беседы

Рассказ

Рассказ


Рассказ


Практ.раб. № 4


Игра обобщающая
Рассказ

Рассказ
Рассказ с элементами беседы

Беседа

Рассказ

Рассказ с элементами беседы.

Практ.раб. № 5
Практ.раб. № 6
Беседа

Беседа


Рассказ

Рассказ

Рассказ с элементами беседы


Практ.раб. № 7

Практ.раб. № 8

Рассказ с элементами беседы

Рассказ

Рассказ


Рассказ с элементами беседы.


Викторина
Рассказ


Беседа


Рассказ
Рассказ


Рассказ


Рассказ


Практ.раб. № 9

Рассказ с элементами

Беседы
Практ.раб. № 10

Практ.раб. № 11


Рассказ с элементами беседы

Рассказ с элементами беседы

Рассказ с элементами беседы

Игра соревнование

Рассказ

Рассказ с элементами беседы

Рассказ

Рассказ

Рассказ с элементами беседы


Рассказ

Практ.раб. № 12

Рассказ с элементами беседы

Практ.раб. № 13


Беседа


Беседа
Практ.раб. № 14

Тестирование


Полезные ископаемые в Тульской области.

Климат в Тульской области

Реки и грунтовые воды в Тульской области.

Растения и животные в Тульской области

Первооткрыватели земли Тульской
Последствия аварии на ЧАЭС

Причины кислотных дождей в Тульской области

С. 6-9

С.10-14


С. 15-17


С.18

С.17-20

Инд.зад.
отчет


С.21-22
отчет

Инд.зад.

С.24-25

С.26-28


С.29-31

С.32 -33


С.34-38


С.39-42

С. 43- 45 вопросы

С.48-50

С.50-51

Инд.зад.


Отчёт

Инд.зад.
С.54-55
С.56-59, вопросы
С.60-61
С.62-63

С.64-66

С.67-71


Отчёт

Отчёт
С. 72

С.73-76

С.78-84


С.85-86

С. 87
отчет

Анкеты


С.88-89

Сообщения
С.91-92

С.93-96


С.97 – 99

Инд.зад.
С.102-103


С. 104-106

Доклады

С.107
С.108-112


С.113-114


С.114-117


отчет

С. 118-122

отчет

С.123-128
С.129-134
С. 135-138

Инд.зад.


С.142-148

С. 149-154

Доклады


С.155-157

С.157-159


С.160-162


С.163-164

отчет

С.166-167
отчет

С.167

С.168-172
отчет




^ Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

В результате изучения природоведения ученик должен

Знать/ понимать:

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы; отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы Тульской области и возможные пути их решения.

Уметь:

  • узнавать распространённые растения и животные нашей местности, включая редкие и охраняемые виды;

  • приводить примеры физических явлений, превращений веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под влиянием деятельности человека;

  • указывать на моделях положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • описывать личные наблюдения или опыты, различать их цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты по нескольким признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию;

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам техники безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретённые знания и умения на практике для:

  • измерения роста, температуры, массы тела;

  • определения наиболее распространённых в нашей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следовать нормам безопасного поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. –М.: Дрофа, 2008.

  2. Парфилова Л.Д. Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5-ый кл.: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» . – М.: издательство «Экзамен», 2006.

  3. Природоведение. 5 класс. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина.

  4. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - www.festival.1september.ru


Список литературы

  1. Журналы «Биология в школе».

  2. Парфилова Л.Д. тематическое и поурочное планирование по природоведению: 5-ый кл.: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» . – М.: издательство «Экзамен», 2005.

  3. Примерная программа по природоведению. Основное общее образование.

  4. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. –М.: Дрофа, 2008.

  5. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5класс. Биология. 6 – 11 классы. М.: Дрофа, 2007.

  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Природоведение.

Похожие:

Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента...
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы материалы Примерной программы...
Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в условиях...
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых...
Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Химия» в условиях...
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых...
Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика...
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых...
Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика...
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых...
Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение» iconМетодическое письмо "О преподавании учебного предмета "история" в...
Представленными ресурсами с большой пользой для себя могут воспользоваться учителя, студенты, абитуриенты, преподаватели и методисты...
Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Основы безопасности...
Ания – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный...
Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа по технологии для 6 класса разработана в соответствии...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа составлена в соответствиис требованиямиФедерального...
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, на основе...
Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение» iconРабочая программа 10 класс (1 час) Сикорская О. Э
Рабочая программа учебного предмета «химия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница