Эксперимента




НазваниеЭксперимента
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
  1   2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

«Растим патриотов»

(Формирование духовного и физического здоровья учащихся посредством дополнительного образования)

Проект экспериментальной программы



  1. Паспорт экспериментальной программы

^ Тема эксперимента

«Растим патриотов» - программа формирования духовного и физического здоровья учащихся посредством дополнительного образования в социально-педагогическом пространстве муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Усинска Республики Коми

^ Исполнитель эксперимента

Жура Татьяна Валентиновна, директор школы

Научный руководитель эксперимента, консультант, эксперт, управляющий

Шарифуллина Жанна Валерьевна

^ Контактная информация

Почтовый адрес: 169710 г. Усинск ул. Возейская 9а. 
Телефон: (882144) 2-78-75
E-mail school-52 inbox.ru (для Ольховой)

^ Актуальность темы

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.

Этим и определяется необходимость создания кадетских классов на базе общеобразовательной школы. Военная, физическая, психологическая и другая специальная подготовка ведется по дополнительной программе за счет факультативных занятий, кружков, военных сборов. Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, духовного, правового, воинского, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Итоги социальной диагностики микросоциума школы показали следующее:

  • пятая часть учащихся школы воспитываются в неполных семьях;

  • в связи с большой занятостью родителей воспитание детей дома осуществляется на низком уровне;

  • город отдален от культурных (исторических) центров.

Целенаправленно изучая склонности и интересы учащихся и их родителей, учитывая социальный заказ общества, мы определили тип школы – школа кадетского типа, так как в последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей. В то же время остро встает проблема его доступности. Центрами кадетского обучения и воспитания являются большие города и детям из малых городов оно становится доступным только при переходе на интернатную форму обучения. Это достаточно сложно для многих семей, которые хотели бы дать детям кадетское обучение и воспитание.
В данной ситуации реальным и оптимальным выходом является создание и апробация модели кадетских классов как структур общеобразовательных учебных заведений. Данный подход позволяет повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации учебно-воспитательного процесса на принципах кадетского обучения и воспитания, предусматривающих  формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества.

^ Идея эксперимента

Согласно «Программе развития воспитания в системе образования России» система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.

В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает в себя разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни общеобразовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

Поэтому наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности. Способность легко и ответственно вписываться в новые условия проявляется в готовности личности выпускника к социальному взаимодействию, в адекватном отношении к себе, к окружающим. Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, направлен на создание долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и внеучебная жизнь.

^ Замысел эксперимента

На сегодняшний день муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Усинска Республики Коми располагает предполагаемыми элементами для успешной реализации программы формирования  кадетского класса как внутришкольной образовательной и воспитательной структуры. В ходе данной работы предполагается выполнение следующих учебных, воспитательных и социальных задач:

  • образование в пространстве базового федерального учебного плана и системы дополнительного образования на принципах развивающего, расширенного и личностно-ориентированного обучения в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования;

  • создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадетов, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала;

  • четкая регламентация всей системы взаимоотношений  и жизнедеятельности в учебное время с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;

  • привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям общественной морали при активном развитии чувства собственного достоинства, а также формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути;

  • учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника,  позволяющий создавать  оптимальные условия для воспитания верности  Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей и утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно, военной службы;

  • создание  эффективной системы патриотического воспитания в социальном  пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у обучающихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания;

  • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности,

  • психологическое сопровождение кадетов.

^ Объект экспериментирования

Образовательный и воспитательный процесс в специально сформированной системе кадетских классов школы.

^ Предмет экспериментирования

Содержание образования и воспитания в кадетском классе школы в пространстве базового федерального учебного плана и системы дополнительного образования на принципах развивающего, расширенного и личностно-ориентированного обучения в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования

^ Педагогическая цель

Воспитание выпускника кадетского класса физически и духовно развитого, воспитанного на принципах долга, чести и достоинства, культурного, просвещенного, инициативного, самостоятельного, ориентированного на государственную службу на гражданском и военном поприще, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время, высокой ответственности, дисциплинированности

^ Цель эксперимента

Создание и апробация модели функционирования системы кадетских классов в социально-педагогическом пространстве общеобразовательной школы, методического инструментария, педагогических технологий и концептуальных подходов для повышения доступности кадетского образования.

Задачи


  1. Формирование в социально-педагогическом пространстве школы системы кадетского обучения как особой образовательной и воспитательной структуры, включающей в себя подготовительный, основной и результирующий уровни на принципах деятельности современной профильной школы

  2. Создание организационно-методической базы по организации воспитательной деятельности и системы дополнительного образования в кадетских классах в соответствии с основными традициями воспитания кадетов в России, с учетом возрастных, психо-физических и др. особенностей развития личности ребенка..

  3. Апробация в школе педагогических программ, методических материалов по патриотическому воспитанию учащихся.

  4. Создание модели выпускника кадетского класса основной школы.

  5. Разработка системы показателей и методического обеспечения мониторинга результативности работы..

  6. Создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадетов, всемерного развития их способностей и творческого потенциала с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей, а также формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути в области государственной службы.

  7. Создание  эффективной системы патриотического воспитания в социальном  пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания.

  8. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.

Гипотеза

В ходе реализации эксперимента предполагается создать организационно-методические, материально-технические основания для внедрения адаптированной системы воспитательной работы и системы дополнительного образования в кадетских классах общеобразовательного учреждения в целях сохранения и развития духовного и физического здоровья учащихся.

^ Диагностический инструмент

  • Постоянный контроль развития теоретического интеллекта через систему тестов интеллекта «ШТУР» и «IQ».

  • Постоянный контроль развития личностно-эмоциональной сферы воспитанников кадетских классов.

  • Постоянный социометрический контроль психологической атмосферы в коллективе класса по методике Фидпера А.Ф.

  • Регулярный мониторинг социально-психологических установок личности в мотивоционно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной и через методику «Ценностные ориентации» М. Рокича.

  • Диагностика личностной мотивации к успеху по методике Т. Элерса.

  • Диагностика школьной тревожности по методике Филллипса.

^ Критерии оценки ожидаемых результатов

Анализ реализации образовательной составляющей функционирования экспериментального кадетского класса на основании педагогических диагностических комплексов Третьякова по 4 основным группам личностных критериев:

Социально- психологические:

  • сформированность повышенной мотивации к обучению;

  • высокая степень социализации и общественной активности кадетов;

  • способность к групповому активному взаимодействию;

  • выраженная сформированность нравственной базы личности;

  • сформированная патриотическая и гражданственная направленность самосознания и деятельности.

Личностные:

  • опережающее развитие теоретического интеллекта и когнитивной сферы учащихся;

  • динамичное развитие эмоционального интеллекта как базы деятельной социализации личности;

  • сформированность волевой и произвольной сферы учащихся;

  • развитие высоких адаптационных качеств личности;

  • выраженное развитие креативности каждого учащегося.

Образовательные:

  • стремление и способность к самообразованию;

  • расширение сферы принятия дополнительного образования;

  • стремление к изучению и восприятию общепринятых нравственных норм и явлений художественной и эстетической культуры.

Валеологические и здоровьеразвивающие:

  • способность к контролю своего физического состояния и совершенствования физических способностей организма;

  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

^ Сроки эксперимента

2008-2013 гг.

Этапы эксперимента

Первый этап - организация работ по переходу на экспериментальный режим  формирования и функционирования кадетского класса (2008 год).

^ Второй этап - организация работ по обеспечению функционирования образовательного учрежде­ния в режиме эксперимента (2009- 2012 годы).

Третий этап - организация работ по анализу и систематизации результатов экспериментальной работы (2013 год).

^ Прогноз возможных негативных последствий

(предполагаемые риски)

  • Невозможность набора в кадетский класс по причинам:

    • медицинские показания, большое количество детей, имеющих хронические заболевания,

    • недостаточность осведомленности социума и родителей учащихся о программах, условиях обучения в кадетском классе,

    • отрицательное отношение большого количества граждан к воинской службе.

  • Недостаточность финансирования программы

  • Недостаточность материально-технической базы

  • Неравнозначный состав класса (учащиеся с низкой, средней и высокой степенью обучаемости) 

Способы коррекции, компенсации негативных последствий

  • Использование здоровьесберегающих технологий.

  • Пропагандистская работа посредством СМИ, школьного сайта, предоставление информации по требованию.

  • Профориентационная работа с учащимися и родителями  выпускников – курсантов военных вузов и офицеров армии, воспитание уважения к личности воина – защитника Отечества.

  • Спонсорская помощь (попечительский совет),  социальное партнерство (УПР ЭПУ – ОАО «ЛУКОЙЛ-Коми»).

  • Индивидуальная работа с учащимися, адаптированные программы, профильное обучение

Состав участников эксперимента

  • Руководитель эксперимента – Жура Татьяна Валентиновна, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Усинска, Республики Коми;

  • заместитель руководителя по работе в кадетских классов – Ольхова Нина Васильевна;

  • заместители директора школы в рамках своих должностных полномочий и объеме, определенном Положением о кадетском классе,

  • педагог-психолог – Сысоева Анна Ивановна;

  • преподаватель-организатор ОБЖ – Новоселов Александр Юрьевич;

  • педагогические работники, ведущие учебные дисциплины и курсы дополнительного образования, определенные учебным планом кадетского класса;

  • учащиеся кадетского класса, 

  • родители (законные представители) кадетов, заключившие со школой договор о предоставлении образовательных услуг в рамках экспериментального кадетского класса.

^ Функциональные обязанности

  • Директор школы - организует и осуществляет управление всей работой по обучению и воспитанию учащихся в социально-педагогическом пространстве кадетского класса, его интеграцией в общий учебно-воспитательный процесс школы и несет ответственность за состояние учебно-воспитательной работы,

  • заместители директора школы – организуют учебно-воспитательного процесса школы, методической и инновационной деятельности в школе руководство им и контроль за развитием этого процесса, методическое руководство педагогическим коллективом, обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе, координация работы по ВШК,

  • заместитель руководителя по работе в кадетских классов – организует воспитательную работу в социально-педагогическом пространстве кадетских классов, осуществляет постоянный контроль над обеспечением сохранности жизни и здоровья кадетов, поддержания высокого уровня дисциплины и морально-психологического состояния кадетов,

  • педагог-психолог - осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения, определяет факторы, препятствующие развитию личности обучаемых и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи, оказывает помощь обучающимся , родителям (лицам их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива и т.д.;

  • преподаватель-организатор ОБЖ – осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, организует, планирует и проводит учебные, в т.ч. факультативные и внеурочные занятия, прикладную физическую подготовку, участвует в планировании и проведении мероприятий по военно-спортивной направленности и т.д.,

  • классный руководитель - осуществляет контроль за учебным и воспитательным процессом в социально-педагогическом пространстве кадетского класса и находится в рамках традиционной производственной соподчиненности администрации школы,

  • классный воспитатель ГПД – организация и проведение воспитательной работы в закрепленной группе, контроль за посещением учащихся кадетских классов предметов дополнительного образования и т.д.

  • для организации качественной системы управления кадетским классом и приближения ее структуры к требованиям общевойсковых уставов и традиций Российской Армии из числа учащихся назначаются командир взвода и командиры отделений.

^ База эксперимента

Специально сформированные по заявлениям родителей 5-9 классы (5 классов)

Масштаб эксперимента

Усилиями администрации, педагогического коллектива и учредителей в кадетском классе осуществляется образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ. Образовательный процесс в социально-педагогическом пространстве кадетского класса  осуществляется на основе учебного плана и годового календарного графика учебных занятий, разрабатываемых и утверждаемых школой для кадетского класса,  и регламентируется расписанием занятий.
Структурно учебный процесс находится в рамках общепринятой для основной школы. Основное общее образование – обеспечивает освоение учащимися кадетских классов образовательных программ основного общего образования, условиями становления и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей.

В  дополнение к обязательным предметам  вводятся учебные предметы и дополнительные курсы, обеспечивающие реализацию интересов, способностей и возможностей личности. В плане дополнительного образования 1 час в неделю для обязательного посещения: рукопашный бой, хореография, строевая подготовка, ОФП, психология, ОБЖ, информатика, бассейн, курсы «Познай себя» (5 класс), «Утверждай себя (6-7 класс), «Управляй собой» (8 класс).

Организационно кадетский класс является структурой продленного учебного дня с делением учебного периода на первую и вторую половину. В первой половине дня кадетами изучаются общеучебные предметы, во вторую половину - дополнительные   занятия, ведется целенаправленная воспитательная работа на принципах кадетского воспитания.
Учебные нагрузки не могут превышать установленные СанПином нормы, а количество часов, отведенное в учебном плане на отдельный предмет, не должно быть меньше уровня, установленного региональным базисным учебным планом..
Режим занятий кадетов устанавливается следующий: учебная неделя - 6 дней, продолжительность урока – 45 минут, недельная учебная нагрузка:


класс

учебная нагрузка, часы

дополнительное

образование, часы



25

11



25

10



31

10



34

9



30

12
  1   2

Похожие:

Эксперимента iconПрограмма эксперимента
Направление эксперимента: Подготовка педагогов к непрерывному познавательному развитию детей старшего дошкольного и младшего школьного...
Эксперимента iconПрограмма экспериментальной работы Тема эксперимента: «Этнокультурные...
...
Эксперимента iconПрограмма эксперимента по теме: «Формирование элементарных навыков...
Приказ управления образования и науки Белгородской области №1680 от 23 июля 2007г. «О проведении эксперимента по раннему обучению...
Эксперимента icon«Формирование модели профессиональной подготовки, соответствующей...
Ной площадки в сентябре 2007 года на основе общеучилищной программы опытно экспериментальной деятельности была разработана индивидуальная...
Эксперимента iconПрограмма элективного курса «Ты выбираешь профессию»
Зарубина Н. Л., методист регионального Центра по проведению эксперимента гоу дпо «Сарипкипро», Катина А. В., методист регионального...
Эксперимента iconПлан подготовки и проведения эксперимента по ипотечному кредитованию...
«Вооруженные Силы Российской Федерации» раздела «Национальная оборона» функциональной классификации расходов бюджетов Российской...
Эксперимента iconПункт программы Содержание Тема эксперимента «Разработка и апробация...
«Разработка и апробация интерактивных программ по предметам естественно-математического цикла»
Эксперимента iconЭксперимента
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №34
Эксперимента iconПрограмма педагогического эксперимента
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Топки
Эксперимента iconОрганизация опытно-экспериментальной деятельности
«Методики постановки научного экологического эксперимента в рамках формирования универсальных учебных действий»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница