Лекции II семестр Л. 1 виды и формы речевой деятельности речевые аспекты преподавания




НазваниеЛекции II семестр Л. 1 виды и формы речевой деятельности речевые аспекты преподавания
страница1/9
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Лекции II семестр

Л.1 виды и формы речевой деятельности. речевые аспекты преподавания.

Речевая деятельность – это активный, целенаправленный опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения. Деятельность – это система умений творческого характера, которая направлена на решение различных коммуникативных задач.


Форма речи делится на 2 вида: устная и письменная. Также виды речевой деятельности различаются по признаку продуктивный/рецептивный. Соответственно выделяют 4 основных вида речевой деятельности:


формы

рецептивный вид

продуктивный вид

устная

аудирование

говорение

письменная

чтение

письмо


Кроме продуктивной и рецептивной речевой деятельности, существует репродуктивная (устное воспроизведение или запись по памяти воспринятого ранее текста) и рецептивно-продуктивная (различные виды перевода, конспектирование со слуха и т.д.).

Предмет РД - мысль как форма отражения окружающей действительности во всех её проявлениях. Основное средство существования, оформления и выражения мысли - язык.

Т.к. цель продуктивных видов РД - выражение и передача мысли как предмета РД, то продукт говорения и письменной речи воплощается в виде высказывания, или текста. Продукт рецептивных видов РД, направленных на восприятие и переработку (осмысление) полученной информации, - умозаключение, к которому приходит слушатель или читатель.

РД во всех её видах обеспечивается сложным комплексом психофизиологических механизмов как общефункциональных (оперативная и долговременная память, вероятностное прогнозирование), так и сугубо речевых (операционные, звукообразующие, смыслообразующие механизмы и др.).

Речевая деятельность на родном и иностранном языках осуществляется одними и теми же речевыми механизмами, однако уровень их функционирования на иностранном языке вначале ниже, чем на родном. Чтобы эти механизмы приспособились на должном уровне обеспечивать реализацию различных видов РД средствами неродного языка, нужны определённые усилия и специальные упражнения.

^ Устную форму речи характеризует: контактность с собеседником; ситуативность; большая доля паралингвистической информации (мимика, жесты, позы); линейность во времени; необратимость отзвучавшего отрезка речи; темп, задаваемый говорящим; высокая степень автоматизированности.

^ Лингвистические особенности устной формы речи: богатство интонационного оформления; обилие лексических единиц; сравнительно несложное грамматическое оформление; распространённые в диалогах эллиптические конструкции; возможен инверсированный порядок слов; частотно изменение на ходу внешнего оформления программы высказывания; характерно наличие семантически незначимых слов – заполнителей пауз.

^ Письменную речь в экстралингвистическом плане отличает: дистантность; отсутствие общей для адресанта и адресата ситуации общения; невозможность использования неречевых каналов и синхронной обратной связи.

^ Лингвистические характеристики письменной речи: ограниченные возможности выражения интонацией своего отношения к предмету речи; полнота, развёрнутость и детальность изложения; использование более сложных, чем в устной речи, синтаксических структур; продуманное, чёткое оформление текста.

^

знания, навыки, умения. их соотношение в процессе овладения иноязычной речью.



Знания – это 1) наличие в памяти самих языковых единиц, фактов, явлений, а также 2) наличие сведений об этих фактах, явлениях, категориях. Знания могут быть практическими (знания языка) и теоретическими (знание о языке). В иностранной аудитории практические знания – объект усвоения (это то, что иностранец должен знать), а теоретические знания – это инструмент, средства, с помощью которых мы делаем доступными практические знания. Иногда исключается необходимость изучения теории, т.е. практические знания должны усваиваться только с помощью имитации (прямой метод). Но этот метод не оправдал себя: он оказался уязвимым с точки зрения общей педагогики, психологии и психолингвистики. При теоретических знаниях человеку не на что опереться в случае ошибки, недопонимания. У него нет опоры для коррекции и самоконтроля. Исключаются такие механизмы, как обобщение, аналогия, сравнение.

На основе знаний о языковых явлениях мы формируем навыки. Навыки – это автоматизированные операции с языковыми единицами. Навыков должно быть столько, сколько единиц включается в программу: произносительные навыки, интонационные, навыки опознания, воспроизведения. Навык – это результат тренировки. Форма тренировки – упражнения. Они составляют определённую систему (т.е. упражнения, выстроенные в определённом порядке). Материалом для тренировки являются однотипные единицы. Не всякая операция может быть названа навыком. Навык должен иметь следующие качества:

  1. Правильность выполнения.

  2. Бессознательность (автоматизированность) – выражение мысли при сосредоточении внимания на содержании.

  3. Темп выполнения.

  4. Прочность операции.

  5. Способность к переносу, гибкость (расширение лексического материала не должно разрушать навык).

Навыки – это автоматизированные компоненты умений. Умения – это действия, более сложные, чем операции. Умение – это не сумма навыков, оно имеет свои характеристики. Критерии сформированности умения:

  1. Продуктивность (способность воспроизводить текст);

  2. Экстренность (неподготовленность);

  3. Ситуативность (речевое поведение стимулируется ситуацией);

  4. Интегрированность (способность в соответствии с замыслом мобилизовать все хранящиеся в памяти единицы и в момент необходимости выдать готовое высказывание).

  5. Гибкость, изменяемость в новых условиях.

Умения – это результат тренировки, но отличной от тренировки навыка. Для развития умений нельзя использовать однотипный материал. Задания должны требовать комбинирования разных единиц. Это должно быть задание творческого характера. Задания ситуативные, тематические, с речевой установкой. Между формированием навыков и умений нет большого разрыва. Отработка навыков и умений идёт параллельно, хотя навыки начинают формироваться немного раньше.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Лекции II семестр Л. 1 виды и формы речевой деятельности речевые аспекты преподавания iconУчаствовать в беседе, понять иноязычный текст в звучащей или письменной форме
Какие же виды речевой деятельности или формы общения должны включаться в ос­новные объекты контроля?
Лекции II семестр Л. 1 виды и формы речевой деятельности речевые аспекты преподавания iconУчаствовать в беседе, понять иноязычный текст в звучащей или письменной форме
Какие же виды речевой деятельности или формы общения должны включаться в ос­новные объекты контроля?
Лекции II семестр Л. 1 виды и формы речевой деятельности речевые аспекты преподавания iconФормы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных...
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Лекции II семестр Л. 1 виды и формы речевой деятельности речевые аспекты преподавания iconРечевой этикет: история, основы, факторы, определяющие его формирование
В процессе общения между людьми важнейшую роль играет речевой этикет. Речевой этикет – это словесные формы выражения вежливых отношений,...
Лекции II семестр Л. 1 виды и формы речевой деятельности речевые аспекты преподавания iconСодержание программы
Речевое общение* (виды речевой деятельности)1 материал разделов, отмеченных знаком *, является сквозным, упражнения даются в ходе...
Лекции II семестр Л. 1 виды и формы речевой деятельности речевые аспекты преподавания iconЗаконом Российской Федерации «Об образовании»
Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности
Лекции II семестр Л. 1 виды и формы речевой деятельности речевые аспекты преподавания iconДоклад: «Формирование коммуникативной компетенции – основа обучения иностранному языку»
«способ формирования и формулирования мысли» (И. А. Зимняя), и даже не простую речевую деятельность – говорение, чтение, аудирование...
Лекции II семестр Л. 1 виды и формы речевой деятельности речевые аспекты преподавания iconЛитература. Пояснительная записка
Курс рассчитан на 34 часа. Программа курса включает в себя разнообразные формы обучения и виды деятельности, сочетающие познавательные...
Лекции II семестр Л. 1 виды и формы речевой деятельности речевые аспекты преподавания icon«Насилие и его виды. Жестокое обращение с детьми» Жестокое обращение...
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьёзный...
Лекции II семестр Л. 1 виды и формы речевой деятельности речевые аспекты преподавания iconРуководство самостоятельной работы студентов на лекции
Вопросы к экзаменам по Методике преподавания психологии для студентов факультета психологии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница