Психолого-педагогические условия




НазваниеПсихолого-педагогические условия
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
Психолого-педагогические условия
Психолого- педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать:
•    преемственность содержания и форм организации образовательного процесса между дошкольным образовательным учреждением и школой;
•    учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
•    формирование и развитие психолого-педагогической компетентности всех субъектов образовательного процесса;
•    вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения;
•    формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.•
формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;•
создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.•
Основные направления психолого-педагогического сопровождения:
Диагностико-коррекционная (развивающая) работа — выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);•
разработка рекомендаций.•
Психопрофилактическая работа — обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;•
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.•
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.
Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу. Он начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.
3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

II этап – первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:
1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время.
5. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
6. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течении второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации;
4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы

В МКОУ «Сергеевская СОШ» работает социальный педагог, психолога нет.



  1. ^ Преемственность содержания и форм организации ОП, обеспечивающих реализацию ООП дошкольного образования и начального общего образования




^ Направление деятельности

Цель

Форма

Сроки

Целевая аудитория

Ответственный

Создание условий для адаптации обучающихся

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся

1 класса

Входная диагностика


сентябрь

Обучающиеся

1 класса

Социальный педагог

Посещение уроков, внеклассных мероприятий

Обучающиеся

1 класса

классные руководители, учителя-предметники

Тренинги с обучающимися


Обучающиеся

1 класса

Социальный педагог

Индивидуальные консультации для родителей

Родители обучающихся

Социальный педагог

Индивидуальные консультации для педагогов

Педагоги школы

Социальный педагог

Психолого-педагогический консилиум

Педагоги школы


Социальный педагог

Зам. директора по УВР

Взаимодействие с ДОУ (с учителями начальных классов)

Координация действий в организации образовательного процесса

Семинары по различным проблемам




Педагоги

воспитатели

Социальный педагог

Зам.директора по УВР

Открытые уроки (занятия)




Педагоги

воспитатели

Социальный педагог

Зам.директора по УВР

Открытые внеклассные мероприятия




Педагоги

воспитатели

Социальный педагог

Зам.директора по УВР

Экскурсия в школу




Воспитанники детского сада

Социальный педагог

Зам.директора по УВР

Экскурсия по школе




Учащиеся начальных классов

Социальный педагог

Зам.директора по УВР

Учителя-предметники

Совместное родительское собрание




Родители будущих первоклассников, пятиклассников

Социальный педагог

Зам.директора по УВР

Классный руководитель

Воспитатель



  1. ^ Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности (ППК) всех участников образовательного процесса




ППК

Мероприятия, направленные на формирование ППК

Целевая аудитория

Сроки

Повышение грамотности родителей в вопросах здоровья, подключение их к школьной программе здоровья, привлечение активной их части к участию в жизни школы.

Организация и проведение лекций, бесед, тренингов для родителей.

Родители






Уточнение индивидуальных особенностей ребенка, составление психологического заключения.

Индивидуальные беседы с родителями

Родители




Снятие психологического напряжения, агрессии, тревожности.

Психологические тренинги для педагогов

Учителя







  1. ^ Психолого-педагогическое сопровождение




^ Формы ППС

Цель

Целевая аудитория

Диверсификация уровней ППС

Сроки

индивидуальное

групповое

Уровень класса

Уровень учреждения

Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся

Психодиагностика проблемных зон развития и адаптации к школьным условиям


Выявление детей «группы риска»

Дети,родители, педагоги

Индивидуальные занятия с тревожными детьми, работа со школьными страхами, консультирование родителей и педагогов по вопросам психогигиены и профилактики.

Проведение различных тренингов, классных часов по обучению релаксации

Проведение различных тематических линеек и других профилактических мероприятий.

Индивидуальные занятия с тревожными детьми, работа со школьными страхами, консультирование родителей и педагогов по вопросам психогигиены и профилактики.

Проведение различных тренингов, классных часов по обучению релаксации.

Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, развитие экологической культуры

Диагностика склонностей к различным социально-негативным явлениям

Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни

Дети

Индивидуальная диагностика и беседы с учащимися группы риска.

Диагностика склонностей к различным социально-негативным явлениям; групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми группы риска.

Проведение различных классных часов по безопасному и здоровому образу жизни.

Проведение различных тематических линеек и других мероприятий.




Дифференциация и индивидуализация обучения

Развивающие занятия «Увлекательное путешествие по миру знаний», «Мир логики», «Основы логики», «Развитие познавательных способностей подростка»


развитие психологических процессов, универсальных учебных действий (смыслообразование, познавательные, регулятивные УУД)


Дети
















Мониторинг возможностей и способностей обучающихся

Диагностика личностных особенностей, познавательных способностей, склонностей и интересов обучающихся

Мониторинг их возможностей и способностей

Дети

Углубленная диагностика личностных особенностей, познавательных способностей, склонностей и интересов обучающихся (по запросу).

Плановая диагностика личностных особенностей, познавательных способностей, склонностей и интересов обучающихся




Выявление и поддержка одарённых детей

Углубленная диагностика личностных особенностей, познавательных способностей, склонностей и интересов обучающихся

Выявление и поддержка одаренных детей

Дети

Углубленная диагностика личностных особенностей, познавательных способностей, склонностей и интересов обучающихся, распределение в различные кружки и секции, руководство исследовательскими работами (по запросу).

Плановая диагностика личностных особенностей, познавательных способностей, склонностей и интересов обучающихся .

Работа различных кружков, секций по интересам

Углубленная диагностика личностных особенностей, познавательных способностей, склонностей и интересов обучающихся, распределение в различные кружки и секции,




Формирование коммуникативных навыков

Диагностика коммуникативных способностей и навыков

Формирование коммуникативных навыков

Дети

Углубленная диагностика коммуникативных способностей и навыков (по запросу).

Диагностика коммуникативных способностей и навыков, социально-психологического климата в классах; организация коммуникативных тренингов для обучающихся




Похожие:

Психолого-педагогические условия iconТема проекта
Аются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные...
Психолого-педагогические условия iconПлан работы социально-психологической службы моу оош №21 на 2011-2012 учебный год
Изучать психолого-педагогические особенности детей и их микросреду, условия жизни
Психолого-педагогические условия iconПсихолого-педагогические условия профессионального самоопределения...
Учитель биологии муниципального общеобразовательного учреждения – гимназии №4, город Тула
Психолого-педагогические условия iconПояснительная записка «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,...
Условия реализации программы: кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материально-технические, информационно-методические,...
Психолого-педагогические условия iconПлан работы педагога – психолога с учащимися пятых классов в 2013 – 2014 учебном году
Цель: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации пятиклассников при переходе в основную...
Психолого-педагогические условия iconКогнитивная одаренность и природные условия раннего эмбриогенеза...
Раннего эмбриогенеза и онтогенеза / Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Мат. Viiмежд. Конф. В 2 томах...
Психолого-педагогические условия iconПсихолого-педагогические проблемы развития детей и педагогические трудности
Первыми в образовательном учреждении с этими осложнениями и трудностями сталкиваются педагоги. Основными школьными факторами, влияющими...
Психолого-педагогические условия iconПсихолого-педагогические возможности сохранения и укрепления здоровья...
Психолого-педагогические возможности сохранения и укрепления здоровья школьников средствами физической культуры и спорта
Психолого-педагогические условия iconПсихолого-педагогические семинары
Агрессивность подростка. Основные понятия и классификация отклоняющегося поведения
Психолого-педагогические условия iconПедагогические условия эффективного развития субкультуры будущего учителя
Условие — это «существенный компонент комплекса объектов, из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления»....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница