Проблема сохранения психического здоровья первоклассников в общеобразовательной школе актуальна всегда. Закон Украины «Про загальну середню освіту» гласит, что




НазваниеПроблема сохранения психического здоровья первоклассников в общеобразовательной школе актуальна всегда. Закон Украины «Про загальну середню освіту» гласит, что
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипЗакон











Горлівка

2010





































^ Актуальность проблемы

Проблема сохранения психического здоровья первоклассников в общеобразовательной школе актуальна всегда. Закон Украины «Про загальну середню освіту» гласит, что учебное заведение должно гарантировать безопасные условия обучения, соответствующий режим работы, способст-вовать развитию физического и психического здоровья учащихся.

Тем не менее, по разным данным, более 60% детей, которые приходят в школу, имеют психосоматические нарушения, увеличивается количество психоневрологических заболеваний, значительное количество детей первых классов требует внимания со стороны школьного психолога. Поэтому так актуально не только выявлять особенности ребенка, но и своевременно корректировать их, обеспечить систему психологического сопровождения первоклассников.

^ Нормативная база

Национальная доктрина развития образования, Закон Украины «Про освіту», «Положение о психологической службе системы образования Украины», Конвенция о правах ребенка.

^ Теоретическая основа опыта

Изучив труды российских психологов Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А. С. Кривцовой, Хухлаевой О.В., можно выделить следующие компоненты психологического здоровья: аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развива-ющий и социально-культурный.

^ Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей. Он предполагает осознание человеком своей ценности и уникальности, а также ценности и уникальности окружающих. Из этого вытекает наличие позитивного образа «Я», то есть абсолютного принятия человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также принятие и других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.д.

^ Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, своем внутреннем мире и месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и по-следствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

^ Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, то есть в самоизменении и личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности.

^ Развивающий компонент предполагает наличие такой динамики в умственном, личностном, социальном, физическом развитии, которая вписывается в границы нормы, присущей данным возрастным, историческим и культурным условиям, и не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний.

^ Социально-культурный компонент определяет возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально-культурных условиях. При этом он предполагает приобщение человека к национальным духовным ценностям, которые, в свою очередь, являются частью общечеловеческих знаний.

В качестве критериев психологического здоровья можно выделить:

а) позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения); позитивное восприятие мира;

б) высокий уровень развития рефлексии;

в) стремление улучшать качество основных видов деятельности;

г) успешное прохождение возрастных кризисов;

д) адаптированность к социуму (если ребенок, то к семье и школе).

Но насколько психологическое здоровье взаимосвязано с физическим здоровьем? Здесь нужно отметить, что само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того и другого для полноценной жизни. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как «психология здоровья» — «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В.А. Ананьев). В рамках этого направления подробно рассматривается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. И само здоровье видится не как самоцель, а как условие для самоосуществления человека.

^ Технология опыта

Ведущая идея опыта работы – создание условий для сохранения психи-ческого здоровья учащихся первых классов.

Психика детей младшего школьного возраста особенно восприимчива, потому большое значение приобретает проблема организации эффективного психологического сопровождения адаптационного процесса и сопровож-дения первого года обучения в целом.

Руководствуясь требованиями к организации учебно-воспитательного процесса, психологом была разработана и реализована система работы с пер-выми классами по таким направлениям:

  • Работа по преемственности с дошкольными заведениями;

  • Работа с родителями;

  • Работа с учителями начальной школы;

  • Работа с учащимися первых классов.

Цель работы - повышение психологической осведомленности и здоровьесберегающей компетентности участников УВП.

В связи с этим было разработано и проведено ряд мероприятий по профилактике дезадаптации с разной тематикой и формами работы.

Для родителей проведены родительские собрания на тему:

  • «Как подготовить ребенка к школе?» - для родителей будущих первоклассников;

  • «Презентация ОШ № 73» - для родителей будущих первоклассников на базе Д/С №38 (совместно с учителями начальной школы);

  • «Адаптация первоклассника. Помощь семьи»;

  • «Трудности первого года обучения»;

  • «Итоги адаптационного процесса».

Для педработников с целью повышения профессиональной компетент-ности были проведены тематические консультации и круглые столы:

  • «Психологические особенности шестилеток»;

  • «Адаптация первоклассника к школьным требованиям»;

  • «Типичные трудности первоклассников и их преодоление в процессе обучения»;

  • Консилиум по адаптации учащихся первых классов.

Для учащихся первых классов был составлен и проведен цикл адаптационных часов по материалам программы «Я – школьник» А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой и программы О. Хухлаевой «Хочу быть успешным», направленный на ознакомление учащихся со школьным распорядком, школьными правилами и снижение эмоционального напряжения, вызванного принятием статуса «школьника».

Для детей, испытывающих трудности адаптации, была разработана и апробирована программа коррекционно-развивающих занятий «Учимся с радостью». Данная программа составлена на основе программы Ю.Назари-ной «Начинаем обучение с радостью» и программы Л.О.Кондратенко, О.Ю. Прищепы «Технология предотвращения дисграфии», дополнена развива-ющими играми А.Л. Быстрова, Е.С. Быстровой.

Цель программы – развитие познавательных процессов учащихся первых классов, снижение эмоционального напряжения, коррекция тех особенностей ребенка, которые мешают адаптации: замкнутость, конфликт-ность, агрессивность, стеснительность.

На каждом занятии использовались упражнения на развитие мелкой моторики кисти, произвольности внимания, памяти, гармонизации эмоцио-нальной сферы, развитие мыслительных операций.

Программа рассчитана на 8 занятий (1 занятие в неделю). При прове-дении используется форма путешествия по стране Внутреннего мира.

В развивающую группу были включены дети, испытывающие трудности адаптации (на основе мониторинга адаптационного процесса), и дети, нуждающиеся в развитии познавательных процессов (по результатам анализа паспортов школьника).

Проводились также индивидуальные консультации и индивидуальная диагностика по запросам с предоставлением дальнейших рекомендаций.

Для выявления особенностей адаптации детей был разработан алгоритм проведения диагностической работы. Были определены наиболее оптимальные для данного учебного заведения сроки проведения монито-рингов.

^ Результативность работы

В результате опыта работы было улучшено качество психологического сопровождения учащихся первых классов. Осенний мониторинг выявил, что 15% детей испытывают значительные трудности адаптации, 2% детей – полностью дезадаптированы. После проведения цикла просветительских мероприятий и развивающих занятий был проведен повторный мониторинг.

По данным мониторинга в апреле - 98 % первоклассников успешно адапти-ровались к учебному процессу, 2% учащихся – еще испытывали трудности адаптации и с ними была продолжена дальнейшая коррекционная работа.

Результативность сопровождения адаптационного процесса представ-лена следующими диаграммами:

Диаграмма 1

Состояние адаптационного процесса на ноябрь 2008 г.


15%

2 %

83 %


Диаграмма 2

Состояние адаптационного процесса на апрель 2009 г.


2%

98 %

^ Основные выводы и заключение

Представленные материалы прошли успешную апробацию в практи-ческой работе с учащимися, родителями и педагогами ОШ № 73 г. Горловки.

Результаты внедрения опыта способствовали:

  • Улучшение качества психологического сопровождение учащихся первых классов;

  • Повышению психологической осведомленности и здоровье сберегающей компетентности участников учебно-воспитательного процесса;

  • Улучшению работы по преемственности с дошкольными учреждениями;

  • Повышению эмоциональной стабильности учащихся;

  • Развитию произвольности психических процессов первоклассников;

  • Созданию практической модели работы психолога с первыми классами;

Работа психолога осуществляется с учетом возрастных особенностей школьников и психологических новообразований данного возраста.
Все запланированные формы и методы работы способствовали решению одной из самых важных целей учебно-воспитательного процесса – сохранению психического здоровья ребенка.


Похожие:

Проблема сохранения психического здоровья первоклассников в общеобразовательной школе актуальна всегда. Закон Украины «Про загальну середню освіту» гласит, что iconПсихологическое здоровье
Проблема сохранения здоровья очень актуальна. В последние десятилетия наметилась тенденция к ухудшению здоровья школьников. Решить...
Проблема сохранения психического здоровья первоклассников в общеобразовательной школе актуальна всегда. Закон Украины «Про загальну середню освіту» гласит, что iconПрограмма профилактических мероприятий по сохранению здоровья у детей...
Цель программы: создание необходимых условий в школе по охране и сохранению физического, психического (психологического) и социального...
Проблема сохранения психического здоровья первоклассников в общеобразовательной школе актуальна всегда. Закон Украины «Про загальну середню освіту» гласит, что iconТеоретические основы проблемы адаптации первоклассников к школе
В настоящее время литературе уделяется много внимания вопросу о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих...
Проблема сохранения психического здоровья первоклассников в общеобразовательной школе актуальна всегда. Закон Украины «Про загальну середню освіту» гласит, что iconПроблема сохранения психического здоровья педагогов образовательных учреждений
Ключевую роль в его развитии играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек человек», например между руководителем...
Проблема сохранения психического здоровья первоклассников в общеобразовательной школе актуальна всегда. Закон Украины «Про загальну середню освіту» гласит, что iconЗакон РФ «О правах ребенка»
В целях сохранения психического и физического здоровья младших школьников, недопущения перегрузок учащихся, связанных с увеличением...
Проблема сохранения психического здоровья первоклассников в общеобразовательной школе актуальна всегда. Закон Украины «Про загальну середню освіту» гласит, что iconОдной из главных и первостепенных задач дошкольного учреждения является...
Ведь неблагоприятная демографическая обстановка сохраняется до сих пор. Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до...
Проблема сохранения психического здоровья первоклассников в общеобразовательной школе актуальна всегда. Закон Украины «Про загальну середню освіту» гласит, что iconПроблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна...
Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических...
Проблема сохранения психического здоровья первоклассников в общеобразовательной школе актуальна всегда. Закон Украины «Про загальну середню освіту» гласит, что iconОтчет по итогам реализации образовательной программы «Друзья маленького принца»
Детство – особая пора в жизни человека, время самого интересного развития личности. Период детства должен быть временем мира и здоровья,...
Проблема сохранения психического здоровья первоклассников в общеобразовательной школе актуальна всегда. Закон Украины «Про загальну середню освіту» гласит, что iconСанникова Лидия Сергеевна
И связано это или с неправильными действиями учителей, или их бездействием в отношении охраны здоровья. Я считаю, что девиз медиков...
Проблема сохранения психического здоровья первоклассников в общеобразовательной школе актуальна всегда. Закон Украины «Про загальну середню освіту» гласит, что iconМбоу отношинская сош программа «Здоровье» Задачи физкультурно-оздоровительного воспитания
Формирование стремления к здоровому образу жизни, к физическому развитию, и осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница