Аннотация рабочей программы по обучению грамоте класс




НазваниеАннотация рабочей программы по обучению грамоте класс
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
Аннотация рабочей программы
по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

класс: 1 А

учитель: Черных О.М.

Рабочая программа по предмету русский язык, составлена в соответствии с требованиями ФГОС и программы начального общего образования (система Л.В.Занкова),которая обеспечена учебником (Н.В. Нечаева. Азбука: Учебник для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», 2011.);

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

-познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников ;

-социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативой компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека

В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине частные задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они сориентированы и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.

^ Задачи периода обучения грамоте:

-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема

- расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

- активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;

- развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;

- развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку (слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематического слуха, систем: глаз-рука, ухо-рука; способности перекодировать, быстро просматривать и проговаривать последовательность каких-либо знаков).

Курс «Русский язык. Обучение грамоте» является первым этапом в системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. С обучения грамоте начинается учеба в школе, а это значит, что именно в процессе обучения грамоте начинается реализация положений системно-деятельностного подхода — основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;

учет различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;

обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Эти положения стандарта нашли свое отражение в ориентации на свойственные первоклассникам возрастные особенности мышления и деятельности:

переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому;

переход от ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности к деятельности учебной.

При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться.

Поскольку знакомство с русским языком является одной из важнейших областей познания окружающей действительности, то с обучения грамоте, как первой ступени изучения русского языка, начинается знакомство с этой областью. А тексты, которые читают первоклассники на уроках, существенно расширяют их запас знаний и представлений об окружающем.

^ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные

В процессе обучения грамоте закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как

· любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

· способность к организации собственной деятельности;

· доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Направленность обучения грамоте на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

В процессе обучения чтению текстов учащимся задаются вопросы, которые не имеют однозначного ответа, они предполагают серьезное обдумывание, размышление, умение четко сформулировать свою точку зрения и отстоять ее, приводя доказательства из текста. Таким образом, реализуются такие требования Федерального Государственного образовательного стандарта к личностным результатам, как

формирование уважительного отношения к иному мнению;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные

Содержание и построение курса обучения грамоте дает возможность углубленно заниматься формированием таких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, как:

· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

· использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

· использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Важно отметить, что обучение грамоте — только первый этап работы над достижением данных метапредметных результатов. В полном объеме они могут быть достигнуты только к окончанию начальной школы совместными усилиями всех учебных предметов.

Познавательные – моделирование (перевод устной речи в письменную), формулирование личных, языковых, нравственных проблем, самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.

Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.

Коммуникативные – использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

^ Универсальные учебные действия:

- моделировать состав предложения;

- корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки;

- выделять существенные признаки, синтезировать их: различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его лексическому значению;

- контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Фонетика

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

^ Универсальные учебные действия:

моделировать звуковой состав слова, отражая в модели качественные характеристики звуков;

сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;

классифицировать: звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные — согласные и т. д.); слова по количеству слогов и месту ударения;

анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели;

обосновывать выполняемые и выполненные действия;

осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом;

контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания;

находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа, ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука;

объяснять причину допущенной ошибки.

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости — мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

^ Универсальные учебные действия:

соотносить звук и соответствующую ему букву;

обозначать гласные звуки буквами, объясняя выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного;

соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок;

дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство;

классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’];

структурировать последовательность слов в алфавитном порядке;

находить и исправлять ошибки, допущенные при обозначения звука буквой;

объяснять причину допущенной ошибки.

Чтение

Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребенка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.

Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
^ Универсальные учебные действия:

применять знание позиционного принципа чтения при чтении прямых слогов;

сравнивать слова, получающиеся при изменении одной гласной буквы;

осознавать смысл прочитанного;

находить содержащуюся в тексте информацию;

определять основную мысль прочитанного произведения;

обсуждать прочитанный текст с одноклассниками;

аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста;

формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;

интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном и неявном виде;

использовать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое в зависимости от целей.

Восприятие художественного произведения[3]

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.

Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).

Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.
^ Универсальные учебные действия:

осознавать смысл текста при его прослушивании;

понимать информацию, содержащуюся в воспринимаемом на слух тексте;

определять основную мысль текста;

различать стихотворения, рассказы, сказки на основании отличительных особенностей данных жанров.

Письмо

Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приемы и последовательность действий при списывании.

Универсальные учебные действия:

анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам;

составлять алгоритм предстоящих действий;

объяснять последовательность своих действий;

моделировать буквы из набора элементов;

анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы;

группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определенных элементов; по сходству обозначаемых ими звуков;

осознавать смысл написанного;

контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом;

контролировать этапы своей работы при списывании;

принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного;

оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое аккуратное начертание букв).
^ Орфография и пунктуация

Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов;

обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложений.

^ Универсальные учебные действия:

группировать слова, которые пишутся с заглавной или со строчной буквы. Объяснять свои действия;

применять изученные правила при списывании слов и предложений, при письме под диктовку;

осознавать алгоритм списывания;

контролировать и уметь объяснить собственное написание, соответствующее изученным правилам;

использовать орфографическое чтение как средство контроля за правильностью написанного;

исправлять допущенные на изученные правила ошибки и объяснять свои действия.

^ Развитие речи

Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.

Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.

Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения.

Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Универсальные учебные действия:

строить устное речевое высказывание;

составлять небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок; на сюжетную картинку;

составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы;

участвовать в учебном диалоге;

осознавать недостаточность имеющейся информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы;

включаться в совместную работу;

высказывать собственное мнение и обосновывать его.
^ Планируемые результаты освоения программы по обучению грамоте

Базовый уровень

Иметь представление о следующих связях:

-между целью, адресатом, местом общения и формой общения

-между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными)

-между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов)

Владеть общеучебными умениями:

-соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;

-адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников

-слушать и отвечать на заданный вопрос

-ориентироваться в азбуке и тетрадях по чтению и письму

-различать языковые явления по названным признакам

-признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);

-оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится знак (. ? !);

-звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);

-признаки гласных и согласных звуков;

-признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;

-написание гласных А, И, У после согласных Ж, Ш, Ч, Щ;

-алфавит.

-использовать необходимые правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;

-голосом показывать различия в цели высказывания;

-пользоваться учебными книгами;

-читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-30 слов в минуту; за правильное считается чтение незнакомого текста, состоящего из знакомых слов, без ошибок и с 1 ошибкой на 30 слов;

-списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;

-писать правильно под диктовку текст (до 20 слов), включающий изученные орфограммы и пункгограммы (оформление предложения, сочетания ЖИ, ШИ, ЩА, ЧУ, ЩУ, обозначение мягкости согласных звуков гласными и мягким знаком, слова с Й);

-соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, записывать схемы диктуемых предложений простого состава, придумывать несколько предложений, соответствующих одной схеме;

-различать на слух звуки речи;

-различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

-определять место ударения в двусложных словах;

-делить слова на слоги;

-находить в ряду слов родственные слова;

-применять правило написания слов с гласными И, А, У после согласных Ж, Ш, Щ, Ч, переносить слова по слогам, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (. ? !).

Повышенный уровень.

Кроме названного, школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и представлениями:

-осуществлять группировку языковых явлений;

-иметь представление о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов; о родственных словах.

^ МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Обучение грамоте в первом полугодии объединяет часы предметов «Русский язык»

5 часов в неделю 115 часов (23 учебные недели) и «Литературное чтение» —4 часа в неделю – 92 часа (23учебные недели)

Программа «Обучение грамоте» и созданные к ней средства обучения позволяют завершить знакомство с буквами к концу первого класса.

Учебно-методическое обеспечение

1. «Сборник программ» для четырёхлетней начальной школы Система Л.В. Занкова

Издательство «Учебная литература» Корпорация Фёдоров 2011 г.

Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте для 1 класса.

Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю! : Тетради по чтению к «Азбуке»: В 3 частях.

Нечаева Н.В., Булычева Н.К. Тетрадь по письму : Тетради -_прописи для 1 класса: В 4 частях.

Похожие:

Аннотация рабочей программы по обучению грамоте класс iconАннотация рабочей программы по предмету русский язык класс: 5 учитель: Проничева А. Ю
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,...
Аннотация рабочей программы по обучению грамоте класс iconАннотация рабочей программы
«мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда новосибирской области» 9 класс
Аннотация рабочей программы по обучению грамоте класс iconВ. П. Пирожков Программно-учебное обеспечение учебного процесса моу «Гимназия №27»
Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Учебник по обучению грамоте и чтению Свиридова В. Ю. Литературное чтение Горецкий В. Г. и др. Учебник...
Аннотация рабочей программы по обучению грамоте класс iconАннотация к рабочей программе дисциплины «Обществознание» 7 класс
Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, и др. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М., 2009
Аннотация рабочей программы по обучению грамоте класс iconТесты по русскому языку: 2 класс /Е. И. Николаенкова -м.: Чистые...
Жиренко О. Е.,Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. М.: Вако,2006
Аннотация рабочей программы по обучению грамоте класс iconНазвание учебной программы Вид программы Кем утверждена Наличие учебно-методического...
В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. Методическое пособие по обучению грамоте и письму
Аннотация рабочей программы по обучению грамоте класс iconРабочая программа по обучению грамоте 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным стандартом начального общего образования на основе программы...
Аннотация рабочей программы по обучению грамоте класс iconАннотация к рабочей программе по физике 11 класс Автор программы: Мякишев Г. Я. Автор учебника
«Примерных программ по физике для общеобразовательных учреждений рф, реализующих программы общего образования» (утвержденных Приказом...
Аннотация рабочей программы по обучению грамоте класс iconУчебно тематическое планирование по обучению грамоте для 1 класса...
Программа «Обучение грамоте» Н. Г. Агарковой, Ю. А. Агаркова. Она является составной частью программы «Русский язык» в школах с русским...
Аннотация рабочей программы по обучению грамоте класс iconРабочая программа по обучению грамоте (1 класс) и чтению и развитию речи (2 4 класс
Типового положения о специальных (коррекционных)образовательных учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница