Методические указания к выполнению задания




НазваниеМетодические указания к выполнению задания
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипМетодические указания
Психологический аспект ПП на 2010-11 уч. г.

(физико-математический факультет (спец. «Физика»), 3 курс)

Преподаватель: Н.П. Кондратьева
Влияние стиля общения учителя на формирование учебных интересов учащихся

Цель задания. Изучить характер влияния стиля общения учителя на формирование учебных интересов учащихся.

Методические указания к выполнению задания


  1. Проведите анкетирование учащихся с целью выявления преобладающего и наименьшего интереса к учебным предметам в классе (см. Приложение 1).

Обработка результатов может быть проведена следующим образом:

Таблица 1

Список




Направленность

интересов







класса

Математика

Русский язык

литература

Биология

и т.д.

1. Иванов С.

  1. Петров И

  2. и т.д.

+

+

+

-
-


+







Общее число выборов: «+»

«-»


3



2


1

0

и т.д.


^ Обозначение: + - предмет нравится; - -предмет не нравится.

Проанализируйте причины, указываемые школьниками при выборе учебных предметов.

2. Изучите особенности взаимодействия учителя и учащихся на уроке посредством метода наблюдения, используя схему наблюдения А. Фландерса, представленную в Приложении 2. Изучите стиль коммуникативной деятельности учителя, используя методику, представленную в Приложении 3.

^ Примечание: посещаются уроки, на которых изучается стиль коммуникативной деятельности учителей, предмет которых вызывает наибольший и наименьший интерес в классе.

Оформите 4 протокола психологического исследования и осуществите анализ результатов исследования.
Приложение 1

Анкетирование


Цель: выявить характер интереса учащихся к учебным предметам.

Инструкция: «Внимательно прочтите анкету и постарайтесь ответить на предлагаемые вопросы, подчеркнув ответы, с которыми Вы согласны, или вписав свои ответы (можно выбрать несколько ответов)».

1. Какие учебные предметы нравятся тебе больше всего? (ответ записать)

^ Чем привлекают тебя эти учебные предметы?

а) интересно преподается;

б) хорошо понимаю содержание предмета;

в) соответствует моим интересам (склонностям);

г) свободная обстановка на уроке;

д) помогает готовиться к профессии (для 8-9 классов);

е) получаю удовлетворение от того, что узнаю много нового;

ж) нравится учитель;

з) другое (указать что).

2. Какие учебные предметы тебе не нравятся? (ответ записать)

Последующий анализ анкеты должен быть направлен на выяснение причин, обуславливающих положительное отношение к учебным предметам.
^

Приложение 2

Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся

на уроке


Проблемы построения оптимальной системы коммуникации в группе тесно связаны с рассмотрением действий учителя-организатора и реального руководителя общения на уроке и во внеурочной деятельности.

Предлагаем метод изучения коммуникативного поведения учителя на уроке, разработанный А.Фландерсом. Данный метод представляет собой схему наблюдения (Таблица 1), которая используется для анализа взаимодействия педагога и учащихся во время всевозможных как классных, так и внеклассных занятий.

Таблица 1


^ Категории оценки действий

1. Принятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку. Выявляется отношение (позитивное или негативное) учащегося (учащихся) к уроку (занятию), настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, напоминание о нем (положительное или отрицательное), прогнозирование его («Что-то вы слишком развеселились, как бы потом плакать не пришлось»; «Ты не хочешь этого делать потому, что у тебя не получается»).

^ 2. Похвала, одобрение или порицание ответа школьника, его поведения (не смешивать с оценкой!) – одобрительное покачивание головой, слова, «Так...», «Продолжай», «Правильно» ли противоположные действия и слова.

3.^ Шутки, использование юмора. Доброжелательный, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбительный, унижающий характер. Обращена к одному учащемуся или ко всем детям, и каким образом (поддерживает всех, одного за счет остальных, унижает одного, призывая остальных посмеяться над ним и др.).

4.^ Принятие, отвержение или использование ответов, высказываний ученик. Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений школьника. Позитивная, нейтральная или негативная форма («Ты несешь чушь! Откуда ты это взял!»; «Совершенно верно. А вы обратили внимание, что здесь...»). Педагог высказывается сам или обращается к классу («Кто может исправить, дополнить»). Эта категория используется, когда речь идет о дополнении, но как только учитель переходит к собственному изложению материала, используется категория «рассказ учителя».

5.^ Оценка ответа, работы школьника. Балльная, в виде высказывания, объяснение, почему поставлен тот или иной балл, содержательная или общая («Четыре. Надо было привести собственные примеры, а ты повторил те, которые давала я»; «Три, мало стараешься»), указание на прошлые заслуги и недостатки ученика, отсутствие объяснений («Садись. Три – Почему? - Еще я буду на уроке тратить время на объяснения»; Четыре. Значит, можешь говорить. Почему всегда мямлишь?»).

6. ^ Вопросы учителя. Характер вопроса, обращенность, форма.

7. Рассказ учителя. Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников, конкретность или абстрактность изложения и т. п. (Когда учитель задает вопрос по своему рассказу, используется категория 6.)

8. ^ Распоряжения, указания, приказы. Форма.

9. Критика, замечания, подтверждение собственных полномочий. Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение ученика, объяснение, почему учитель этого требует, полная авторитарность.

10. Пауза, молчание. Цель, продолжительность, результативность.

11. Ответ на вопрос учителя. Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей.

12. Реакция на шутки учителя.

13.Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя.

14. Реакция на замечания учителя.

15. Реакция на оценку.

16. Разговор с учителем по собственной инициативе. Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом урока. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога, дискуссионность и т. п.

17.^ Вопросы, задаваемые учителю. Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока.

18. Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя и не по его инициативе. Форма, манера обращения детей друг к другу.

19. Форма выражения своего отношения к уроку и учителю.

20. Молчание или замешательство ученика. Чем вызвано. Продолжительность.

21. Другие формы поведения, высказываний взрослых и детей.

Анализ результатов. Коммуникативное поведение учителя на уроке может быть оценено как эффективное, если наиболее полно были представлены категории: принятие, позитивное отношение к учащимся, мягкая (принимающая) манера поведения учителя; похвала, одобрение школьника, его поведения; акцентирование мыслей учащихся; задавание вопросов учащимся, а так же активность учащихся на уроке, их инициативность и т.п.

На основании полученных данных раскрыть особенности коммуникативного стиля учителя, его достоинства и недостатки. Применяемые учителем способы воздействия проиллюстрировать конкретными примерами.

Оптимальный стиль коммуникативной деятельности учителя способствует налаживанию взаимоотношений в классе, повышает эффективность такой функции общения, как передача информации, и, тем самым, задается положительный эмоциональный фон взаимодействия с учениками, поощряется активность и инициативность учащихся на уроках и т.д.
Приложение 3

Оценка стиля коммуникативной деятельности педагога

Цель. Изучение стиля общения педагога.

Чтобы количественно оценить стиль общения педагога, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А. А. Леонтьева. Для этого необходимо выступить в качестве экспертов четырем-пяти лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку проводить по предлагаемой шкале, а при обсуждении попытаться обосновать, какие действия вызвали те или иные оценки.

1. Доброжелательность

7 6 5 4 3 2 1

Недоброжелательность

2. Заинтересованность

7 6 5 4 3 2 1

Безразличие

3. Поощрение инициативы обучаемых

7 6 5 4 3 2 1

Подавление инициативы

4. Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие маски)

7 6 5 4 3 2 1

Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)

5. Активность (все время в общении, держит обучаемых в тонусе)

7 6 5 4 3 2 1

Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)

6. Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты)

7 6 5 4 3 2 1

Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя)

7.Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие дифференцированности в общении (нет индивидуального подхода к обучаемым)

^ Обработка результатов

Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели.

35-44 балла - высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.

20-34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.

11-19 баллов - низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.

При очень низких оценках в 7-10 баллов всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует. Общение развивается по моделям диктаторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.
При анализе результатов исследования важно обратить внимание на то, существуют ли различия в стиле коммуникативной деятельности учителей, в чем эти различия заключаются.
Результаты исследований сопоставляются и делаются выводы: зависит ли формирование интереса школьника к учебному предмету от стиля коммуникативной деятельности учителя, от особенностей его взаимодействия с учащимися.





Похожие:

Методические указания к выполнению задания iconГидростатик а
Гидравлика. Задания и методические указания по выполнению расчётно-проектировочных работ
Методические указания к выполнению задания iconФинансовый факультет Кафедры «Финансы» методические указания по выполнению
Методические указания по выполнению дипломных работ студентами специальности 08. 01. 05 "Финансы и кредит", специализация «Финансовый...
Методические указания к выполнению задания iconГрузоведение методические указания к выполнению курсового проекта...
Грузоведение. Методические указания к выполнению курсового проекта/ Академия га. С. Петербург,2003
Методические указания к выполнению задания iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по теоретической электротехнике Часть I
Методические указания к выполнению лабораторных работ по теоретической электротехнике. Часть I / Под общей редакцией проф. В. Ф....
Методические указания к выполнению задания iconМетодические указания к выполнению курсовой работе по дисциплине «Международный маркетинг»
Международный маркетинг: Методические указания к выполнению курсовой работе по дисциплине «Международный маркетинг» / Уфимск гос...
Методические указания к выполнению задания iconМетодические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информатика и икт»
Методические указания предназначены для студентов первого курса всех специальностей, изучающих дисциплину «Информатика и икт»
Методические указания к выполнению задания icon«Суздальский индустриально-гуманитарный колледж» методические указания...
Методические указания составлены в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального...
Методические указания к выполнению задания iconМетодические указания и задания для выполнения контрольной работы...
Информационно-измерительная техника и электроника : методические указания и задания для выполнения контрольной работы / Е. И. Папанцева,...
Методические указания к выполнению задания iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Управление бизнес-процессами»
Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Управление бизнес-процессами» для студентов направления «Управление...
Методические указания к выполнению задания iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Инженерная графика. Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. /Составитель: Диванова О. П.,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница