Психолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста




НазваниеПсихолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипАнализ
Змеева О.В.

МАДОУ ЦРР- детский сад 52, воспитатель
Психолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста
В дошкольном возрасте закладываются основы развития детей, и оттого, как мы педагоги-психологи, педагоги, родители, развиваем детей, во многом зависит их дальнейшая судьба. Особенно важны знания возрастных особенностей детей для выстраивания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Согласно теоретическим положениям, А.А. Бодалева, А.А. Ломова, А.М. Матюшкина органы, системы и психические функции ребенка развиваются с разной интенсивностью и не параллельно. Существуют периоды, в течение которых организм становится особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей действительности.

Такие периоды называют сенситивными. Младенческий возраст (0 – 1 года); ранний детский возраст (1 – 3 года); дошкольный возраст (3 – 7 лет). В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети раннего и младшего возраста от 1,5 до 2,5 лет, коснемся особенностей их развития.

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающее все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и другие. В раннем возрасте контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте.

Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что соответственно позволяет предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождается физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждается в реабилитации, 45% в коррекционной помощи того или иного направления. Все больше проявляется необходимость создания службы раннего сопровождения, на это уже направлены и ценностные ориентации государства и общества. Открываются психолого -медико - педагогические центры, консультативно-диагностические пункты, создаются службы раннего сопровождения, разрабатываются программы комплексного психолого - медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Именно такая форма осуществляется и в нашем детском саду.

^ Целью раннего психологического сопровождения является создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста. Согласно определению Е. Шиловой – сопровождение это обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов: старшего воспитателя, психолога, педагогов, учителя-логопеда, медицинских работников, работающих в системе образования.

До поступления ребенка в детский сад организуем патронаж, проводим беседы, анкетирование родителей. Организуем консультации, даем практические рекомендации родителям по развитию детей раннего дошкольного возраста и по подготовке к поступлению в детский сад. Наблюдение за детьми в группе, выявление индивидуальных особенностей, круга интересов Основная задача на этом этапе было выявление, комплексное обследование детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации и организация комплексного раннего сопровождения с первых дней пребывания ребенка в детском саду. На основе анализа результатов и фиксации в картах нервно-психофизического развития ребенка раннего возраста с целью отслеживания гармоничности развития ребенка, обобщается информация об уровне развития ребенка, планируется направления индивидуальной работы (по эпикризным срокам).

Одновременно организуется просветительская работа через организацию деятельности клубов «Молодая семья», «Красивой речи», индивидуальное консультирование по результатам адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение в нашем дошкольном учреждении сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку и родителю в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Необходимо отходить от модели, когда педагог-психолог или воспитатель действуют в одиночку, следует объединить усилия всего педагогического коллектива: старшего воспитателя, педагогов, психолога, учителя-логопеда, медицинских работников.

В результате комплексного сопровождения отмечается положительная динамика по результатам адаптации вновь поступивших детей 76% до 81% (за период 20009-2012гг). В детском саду отсутствуют дети с тяжелой степенью адаптации, растет количество детей с легкой адаптацией. Вся педагогическая деятельность, в период адаптации выстроенная по «Программе профилактики дезадаптации», направлена на минимизацию отрицательных реакции у детей при поступлении в детский сад, и в адаптационный период. Кроме того, комплексное сопровождение помогает установить конструктивные взаимоотношения с семьями воспитанников направленные на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка раннего возраста.

Из этого следует вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», а выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.

Похожие:

Психолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста iconИнформация о разработке программы психолого-педагогического сопровождения...
В условиях школы психолого-педагогическое сопровождение является особенно актуальным, так как является гарантом в обеспечении его...
Психолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста iconРасширить и систематизировать знания педагогов о методике развития речи детей раннего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад для детей раннего возраста №38
Психолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста iconПсихолого-педагогическое сопровождение растущего человека в школе
Система психолого-педагогического сопровождения на современном этапе решает множество задач в условиях модернизации образования,...
Психолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Апробация методики психолого-педагогического обследования развития детей раннего и дошкольного возраста Е. А. Стребелевой
Психолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста iconДети раннего возраста с ограничееными возможностями здоровья: особенности...
В период раннего возраста происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей формируется мышление, активно развивается двигательная...
Психолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста iconК проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде
Аннотация. В настоящей статье рассматривается понятие и сущность психолого-педагогического сопровождения, представлены подходы к...
Психолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста iconПрограмма развития муниципального бюджетного образовательного учреждения...
«комплесное психолого – медико – педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями»
Психолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста iconРазвитие познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными...
Развитие познавательной сферы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста iconПлан работы психолого-медико-педагогическогоконсилиума мкоу «Николаевская...
Составление и утверждение индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов
Психолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста iconТема проекта
Аются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница