Доклад на тему «Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения»




НазваниеДоклад на тему «Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДоклад
Доклад на тему «Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения»
Подготовила: Титенок Оксана Ярославовна, учитель начальных классов
Хочу начать свое выступление словами Л.С.Выготского «Современный

педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок

учится,как проходит его становление».(Слайд 2)

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно - деятельностный подход к обучению читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.(Слайд 3)

В основе системно-деятельностного подхода лежит принцип развивающего обучения, который сформулирован Л.С.Выготским еще в 30-е годы прошлого столетия. Великий учёный считал, что дети способны не просто повторять за учителем заученный урок, они способны на большее. Дети должны мыслить на перспективу, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

В 60-90 годы благодаря исследовательским усилиям научно-практического коллектива ^ Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова эта теория превратилась в развёрнутую теорию развивающего обучения.

В наше время системно-деятельностный подход положен в основу разработки Концепции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, приоритетным направлением, которых является «реализация развивающего потенциала общего среднего образования… формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». (Слайд 4)

А. Асмолов,член-корреспондент РАО,доктор психологических наук,профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.

Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

В чём же сущность деятельностного подхода?

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.

Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

^ Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

  • планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

  • привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Важно развивать такие стороны: рефлексию, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие. Таким образом, организация учебной деятельности на уроке построена с опорой:

  • на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;

  • на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций;

  • на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач;

  • на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира.

  • Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому современное обучение должно быть развивающим.

  • Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

  • Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

  • «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» - сказал когда – то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века.

При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:
а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);


г) самооценка

Реализация деятельностного метода  обучения  опирается на методы:

  1. Активные

  2. Интерактивные

  3. Исследовательские

  4. Проектные

На уроках русского языка и литературного чтения происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.

Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка.

Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем стоит задача: интегрирования двух предметов русского языка и литературы.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В стремительно меняющемся мире жизнь предъявляет к чтению новые задачи: невероятно быстро нарастает количество текстов, появляются печатные тексты нового типа. Соответственно, изменяется и виденье задач обучения.

Задача: разработка специальных уроков, на которых в определенной последовательности рассматривается выразительные средства русского языка и реализация их в художественных произведениях и текстах других стилей речи.

Принцип: изучение языковых (фонетических, грамматических и др.) явлений на материале текстов художественных произведений.

Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Практика показывает, что эффективность, результативность обучения школьников читательской грамотности зависит от умения самого учителя продумать алгоритм работы с текстом. Учитель вправе корректировать эту систему в соответствии с темой урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса. На формирование читательской грамотности, влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов, стилей и жанров и использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, углубленного).

На уроках русского языка можно выполнять логически-поисковые задания. Например, назвать лишнее слово из ряда: метро, эскимо, громко, пшено. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово «громко», так как это наречие, а остальные - существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и «эскимо» (в этом слове три слога, а в остальных только два), и снова вернуться к слову «громко», но по позиции ударного слога.

Одной из форм системно - деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Главными целями введения этого метода являются:

- развитие интереса к предмету;

- приобретение исследовательского опыта;

- развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;

- развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

- получение дополнительных знаний по теме;

- развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).(Слайд 5)

Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации.

УМК «Школа России» позволяет решать задачи по развитию читательской грамотности:

-понимать коммуникативную цель чтения текста;

-фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

-определять основную мысль текста;

-дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

-выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;

- комментировать и оценивать информацию текста. (Слайд 6)

Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Ведь при переходе из начальной школы в основную должны быть обеспечены педагогические условия, превращающие готовность учащихся для обучения чтению в читательское умение, обеспечивающее самообучение и за порогом школы. Поэтому все уроки должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.

Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, веду работу по направлениям:

- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

- развиваю творческие способности;

- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляю личностно-ориентированную направленность;

- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

^ Предлагаю несколько примеров такой работы:

- в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;

- тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;

- называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.

Мои ученики выполняют творческие, межпредметные, информационные проекты «Именины буквы «А», «Занимательная грамматика», «В гостях у бабушки Совы». В деятельности по исследованию, решению проблем, самостоятельному добыванию знаний оцениваю только успех.

Использование системно -деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.

В основе системно -деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др. Из этого следует… «Сегодня у нас не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в сказанном… Делимся на критиков и изобретателей….». (Слайд 7)

Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1. Использование дифференцированных заданий (на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач).

2. Включение в образовательный процесс ИКТ.

Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития.

Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:

- проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме;

- подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.

Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

3. Использование метода проектов. (Слайд 8)

В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.

Таким образом, использование системно-деятельностного подхода в практике  позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания. (Слайд 9)

Использованная литература

1. Баев Л. Э. Создание развивающей среды на уроках в начальных классах.- «ИДР»,2012

2. Журнал «Практика образования» №№ 1, 2, 3 2011

3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.

Похожие:

Доклад на тему «Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения» iconВыступление на педагогическом совете. Развитие рефлексии, самооценки,...
Развитие рефлексии, самооценки, самоанализа через использование системно-деятельностного подхода в обучении младшего школьника
Доклад на тему «Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения» icon«Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического...
Задачи: предложить способы использования личностно- ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка
Доклад на тему «Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения» iconТехнологии системно- деятельностного подхода на уроках русского языка
Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава… писал немецкий педагог-демократ...
Доклад на тему «Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения» iconУрок литературы в 7 классе по теме «Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным»
«Проектирование уроков русского языка и литературы на основе системно – деятельностного подхода обучения»
Доклад на тему «Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения» iconАктуальная проблема – реализация системно-деятельностного подхода на разных этапах обучения

Доклад на тему «Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения» icon«Реализация компетентностного подхода при работе над словарными словами...
Предлагается новая форма организации деятельности обучающихся на основе компетентностного подхода
Доклад на тему «Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения» iconРеализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло...
Доклад на тему «Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения» iconРазвитие творческого потенциала младшего школьника на уроках русского...
Учитель: Хохлачева Наталья Михайловна, учитель первой квалификационной категории
Доклад на тему «Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения» iconТехнологии системно-деятельностного подхода Данилова А. А
Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии
Доклад на тему «Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения» iconУрок по изучению творчества братьев Гримм, Г. Х. Андерсена, Ш. Перр...
Формирование познавательной мотивации на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница