Психолого-педагогические проблемы развития детей и педагогические трудности




НазваниеПсихолого-педагогические проблемы развития детей и педагогические трудности
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
Психолого-педагогические проблемы развития детей

и педагогические трудности

Дворецкая Т.В. зам. директора

по научно-методической работе

Центра психолого-педагогической

реабилитации и коррекции г.Пскова.

За последние годы специалистами сферы здравоохранения и образования отмечается увеличение числа детей, имеющих различного рода осложнения и трудности в познавательной, эмоциональной сферах и поведении. Первыми в образовательном учреждении с этими осложнениями и трудностями сталкиваются педагоги. Основными школьными факторами, влияющими на развитие и здоровье детей по мнению М.М. Безруких являются:

  • Стресс

  • Несоответствие методик и технологий обучения

  • Интенсификация учебного процесса

  • Нерациональная организация учебного процесса

  • Некомпетентность педагогов в вопросах функционального развития и здоровья детей

  • Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового



В связи с этим следует подчеркнуть психологическую компетентность и особенности личности педагога, как особо важной фигуры, формирующей личность ребенка. В связи с этим психологическое сопровождение педагогов в настоящее время занимает одно из приоритетных мест в деятельности муниципальной психологической службы.

Для эффективного психологического сопровождения деятельности педагога необходимо иметь представление о трудностях, которые он переживает в настоящее время. Как показывают результаты профессионального взаимодействия с педагогами, на сегодняшний день, трудности педагогов, работающих в образовательных учреждениях города Пскова можно условно объединить в четыре основные группы:

  1. Трудности, связанные с недостаточной психолого-педагогической компетентностью самих педагогов. Особенно на уровне практического применения знаний. Следует выделить недостаточное владение техниками и технологиями конструктивного взаимодействия с обучающимися и их родителями, неумение или недостаточную мотивацию педагогов к построению образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей.

  2. Трудности, связанные с личностными особенностями педагогов, в частности недостаточной личностной пластичностью, обусловленные профессиональным «выгоранием» и профессиональной деформацией педагогов с большим стажем работы.

  3. Трудности, связанные с чрезмерной заорганизованностью и занятостью педагогов, вызванные возрастанием количества различных проектов, конкурсов, фестивалей, олимпиад в которых принимают участие сами педагоги или готовят к ним обучающихся.

  4. Трудности, связанные с подготовкой обучающихся к ЕГЭ, муниципальным экзаменам, мониторингам, которые еще не стали привычным явлением для детей, родителей и самих педагогов. Кроме того, неизвестность, связанная с переходом на новые ФГОСы и ряд других факторов вызывают дополнительное интеллектуальное и эмоциональное напряжение учителя.


В связи с этим работа психолога с педагогом, направленная на преодоление перечисленных трудностей является одной из основных точек приложения профессиональных усилий психолога, работающего в сфере образования.

Как показывает анализ годовых отчетов Центра ППРиК, анализ деятельности муниципальных служб сопровождения, собеседование с психологами и анализ обратной связи педагогов, получивших психологическую помощь, работа по преодолению трудностей педагогов занимает определенное место в деятельности психологов муниципальной психологической службы.

На сегодняшний день муниципальная психологическая служба представлена 68 педагогами-психологами школ, дошкольных образовательных учреждений г. Пскова. Специалисты Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции осуществляют руководство по профессиональной линии и оказание методической помощи педагогам-психологам образовательных учреждений.

Перед педагогами-психологами муниципальной службы были поставлены следующие задачи, направленные на преодоление трудностей педагогов:

  • просвещение педагогов в области современной психологии и здоровьесбережения;

  • содействие педагогическим коллективам образовательных учреждений в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся;

  • оказание психолого - педагогической поддержки педагогам в их профессиональной деятельности.

Поставленные задачи решались в различных аспектах психологического сопровождения деятельности педагогов. Остановимся на наиболее важных из них:

  • Пути, формы и содержательная направленность работы с педагогами.

  • Методический цикл по реализацию запроса образовательной среды.

  • Результативность и проблемы психологического сопровождения деятельности педагогов.


^ Пути, формы и содержательная направленность работы с педагогами.
Анализ работы муниципальной психологической службы позволяет выделить систему профессионального взаимодействия с педагогами образовательных учреждений и определить пути, по которым оно осуществляется в образовательных учреждениях города:

1-й путь: психологи напрямую взаимодействуют с педагогами, оказывая им консультативную или психокоррекционную помощь в решении профессиональных и личных проблем. Инициаторами обращений в большинстве случаев являются сами педагоги. Опытные специалисты, опираясь на результаты психодиагностики, приглашают педагогов для индивидуальной работы по собственной инициативе. Наиболее распространенные проблемы, обсуждаемые с психологом:

  • определение оптимальной стратегии работы с конкретным ребенком;

  • помощь в подготовке к аттестации педагога, к участию в конкурсе, к открытому занятию и т.д.;

  • психологическая поддержка в проблемных ситуациях в профессиональной деятельности и личной жизни, профилактика эмоционального «выгорания» и пр.


2-й путь: психологи напрямую взаимодействуют с педагогами детей (клиентов), получающих психологическую помощь, особенно если речь идет о консультативной или индивидуальной психокоррекционной работе по проблеме конкретного ребенка. Взаимодействие с педагогом для психолога - необходимое условие получения объективных сведений о ребенке, его семье и получения реальных результатов коррекционной помощи. Особенно это важно в тех случаях, когда воспитательный ресурс родителей невелик или проблема ребенка связана с его взаимоотношениями с педагогом.

1-й и 2-й пути взаимодействия психологов с педагогами реализуются через психокоррекционную работу и консультирование.

Ежегодно педагоги-психологи образовательных учреждений города проводят с педагогами:

  • Индивидуальных и групповых коррекционных занятий с педагогами – около 800.

  • Консультаций с педагогами – более 2,5 тысяч.


3-й путь: специалисты-психологи ведут просветительскую и профилактическую работу среди учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей в образовательных учреждениях.

В просвещении педагоги-психологи используют как лекционные (лекции, беседы), так и активные формы обучения (тренинг, деловая игра, практикум). Однако, для значительного числа психологов, проведение занятия с педагогами в интерактивной форме затруднительно. Затруднения связаны, как правило, с недостатком собственного опыта психолога или при негативном настрое в определенных ситуациях на активную работу со стороны педагогов. Наиболее востребованными со стороны педагогов темами просветительской и профилактической работы являются:

  • Психологическая компетентность учителя в решении образовательно-воспитательных задач;

  • Помощь детям с осложненным поведением;

  • Саморегуляция в профессиональной деятельности педагога;

  • Совершенствование профессионального взаимодействия и повышение профессиональной самооценки педагога;

  • Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми;

  • Конструктивное взаимодействие с обучающимися, имеющими нарушения в поведении;

  • Эмоциональное благополучие учащихся. Роль педагога;

  • Психологическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности и пр.


За предшествующие три учебных года психологами города проведено просветительских мероприятий: 625 - в 2007/08 уч. году, 689 - в 2008/09 и 638 в 2009/10 уч.году. Отмечался рост количественных показателей, связанный с «Годом учителя».
4-й путь: опосредованное сотрудничество с педагогами через педагогов-психологов образовательных учреждений города, которые передают знания и навыки, полученные на мероприятиях, проведенных методистами Центра в своих образовательных учреждениях. 4-й путь можно назвать веерным взаимодействием, он дает возможность оказать психолого-педагогическую поддержку значительному количеству педагогов большинства образовательных учреждений города по наиболее важным проблемам образовательной среды. По сути 4-й путь представляет собой методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов.

Осуществляя опосредованное взаимодействие с педагогами, методисты Центра используют различные формы работы:

  • методическое объединение

  • обучающий семинар

  • постоянно действующий семинар

  • творческие группы

  • посещение открытых занятий

  • разработку методических материалов

  • консультирование

  • библиографическая деятельность

Ежегодно методисты Центра проводят 15-18 методических мероприятий с педагогами-психологами образовательных учреждений, более 200 индивидуальных методических консультаций, осуществляют до 30 выходов в образовательные учреждения с целью оказания помощи специалистам. Большинство из перечисленных мероприятий, так или иначе, затрагивают различные аспекты взаимодействия психолога с педагогом.

В Центре создан и постоянно пополняется банк методических материалов, в том числе методических рекомендаций для педагогов, и направленных на работу психолога с педагогами. Материалы содержатся в печатном и электронном виде, формируется банк видеоматериалов, которыми пользуются специалисты образовательных учреждений.

^ Методический цикл по реализацию запроса образовательной среды.
В настоящее время в образовательной среде происходят значительные изменения, связанные с инновационными процессами, которые в свою очередь формируют новые запросы к психологам. Проблематика и содержание опосредованной и непосредственной работы с педагогами определяется исходя из запросов образовательной среды.

В Центре сложился определенный методический цикл, направленный на реализацию запроса образовательной среды.

Методический цикл представляет собой ряд последовательных методических мероприятий, направленный на решение конкретной задачи:

1 этап цикла – формирование запроса образовательной среды.

Запросы формируются на основе:

  • анализа деятельности муниципальных служб;

  • обратной связи специалистов сопровождения;

  • заявок образовательных учреждений;

запроса информационно-методического сектора УО.

2 этап цикла – определение технологии реализации запроса. Методистами определяются задачи, пути, алгоритм их решения, продумываются способы получения результата и оценки его качества. На этом этапе происходит изучение литературы и разработка методических материалов.

^ 3 этап цикла – передача педагогам-психологам теоретических и практических знаний, формирование основ практических навыков работы по заявленной проблеме на обучающих семинарах.

^ 4 этап цикла – применение педагогами-психологами полученных знаний в практической работе с участниками образовательного процесса своих образовательных учреждений.

^ 5 завершающий этап цикла – обмен опытом педагогов-психологов по внедрению в практику своего учреждения новой технологии, приема или метода работы по проблеме образовательной среды на методических объединениях и методических консультациях с коллегами.

В качестве примера рассмотрим методический цикл работы по проблеме СДВ. На основе анализа проблем обращений за психологической помощью и на основе информации, полученной из образовательных учреждений, был сформулирован запрос на обучение технологиям работы с детьми с СДВГ. Обучение и воспитание детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания – сложная проблема для педагога в условиях образовательного учреждения, где одновременно находится большое число детей, и действуют требования образовательных стандартов. Проведены 3 этапа обучающего семинара для педагогов-психологов, на котором были рассмотрены теоретические и практические аспекты работы по проблеме с самим ребенком, его родителями и педагогами. Психологи транслировали полученные знания в своих образовательных учреждениях, обучили педагогов конкретным приемам работы с данной категорией детей. На следующем этапе психологами был обобщен и представлен опыт своей практической деятельности на методическом объединении и предоставлены сведения о работе в данном направлении в годовых отчетах. Результатом эффективности данного методического цикла явилось реальное сокращение (в разы) числа обращений детей за помощью специалистов Центра.

^ Результативность и проблемы психологического сопровождения деятельности педагогов
Результаты профессионального сотрудничества специалистов Центра с педагогами образовательных учреждений можно определить на основе анализа:

  • результатов обратной связи педагогов-психологов и педагогов образовательных учреждений;

  • деятельности муниципальной службы практической психологии в системе образования;

  • отчетной документации о методической работе Центра ППРиК;

  • результатов внутриучрежденческого контроля по учету и хранению материалов методических мероприятий, проведенного в Центре.


Показателями эффективности психологического сопровождения педагогов является:

  • документально подтвержденные количественные сведения о проведении работы педагогов-психологов муниципальной психологической службы с педагогами;

  • соответствие содержательной направленности работы, проведенной специалистами-психологами образовательных учреждений с педагогами содержанию методических мероприятий, проведенных для педагогов-психологов методистами Центра по запросу образовательной среды;

  • реальное сокращение числа заявок на проведение психопрофилактической и просветительской работы с педагогами из образовательных учреждений как результат работы системы веерного взаимодействия с педагогами через опосредованную методическую подготовку психологов городских образовательных учреждений;

  • наличие и постоянное пополнение методической базы, обеспечивающей психологическое сопровождение деятельности педагогов;

  • удовлетворенность педагогов качеством психологической помощи. В обратной связи педагоги, как правило, дают высокие оценки качеству мероприятий проведенных психологами. Опрошенные педагоги отмечают: конкретность и практическую направленность предложенных методических материалов; возможность активной работы («участвовать в выполнении упражнений», «выполнять задания», «рассуждать»); располагающую атмосферу на занятиях.



Таким образом, можно сделать вывод о том, что в образовательных учреждениях г. Пскова сложилась система психологического сопровождения деятельности педагогов. Однако о реализации основных потребностей педагогов в психологической помощи говорить преждевременно. Существует ряд нерешенных проблем:

  • Частичная удовлетворенность потребности педагогов в повышении психолого-педагогической компетентности. Педагоги нуждаются в конкретных практически применимых знаниях;

  • Ситуативность работы по профилактике профессионального «выгорания» педагога в большинстве образовательных учреждений. Педагоги нуждаются в системной психологической помощи, связанной с возрастанием психологических нагрузок;

  • Незначительность психокоррекционной и психотерапевтической помощи педагогам, имеющим признаки профессиональной деформации;

  • Неготовность некоторых психологов к ведению системной работы с педагогами, особенно в направлении психокоррекционной помощи и использованию активных форм работы в просветительской и профилактической деятельности.

Решению вышеперечисленных проблем будет посвящен следующий этап деятельности муниципальной службы практической психологии в системе образования г. Пскова.
Литература

1. Годовые отчеты о деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений за 2007-2011 учебные годы.

2. Годовые отчеты о научно-методической работе Центра ППРиК за 2007-2011 учебные годы.

3. М.М. Безруких. Школьные трудности. Сочи 2010.

Похожие:

Психолого-педагогические проблемы развития детей и педагогические трудности iconПсихолого-педагогические условия
Психолого- педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать
Психолого-педагогические проблемы развития детей и педагогические трудности iconТема проекта
Аются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные...
Психолого-педагогические проблемы развития детей и педагогические трудности iconПсихолого-педагогические основы групповой формы организации учебной деятельности
Одним из путей решения данной проблемы и является использование группового обучения. Вместе учиться и легче, и интереснее, и эффективнее....
Психолого-педагогические проблемы развития детей и педагогические трудности iconКогнитивная одаренность и природные условия раннего эмбриогенеза...
Раннего эмбриогенеза и онтогенеза / Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Мат. Viiмежд. Конф. В 2 томах...
Психолого-педагогические проблемы развития детей и педагогические трудности icon«Психологические и педагогические аспекты развития художественно-творческих...
Семинар для воспитателей дошкольного образовательного учреждения на тему: «Психологические и педагогические аспекты развития художественно-творческих...
Психолого-педагогические проблемы развития детей и педагогические трудности iconПсихолого-педагогические возможности сохранения и укрепления здоровья...
Психолого-педагогические возможности сохранения и укрепления здоровья школьников средствами физической культуры и спорта
Психолого-педагогические проблемы развития детей и педагогические трудности iconПедагогические Чтения «Как любить детей»
Стало традицией собираться на Международные Педагогические Чтения в завершение зимних каникул с 9 по 11 января каждого года. В этом,...
Психолого-педагогические проблемы развития детей и педагогические трудности iconПлан работы социально-психологической службы моу оош №21 на 2011-2012 учебный год
Изучать психолого-педагогические особенности детей и их микросреду, условия жизни
Психолого-педагогические проблемы развития детей и педагогические трудности iconПсихологическая служба моу «сош №9» педагог-психолог: Есенжанова...
В психолого-педагогической литературе часто школьникам возраста, переходного из младшей в среднюю школу, приписывают черты или 10-летних...
Психолого-педагогические проблемы развития детей и педагогические трудности iconУрок развития речи(обучающее сочинение) домашнее По сказкам. И. С. Тургенев. «Муму»
Уважаемые коллеги, если у учащегося есть психолого-педагогические рекомендации психолога, то можно варьировать данные(по надомной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница