Программа психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса в мобу сош №8 в 2012/2013 учебном году к прохождению государственной итоговой аттестации




НазваниеПрограмма психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса в мобу сош №8 в 2012/2013 учебном году к прохождению государственной итоговой аттестации
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПрограмма
Программа

психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса

в МОБУ СОШ №8 в 2012/2013 учебном году

к прохождению государственной итоговой аттестации

 

Цель программы: разработка практических аспектов в организации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса школы к прохождению итоговой аттестации.

 

Задачи: достижению названной  цели служит решение конкретных задач, которые будут служить показателями психолого-педагогической готовности к экзамену участников итоговой аттестации образовательного учреждения:

        использование в деятельности разнообразных форм, методов и приемов;

        способность решать сложные жизненные, учебные задачи;

        целесообразность в действиях;

        способность использовать оптимальные средства обучения и воспитания;

        способность работать по различным методическим схемам, и технологиям;

        владение диагностическими умениями и навыками;

        владение исследовательскими умениями и навыками;

        способность организовывать и планировать деятельность

        коммуникативные способности.

Результат:

1.     Выработка алгоритма работы учащихся в группах при подготовке к итоговой аттестации.

2.     Составление плана  психолого-педагогическая подготовка учащихся к итоговой аттестации.

3.     Составление плана психологической  подготовки учителей в МОБУСОШ  №8 по подготовке к итоговой аттестации.

4.     Разработка плана психологической  подготовки  родителей,  дети которых выходят на итоговую аттестацию.

5.     Подборка материалов в помощь учителю и классному руководителю в работе по подготовке к итоговой аттестации учащихся (исходя из психологических индивидуальных особенностей личности учащегося)

6.     Составление памятки для учащихся по подготовке к итоговой аттестации

^ Актуальность программы: своевременное преодоление трудностей участниками образовательного процесса на этапах подготовки и прохождения государственной (итоговой) аттестации

^ Участники программы: учителя- предметники, классные руководители, родители, администрация, учащиеся выпускных классов.

Практические аспекты организации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса

в МОБУ СОШ №8

   к прохождению итоговой    аттестации по новой форме.

При организации работы с учащимися, проходящими итоговую аттестацию по новой форме, учителям-предметникам необходимо:

        адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

        исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;

        организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;

        индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;

        провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;

        проанализировать результаты муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и др.;

        составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;

        обсудить составленные планы со всеми участниками итоговой аттестации.

^ Классный руководитель, являясь своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива, может реально влиять на возможности освоения школьниками новой формы аттестации. Организуя «вхождение своих учеников в современную культуру» (А.И.Шелихова), классный руководитель помогает учащимся преодолеть тревогу перед незнакомым, непривычным и видеть в этом новом реальные возможности своего роста. А в итоге – грамотно анализировать сложившуюся ситуацию, выстраивать линию поведения, контролировать собственные реакции. Всему этому ребята учатся в классном коллективе, способствующем  индивидуальному развитию каждого. Таким образом, очень многое зависит от того, насколько гибко и внимательно относится классный руководитель к выстраиванию ролевых позиций учащихся в деятельности коллектива, создает ли условия для формирования положительной Я-концепции своих воспитанников, их спокойной веры в свои силы.

Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к ГИА предлагается следующая система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками. Ключевыми позициями предлагаемой системы на всех уровнях взаимодействия (с обучающимися, родителями и учителями-предметниками) выступают:

1) направленность на формирование позитивного отношения к новой форме аттестации;

2) осуществление постоянной связи между субъектами данной системы;

3) оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА, во время проведения, а также после окончания процедуры;

4) ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.

^ Работа классного руководителя с учащимися включает следующие направления:

1.     вдумчивое знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации о проведении ГИА. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ГИА и ликвидировать пробелы;

2.     организация обсуждения новой формы аттестации в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагаемый итог - позитивное отношение школьников к проведению ГИА в регионе;

3.      проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или

претендующими на особый аттестат.
^ Работа классного руководителя с учителями-предметниками состоит в:

1.     содействии в организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах;

2.     отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;

3.     организации психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к итоговой аттестации, а также собеседований с учителями-предметниками;

4.     организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.
Работа классного руководителя с родителями заключается:

1.     в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ГИА,

2.     в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить

3.     семья для успешного прохождения обучающимся ГИА,

4.     в обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся,

5.     в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для прохождения аттестации в форме ГИА.

^ Классному руководителю необходимо учитывать роль родителей в подготовке обучающихся к ГИА.

Наибольший интерес и наибольшую тревогу вызывают вопросы, связанные с подготовкой к ГИА, так как ни у одного из родителей сегодняшних  старшеклассников нет собственного опыта сдачи ГИА. Путь к разрешению данной проблемы - в понимании особенностей Государственной Итоговой Аттестации. Классный руководитель может оказать такую помощь, используя определенные формы работы с родителями (Приложение 3).

После окончания 9-го класса перед выпускниками и их родителями встает вопрос о выборе дальнейшего образовательного маршрута, то есть направления профильного обучения. Таким образом, ГИА является одновременно выпускным и вступительным экзаменом в выбранном профиле обучения. Задача родителей - помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов для сдачи ГИА с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив.

Сама процедура ГИА может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам.

Отличие ГИА от традиционного экзамена состоит также в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной,  необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто девятиклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.

Главное условие успешной сдачи ГИА - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства.

Таким образом, роль родителей в подготовке девятиклассников к ГИА включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.



^ Примерный алгоритм работы учащихся в группе

при подготовке к ГИА:

        индивидуальный анализ заданий теста и их выполнение;

        представление своих наработок в группе (опыта);

        подготовка выступления от группы и собственно выступление.

^ Предлагаемый алгоритм способствует:

        ознакомлению с процедурой проведения аттестации по новой форме

        снижению уровня тревожности обучающихся при прохождении аттестации;

        расширению опыта прохождения аттестации в форме теста;

        обогащение опыта наиболее эффективными способами преодоления трудностей;

        повышению уровня «тестовой успешности»;

        обучение объективной и субъективной трудности заданий и разумному выбору этих заданий;

        обучение постоянному жесткому самоконтролю времени;

        повышению самооценки, чувства уверенности в себе;

        мобилизации в нужный момент максимума из минимума своих возможностей;

        самостоятельному выполнению заданий;

        знакомству обучающихся с электронными вариантами ГИА с использованием компьютера.

^ Анализ результатов ГИА (собственных, муниципальных, региональных, федеральных):

        выявляет уровень и качество предметной подготовки;

        выявляет уровень тестовой культуры обучающегося;

        выявляет психологическую готовность обучающихся демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке (в условиях ГИА);

        способствует совместному планированию выступлений педагогов и психолога школы;

        способствует презентации имеющегося у педагогов-предметников опыта.

 

^ План психолого-педагогической подготовки учащихся к ГИА

в МОБУ СОШ №8 в 20112/2013 учебном году.

 

п/п

Основные моменты психологической подготовки к ГИА

Трудности

^ Пути преодоления трудностей

Ответственные

1.

Личностный фактор.

 

Снижение уровня тревожности у обучающихся при подготовке и прохождении ГИА

Стрессовая ситуация экзамена.

 

1.               Проведение тренингов по формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов.

2.Предоставление четких рекомендаций учащимся по подготовке и поведению во время ГИА.

Классный

Руководитель

Шелихова А.И.

родители

Формирование у обучающихся твердого убеждения в положительном результате на ГИА.

 

Мобилизация учеником в нужный момент максимума из минимума своих возможностей

1.          Не повышать тревожности, не пугать учеников предстоящим ГИА, не внушать мысль о полной безнадежности.

2.               Помочь найти «актуальный потолок» и стремиться повысить его (Определить, какой результат обучения планирует сам школьник и стремиться «на выходе» дать результат на балл выше)

 

Подготовка к сдаче ГИА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническая подготовка к сдаче ГИА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение выпускников способу выполнения заданий разных типов, а так же записи ответов в специальные бланки. Использование этих бланков для проведения самостоятельных и диагностических контрольных работ (необходимо обращать внимание на правильность заполнения, печатные буквы, запись символов и прочие технические условия).

Учителя-предметники

 

Формирование навыков (саморегуляция, самоконтроль, навык постановки и достижения цели, навык управления временем).

Распределение тем учебного материала, планирование работы.

Осуществлять повторение в ходе обобщающего повторения на уроках.

Обучать способам логической работы с материалом (составление кратких схематические выписки, таблиц и т.п.).

Выполнять как можно больше заданий различных типов, включенных в материалы ГИА.

Учителя-предметники, классный руководитель

Шелихова А.И.


2.

^ Техника сдачи теста

 

Обучение постоянному жесткому самоконтролю времени.

 

Распределение времени на выполнение ГИА, постоянный жесткий контроль времени.

 

 

                       Выбор стратегии (примерный вариант):

                        

^ Ученик претендует на «5»: 

40 – 45 минут – раздел А;

7 – 8 заданий из В за 1 час;

1 – 2 задания из С за 1 – 1,5 часа. Выполнение всех заданий на «5» не требуется.

 

^ Ученик претендует на «4»:

Первый час – уложиться с разделом А (не успели, вернуться после, при наличии времени);

Второй час – все, что удается из раздела В;

Третий час – посвятить разделу С.

 

^ Ученик претендует на «3»:

тренироваться в выполнении базовых заданий (только А). Достаточно 7  из 14 правильно выполненных заданий, но с учетом возможных ошибок. Следует попытаться решить как можно больше.

Педагоги-предметники, выпускники

 

Обучение оценке  трудности заданий заданий.

 

Учителя ориентированы на устранение пробелов в знаниях.

 

 

Проводить подготовку так, чтобы ученик самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов (проведение тестирований и диагностических работ).

Научить избегать слабых мест при выполнении теста, выполнять те задания, в которых выпускник ориентируется хорошо.

Учителя-предметники, выпускники

9 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похожие:

Программа психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса в мобу сош №8 в 2012/2013 учебном году к прохождению государственной итоговой аттестации iconI теоретические аспекты психолого-педагогической подготовки участников...
В настоящем сборнике представлены методические рекомендации по подготовке участников образовательного процесса к государственной...
Программа психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса в мобу сош №8 в 2012/2013 учебном году к прохождению государственной итоговой аттестации iconПрограмма подготовки выпускников 9 класса мобу «Сухореченская средняя...
Программа подготовки выпускников 9 класса мобу «Сухореченская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф. К....
Программа психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса в мобу сош №8 в 2012/2013 учебном году к прохождению государственной итоговой аттестации iconПрограмма подготовки выпускников 11 класса мобу «Мещеряковская сош» к государственной (итоговой)
Егэ, системы психолого-педагогической поддержки выпускников в период подготовки и проведения экзаменов
Программа психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса в мобу сош №8 в 2012/2013 учебном году к прохождению государственной итоговой аттестации iconПлан подготовки выпускников 9-х и 11-х классов к государственной...
Мониторинг знаний, умений, навыков учащихся по математике и русскому языку на начало 2012-2013 учебного года в 9, 11 классах
Программа психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса в мобу сош №8 в 2012/2013 учебном году к прохождению государственной итоговой аттестации iconАнализ выполнения плана по подготовке и проведению государственной...
Учебном году в школе был составлен план-график подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших...
Программа психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса в мобу сош №8 в 2012/2013 учебном году к прохождению государственной итоговой аттестации iconПлан работы по подготовке и организации итоговой аттестации в 2012-2013...
Ознакомление обучающихся и их родителей с порядком проведения итоговой аттестации
Программа психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса в мобу сош №8 в 2012/2013 учебном году к прохождению государственной итоговой аттестации iconСогласовано
План организации подготовки к государственной итоговой аттестации (гиа) по математике в 2013-2014 учебном году
Программа психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса в мобу сош №8 в 2012/2013 учебном году к прохождению государственной итоговой аттестации iconСписок обучающихся мбоу сош п. Малиновский, освоивших основные образовательные...

Программа психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса в мобу сош №8 в 2012/2013 учебном году к прохождению государственной итоговой аттестации iconПрограмма подготовки выпускников 11 класса к государственной (итоговой)...
Егэ, системы психолого-педагогической поддержки выпускников в период подготовки и проведения экзаменов
Программа психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса в мобу сош №8 в 2012/2013 учебном году к прохождению государственной итоговой аттестации iconОб утверждении состава организаторов гиа в 2013 году
Гиа в 2013 году, в целях организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница