Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников "Восхождение"




НазваниеПрограмма психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников "Восхождение"
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПрограмма
  1   2

Авторская программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников "Восхождение"


Цыганкова Галина Николаевна, педагог-психолог



Пояснительная записка.

Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первого, пятого и десятого классов к особенностям образовательной среды школы, сохранения психологического здоровья школьников, разработки способов адаптации образовательной среды к учащимся.

Отличительной особенностью программы Восхождение является, на наш взгляд, достаточно широкий охват участников учебно-воспитательного процесса: мероприятия адаптационного периода (см. Приложение 1) предполагают не только психологическое сопровождение школьников, но так же консультативную помощь их родителям и педагогам.

^ Основные положения.

Адаптационный период охватывает первые полгода обучения в первом, пятом и десятом классах.

Адаптационный стресс как совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер, испытывают в той или иной мере все участники образовательного процесса в начале учебного года. Особенно остро этот стресс испытывают те учащиеся, которые попали в новую для себя среду, т.е. ученики первых, пятых и десятых классов.

Переход на новую ступень образования характеризуется рядом психологических особенностей. Прежде всего, учащиеся попадают в новый коллектив сверстников и учителей, происходит значительное увеличение учебной нагрузки. Кроме того, в каждом “переходном” классе имеются свои особенности.

^ 1-й класс.

5-й класс.

10-й класс.

Значительное повышение личностной и ситуационной тревожности детей. Им не всегда понятно, для чего существуют школьные правила, сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Отсюда нарушение дисциплины первоклассниками, их эмоциональная неустойчивость и даже соматические заболевания. [3]

Наблюдения показывают, что первые полгода обучения в пятом классе школьники проявляют невнимательность, безответственность, тревожность, неуверенность в себе. Они начинают хуже учиться по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями. [5]

Учащиеся испытывают желание “отдохнуть” после экзаменов в девятом классе и перед выпускным одиннадцатым. Это ведет к ослаблению внимания к школьным предметам, тогда как десятый класс – наиболее сензитивный период для окончательного профессионального самоопределения. [2]

Каждый из переломных моментов школьной жизни связан с вхождением ребенка в новую социальную среду. Необходимо понять, какую роль в становлении личности играет адаптационный период. Рассмотрим фазы становления личности. [1]

Первая фаза (адаптация) становления личности предполагает усвоение действующих в той социальной общности, в которую он входит определенных норм и правил. Субъект не может проявить себя как личность до того момента, пока он не усвоит данные правила.

Вторая фаза (индивидуализация) порождается противоречием между тем, что он стал таким как все (адаптировался) и неудовлетворенной потребностью в индивидуализации. Человек начинает искать способы для выражения своей индивидуальности.

Третья фаза (интеграция) состоит в том, что личность сохраняет лишь те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности осуществить значимый вклад в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои групповые нормы, восприняв у этой личности те черты, которые признаются группой значимыми для ее развития. Так происходит взаимная трансформация личности и группы.

Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, то у него могут складываться качества конформности, безынициативности, могут появиться робость, неуверенность в себе, что приводит к серьезной личностной деформации.

Человеку на протяжении всей жизни приходится не раз входить в новую для себя общность и ситуация успешной или неуспешной адаптации многократно воспроизводится, отсюда у индивида складывается достаточно устойчивая структура личности.

Устойчивая психическая адаптация – уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.

Понятие “устойчивая адаптация” можно считать синонимом нормы здоровья.

Характер адаптации ребенка к изменившимся условиям среды отражается на трех основных уровнях.

  1. Эмоциональный уровень. Включает себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия или тревоги. Излишнее эмоциональное возбуждение лежит в основе развития адаптационных нарушений. Эмоциональное благополучие школьника в первые месяцы учебы на новой ступени образования отражает характер его адаптации к среде.

  2. Когнитивный уровень. Включает уровень развития самосознания. В процессе адаптации происходит сознательное принятие новых норм и правил, что находит свое отражение в становлении образа “Я”, осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых ролей, занимаемого статуса и т.д.

  3. Поведенческий уровень отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношения с другими людьми. [1]

^ Цели и задачи программы сопровождения.

Цели: создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся к особенностям образовательной среды школы, сохранение психологического здоровья школьников, разработка способов адаптации образовательной среды к учащимся.

^ Задачи.

1-й класс.

  1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

  2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

  3. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

  4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

  5. Формирование навыков учебного сотрудничества.

  6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

  7. Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.

  8. Знакомство педагогов с особенностями детей данного класса.

5-й класс.

  1. Формирование у детей позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

  2. Формирование устойчивой учебной мотивации;

  3. Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

  4. Изучение уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене (4 класс) и диагностика уровня адаптации пятиклассников (5 класс);

  5. Консультирование учителей основной школы, их знакомство с индивидуальными особенностями будущих пятиклассников.

10-й класс.

  1. Определить оптимальный учебный режим для учащихся.

  2. Создать условия для формирования благоприятного психологического климата общения учащихся, укрепления навыков поведенческой саморегуляции.

  3. Проводить наблюдение поведенческих параметров с целью определения коммуникативных и деятельностных проблем учащихся.

  4. Повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов через внедрение педагогической психологии.

Мониторинг.

Мы выделяем следующие компоненты комплексного мониторинга.

Социально-психологический компонент:

  • социальные данные о составе семьи, бытовой фон взаимоотношений в семье;

  • определение уровня психосоматического здоровья;

  • анализ уровня развития физических кондиций;

  • исследование психологических особенностей;

  • исследование уровня эмоционального благополучия.

Воспитательный компонент:

  • изучение уровня воспитанности, уровня личностного роста;

  • изучение психологического климата в ученических коллективах;

  • определение социального статуса учащихся.

Деятельностный компонент:

  • изучение интеллектуального развития;

  • определение стартового уровня учебных достижений школьников.

Медико-психолого-педагогический консилиум.

Цели работы:

  1. согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса в школе для создания комплекса возможностей развития личности и формирования благоприятного психологического климата общения;

  2. определять результаты адаптационного периода в компонентах мониторинга: социального, коммуникативного, деятельностного;

  3. проводить подготовку к родительским собраниям и педагогическим советам.

^ Участники и функциональная направленность их действий.

Директор.

Отвечает за конечный результат работы учебного заведения, за эффективность работы всех структур.

Завуч.

Отвечает за организацию, координацию, содержание, реализацию адаптационной программы, создает атмосферу педагогической поддержки. Осуществляет контроль за соблюдением единых требований к учащимся со стороны учителей-предметников.

Выступает по результатам мониторинга стартовых контрольных работ по математике и русскому языку

^ Заместитель директора по воспитательной работе.

Отвечает за организацию воспитательного процесса во вновь сформированных коллективах, соотнесенного с приоритетами воспитательной политики в государственных образовательных документах, за организацию соуправления.

Выступает по анализу планов воспитательной работы в классах.

Психолог.

Отвечает за выполнение программы адаптационного периода как программы психолого-педагогического сопровождения вхождения ребенка в новую социальную среду, за проведение диагностики и развивающих занятий в адаптационный период.

Выступает по представлению психологического портрета класса на основе исследований интеллектуального развития, психологических особенностей, эмоционального благополучия.

^ Медицинский работник.

Отвечает за составление банка данных на учащихся по определению уровня здоровья, итогов медицинских осмотров, собеседовании с учащимися и их родителями.

Выступает по анализу состояния здоровья учащихся.

^ Классный руководитель.

Отвечает за создание условий для успешной адаптации учащихся к особенностям образовательного процесса, за формирование благоприятного климата общения, за становление классного коллектива.

Выступает по итогам составления социального паспорта класса, где обозначаются не только фактические данные, но и определяются особенности семейных взаимоотношений, по итогам развития коллектива класса, по особенностям этого развития и методам педагогического воздействия, осуществляемым им в процессе адаптационного периода (что и для чего делалось?).

^ Учителя – предметники.

Отвечают за качество обученности учащихся по предмету, за формирование интереса к изучению конкретных учебных дисциплин.

Выступают по итогам педагогических наблюдений за развитием учащихся на конкретном предмете, по обмену опытом внедрения в образовательный процесс механизмов реализации адаптации учащихся через создание ситуаций успеха, вхождения учащихся в новую ступень обучения, по итогам формирования интереса к предмету

Ожидаемые результаты реализации программы.

  • Повышение интереса к школьной жизни у обучающихся всех ступеней;

  • Формирование позитивного “Образа Я” у школьников;

  • Активизация интереса педагогов к проблемам адаптации.

План мероприятий адаптационного периода приведен в Приложение 1.

Приложение 2.

Литература.

  1. Ганьшина В.Н. Книга учителя. МОУ “Лицей № 1” г. Усолье-Сибирское, 2007 г.

  2. Елена Кравцова. "Десятиклассники" // Школьный психолог 2003, № 20.

  3. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. Под. Ред. Пилипко Н.В. М.:2002.

  4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону, 2006 г.

  5. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе. М.: 2003.

  6. Подростковый возраст – все ли в норме? Комплект диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы / Авт.-сост. В.И.Екимова, А.Г.Демидова. – М.: 2007 г.

  7. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов, 2005 г.

  8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М.: 2001.


Приложение 1.
План мероприятий адаптационного периода.
Организация педагогических мероприятий.







^ Название мероприятия.

Сроки.

Ответственные.

1 класс.

1.

Обсуждение совместного плана сотрудничества детского сада и начальной школы по подготовке детей подготовительной группы к школьному обучению.


май

Завуч. Учит. нач. кл.

4.

Посещение занятий в детском саду будущими учителями первоклассников

- в начале учебного года:

Цель: знакомство с детьми подготовительной группы и формами работы;

- во второй половине года:

Цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей детей д/с.

Октябрь-апрель

Завуч.

Учитель начальных классов

5.

Совместное педагогическое совещание учителей и воспитателей с целью обсуждения реализации задач планирования.

январь




5 класс.

6.

Распределение нагрузки на предстоящий учебный год.

апрель

Завуч

7.

Посещение учителями-предметниками уроков в 4-х классах, знакомство с будущими пятиклассниками.

Апрель, май.

Учителя-предметники.

8.

Малый педсовет “Готовность учащихся четвертого класса к переходу в среднее звено”.

Май.

Участники .

9.

Малый педсовет“Итоги адаптационного периода пятиклассников”.

Декабрь.

Участники.

10 класс.

10.

Совещание “Итоги реализации профориентационной программы в 9 классе

Март.




11.

Совещание “Итоги адаптационного периода в 10 классе”.

Январь.





^ Социально-психологический компонент.




Название мероприятия.

Сроки.

Ответственные.

1.

Изучение социальных условий. Составление социального паспорта 1, 5, 10 класс.

Сентябрь.

Классные руководители.

2.

Изучение эмоционального благополучия:


  1. уровень развития тревожности – 1 и 5 класс [3], [5] ;

  2. САН – 10 класс [6];

  3. Социальная адаптация – 10 класс [6].

Ноябрь, декабрь.

Психолог.


Воспитательный компонент.







^ Название мероприятия.

Сроки.

Ответственные.

Мероприятия совместно с МДОУ

1.

Выставки работ будущих первоклассников

“Я рисую школу”, “Я - первоклассник”

Апрель.

Воспитатели.

2.

Экскурсии детей в школу.

Цель: Знакомство дошкольников со школьной жизнью, школьными помещениями (библиотекой, классами, спортзалом).

В течение года

Воспитатели

Завуч

3.

Праздники для будущих первоклассников и родителей “Давайте знакомится”

Март.

Учитель начальных классов.

^ Школьные мероприятия.

4.

Социометрические исследования межличностных отношений в классах.

Октябрь.

Психолог, классные руководители.

5.

Изучение уровня удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Декабрь.

Психолог.

6.

Изучение уровня воспитанности.

Март.

Классные руководители.


^ Деятельностный компонент.




Название мероприятия.

Класс.

Сроки.

Ответственные.

1.

Изучение функциональной школьной зрелости (тест Керна-Йерасика).

1 класс.

Сентябрь.

Психолог.

2.

Наблюдение поведенческих особенностей учащихся.

1,5,10.

Октябрь.

Психолог.

3.

Определение стартовых уровней учебных достижений.

5,10.

Ноябрь.

Завуч.

4.

Изучение учебной мотивации (рисуночные методики “Я в школе”).

1,5

Ноябрь.

Психолог.

5.

“Диагностика поведения и деятельности ребенка” опросник для учителей.

1.

Ноябрь.

Психолог.

6.

“Права и обязанности ученика” опросник для учащихся.

1.

Декабрь.

Психолог.

7.

Изучение интеллектуального развития учащихся. (ШТУР) [4]

10.

Декабрь.

Психолог.

8.

Изучение интеллектуального развития учащихся. (тест Векслера) [7]

4.

Апрель.

Психолог.


^ Консультативный компонент.








^ Название мероприятия.

Сроки.

Ответственные.

Мероприятия в МДОУ.

1.

Родительское собрание со следующей тематикой: “Задачи семьи и детского сада по созданию условий для успешной подготовки детей к школьному обучению”

Октябрь.

Методист

Воспитатели

Учитель начальных классов

2.

Подготовка тематических выставок для родителей.

  • “Какими умениями должен обладать первоклассник для успешного обучения в школе”

  • “Роль семьи в формировании положительного образа школы”

В течение года

Воспитатели.

3.

Консультации учителя для родителей будущих первоклассников

По запросу

Учитель начальных классов

4.

Анкетирование родителей по теме “Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?”

Январь.

Воспитатели

Мероприятия в школе.

5.

“Ребенок пошел в школу” родительское собрание в 1 классе.

Октябрь.

Психолог.

6.

“Итоги адаптационного периода” родительские собрания в 1 и 5 классах.

Ноябрь.

Психолог.

7.

“Время отдыха?” родительское собрание в 10 классе. [2]

Декабрь.

Психолог.

8.

“Как помочь ребенку в пятом классе” родительское собрание в 4 классе.

Май.

Психолог.

9.

Индивидуальное консультирование родителей.

В течение года.

Психолог.


^ Коррекционно-развивающий компонент.







^ Название мероприятия.

Сроки.

Ответственные

МДОУ.

1.

Проведение тематических занятий по программе подготовки дошкольника к школе, с учетом формирования компонентов учебной деятельности.

Ноябрь - апрель

Методист

Воспитатели

Учитель начальных классов

2.

Совместный интеллектуальный марафон “Я познаю мир” первоклассников и детей подготовительной группы

Март

Воспитатели

Учитель начальных классов

1 класс.

3.

“Здравствуй, школа!” адаптационные занятия с первоклассниками. [3], [8]

Сентябрь-декабрь.

Психолог.

4.

Преодоление школьной тревожности. Групповая работа.




Психолог.

^ Средняя ступень.

5.

Занятия по формированию готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения.

Январь – май.

Психолог.

6.

“Новичок в средней школе” [5]

I полугодие

Психолог.

Старшая ступень

7.

Индивидуальные консультации в 10 классе.

I четверть.

Психолог.

8.

Профориентационные занятия по программе “Моя профессия”.

I полугодие

Психолог.
  1   2

Похожие:

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников \"Восхождение\" iconК проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде
Аннотация. В настоящей статье рассматривается понятие и сущность психолого-педагогического сопровождения, представлены подходы к...
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников \"Восхождение\" iconИнформация о разработке программы психолого-педагогического сопровождения...
В условиях школы психолого-педагогическое сопровождение является особенно актуальным, так как является гарантом в обеспечении его...
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников \"Восхождение\" iconМетодические рекомендации по организации психолого-педагогического...
Процесс по организации психолого-педагогического сопровождения введения фгос в начальной школе проектируется совместно педагогом-психологом...
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников \"Восхождение\" iconПоложение о службе психолого-педагогического и медико-социального...
Настоящее Положение определяет основу деятельности Службы психолого-педагогического и медико- социального сопровождения образовательного...
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников \"Восхождение\" iconПсихолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста
...
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников \"Восхождение\" iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными...
Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития....
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников \"Восхождение\" iconРешение приоритетных целей и задач модернизации российского образования...
Деятельность Карасукского отделения гбоу «Областной центр диагностики и консультирования» по организации системы комплексного психолого-медико-педагогического...
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников \"Восхождение\" iconТема проекта
Аются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные...
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников \"Восхождение\" icon«Адаптация первоклассников к школьным условиям»
Цель: Познакомить родителей с психолого-педагогическими аспектами адаптационного периода в первом классе, с целью выявления индивидуальных...
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников \"Восхождение\" iconПрограмма, утвержденная руководителем учреждения
Наличие программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница