Воспитательная модель




НазваниеВоспитательная модель
страница1/9
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Егорлыкского района

«Детско-юношеская спортивная школа»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
«Авторская образовательная программа для спортивно-оздоровительных групп»


Автор:

Терещенко Оксана Владимировна

Станица Егорлыкская

2012 год


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

Стр. 2

1. Организационно-методические указания

Стр.4

1.1. Общие характеристики

Стр. 4

1.2.Особенности физического развития детей 6-9 лет

Стр.6

2. Воспитательная работа

2.1. Концепция воспитательной системы спортивной команды «Быть гражданином - патриотом». 2.1.1. Теоретико-методологические основы воспитательной системы спортивной команды. 2.1.2. Ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи и принципы жизнедеятельности системы воспитания). 2.1.3. Механизмы функционирования воспитательной системы спортивной команды. 2.1.4. Этапы построения воспитательной системы. 2.1.5. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы. 2.2. Программа реализации воспитательной системы спортивной команды «Быть гражданином-патриотом». 2.2.1. Модуль « Я – гражданин». 2.2.2. Модуль «Мы выбираем здоровье!». 2.2.2. Модуль «Мы выбираем здоровье!».

Стр.8

Стр.9
Стр.10
Стр.10
Стр.11
Стр.12

Стр.12

Стр.13
Стр.13

Стр.14

Стр.14

3. Учебный план (для воспитанников 6-9 летнего возраста, 1- 3 года обучения из расчета 6 часов в неделю)

3.1. Учебно-тематический план распределения учебных часов

1-й год обучения.

3.2. Учебно-тематический план распределения учебных часов

2-й год обучения.

3.3. Учебно-тематический план распределения учебных часов

3-й год обучения.

4.Учебно-тематическое планирование (1-3 год обучения)

Стр.15
Стр.15
Стр.15
Стр.16
Стр.17

4.1. Учебно-тематическое планирование 1г. об.

Стр.17

4.2. Учебно-тематическое планирование 2 г. об.

Стр.19

4.3. Учебно-тематическое планирование 3 г. об.

Стр.21

5.Программный материал

Стр.24

5.1. Программный материал 1 г. об.

Стр.24

5.2. Программный материал 2 г. об.

Стр.29

5.3. Программный материал 3 г. об.

Стр.37

6.Нормативные требования по физической подготовленности

Стр.45

6.1. Нормативные требования по физической подготовленности 1г. об

Стр.45

6.2. Нормативные требования по физической подготовленности 2 г. об

Стр.46

6.3. Нормативные требования по физической подготовленности 3 г. об

Стр.47

7.Условия реализации программы

8.Ожидаемые результаты

Стр.47

Стр.48

9. Литература по программе

















Стр.49

























^ Пояснительная записка
На всех этапах общественного развития здоровье людей, нации рассматривалось как важнейший фактор их выживания, национальной безопасности и благополучия. Сегодня жизнь властно требует государственной, общественной и самодеятельной поддержки развития физкультурно-спортивного движения, совершенствования системы физического воспитания и формирования здорового образа жизни населения.

Будущее России - молодежь. Поэтому одной из приоритетных целей воспитания молодых граждан должно стать формирование целеустремленного, здорового поколения, которое сможет отстоять собственные интересы и интересы Отечества. Тем более заставляет тревожиться тот факт, что по данным многих исследований, лишь около 15 % процентов населения нашей страны регулярно выполняют физические упражнения и более 80 % не имеют достаточной двигательной нагрузки. Это говорит о том, что многие из нас и наших детей находятся в промежуточном состоянии между здоровьем и болезнью. Поэтому, чем раньше человек осознает это и включит в процесс постоянного физического совершенствования себя и своих детей, тем больше у него возможностей для гармоничного развития.

В сложившейся ситуации наиболее актуальным становится вопрос организации работы в спортивно-оздоровительных группах для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Работа с детьми этого возраста довольно специфична, поэтому для успешной работы педагогов и потребовалось создание данной специальной программы.

Авторская образовательная про­грамма для спортивно-оздоровительных групп для ДЮСШ составлена на основе директивных и норматив­ных документов, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обра­зовании»; Письмо от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» министерства образования и науки и Российской Федерации, в соответствии с нормативны­ми документами Министерства образования РФ и Государственного коми­тета РФ по физической культуре и спорту.

Программа предназначена для специалистов физиче­ской культуры и спорта ДЮСШ и СДЮСШОР и является нормативным документом учебно-тренировочной и воспитательной работы в спортивно-оздоровительных группах учреж­дений дополнительного образования.

При разработке программы использованы: нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, практические рекомендации по теории и методике физического воспитания, педагогике, психологии, медицине.

Воспитание учащихся в спортивно-оздоровительных группах в учрежде­нии дополнительного образования представляет собой единую систему, все составные части которой взаи­мосвязаны и обусловлены достижением единой цели: содействие всесторон­нему развитию личности и достижению поставленных целей учреждения в целом.

Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладе­ние учащимися основ физической культуры и спорта, слагаемыми которой яв­ляются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уро­вень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультур­но-оздоровительную и спортивную деятельность.

Настоящая авторская образова­тельная программа предлагает создание в учреждении дополнительного образования спортивно - оздоровительных групп с начальной специализацией по легкой атлетике, фут­болу и гандболу для детей 6-9 лет. Она раскрывает комплекс параметров обучения и тренировки в спортивно-оздоровительных группах учащихся начального физкультурного образования

Основная цель программы: Формирование и раскрытие личности гражданина - патриота, обладающего духовной культурой и социально одобряемыми качествами личности; оздоровление, формирование потребности в здоровом образе жизни, создание предпосылок для повышения уровня подготовленности и функциональных возможностей организма детей в процессе обучения в спортивно- оздоровительных группах

Новизна данной работы заключается в том, что для достижения поставленной цели мы предлагаем в процессе обучения объединить такие, разные виды спорта как гимнастика, легкая атлетика, гандбол и футбол. Так же это позволит успешно реализовать следующие задачи:

  1. Воспитательные:

  • Формирование гражданского самосознания;

  • Приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование у детей адекватного этим ценностям поведения

  • Формирование потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно их применять с целью отдыха, тренировки, повышения работоспособности и профилактика заболеваний.

  • Формирование интеллектуально - нравственного, физического потенциала ребёнка;

  • Воспитание бережного отношения к собственному здоровью.

  • Развитие адаптационных качеств.

  • Воспитание чувства «локтя», товарищества, ответственности.

  • Воспитание патриотических качеств.

  • Развитие сотрудничества детей, педагогов, родителей.

  • Обеспечение личностно- ориентированного подхода в воспитании

  1. Развивающие:

    • Развитие жизненно важных двигательных умений и навыков.

    • Формирование опыта двигательной активности.

    • Развитие основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости).

    • Расширение двигательного опыта учащихся посредством движений различной координационной сложности.

3. Оздоровительные:

  • Содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся.

  • Укрепление опорно- двигательной и дыхательной системы, улучшение обмена веществ, профилактика сколиоза.

  • Приобретения жизненно важных навыков и умений, получения знаний, способствующих здоровью, содействующих нормальному физическому развитию

  • Освоение основ знаний и умений, связанных с профилактикой заболеваний, коррекцией телосложения, формирование правильной осанки, культуры движений, начальных умений, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах.

  1. Обучающие:

  • Овладения дошкольниками и младшими школьниками базовыми основами двигательной деятельности посредствам изучения курса гимнастики с основами акробатики, легкоатлетических упражнений, подвижных игр с основами спортивных игр, футбола, гандбола.

  • Обучение групповому взаимодействию, развитию его форм посредствам игр и соревнований.

  • Отбор детей в группы начальной подготовки из­бранным видам спорта в ДЮСШ, СДЮСШОР.

Реализация указанной цели осуществляется в учреждении дополнительного образования в соответствии с задачами, определенными в про­грамме и предусматрива­ет:

• учебно-тренировочные занятия;

• физкультурно-оздоровительные мероприятия;

• спортивно-массовые мероприятия;

• тематические мероприятия

Программа содержит разделы, в которых освещены задачи и матери­ал по разделам подготовки (теоретической, практической, специальной фи­зической, технической, тактической), средства и формы подготовки, систему контрольно-переводных нормативов и упражнений, врачебно - ­педагогический контроль, воспитательные мероприятия, условия и ожидае­мые результаты от ее реализации. В основе программы лежит использование здоровьесберегающих технологий.

Ha первом году обучения учащихся спортивно- оздоровительной группы через занятия гимнастикой, легкой атлетикой, подвижными играми с элементами спортивных игр решаются задачи спортивно-оздоровительной направ­ленности. Со второго года обучения осуществляется частичная специализация по легкой атлетике, гандболу и футболу. Почему мы выбрали именно эти виды спорта? Потому что легкая атлетика развивает ловкость, бы­строту, выносливость и силу. Этот вид спорта совершенствует не только быстроту движений, но быстроту реакций. Футбол, гандбол - игры универсальные и оказывают на организм всестороннее влияние. Следует также учитывать, что занятия футболом и гандболом - бла­годатная почва для развития двигательных качеств. Эти спортивные игры развивают оперативное мышление (ведь надо быстро подумать и принять решение), а также все виды внимания. Нередко эти качества помо­гают в различных экстренных жизненных ситуациях. В процессе тренировок, у занимающихся по мимо совершенствования функциональной деятельности организма и обеспечения правильного физического развития, формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность, чувст­во ответственности. Физическая, специальная и техническая подготовленность учащихся определяется с помощью контрольно-переводных нормативов, с анализом в конце года. Учащиеся спортивно-оздоровительной группы соответствующего года обучения, не выполняющие в конце учебного года контрольно- переводных требований не переводятся в группу следующего года обучения, при этом остаются в группе на повторный курс. Учащиеся, обучающиеся в спортивно – оздоровительных группах 3 года обучения, при выполнении переводных нормативов, зачисляются, в группы начальной подготовки 1 года обучения ДЮСШ, СДЮСШОР в избранного вида спорта (легкая атлетика, футбол, гандбол).

Материал программы изложен в соответствии с утвержденным ре­жимом учебно-тренировочной работы в спортивно-оздоровительных группах ДЮСШ и СДЮСШОР.

Программа обеспечивает условия для рационального сочетания уче­бы в школе с углубленным учебно-тренировочным процессом в спортивной школе, решает вопросы комплектования групп начальной подготовки по из­бранным видам спорта в ДЮСШ, СДЮСШОР, отбора детей в группы начальной подготовки для дальнейшего совершенствования спортивного мастер­ства.

Разработанная программа проста в использование и включает все необходимое для ее реализации. При этом не требует большого количества материальных затрат и наличия какого-либо особого инвентаря.

Создание спортивно-оздоровительных групп для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста – одно из перспективных направлений работы по формированию здорового образа жизни, привлечению детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

^ 1. Организационно – методические указания

1.1.Общие характеристики

Режим и наполняемость учебных групп, численный состав занимающихся, максимальный объем учебно-тренировочной работы, нормативы оплаты труда.

^ Этапы подготовки

Период обучения

Возраст уч-ся для зачисления (лет)

Минимальная наполняемость групп (чел.)

^ Максимальный объем учебно-тренировочной работы час/нед.)


Нормативы

оплаты труда в % на 1-го воспитанника

Требования к спортивной подготовке

Спортивно-оздоровительный


1-й год

6-7 лет

15

6

2,2



Контрольно-

переводные

нормативы.

Положительная

динамика

физического

развития

2-й год

7-8 лет

15

6

2,2

3-й год

8-9 лет

15

6

2,2


Данная программа рассчитана на три года обучения (6-9 лет). Занятия в спортивном зале проводятся три раза в неделю пo 70 минут. Расписание занятий для спортивно – оздоровительных групп устанавливаются админи­страцией спортив­ной школы в зависимости от местных условий и расписания в общеобразовательных школах. Учебно – тренировочные занятия проводятся тренером - преподавателем в со­ответствии с планом учебно-спортивного и учебно - воспитательного процесса.

Спортивно-оздоровительная группа комплектуется из числа старших дошкольников и учащихся младших классов общеобразова­тельной школы, не имеющих медицинских противопоказаний. Основанием для зачисления учащегося в спортивный класс является заявление родителей и медицинская справка о состоянии здоровья.

^ Основной принцип построения учебно –тренировочной работы с занимающимися – универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, соблюдение требований индивидуального подхода и изучения особенностей каждого занимающегося.

Кроме того, для достижения лучшего результата необходимо в основу предлагаемой программы положить следующие принципы:

  1. ^ Принцип фасцинации – специально организованное вербальное воздействие, которое предназначается для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии детьми различного рода сообщений, управления процессом занятий и достижения результативности во всех сферах реализации программы: оздоровительной, воспитательной, образовательной.

  2. ^ Принцип синкретичности – нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. Согласно теории Л.В. Выготского, он имеет большое значение для развития детского мышления. В данной программе принцип синкретичности направлен на установление в двигательной сфере синкретических связей, с помощью которых ребенок постигает для себя истинное значение физических упражнений, их назначение, природу внедрения. На занятиях происходит объединение знаний о явлениях природы, о взаимодействии природы с человеком, использовании явлений природы в жизни, в быту, в различной деятельности. Для них характерно полное отсутствие механической системы выполнения движений и двигательных действий детьми и полная загруженность эмоциями прекрасного и необходимого о природе, слияние ребенка с природой явлений и природой движений.

  3. ^ Принцип творческой направленности, результатом которого является самостоятельное создание ребенком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности.

Используются методы обеспечения наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий, имитация помощь тренера), методы использования слова (объяснение, указание, распоряжение, беседы, опрос и т.д.).

Достижения намеченной цели зависит от следующих данных: наличия материально-технической базы и высокого качества организации всего педагогического процесса.

Уровень физического развития и функциональных возможностей ор­ганизма определяется с помощью антропометрических измерений и функ­циональных проб в начале и в конце учебного года. В начале и в конце учебного года (сентябрь, май) прово­дится углубленный медицинский осмотр, пo итогам которого, родителям и медицинскому работнику даются рекомендации no оздоровлению детей.

В период летнего отдыха для учащиеся спортивно- оздоровительной группы предусмотрена ор­ганизация спортивно-оздоровительной лагеря в котором запланированы учебно – тренировочные занятия и спортивно – массовые мероприятиями. Во время работы спортивно­ – оздоровительного лагеря учащиеся обеспечиваются питанием нa основании существующих положений. Спортивная школа несет расходы по организации и проведению учебно-тренировочных занятий, участию в соревнованиях; обеспечению ин­вентарем, оборудованием, в пределах, предусмотренных Уставом учреждения дополнительного обра­зования (ДЮСШ, СДЮСШОР).

Оплата рабочего времени тренерам-преподавателям за ведение учеб­но-тренировочных занятий в спортивно- оздоровительных группах осуществляется согласно тарифной сетки за счет средств ДЮСШ, СДЮСШОР.
^ 1.2. Особенности физического развития детей 6-9 лет.
Тренеру необходимо знать средние антропометрические показатели, прежде всего для выявления признаков отставания в физическом развитии. Чаще отстают в физическом развитии дети, перенесшие в раннем возрасте рахит или дизентерию, а так же имеющие близорукость и некоторые хронические заболевания. С отставанием в физическом развитии связанно и нарушение речепроизношения. Улучшить физическое состояние в этом возрасте с помощью средств физической культуры возможно, используя различные методы обучения в процессе занятий, но при этом необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей:

  1. Скелет ребенка 6-7 летнего возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму. Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей и др., может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета – изменить форм ног, позвоночника, свода стопы, вызвать нарушение осанки

  2. В этом возрасте сила мышц – сгибателей больше силы мышц – разгибателей, поэтому так важны и необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц – разгибателей.

  3. Медленно развиваются мелкие мышцы кисти.

  4. Для высшей нервной деятельности ребенка характерны преобладание возбудительного процесса над тормозным и неустойчивость основных процессов нервной системы, которая особенно остро проявляется в трудный период адаптации к новым условиям. Игры, эстафеты, целенаправленные физические упражнения способствуют улучшению функционального состояния высшей нервной деятельности ребенка, в основе которой лежит образование условных рефлексов

  5. Развитие дыхательной системы характеризуется увеличением объема легких и совершенствованием функции внешнего дыхания. Положительная динамика функции дыхания в большей мере связана с влиянием физических упражнений.

  6. Артериальное давление у детей в связи с большей шириной сосудистого русла. Большей эластичностью сосудов и меньшей нагнетательной способностью сердца ниже, чем у взрослых. Физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на сердечно - сосудистую систему; под влиянием физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса, изменяется максимальное и минимальное кровяное давление, улучшается регуляция сердечной деятельности. По мере тренировок реакция сердечно – сосудистой системы на физические нагрузки меняется, работа сердца становится более экономной.

  7. Пищеварительная система играет важную роль в физическом состоянии ребенка. При планировании занятий необходимо учитывать тот факт, что физическая нагрузка у большинства детей вызывает временное снижение секреции пищеварительных соков, восстанавливается она через 25 – 30 мин.

  8. У дошкольников обмен веществ отличается высокой активностью. При активной мышечной деятельности энергозатраты возрастают пропорционально интенсивности физических усилий. Полное удовлетворение энергических запросов детского организма обеспечивается сбалансированным питанием, при котором калорийность пищи полностью соответствует расходу энергии.

  9. Особое внимание в процессе занятий необходимо уделять совершенствованию анализаторов.

    • В связи с недостаточной устойчивостью к внешним воздействиям органов зрения, повторяющиеся неблагоприятное влияние факторов внешней среды, к которым глаз дошкольника весьма чувствителен, может привести к развитию дефектов зрения.

    • Интенсивность шума в дошкольных и школьных учреждениях нередко выходит за пределы нормы. Для сохранения функции слуха и предупреждения утомления от избыточного шума на занятиях следует устранять причины, вызывающие шумовую нагрузку.

  10. Двигательный анализатор участвует в формировании и совершенствовании самых разнообразных двигательных навыков, начиная с сидения и кончая сложно координированными движениями, таким как сохранение равновесия и др. Совершенствованию двигательного анализатора посвящена основная

часть данной работы.

  1. У детей с шестого года жизни значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением, умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление. Развитию этих свойств, способствует различные задания на тренировках. В нашей работе отдельные физические упражнения, подвижные игры имеют конкретную цель - формирование, развитие этих свойств в процессе двигательной деятельности.

  2. В этом возрасте формируются, и активно развиваются волевые качества у детей, а на их основе появляется новые потребности и интересы.

  3. У детей продолжают совершенствоваться все стороны речи. Наиболее успешно развивается речь ребенка в играх, общении, движении. Содержание тренировок направлено на расширение словарного запаса, на развитие умения общаться.

Подобный анализ отличительных особенностей детей данного возраста сделан с целью максимального использования средств физической культуры для достижения максимального результата в физическом и психическом развитий занимающихся.
^ Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств





п/п

Морфофункциональные

показатели, физические качества

Возраст, лет

6

7

8

9

1

Рост













2

Мышечная масса













3

Быстрота










+

4

Скоростно – силовые качества













5

Сила













6

Выносливость (аэробные возможности)







+

+

7

Анаэробные возможности










+

8

Гибкость

+

+

+

+

9

Координационные способности










+

10

Равновесие

+

+

+





^ 2. Воспитательная работа

В настоящее время в литературе по методике воспитательной работы всё чаще на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. Личность ребёнка как целостная интегральная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по – новому строить и воспитательную работу с учащимися.

Если в школе существует воспитательная система, в которой используется системный подход к воспитанию на уровне структурных подразделений учреждения, то построение воспитательной системы в спортивной команде является не только желанием тренера-преподавателя, но и объективной необходимостью.

Воспитательная система спортивной команды – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов спортивного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе

В связи с этим появляется необходимость создания в спортивной команде системы условий, круга возможностей, своеобразного поля для тренировки личного поведения на основе демократических норм.

Воспитательная работа в спортивно-оздоровительных группах направлена на создание условий для формирования личности обладающей социально одобряемых качествами: дружелюбие, справедливость, честность, ответственность, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность,

Специфика воспитательной работы в группах спортивно-оздоровительной направленности состоит в том, что весь воспитательный процесс строиться на тесном сотрудничестве тренера-преподавателя, воспитанников и их родителей, а так же медика и психолога учреждения.

В течение всего периода проводиться работа по формированию у занимающихся нравственных качеств

Основными формами совместной воспитательной работы являются:

  • тематические беседы и утренники

  • встречи с лучшими спортсменами и выпускниками школы

  • родительские собрания, с участие родителей, руководителями ДЮСШ, СДЮСШОР, представителями общеобразовательных школ

  • трудовое обучение (субботники, посильная помощь в подготовке мест занятий)

  • участие в соревнованиях различного уровня и направленности

  • экскурсии по родному краю, походы и т.д.

  • подведение итогов учебной и спортивной деятельности, награждение лучших учащихся

Приоритетные направления, избранные для создания воспитательной системы спортивной команды: воспитание гражданско-патриотических качеств личности.

Следовательно, для воспитательной системы команды выбрана модель:

«Быть гражданином-патриотом».

В соответствии с выбранной моделью были сформулированы цели и задачи на различных этапах реализации воспитательной системы, определены основные системообразующие факторы, основополагающие принципы, механизмы функционирования системы, виды деятельности.

Основные системообразующие факторы воспитательной системы спортивной команды:

  • педагогическое мастерство участников учебно –воспитательного процесса

  • личный пример тренера –преподавателя

  • моральное и материальное стимулирование

  • высоко организованный учебно –воспитательный процесс

  • наставническая и шефская работа старших учащихся над младшими учащимися

  • взаимодействия с родителями воспитанников

  • просветительская деятельность

Связующим звеном в системе воспитательной работы команды и школы являются традиционные дела :

  • ”Праздник Первого Звонка”,

  • “День Матери “,

  • Вахты Памяти,

  • торжественные линейки и митинги, посвященные Дню Победы и дню освобождения нашего станицы от фашистских захватчиков,

  • смотры строя и песни

  • военно-спортивные игры «К защите Отечества будь готов!»» и «Школа выживания».

Тщательно продумывается тематика и форма проведения родительских собраний.

Из желания узнать больше о своем родном крае, о его обычаях, традициях, культуре, из стремления лучше познать современную музыку, приобщить культуре простого человеческого общения рождаются традиции класса, например:

  • традиционные экскурсии по родному краю,

  • походы,

  • рыбалки.

В моей педагогической копилке есть различные формы организации и проведения воспитательных мероприятий. Методические запасы постоянно пополняю наиболее интересными находками, учителей-новаторов посредством интернет – ресурсов и через обмен опытом с коллегами на заседаниях МО преподавателей дополнительного образования.

Эффективность воспитательной деятельности определяется путем диагностических исследований, которые проводятся систематически. Эти исследования позволять изучить вопрос удовлетворенности школьной жизнью, оценить уровень воспитанности, выявить отношение воспитанников и родителей к спортивной школе, определить уровень мотивации спортивной деятельности. Для этого можно использовать методики Шиловой и Прихожан. Уровень воспитанности предполагается изучать на протяжении всего времени сотрудничества, чтобы отследить изменения, происходящие в спортивном коллективе.

^ 2.1. Концепция воспитательной системы спортивной команды

«Быть гражданином - патриотом».

2.1.1. Теоретико-методологические основы воспитательной системы спортивной команды

Теоретико-методологическую основу моделирования и построения воспитательной системы спортивной команды, воспитывающей гражданина-патриота составляют :

  • педагогическая и научно-методическая литература,

  • понятия и принципы системного подхода,

  • технология развивающего обучения с направленностью на развитие патриотических качеств личности,

  • концепция воспитательной системы школы.


2.1.2. Ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи и принципы жизнедеятельности системы воспитания).
Основные направления воспитательной системы школы, как школы формирования гражданина-патриота, высоко интеллектуально и эстетически образованного на данном этапе воспитательной работы образовательных учреждений самая актуальная. Стало необходимым обратиться именно, к этой стороне воспитания подрастающего поколения, так как для развития и укрепления нашего государства необходимо воспитать личность, осознающую ответственность за судьбу своего государства, любящую свою Родину, стремящуюся быть ей преданным и горячо любящим сыном. Это стимулирует и познавательную активность, так как для процветания и возрождения былого величия стране нужны знающие, грамотные специалисты во всех областях жизнедеятельности государства.

Этими и обусловлено создание воспитательной системы спортивной команды как подсистемы школы, где в основу воспитательной деятельности положены аналогичные направления.

Принципы жизнедеятельности спортивной команды:

1. Принцип гуманизации. Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбии, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Принцип развития. Основывается на взаимосвязи социального и индивидуального развития. Оно обеспечивает согласование развития общества и личности.

3. Принцип уважения индивидуальности личности. Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.

4. Принцип коллективной деятельности. Личность должна уметь согласовываться с другими. В правильно организованной коллективной деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его качество; реализуются лидерские качества, умение подчиняться другим

5. Принцип разумной требовательности. Основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.

6. Принцип возрастного подхода. Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия.

7. Принцип стимулирования самовоспитания. Каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача классного руководителя создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.

8. Принцип связи с реальной жизнью. Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами села, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо.

9. Принцип согласования. Все действия классного руководителя и других субъектов воспитательной системы должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый должен помнить, что его долг состоит в том, чтобы создать условия для формирования толерантного отношения к другим людям.

    1. 2.1.3. Механизмы функционирования воспитательной системы спортивной команды.

Воспитательная система спортивной команды предполагает следующие функции:

-развивающую, направленную на развитие творческой ответственной личности, на определение мотивации спортивной деятельности,

-интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей,

-защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть взаимопонимание, содружество, согласие, сопереживание,

-компенсирующую, предполагающую создание в классе условий для формирования гражданина-патриота, демонстрации творческих способностей в плане эстетической направленности , развития коммуникабельности необходимой для успешной совместной деятельности учеников , педагогов и родителей,

-корректирующую, направленную на коррекцию поведения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности .

Основу функционирования и развития воспитательной системы составляет совместная деятельность и общение детей, педагогов, родителей, направленная на развитие потребности в формировании и воспитании патриотических и гражданских качеств личности .

В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:

  • учебно-воспитательная,

  • социально- культурная.

В организации воспитательного процесса доминирующую роль играют коллективные творческие дела, культивирование традиций воспитывающего характера.

^ 2.1.4. Этапы построения воспитательной системы.

В процессе построения воспитательной системы класса можно выделить следующие этапы:

1 этап – проектно-диагностический, в ходе которого планируется изучение научно-методической литературы, опыта инновационных учебных заведений, работающих по аналогичным направлениям, моделируется воспитательная система, образ выпускника, подбираются диагностические методики для анализа правильности выбранных направлений.

2 этап – практический, в ходе которого утверждается концепция воспитательной системы спортивной команды с учетом реализации целевых установок и задач по формированию и воспитанию гражданско-патриотических качеств личности , создается банк методик диагностики по формированию и воспитанию гражданско-патриотических качеств личности, изучается и анализируется инновационная практика педагогов, опыт семейного воспитания.

3 этап – обобщающий, в ходе которого обобщается опыт работы по формированию и воспитанию гражданско-патриотических качеств личности учащихся, разрабатываются методические рекомендации подводятся итоги, анализируется соответствие фактически сформированных качеств выпускников их предполагаемой модели .
^ 2.1.5. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы
Для исследования эффективности воспитательной системы класса целесообразно использовать следующие критерии:

1.Сформированность основных черт гражданина – патриота и наличие признаков его эстетической культуры.

2.Осознанное понимание своего гражданского долга.

3.Компетентность суждений в плане искусства и культуры и применение на практике тех или иных приобретенных умений и навыков эстетического направления.

4.Развитость креативных способностей учащегося.

5.Открытость по отношению к опыту жизнедеятельности школы, оптимистичный настрой учащихся, родителей, педагогов.
Для изучения эффективности воспитательной системы школы используются такие методики :



      • анкетирование «Удовлетворенность обучения в ДЮСШ» ,

  • «Диагностическая программа изучения уровня воспитанности» М.И.Шиловой,

  • «Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустиной)

.Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащегося, уровне сформированности качеств гражданина–патриота и сформированности классного коллектива, совершенствованию работы классного руководителя, удовлетворенности родителей качеством обучения, организацией воспитательной работы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Воспитательная модель iconДля оценки риска развития сердечно-сосудистых заболеваний предложена...
Модель построена с учетом национальной статистики смертности в каждой из европейских стран
Воспитательная модель iconВоспитательная деятельность распределяется по аспектам
Воспитательная работа в 2010 – 2011 учебном году строилась на основе Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений...
Воспитательная модель iconМодель Лотка-Вольтерра
Значит, малейшие неконсервативные возмущения приведут к глобальным изменениям в негрубой классической модели. Однако эта классическая...
Воспитательная модель iconБазы данных Реляционная модель данных. Объекты данных, целостность реляционных данных
Реляционная модель данных была предложена Е. Коддом, в 1970 году. Реляционная модель данных представляет информацию в виде совокупности...
Воспитательная модель iconЛабораторная работа №3
Базовая модель временного ряда представляет числа в этом ряде в виде произведения, получаемого путем умножения перечисленных компонентов...
Воспитательная модель iconТема: коммуникативный аспект культуры речи
А модели коммуникации: информационно-кодовая модель коммуникации, функциональная модель коммуникации Р. О. Якобсона
Воспитательная модель icon40: Кейнсианская макроэкономическая модель расходов и доходов (простая кейнсианская модель)
Цены не являются абсолютно гибкими и изменение денежной массы не полностью отражается на росте цен, но и еще и частично на объеме...
Воспитательная модель iconВоспитательная работа в школе (2012-2013 уч год.)
В школе воспитательная работа осуществлялась на основании плана воспитательной работы школы на учебный год, планов воспитательной...
Воспитательная модель iconФотоаппарат: указать модель; Тип носителя информации: указать модель...

Воспитательная модель iconИБ04. Виды противников или "нарушителей"
Модель нарушителя — (в информатике) абстрактное (формализованное или неформализованное) описание нарушителя правил разграничения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница