Анализа урока нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Что год




НазваниеАнализа урока нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Что год
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
  1   2   3
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА УРОКА

1. Нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Что годится для одного – нецелесообразно для другого.

2. Любые рекомендации по улучшению работы учителя должны опираться на достижения педагога, на его сильные стороны.

3. Следует оценить, насколько рационально были использованы избранные учителем приемы и методы обучения.

4. Замечания и рекомендации учителю должны быть четко сформулированы и записаны в справку по итогам анализа.

5. Анализ каждого урока проводится индивидуально с каждым учителем.

6. Обсуждение должно быть принципиальным и требовательным, но корректным и доброжелательным.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса может происходить только через постоянную оценку деятельности и ее результатов самим учителем.

Учителей необходимо учить самоанализу урока, то есть той педагогической деятельности, которая составляет основу труда учителя.

Технологическая карта анализа (самоанализа) урока, разработанная В. И. Зверевой, поможет в решении этой педагогической проблемы. Она позволит проследить и осуществить на практике логическую последовательность структуры, цели и содержание анализа урока.
Для проведения полноценного педагогического анализа заместитель директора должен:

– уметь грамотно (правильно) сформулировать цель посещения и наметить программу изучения;

– владеть запасом различных анализов уроков и уметь выбрать нужный;

– определять тип урока;

– четко видеть структуру урока;

– знать методы обучения.

Методы обучения на уроке являются инструментом развития учащихся и должны соответствовать:

– задачам урока;

– характеру и содержанию учебного материала;

– уровню знаний, умений и навыков учащихся;

– материальному обеспечению урока;

– личным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства;

– индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;

– бюджету времени.

^ СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

I. Мотивы деятельности учащихся на уроке.

1. Какие мотивы проявлялись в деятельности учащихся на уроке (мотивы самосовершенствования, учебно-познавательные мотивы, социальные мотивы, работа по принуждению).

2. Какие приемы использовал учитель, побуждая учащихся к деятельности? (Как умело стимулировал учебно-познавательные мотивы, какие задания давал, интересно или не очень было ученикам.)

^ II. Особенности деятельности учащихся на уроке.

(Как работали: продуктивно или нет. Как учащиеся оперировали понятиями в рамках учебного предмета – с особым трудом, без затруднений.)

– Как учитель побуждал детей сравнивать, анализировать? Удачно ли вплетал в контекст обучения форму поощрения?

– На что ориентировался учитель в процессе изложения нового материала? (^ Подменял ли поисковую активность детей своими выводами? Вовремя ли включал в совместную деятельность учащихся?)

– Какие приемы использовал учитель для организации ориентировочной стороны усвоения действий и понятий?

– Анализ типа задач, в решение которых включаются учащиеся:

а) конкретно-практические (изучили то-то и то-то);

б) учебные (сегодня научимся);

в) проблемные (ставится вопрос, когда дети частично обладают информацией, но этого им недостаточно). Может быть элемент собственного суждения.

– Способ введения учебной задачи. (Как учащиеся в конце могут сделать вывод: чему они научились, с чем познакомились? Принцип осознанности, умение сформулировать новизну.)

– Анализ трудностей в процессе принятия учебной задачи (испытывают ли учащиеся затруднения. Легко ли отвечали на вопросы, степень помощи учителя. Как учащиеся самостоятельно находят решение.)

– Анализ учебных действий (преобразующие действия: схематично изображают, моделируют; действие конкретизации. Осознанное усвоение учебного материала, легко оперируют понятиями, посредством которых осуществлялось решение учебных задач).

– Какие условия были созданы учителем для успешного соотнесения учащимися осуществляемых и планируемых учебных действий?

– Виды контроля, направляющего учащихся на анализ результатов, осуществляемых действий (итоговый, пооперационный, планирующий, рефлексивный).

– Какие условия создавал учитель для формирования у учащихся умений адекватно оценивать свою деятельность?

^ III. Развитие познавательных процессов на уроке.

– Какие приемы использовал учитель в целях управления развитием познавательных процессов:

а) создавал проблемные ситуации;

б) побуждал к исследованию природы изучаемых явлений объективной реальности;

в) как были реализованы на уроке компоненты теоретического мышления: рефлексия, теоретический анализ, планирование.

– Особенности организации внимания учащихся на уроке (проявление в деятельности и поведении непроизвольного, произвольного, послепроизвольного внимания, свойства внимания, устойчивость, отвлечение и рассеянность, переключение, распределение).

^ IV. Характер общения учителя и учащихся на уроке.

– Стиль педагогического общения.

– Особенности речи учителя.

– Невербальные средства общения.

Анализ трудностей, возникающих в ходе общения: наличие барьеров в общении, проявление защитных форм поведения учащихся.

^ V. Общая оценка урока.

Соответствие урока основным требованиям развивающего обучения.

Отработанная технология анализа результатов учебного процесса по всем классам, отдельным учителям и ученикам позволяет проследить динамику успеваемости учащегося в течение всего процесса его обучения.

Мониторинговая система оценки знаний учащихся – это конкретное средство для определения расхождения между образовательным процессом и его динамикой. Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса. В ходе мониторинга выясняются следующие вопросы:

– достигается ли цель образовательного процесса;

– существует ли положительная динамика в развитии учащихся по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;

– существуют ли предпосылки для совершенствования работы учителя;

– соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающихся.

Эта задача решается путем промежуточного и итогового контроля и анализа его результатов.

Нулевой контроль рекомендуется проводить в первые две недели учебного года.

Его цель – определение уровня знаний учащихся в начале обучения.

Анализ результатов нулевого контроля дает возможность учителю:

– выбрать адекватную методику обучения;

– сформировать мотивацию учащихся;

– спланировать работу с неуспевающими учениками.

Задачи промежуточного контроля:

– оценка учителем успешности выбора методики обучения;

– корректировка выбранных подходов и методов обучения.
Цель проведения итогового контроля – подведение итогов года.

Задачи:

– анализ результатов обучения;

– оценка успешности усвоения предмета;

– анализ действий учителя на данном этапе обучения;

– заключение об успешности выполнения учебной программы.

В конце каждой четверти (полугодия) классным руководителям и учителям предлагаются специальные бланки отчетов.

Все это вместе взятое и дает полную информационную картину результатов учебного процесса.
^ Критерии качества проведения факультативных занятий



Критерий

Уровень качества

оптимальный

высокий

удовлетворительный

неудовлетворительный

1

2

3

4

5

6

1

Посещаемость занятий

Посещаемость занятий

100–90 %

Посещаемость занятий

90–60 %

Посещаемость занятий

60–50 %

Посещаемость занятий менее 50 %

2

Участие обучающихся в конкурсах, смотрах, предметных олимпиадах, конференциях

Обучающиеся являются участниками республиканских (краевых, областных), победителями городских (районных) смотров, конкурсов, предметных олимпиад, конференций

Обучающиеся являются призерами районных (город-
ских) предметных олимпиад, смотров, конкурсов, конференций

Обучающиеся являются участниками районных (город-
ских), призерами школьных предметных олимпиад, смотров, конкурсов, конференций

Обучающиеся не участвуют в смотрах, конкурсах, предметных олимпиадах и конферен-
циях

3

Активность обучающихся

Творческая активность

Самостоятельная активность

Полусамостоятельная активность

Несамостоятельная активность

4

Уровень деятельности обучающихся

Исследовательский

Творческий

Частично-творческий

Репродуктивный

5

Удовлетворенность учащихся организацией занятий

Организацией занятий удовлетворены все учащиеся

Организацией занятий удовлетворены более 75 % обучающихся

Организацией занятий удовлетворены более половины обучающихся

Организацией занятий большинство учащихся не удовлетворены

6

Ведение документации

Ведение документации полностью соответствует “Положению об организации факультативов”

Ведение документации соответствует “Положению об организации факультативов”

Ведение документации в основном соответствует “Положению об организации факультативов”

Ведение документации не соответствует “Положению об организации факультативов”



^ Параметры наблюдения при анализе урока

Уровень

Создание познавательной атмосферы урока

Применяемые методы обучения

Организация деятельности
учащихся

Учебное взаимодействие учителя

и учеников

Речь педагога
и ее значение
на уроке

Воспитывающая сторона занятия

Контроль и коррекция деятельности

Результативность занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Пассивный

• Не прослеживается содержательная логика урока

• Темп урока невысок

• Учитель «привязан» к конспекту, не импровизирует

• Атмосфера не настраивает на активную учебную работу

• На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы, основанные на восприятии и воспроизведении информации.

• Урок проходит в режиме трансляции, не требующей усилий со стороны учителя и учащихся

• Деятельность учеников носит монотонный характер (чтение, пересказ, запись и т. д.)

• Учащиеся пассивны, избегают инициативных действий в познавательной деятельности

• Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают одно-
сложные ответы или отказываются отвечать.

• Учитель не настроен на учебное сотрудничество с учащимися, взаимодействие основано на дисциплинарных ролях

• Монологи учителя не отличаются образностью, богатством примеров

• Вопросы носят репродуктивный характер

• Речевая деятельность не выполняет основной коммуникативной функции

• Учитель не ставит перед собой и перед учащимися воспитывающих целей

• Не принимает по внимание эстетику помещения

• Не заостряет внимание на культуре взаимоотношений

• Контролирующая функция не выполняется в системе

• У педагога не сформированы четкие критические оценки ЗУН.

• Ответы учащихся не комментируются

• Контроль формальный, а не
содержательный

• Изучаемый материал не усвоен большой частью учащихся

• Школьники не приобрели и/или не закрепили имеющиеся ЗУН.

• Занятие оказывает слабое воспитательное влияние на учащихся

^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ак-
тивный

• Урок идет в оптимальном темпе, части

логически связаны друг с другом.

• Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность уч. познавательной атмосферы.

• Отработанные фор-мы учебной работы позволяют экономить время для введения нес-
тандартных учебных
ситуаций.

• Учитель владеет объяснительными

репродуктивными, инструктивно-практическими, продуктивно-практическими, объяснительно-побуждающими, частично-поисковыми методами обучения, которые применяет адекватно содержанию.

• Активность учащихся адекватна

запросам учебного процесса.

• Ученики готовы к проблемным ситуациям, по-
скольку уверены в на-
праляющей помощи со стороны учителя.

• Разнообразные виды задания обеспечивают занятость всех школьников с учетом способностей

• Чувствуется отработанность системы

учебных действий между учителем и учащимися.

• Ученики охотно вступают в диалог.

• Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей.

• Учащимися признается и принимается активная, инициирующая позиция педагога

• Учитель свободно владеет

материалом урока, облекает его в научную и доступную для освоения форму.

• Речь выразительна, богата, формулировки вопросов побуждают к учебному диалогу.

• Речь выступает как одно из организующих начал продуктивного урока

• Учитель умело выстраивает тему урока в воспитывающем ключе.

• Учащимися и педагогом выработаны нормы взаимоотношений, настраивающие на продуктивную работу.

• Усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе

• Контроль и коррекция осуществляются на всех этапах урока.

• Ответам учащихся даётся краткая характеристика, оценка обосновывается.

• Учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации; педагог готов к разнообразию в подаче и закреплении материала

• Основной материал усвоен учащимися в объёме, до-
статочном для первичного освоения.

• Ученики осваивали применение имеющихся ЗУНов в новых ситуациях.

• Закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия как в содержании, так и в форме организации урока.




^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ситуативный

• Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью.

• Темп занятия неоднороден: то напряжён-ный, то излишне расслабляющий.

• Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке

• Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практические методы.

• Учитель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения

• Активность учащихся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока).

• Учащиеся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому.

• Учащиеся предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий

• Учащиеся слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом.

• Совместная деятельность проходит только под патронажем педагога.

• Слабо развиты умения со-
вместной поисковой деятельности.

• В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся

• Педагог «зациклен» на привычном тексте.

• Монологи часто нелогичны, носят стихийный характер.

• Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу учащихся

• Учитель определяет воспитательные цели и решает их только на отдельных этапах урока.

• Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения и т. д.

• В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся.

• Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока.

• Коррекция учебного процесса осуществляется за счёт эксплуатации времени, а не поиска нового решения проблем

• Материал усвоен фрагментарно и / или только отдельной группой
«продвинутых» учащихся.

• На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУНы.

• Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере

^ Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Творческий

• Урок (или большая его часть) проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме.

• В результате рождается чувство удовлетворения от со-
вместной работы, желание повторить и упрочить успех

• Различными методами стимулируется поисковая деятельность
детей.

• Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания.

• Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся

• Деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной творческой, познавательной сферах).

• Учащиеся принимают творческие и проблемные ситуации урока, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками

• Педагог поощряет инициативу учащихся, создаёт условия для эмоциональной открытости,
доверия.

• Учителем и учащимися со-
вместно создаются возможности для самореализации личности

• Речь учителя обогащает учебный материал.

• В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации.

• Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность учащихся, побуждает к творчеству

• Учитель, его манера поведения, речь, профессиональные умения служат позитивным примером для подражания.

• Учащиеся без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего пространства обучения.

• Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот

• В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся.

• Учащиеся владеют навыками само- и взаимоконтроля.

• Передача контрольных функций от педагога учащимся свидетельствует о взаимном доверии, основанном на объективности знаний, критериев оценок, навыках самоанализа и рефлексии

• Материал урока усвоен всеми, за-
креплён с опорой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего обучения.

• Учащиеся получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности.

• Высоковоспитывающий эффект урока

(от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире)
  1   2   3

Похожие:

Анализа урока нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Что год iconАнализа урока общие рекомендации для проведения анализа урока Нельзя...
Нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Помните — что годится для одного, то нецелесообразно для другого
Анализа урока нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Что год iconПсихологические рекомендации для выпускников: Уважаемые выпускники,...
Уважаемые выпускники, прежде чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать единый...
Анализа урока нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Что год iconПринципы айкидо
Эта книга посвящается всем моим глубоко уважаемым учителям и всем людям из разных стран, занимающимся Айкидо и разделяющим его духовные...
Анализа урока нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Что год icon• На все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов
Прежде чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать единый государственный экзамен...
Анализа урока нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Что год iconНо в этом году все выпускники школ сдают егэ, а значит важно нам...
Но в этом году все выпускники школ сдают егэ, а значит важно нам всем – и родителям, и учителям, и педагогам-психологам, помочь нашим...
Анализа урока нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Что год iconДоклад на тему: "Анализ урока"
Урок во всём его многообразии и во всех разновидностях – необычайно сложное педагогическое явление. О сложности его можно судить...
Анализа урока нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Что год iconМетодические рекомендации учителям
Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется;...
Анализа урока нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Что год icon«Северный Ледовитый океан»
Вопросы: 1). Как называется самая глубокая часть океана? 2). Существует ли море без берегов? Где оно? 3). Какое море самое соленое?...
Анализа урока нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Что год iconКонкурс состоится 11 ноября 2011
Директорам оу, заместителям директоров, учителям русского языка и литературы, классным руководителям, учителям начальной школы
Анализа урока нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Что год iconИсследование Фонда Развития Интернет «Дети России онлайн»
Рекомендации учителям и родителям о том, как обеспечить безопасность ребенка в Интернете
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница