Образовательной программы основного общего образования Подходы к разработке системы оценивания сформированности универсальных учебных действий




НазваниеОбразовательной программы основного общего образования Подходы к разработке системы оценивания сформированности универсальных учебных действий
страница1/5
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
1.3 Система достижения планируемых результатов освоения основной

образовательной программы основного общего образования

1.3.1..Подходы к разработке системы оценивания сформированности универсальных учебных действий

Предлагаемая модель оценки сформированности учебной деятельности в школе отражает приоритетные цели образовательной ситуации в школе и соответствует основным положениям ФГОС второго поколения:

1. Обеспечить функциональную грамотность обучающихся, чтобы каждый мог успешно реализовать себя в той или иной социальной роли. Учащимся необходимо освоить определенный социальный опыт, нормы и правила, знание которых делает человека более адаптированным к жизни, повышает степень его свободы выбора социальных ролей и функций.

2. Сформировать умения ориентироваться в мире ценностей, ибо мы живем в том мире, где смена ценностей происходит довольно часто.

3. Подготовить к получению профессионального образования, что предполагает наличие ключевых компетентностей и профессиональной направленности личности как ведущего строя мотивов профессиональной деятельности.

4. Создать у учащихся достаточно высокую познавательную мотивацию и умения учиться. Как образно выразился М. Н. Скаткин, «Необходимо вызвать у учащихся жажду познания и научить их удовлетворять ее самостоятельно».

5. Научить учащихся ориентироваться в действительности, в современном мире, делать самостоятельный обоснованный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Модель строится на следующих принципах:

1. Объективность и достоверность,

В системе мониторинга качества образования диагностируются реальные результаты с точки зрения степени их соответствия проектируемым целям.

Критерии оценки результатов определяются в соответствии с целями функционирования образовательного учреждения. Используемые диагностические методики должны иметь достаточную степень достоверности, поэтому в процессе диагностики по каждому критерию желательно использовать несколько методик.

2. Целостность и целенаправленность.

Мониторинговые критерии оценки качества определяются исходя из целей образования и в соответствии с нормативной документацией.

Оценка результативности дастся во взаимосвязи всех выделенных критериев.

Целевые установки диагностических методик должны соответствовать целям образовательного процесса и установленным критериям оценки результатов.

3. Минимальность и достаточность.

Количество критериев оценки результатов образовательного процесса является минимально необходимым, а потому каждый выбранный критерий должен быть достаточно интегративным и позволять оценивать наиболее существенные параметры качества образования. Количество показателей по каждому критерию и объем получаемой информации должны быть оптимальными, поскольку их слишком большой объем затруднит анализ или даже сделает его невозможным.

Большой объем мониторинговой информации равнозначен ее отсутствию. Диагностические методики в мониторинге должны быть доступными для использования не только специально подготовленный психологам, но и психологам и педагогам образовательных учреждений, получившим соответствующий инструктаж, при минимальной трудоемкости обработки данных

и затрат времени на проведение диагностики.

4. Приоритет управления в триаде: «управление - мониторинг прогноз».

Управление определяет целевые установки и разрабатывает систему мониторинга, осуществляет прогноз на основе полученных результатов и их экспертизы, принимает конкретные решения на основе мониторингового прогноза.

5. Оперативность, которая выражается не столько в технической стороне дела, сколько в Оперативности принятия решений на основании выявленных мониторингом тенденций развития образовательной системы.

Оперативность особенно необходима, если мониторинг выявил критическую ситуацию.

6. Научность. Критерии оценки результатов, диагностические методики должны определяться с точки зрения современных психологических и педагогических теорий, быть надежными и валидными.

Системообразующим компонентом стандартов второго поколения являются требования к результатам не только предметным, но и личностным и метапредметным, эффективное достижение которых обеспечивается реализацией системно-деятельностного подхода. Реализация деятельностной парадигмы образования, направленность стандартов на достижение результата потребуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и обучающихся, учебную среду, в том числе и систему оценивания. Без разработки новых подходов к оценке принципиально новых результатов невозможен переход к новой образовательной парадигме. Именно поэтому при разработке программы развития универсальных учебных действий особое внимание было уделено разработке

комплексной системы оценки метапредметных результатов.

Комплексный подход к оцениванию личностных, метапредметных результатов предполагает изменение оценочных процедур и состава инструментария не только итогового, но и текущего контроля. Большая часть методов и форм организации контроля (устные опросы, контрольные работы, диктанты, изложения и т.п.) и оценки, используемая сегодня в образовательных учреждениях, направлена на определение уровня достижения предметных результатов. А материалы, предлагаемые для итоговой аттестации школьников в рамках Стандарта, разработаны на основе комплексного подхода, требуют от учащихся умения работать с информацией, осуществлять пошаговый самоконтроль и коррекцию своих действий, способность решать учебно-практические задачи и др.

Важнейшим условием успешного прохождения итоговой аттестации в новой форме должна стать правильная организация системы текущего контроля, позволяющей ученику с пятого класса получить опыт выполнения заданий комплексного характера. Текущий и тематический контроль в основной школе необходимо проводить с пятого класса в той же логике, в которой разработаны итоговые работы. Однако это не значит, что традиционные методы и формы в школе полностью исчезают. Они потребуют внесения изменений и дополнений. Например, после проведения самостоятельной работы, которая предполагает небольшой объем, учащимся может быть предложено провести ретроспективную самооценку, сравнить выполнение с эталоном, на основе предложенных критериев оценить работу, определить причины ошибок и пути их преодоления.

Уровень сформированности универсальных учебных действий параллельно с педагогической диагностикой в школе будет диагностироваться с помощью психодиагностических методик. Психологические рекомендации психолога позволят учителю своевременно вносить коррективы в свою профессиональную деятельность, не умаляя при этом педагогическую составляющую оценки метапредметных результатов.

Развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных (общеучебных, знаково-символических и логических) и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Условиями для оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся, соответственно, выступают:

1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным

требованиям.

3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Действия

Виды деятельности

Классы /

четверти








5

б

7

8

9



Регулятивные


• ставить учебную задачу

1

1













• правильно оформлять и вести записи в тетради


1
















• понимать последовательность действий




1













• сравнивать полученные результаты с учебной задачей





1













• определять наиболее рациональную последовательность своей деятельности








1











• оценивать деятельность — свою и одноклассников







1










• планировать свою деятельность










1

1




• вносить изменения в содержание задач










1







• определять проблемы собственной деятельности

и устанавливать их причины













1

Познавательные универсальные

действия


Общеучебные


• самостоятельное выделение и формулирование познава-

тельной цели













2




• поиск необходимой информации (работать с учебником,

дополнительной литературой, использовать компьютерные

средства поиска информации)

2

2













• владеть различными видами пересказа (устно и

письменно)








2

2

2




• различать стили текстов, воспринимать тексты художест-

венного, научного, публицистического и официально-делового стилей


2
















• составлять на основе текста таблицы, схемы, графики




2

2

2







• составлять сложный и тезисный план










2







• готовить доклады, выполнять реферативные работы

• составлять конспект текста, выступления








2

2

2

Знаково- символические


• моделирование — преобразование объекта из чувствен-

ной формы в модель, где выделены существенные характе-

ристики объекта (пространственно-графические или знако-

во-символические)

2

2

2

2

2

Логические

Действия

• преобразование модели с целью выявления общих

законов


2










2




• выделять главное

3
















• составлять простой план

3
















• сравнивать факты и явления по заданным критериям

3
















• выделять критерии для сравнения и осуществлять

сравнение

• формулировать вывод




4













• классифицировать по нескольким признакам




4













• доказывать и опровергать




4




3

4




• определять причинно-следственную связь между компонентами







3

4







• владеть навыками синтеза и анализа







3




4

Коммуникативные

действия


• задавать уточняющие вопросы

4
















• высказывать суждения

4
















• слушать друг друга

4
















• вести диалог




3













• кратко формулировать свои мысли




3













• продолжить и развить мысль собеседника




3













выслушивать и объективно оценивать другого







4










• вырабатывать общее решение







4










• выступать перед аудиторией










3

3




• уметь донести своѐ мнение до других










3

3




• находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения














3

  1   2   3   4   5

Похожие:

Образовательной программы основного общего образования Подходы к разработке системы оценивания сформированности универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий Личностные...
Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам...
Образовательной программы основного общего образования Подходы к разработке системы оценивания сформированности универсальных учебных действий iconПрограмма личностного развития и формирования универсальных учебных...
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования фгос к личностным...
Образовательной программы основного общего образования Подходы к разработке системы оценивания сформированности универсальных учебных действий iconПрограмма формирования и развития икт компетентности обучающихся...
Требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с Базисным...
Образовательной программы основного общего образования Подходы к разработке системы оценивания сформированности универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий является основой...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Образовательной программы основного общего образования Подходы к разработке системы оценивания сформированности универсальных учебных действий iconПрограмма развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
Программа развития универсальных учебных действий (ууд) в основной школе определяет
Образовательной программы основного общего образования Подходы к разработке системы оценивания сформированности универсальных учебных действий iconПрограмма развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
Программа развития универсальных учебных действий (ууд) в основной школе определяет
Образовательной программы основного общего образования Подходы к разработке системы оценивания сформированности универсальных учебных действий iconПояснительная записка 3 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) 13
Образовательной программы основного общего образования Подходы к разработке системы оценивания сформированности универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Содержание образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2...
Образовательной программы основного общего образования Подходы к разработке системы оценивания сформированности универсальных учебных действий iconПояснительная записка основной образовательной программы Определение...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Образовательной программы основного общего образования Подходы к разработке системы оценивания сформированности универсальных учебных действий iconРабочая программа по английскому языку составлена на основе фгос основного общего образования
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница