Развитие познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Диагностические методики в работе учителя-дефектолога




НазваниеРазвитие познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Диагностические методики в работе учителя-дефектолога
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА.

Коробкина Л.А.,

учитель-дефектолог ОРП

ГОБОУ ЦПМСС
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Этот возрастной этап имеет характерные особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми. В рамках предметной деятельности и общения у ребенка развиваются познавательная активность, речь, игровая деятельность, он учится общаться со сверстниками, складываются основные личностные новообразования.

Познавательная активность и интеллектуальное развитие в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, сколько в эмоциональной вовлеченности, удовольствии, которое он получает от своей исследовательской деятельности.

Нормально развивающийся малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим, быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его, с интересом включается в предложенные взрослым игры. Такое познание захватывает малыша, вызывает у него интерес, любопытство, удивление, радость открытия.

Дети с ограниченными возможностями здоровья оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций.

У детей с ОВЗ процесс познания окружающего мира затруднен, в силу имеющихся у них нарушений в развитии, и характеризуется отставанием от возрастных норм.

^ Характеристика познавательного развития детей раннего возраста в норме и детей с ОВЗ.

Первый год жизни.

В норме ребенок к 12 месяцам соотносит предметы по форме (круг, квадрат, треугольник); узнает на фотографиях знакомого взрослого; у ребенка появляется реакция на указательный жест взрослого; по просьбе взрослого приносит знакомый ему предмет; знает свое имя и названия частей лица и тела.

Ребенок с ОВЗ к 12 месяцам не соотносит предметы по форме (круг, квадрат, треугольник); может узнать на фотографиях только близкого взрослого (мама, папа); реакция на указательный жест взрослого отсутствует или слабо выражена; затрудняется в назывании частей лица и тела, из-за ограниченного словарного запаса; чаще не реагирует на просьбу взрослого принести знакомый предмет.

Второй год жизни.

В норме ребенок к 2 годам подбирает и раскладывает по образцу предметы, разные по форме (круг, квадрат, треугольник), по величине (большой, средний и маленький шар) и по цвету (различает 3 цвета); знает и называет свое имя; знает и показывает на пальцах свой возраст; называет и показывает части лица и тела на себе и игрушках.

Ребенок с ОВЗ к 2 годам затрудняется или вовсе не раскладывает по образцу предметы, разные по форме, величине и цвету; чаще всего знает свой возраст, но не показывает и не называет его; затрудняется в назывании частей лица и тела, не показывает их на игрушках.

Третий год жизни.

В норме ребенок к 3 годам свободно выкладывает мозаичные картинки с геометрическим рисунком, ориентируясь на четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий) и основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, овал; ребенок собирает пирамидку из колец, башню из кубиков по убывающей или возрастающей величине; способен воспроизвести порядковый счет в пределах «10»; определяет количество предметов (один, два, много); складывает разрезные картинки из 2-3 частей; отличает левую и правую руку; в игре использует предметы-заместители (шарики, кубики, палочки), придавая им значение (конфеты, тарелки и т.д.).

Ребенок с ОВЗ к 3 годам не соотносит и не выделяет по слову основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, овал), основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый); путается в соотнесении величины, пирамидку собирает без учета величины колец; затрудняется в воспроизведении порядкового счета в пределах «10»; путается в определении количества предметов (один, много); разрезные картинки из 2-3 частей не складывает, или складывает с помощью взрослого; не соотносит левую и правую руки; в игре не использует предметы-заместители, отсутствуют элементы сюжетной игры.

^ Диагностика познавательного развития детей раннего возраста.

Важным аспектом работы с детьми раннего возраста является выявление имеющихся у них отклонений в развитии, главным образом с помощью диагностики.

В настоящее время существует достаточно большое количество методик, с помощью которых можно диагностировать наличие или отсутствие признаков отставания в познавательном развитии детей раннего возраста. Рассмотрим наиболее удобные в использовании диагностические методики.

^ 1. Диагностика психомоторного развития детей раннего возраста с использованием Шкал А.Гезелла.

Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. На первом году жизни тестовые карты позволяют следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году - в 3 месяца, начиная с третьего года жизни - раз в полугодие.

Психомоторное развитие оценивается по пяти основным областям:

1) адаптивное поведение: восприятие взаимоотношений частей целого; координацию движений глаз и рук в достижении и захватывании предметов; использование моторных возможностей для достижения практических целей; способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и действовать в них на основании имеющегося опыта;

2) грубая моторика: удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба;

3) тонкая моторика: использование руки и пальцев в схватывании и манипулировании с объектами;

4) речевое развитие включает все видимые и звуковые формы коммуникации: выражение лица, жесты, вокализацию, слова, фразу и предложения;

5) социализация личности отражает реакции ребенка на социально-культурное окружение.

^ Проведение диагностической оценки развития включает 5 этапов.

  1. Сбор анамнеза и предварительная беседа.

На данном этапе необходимо собрать информацию о семье, её составе; течении беременности, родов, периода новорожденности; о темпах развития до настоящего момента, поведении в текущий период; непосредственном социальном окружении.

Беседа с родителями должна носить спокойный и доброжелательный характер. Вопросы должны подразумевать однозначный ответ, при необходимости нужно иллюстрировать их примерами. Доверие родительским ответам обязательно, но имеет смысл переспросить родителей ещё раз, если данная ими информация не совпадает с Вашим впечатлением от ребёнка.

    1. ^ Исследование поведения в соответствии с протоколом и порядком проведения.

Тестирование должно проводиться в промежуток времени, когда ребёнок наиболее активен и спокоен, то есть, когда имеются предпосылки для получения лучших результатов. До 18-месячного возраста собеседование и обследование могут быть совмещены в одном сеансе, далее, особенно после 2,5 лет, для выяснения исходного состояния требуется четкое отделение первого и второго этапов.

    1. ^ Запись результатов и диагностический обзор всего собранного материала:

Минимальная запись - заполнение карты с проставлением в ней плюсов и минусов.

    1. ^ Обсуждение и рекомендации для родителей:

Присутствие родителей при тестировании поможет им понять, каким образом производится обследование, лучше представить сущность имеющихся проблем. Обстановка беседы должна быть самой располагающей, не должно быть ни тени пренебрежения, неуважения к ребёнку.

    1. ^ Письменный отчёт.

Следует отметить, что исследование проводится не только по профилю соответствующего возраста, но и по предыдущему и последующему профилям с целью выявления базового и верхнего уровня развития в той или иной области.

Для проведения диагностики всех компонентов психомоторного развития потребуются следующие материалы:

  • Мячики: большой и маленький.

  • Колокольчик с деревянной ручкой.

  • Стеклянная бутылочка и пилюли из сахара.

  • Бубенчики на ленточке.

  • Погремушка.

  • Красное кольцо на веревочке

  • Тестовые объекты: карандаш, ключ, ножик, монета, т.е. предметы, используемые в повседневной жизни.

  • Взвешенные блоки: 6 штук.

  • Карта с нарисованными на ней зеленым цветом геометрическими фигурами и соответствующие фигуры красного цвета.

  • Десять деревянных красных кубиков.

  • Чашка из алюминия.

  • Доска с вкладывающимися в нее формами.

  • Карты с картинками: а) собачка, ботинок, чашка, дом; б) часы, корзина, книга, флаг, листик, звезда.

  • Мелки.

  • Книжка с детскими стихами.

  • «Чудесная коробка».

  • Карточки для срисовывания с нарисованными жирными линиями фигурами.

  • Тестовые объекты для тестирования по Стэнфорду – Бине (карта и геометрические фигуры к ней, рисунок неоконченного человечка).

^ Запись результатов наблюдения ведется следующим образом:

(+) - образец поведения хорошо развит, является неотъемлемой частью поведения ребенка.

(±) - образец поведения наблюдается, как случайный или скопированный, но не постоянный.

(-) - постоянный образец в поведении отсутствует, или временный не заменен более зрелым.

Если временный образец, свойственный данному возрасту полностью отсутствует, т.к. ребенок демонстрирует опережающее развитие, то ставится знак (+++).

Таким образом, знаки (+) и (±) обозначают, что данные навыки присутствуют и ребенок прошёл тестовый пункт, а знак (-) обозначает обратное. На полях могут быть проставлены комментарии отсутствию того или иного навыка: О - явный отказ, Н - невозможность выполнить задание в связи с наличием органических причин.

^ Обработка результатов:

Дикретированный возраст (y) разделить на количество пунктов (na). Результат деления умножить на количество минусов (nb).

x = (y : na) * nb

Дикретированный возраст — это интервал между ключевыми возрастами шкал Гезелла (например, на трертьем году жизни этот интервал составляет 6 мес., на втором — 3 мес., а на первом году жизни измеряется в неделях).

В любой из пяти областей уровнем развития считается возраст, когда сочетание плюсов переходит в сочетание минусов.

^ 2. Методика обследования детей раннего возраста по Стребелевой Е.А.

Методика направлена на изучение уровня умственного развития детей раннего возраста (1-4 лет). Анализ результатов обследования позволяет обнаружить отклонения и определить пути коррекционной работы, специфической для каждого типа нарушений.

Предлагаемые 10 заданий относятся к числу невербальных методик и предполагают простое перемещение предметов в пространстве, следовательно могут применяться для испытуемых с любым уровнем речевого развития. При неуспешном самостоятельном выполнении ребенком заданий проводится диагностическое обучение с демонстрацией способа выполнения задания взрослым, после чего ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Задания.

1. «Лови шарик».

Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, прослеживание за двигающимся предметом, развитием ручной моторики.

Оборудование: желобок, шарик.

Психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик (повторить 4 раза).

^ 2. «Спрячь шарик».

Задание направлено на выявление практического ориентирования ребенка на величину, а также наличия у ребенка соотносящих действий.

Оборудование: 2 (3) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками, 2 (3) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.

Перед ребенком кладут 2 (3) коробочки и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик - в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать, он должен догадаться сам.

^ 3. «Разборка и складывание матрешки».

Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) матрешки.

Психолог дает ребенку двухсоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение (психолог показывает на своей матрешке, а ребенок делает то же самое со своей матрешкой).

^ 4. «Разборка и складывание пирамидки».

Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Оборудование: пирамидка из 3 (4) колец.

Психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не справляется – проводится обучение (подавать кольца по одному, указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень).

^ 5. «Парные картинки».

Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимания жестовой инструкции.

Оборудование: 2 (4) пары предметных картинок.

Перед ребенком кладут 2 предметные картинки. Точно такая же пара картинок находится в руках взрослого. Психолог указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.

^ 6. «Цветные кубики».

Задание направлено на выделение цвета как признака, различение и называние цвета.

Оборудование: цветные кубики – 2 красных, 2 желтых (2 белых), 2 зеленых, 2 синих (4 цвета).

Перед ребенком ставят 2 (4) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем психолог просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови какого цвета этот кубик». Если ребенок не различает цвета, то педагог обучат его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову 2 цвета, повторив при этом название цвета 2-3 раза.

^ 7. «Разрезные картинки».

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: 2 одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на 2 (3) части.

Психолог показывает ребенку 2 (3) части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку. Если ребенок не справляется – взрослый показывает целую картинку и просит сделать такую же. Если ребенок опять не может справиться – психолог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую, затем просит выполнить задание самостоятельно.

^ 8. «Конструирование из палочек» («молоточек» или «домик»).

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка действовать по подражанию, показу.

Оборудование: 4 (6) плоских палочек одного цвета.

Перед ребенком строят из палочек фигуру «молоточек» или «Домик» и просят его сделать так же. Если ребенок не справляется - выполняется по подражанию «Смотри и делай, как я», затем снова по образцу.

^ 9. «Достань тележку».

Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).

Оборудование: тележка с кольцом, через которое продета тесемка; в другом случае – рядом со скользящей тесемкой – ложная.

Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся 2 конца тесемки, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки, тележка остается на месте. Ребенок должен догадаться соединить оба конца тесемки и подтянуть тележку.

10. «Нарисуй».

Задание направлено на понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату.

Оборудование: карандаш, бумага.

Ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят порисовать: «Нарисуй дорожку (домик)». Обучение не проводится.

Анализ: каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции.

^ Количественная оценка действий ребенка.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

1 балл дается в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели.

2 балла даются в тех случаях, если ребенок принимает задания, начинает сотрудничать со взрослым, стремиться достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.

3 балла ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.

4 балла ставятся в том случае, если ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

^ Результаты психолого-педагогического обследования детей с разным уровнем познавательного развития.

Суммарное количество баллов, полученных при выполнении 10 заданий, позволяет разделить обследуемых детей на 4 группы:

10-12 баллов – составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать неадекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии.

13-23 балла – дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности. Анализ данных детей этой группы позволяет говорить о неблагополучии в интеллектуальном развитии, требующем обследования психоневролога и др. специалистов.

24-33 балла – дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности. Показатели детей этой группы свидетельствуют о том, что в этой группе могут оказаться дети с минимальной мозговой дисфункцией, локальными речевыми нарушениями, возможны нарушения слуха, зрения и т.п.

34-40 баллов – дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практического ориентирования, а в некоторых случаях и на уровне зрительного ориентирования. При этом они очень заинтересованы в результатах своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.

Анализ результатов обследования, знание уровня психической деятельности ребенка и его потенциальных возможностей позволяют наметить пути коррекционно-педагогической работы с каждым из обследуемых детей с учетом их индивидуальной структуры нарушения.

Данная методика обследования ориентирована на детей раннего возраста и удобна в применении, она включает задания, позволяющие выявить: уровень сформированности сенсорных эталонов - цвет, форма, величина; помогает определить готовность ребенка к сотрудничеству со взрослым; уровень предпосылок к предметному рисованию; выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство; умение ребенка действовать по подражанию, показу.

Применение данной методики позволяет определить имеющиеся нарушения в развитии у детей раннего возраста и эффективно организовать коррекционно-развивающий процесс.

Выбор методики обследования специалист выбирает самостоятельно, основываясь на своем мнение и опыте.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте с ограниченными возможностями здоровья, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.
Используемая литература

1. Лопская Р.Ю. Немножко о том как я расту. (Или несколько возрастных показателей). Мурманск, 2007 .

2. Смирнова Е.О, Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги». Издательство: Мозайка-синтез., М.-2007.

3. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Издательство: Просвещение., М.-2008.


Похожие:

Развитие познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Диагностические методики в работе учителя-дефектолога iconРазвитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу,...
«Создание адаптивной безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья как фактор обеспечения полноценной интеграции...
Развитие познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Диагностические методики в работе учителя-дефектолога iconРазвитие зрительного восприятия и памяти у детей младшего школьного...

Развитие познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Диагностические методики в работе учителя-дефектолога iconКурсовая работа по предмету: Общая психология тема: «Психодиагностика...
Цель работы: изучить психодиагностику познавательной сферы детей дошкольного возраста
Развитие познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Диагностические методики в работе учителя-дефектолога iconМетодические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного...
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада компенсирующего...
Развитие познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Диагностические методики в работе учителя-дефектолога iconДети раннего возраста с ограничееными возможностями здоровья: особенности...
В период раннего возраста происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей формируется мышление, активно развивается двигательная...
Развитие познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Диагностические методики в работе учителя-дефектолога iconСоциализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях...
Происходящая в нашей стране радикальная трансформация экономической и общественной жизни привела к чрезвычайной актуализации проблемы...
Развитие познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Диагностические методики в работе учителя-дефектолога iconРазвитие высших психических функций посредством занимательных игр...
Целью деятельности является: активизация познавательной деятельности и преодоление трудностей обучения в школе с использованием игровых...
Развитие познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Диагностические методики в работе учителя-дефектолога icon«Проблемы и перспективы образовательной и социально-психологической...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Развитие познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Диагностические методики в работе учителя-дефектолога iconДуховное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья через...
Духовное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья через изучение основ православной культуры
Развитие познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Диагностические методики в работе учителя-дефектолога iconПоложение об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями...
Настоящее положение обеспечивает реализацию прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение общего образования,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница