Дети раннего возраста с ограничееными возможностями здоровья: особенности развития и психологическая диагностика




НазваниеДети раннего возраста с ограничееными возможностями здоровья: особенности развития и психологическая диагностика
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Ляш А.И.,

педагог-психолог ОРП ГОБОУ ЦПМСС
В период раннего возраста происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности, зарождается коммуникативная деятельность.

В своем развитии дети раннего возраста проходят ряд этапов, связанных с возрастными особенностями.

При организации комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, следует помнить, что в своем развитии они проходят те же этапы, что и дети с нормой развития. Однако прохождение каждого этапа, возникновение необходимых психологических новообразований, познание мира и приобретение нового опыта затрудняются в связи с особенностями психологического и социального развития детей при различных нарушениях:

  • замедленный темп развития всех психических функций,

  • задержка развития эмоциональной регуляции,

  • отсутствие активности во всей сфере жизнедеятельности,

  • низкая работоспособность и быстрая утомляемость,

  • пассивное отношение к сверстникам, окружающим взрослым.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей (ЗРР, ЗПР, СДВГ и т.п.). Однако можно выделить ряд общих особенностей развития.

^ 1. Развитие высших психических функций у детей раннего возраста с ОВЗ

Развитие психических функций в раннем возрасте включает в себя развитие внимания, памяти, мышления. Для детей с ОВЗ преимущественно характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Однако можно отметить, что при любом отклонении в развитии наблюдаются нарушения внимания и мышления различной степени. Развитие памяти может соответствовать возрастным нормам.

1.1. Внимание детей раннего возраста с ОВЗ

  • недостаточная или низкая концентрация;

  • неустойчивость;

  • узкий объем;

  • трудности сосредоточения и удержания внимания вследствие повышенной отвлекаемости или истощаемости;

  • нарушение переключаемости;

  • возможно патологическое застревание на эмоционально значимых для ребенка объектах.

1.2. Память детей раннего возраста с ОВЗ

  • может соответствовать нормативным показателям в соответствии с возрастом;

  • механическое, непроизвольное запоминание;

  • нарушения кратковременной памяти: недостаточный объем запоминания, повышенная тормозимость следов памяти, замедленное запоминание;

  • снижение скорости запоминания;

  • преобладание наглядной памяти над словесной;

  • снижение произвольной памяти;

  • нарушение механической памяти.

1.3.Мышление детей раннего возраста с ОВЗ

  • несформированность познавательной, поисковой мотивации.

  • отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач.

  • низкая мыслительная активность,

  • стереотипность мышления, его шаблонность.

  • нарушений операций анализа.

Значительное влияние на мышление оказывают задержка речевого развития детей с ОВЗ, в особенности, регулирующей функции речи, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Ребенок не замечает своих ошибок, забывает поставленную задачу, легко переключается на побочные, несущественные. Отставание в формировании высших психических функций не позволяет нормально переносить интеллектуальные нагрузки.

^ 2. Развитие коммуникативной сферы детей раннего возраста с ОВЗ

  • низкий уровень социальной зрелости;

  • неполноценность предпосылок, необходимых для формирования и развития коммуникативной деятельности: познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность, не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты;

  • снижение потребности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.);

  • общение со сверстниками в основном носит эпизодический характер. Находясь в группе нормально развивающихся сверстников, ребёнок с ОВЗ практически с ней не взаимодействует. Большинство детей предпочитают играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Часто наблюдается тяга к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

^ 3. Развитие эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста с ОВЗ

  • недоразвитие сложных эмоций;

  • некритичность к себе и окружающим;

  • неспособность фиксировать свое внимание и выполнять действия, результат которых не является очевидным, моментально достижимым вследствие слабого осознания целей и отсутствия необходимых побуждений к их достижению;

  • слабая выраженность, однообразность эмоциональных реакций;

  • может наблюдаться неадекватность эмоций;

  • позднее начало формирования личности (самосознания и т.п.).

^ 4. Методы диагностики

4.2. Комплексное психолого-педагогическое обследование детей первых лет жизни (Приходько О.Г.)

Комплексное всестороннее психолого-педагогическое обследование детей первых лет жизни позволяет получить специалистам полную картину недостатков развития познавательной и речевой деятельности, а также наметить оптимальные

пути их коррекции. Важным условием комплексного обследования является

согласованность действий специалистов медико-психолого-педагогического

профиля: логопеда, дефектолога, воспитателя, невропатолога, врача ЛФК. В

экспериментальном исследовании необходимо опираться на данные всех специалистов о ребенке.

Комплексное изучение детей раннего возраста включает исследование следующих основных линий развития: двигательного, социального, познавательного, сенсорного, речевого развития.

Диагностическая программа исследования состоит из нескольких блоков:

1-й блок – изучение компонентов социального развития: контактности, эмоциональной сферы, средств общения, навыков самообслуживания (при приеме пищи, в одевании и раздевании, навыки личной гигиены).

2-й блок – изучение компонентов познавательного развития: сенсорного

развития (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического, пространственного восприятия), уровня развития деятельности (предметных действий), уровня развития познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности, запаса знаний об окружающем, внимания, обучаемости и использования фиксированных видов помощи.

3-й блок – изучение компонентов речевого развития: особенностей доречевого развития, уровня понимания обращенной речи, уровня собственной (экспрессивной) речи: словарного запаса, грамматического строя речи, слоговой

структуры слов, фонетического строя речи, фонематических процессов, общей

разборчивости речи, дыхания, голоса, просодики.

4-й блок – изучение компонентов двигательного развития: общей моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики.

С целью более детального выявления особенностей развития детей с ОВЗ

учитываются качественные показатели по каждому блоку заданий, которые позволяли зафиксировать специфику нарушений развития ребенка. При этом определяется степень выраженности нарушений развития (тяжелая, умеренно выраженная, легкая).

Для объективизации оценки вводятся количественные показатели, позволяющие проследить степень выраженности показателей. Количественная оценка действий ребенка единая для всех изучаемых «линий развития».

Уровень сформированности различных функций оценивается по четырехбалльной шкале (от минимального – 1 балл до максимального – 4 балла):

^ 1 балл – отсутствие или выраженные нарушения развития функции (низкий уровень);

2 балла – умеренно выраженные нарушения (средний уровень);

3 балла – незначительные нарушения развития функции (недостаточный уровень);

4 балла – нормальное развитие функции (высокий уровень).

На основании качественного анализа полученных данных на каждого ребенка заполняется специальная карта-схема комплексного психолого-педагогического обследования детей раннего возраста (в раздаточном материале).

4.2. Экспертная система индивидуального сопровождения развития ребенка «Лонгитюд»

Экспертная система «Лонгитюд» - это ассистент специалиста (психолога, педагога, врача), работающего в сфере индивидуального сопровождения развития детей. Экспертная система предназначена для:

• определения уровня развития детей, начиная с двух месяцев;

• выявления у детей отклонений в психомоторном развитии;

• контроля динамики развития ребёнка;

• подготовки индивидуальной программы занятий для обследованного ребенка.

Экспертная система представляет собой два блока – диагностический и развивающий.

Диагностический блок представляет собой набор вопросов и заданий для обследования детей разного возраста специалистом и бланков вопросов и заданий для родителей. Возможно использование нескольких видов опросников:

  • стандартный, соответствующий определённому возрастному диапазону и наиболее широкому и глубокому характеру обследования (для индивидуального обследования);

В случае «углублённого» обследования предъявляется расширенный набор вопросов и заданий, ответы на которые будут полезны для более точной диагностики.

  • подготовленный индивидуально для ребёнка. В случае, если ребёнок обследуется повторно или при подозрении на отставание можно задать вопросы не только для календарного возраста обследуемого ребёнка, но и для более раннего возраста (например, если ребёнку 5 лет, а ему необходимо предъявить дополнительно вопросы на 4-х летний возраст) или расширить возрастной диапазон в сторону более старшего возраста.

  • специально подготовленный опросник для группы детей по какому то одному или нескольким параметрам.

Общие параметры диагностики делятся на более мелкие субпараметры, но их все можно сгруппировать в несколько разделов:

  1. развитие социально-эмоциональной сферы (4 субпараметра);

  2. моторное развитие (4 субпараметра);

  3. умственное развитие (18 субпараметров);

  4. речевое развитие (5 субпараметров);

  5. развитие деятельности (5 субпараметров).

Т.о. родители заполняют предложенные им бланки (анкетные данные, анамнез и ответы на опросник) при первичном обследовании. Далее специалист проводит самостоятельное обследование ребёнка и вводит в компьютер все полученные данные. В результате их обработки специалист получает заключение, которое включает в себя как обобщённые качественные оценки (например, обнаружение признаков отставания или необходимость дополнительного обследования) так и количественные данные (числовые значения параметров и ориентировочный возраст развития по разным параметрам).

При необходимости можно создать файл графического представления результатов всех проведенных исследований в виде таблицы.

В данной системе также предусмотрена возможность создания «Программы развития» для ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. Она представляет собой план занятий с ребёнком на ближайшие 3-6-8 месяцев и включает в себя общие рекомендации, игры и упражнения, которые уже по силам ребёнку и способствуют его дальнейшему развитию. Программа состоит из разделов, соответствующих параметрам, которые оценивались во время обследования, формируется с учётом индивидуальных показателей развития обследованного ребёнка отдельно по каждому параметру. Каждый раздел включает теоретические положения, рекомендации по организации занятий, игры. Если для игры необходимы какие-то игрушки, то приводится их описание или изображение. В основу построения программы развития положены требования, предъявляемые к умениям и навыкам детей каждого возрастного периода, изложенные в Программах, утверждённых Министерством образования Российской федерации.

Программа предназначена не для замены специалиста, а для помощи ему в работе с детьми и родителями. Специалист может просмотреть текст программы и удалить рекомендации, не подходящие для ребёнка по особым индивидуальным причинам, которые не могут учитываться при автоматизированной обработке данных. Специалист может дополнить представленный текст собственными рекомендациями. Далее специалист проводит консультацию для родителей по результатам обследования и передаёт родителям иллюстрированную «Программу развития».

Реализовывать программу можно как под руководством специалиста на специальных занятиях, так и дома родителями самостоятельно. Конечно, занятия со специалистом рекомендуются в первую очередь детям с отставанием. Через указанный в программе промежуток времени проводится повторное обследование с подготовкой «Программы развития» на следующий период.

Основные цели, на которую направлена данная система - это скрининговая диагностика, выявление детей, требующих дополнительного обследования и занятий, длительное наблюдение за ходом развития детей и групп, подготовка индивидуальных рекомендаций по развитию ребёнка на основе диагностики зоны его ближайшего развития.

Использование экспертной системы достаточно для первичной оценки возможных проблемных зон, но недостаточно для диагностики отклонений. Если проблема выявлена, обязательно необходима консультация узкого специалиста с использованием специализированных и более сложных методов обследования (логопеда, дефектолога, психолога, окулиста, специалиста по физическому развитию и т.д.) Поэтому ошибкой является как чрезмерное доверие к выводам экспертной системы, так и ориентация на использование только субъективного мнения специалиста при определении наличия и степени отклонения от нормы.

Программа развития может использоваться в работе с детьми, имеющими значительные нарушения психомоторики, только после предварительной редакции специалистом, наблюдающим ребёнка, т.к. рекомендации и игры даны в общем виде и не учитывают специфику разнообразных заболеваний.
Список литературы:

  1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология : развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования. - М. : Изд-во УРАО, 1999.

  2. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

  3. Служба ранней помощи справочно-методические материалы по организации Служб ранней помощи. Москва, МГППУ Отв. ред. М.М. Цапенко

М.: МГППУ, 2011.

Похожие:

Дети раннего возраста с ограничееными возможностями здоровья: особенности развития и психологическая диагностика iconРазвитие познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными...
Развитие познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Дети раннего возраста с ограничееными возможностями здоровья: особенности развития и психологическая диагностика iconРасширить и систематизировать знания педагогов о методике развития речи детей раннего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад для детей раннего возраста №38
Дети раннего возраста с ограничееными возможностями здоровья: особенности развития и психологическая диагностика iconМетодические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного...
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада компенсирующего...
Дети раннего возраста с ограничееными возможностями здоровья: особенности развития и психологическая диагностика iconДети с задержкой речевого развития Задержка речевого развития (зрр)
Задержка речевого развития (зрр) – это отставание детей раннего и младшего дошкольного возраста в речевом развитии от возрастных...
Дети раннего возраста с ограничееными возможностями здоровья: особенности развития и психологическая диагностика iconПсихологическая диагностика готовности детей к школьному обучению
Одним из направлений деятельности школьного психолога является психологическая диагностика, предусматривающая изучение психологических...
Дети раннего возраста с ограничееными возможностями здоровья: особенности развития и психологическая диагностика iconУтверждаю: Директор школы
Цель: Психологическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Дети раннего возраста с ограничееными возможностями здоровья: особенности развития и психологическая диагностика iconПоложение об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями...
Настоящее положение обеспечивает реализацию прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение общего образования,...
Дети раннего возраста с ограничееными возможностями здоровья: особенности развития и психологическая диагностика iconПлан реферата. Особенности психического развития детей младшего школьного...
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения
Дети раннего возраста с ограничееными возможностями здоровья: особенности развития и психологическая диагностика iconУ ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще...
Дети раннего возраста с ограничееными возможностями здоровья: особенности развития и психологическая диагностика iconРазвитие зрительного восприятия и памяти у детей младшего школьного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница