Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся 5 класса мкоу сош №2 п. Жигалово




НазваниеПрограмма психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся 5 класса мкоу сош №2 п. Жигалово
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПрограмма

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся 5 класса

МКОУ СОШ №2 п. Жигалово
Одним из требований к введению ФГОС является соблюдение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, которые должны обеспечивать к школьному обучению через:

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый,

  • формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогических и административных работников,

  • вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения.

Проблемы школьного обучения в первую очередь проявляются в следующем:

  • появление не успешности в учебе;

  • снижение мотивации к учению;

  • возникновение конфликтных ситуаций в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик»;

  • нарушение поведения у детей и подростков;

Диагностические исследования проблем школьной дезадаптации показывают, что чаще всего в основе дезадаптированности учащихся в рамках учебного заведения лежат трудности адаптационных периодов при переходе с одной ступени обучения на другую, которые в частности могут проявляться:

  • в снижении успеваемости;

  • в значительно изменяющихся условиях обучения;

  • в противоречивости отношений и системы требований к ученику;

  • в возникающих внутренних противоречиях у самих учеников, связанных с их личностным развитием, в том числе и интеллектуальным.

Основными причинами проблем, возникающих у учеников 5-ых классов при переходе в основную школу, как показывает практика, являются не только социально-психологические (смена одного основного учителя на группу учителей-предметников и, как следствие изменение системы требований, появление новых предметов и увеличение умственной нагрузки, эмоционально-поведенческие проблемы, резко обостряющиеся при смене обстановки и т.д.). Гораздо чаще адаптационные трудности пятиклассников связаны именно с учебой. Социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков, то есть, когда у него нарушается ведущая учебная деятельность.

Педагогический коллектив МКОУ СОШ №2 п. Жигалово считает, что наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего сопровождения. В соответствии, с чем психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников целесообразно начинать проводить с четвёртой четверти 4 класса и продолжать процесс сопровождения до момента окончания детьми 5-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику.

Поскольку факторами риска в нарушении процесса формирования учебной деятельности детей могут являться практически все участники учебного процесса, программа психолого-педагогического сопровождения нацелена на вовлечение в нее не только учеников и учителей, но и родителей, а также всех остальных участников учебно-воспитательного процесса (администрация школы, социальный педагог, психолог).

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова понятие «адаптация» трактуется как «процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды».

В основу работы школьной психологической службы положены работы Н.Г. Лускановой и А.И. Коробейникова, которые определяют школьную дезадаптацию как «совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статусов ребенка требованиям ситуации школьного обучения». Разворачивание процесса дезадаптации детей схематически представляется ими как «замкнутый круг, где пусковыми механизмами являются резкое изменение условий жизни и наличие стойкой психотравмирующей ситуации».

Таким образом, несоответствие возможностей ребенка школьным требованиям влечет за собой его болезненное отношение к окружающим, возникновение внутреннего психологического конфликта, потерю учебной мотивации, снижение познавательной активности, формирование пассивной позиции и конфликтных отношений с учителем и сверстниками.

Исходя из выше изложенного в состав показателя «адаптированность» к школьному обучению включены следующие составляющие:

  • сформированность познавательных универсальных учебных действий и общий уровень интеллектуального развития

  • эмоционально-физиологическое благополучие (характер самооценки, преобладающий эмоциональный фон, физиологическая работоспособность)

  • состояние системы отношений «ученик-учитель»

  • поведенческие реакции как показатель сформированности «позиции школьника» (гиперактивность, частые нарушения правил поведения в школе, агрессивные реакции по отношению к одноклассникам)

  • уровень развития мотивации к школьному обучению

  • удовлетворенность родителей процессом и результатом обучения.


^ Цель программы психолого-педагогического сопровождения:

- обеспечение адаптированности учащихся к процессу обучения в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

- обеспечение системы мониторинга формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС.
^ Задачи программы психолого-педагогического сопровождения:

  • реализация системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся, включающую комплексные исследования, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования,

  • реализация системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) учащихся,

  • оказание консультативной и методической помощи учителям школы по вопросам организации эффективного обучения учеников в условиях введения ФГОС, составления индивидуальных программ интеллектуального развития учеников, работы с учениками «группы риска»;

  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности учителей, родителей, педагогов;

  • профилактика возникновения проблем развития учащихся.


Объектом сопровождениявыступает образовательный процесс адаптационного периода при переходе учеников школы из начальной в основную школу в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.
Субъектом сопровожденияявляются ученики 5 класса школы.
^ Предмет деятельности в рамках данной программы психолого-педагогического сопровождения – ситуация развития учеников в период адаптации при переходе в основную школу, где ситуация развития рассматривается как система отношений ребенка с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.


^ План психолого-педагогического сопровождения адаптации в 5 классе при переходе на ФГОС

В таблице предлагается перечень методик, используемых при мониторинге сформированности УУД в начальной школе.


Класс


Направления деятельности


УУД

Срок

проведения


Предполагаемый результат


Психолог


Учитель


5 класс

Психолого-педагогическая диагностика

1. Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской в 5 классах

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

I этап

Октябрь–

ноябрь

II этап Апрель– май

Создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска











2. Оценка сформированности навыков чтения из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой

Познавательные

Сентябрь

Изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД





3. Оценка самостоятельности мышления из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой)


Познавательные



Сентябрь


Изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД





4. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн

Личностные

Октябрь

Изучение самооценки





5. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой



Личностные




Изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД





6. Определение уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т.Фотекова



Познавательные




изучение сформированности словестно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.





7. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»



Личностные




Изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД





8. Личностный опросник Кеттелла (детский вариант)

Регулятивные











Консультационная и просветительская работа

1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей пятиклассников.






По запросу Апрель–август












Групповые и индивидуальные консультации с педагогами

Беседа-консультация для учителей предметников вновь сформированного класса «Знакомство заочно»






Август


Повышение готовности педагогов к работе в новом детском коллективе









Коррекционно-развивающая работа

  1. Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ООП, испытывающими временные трудности периода адаптации





Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные


Сентябрь – апрель


Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны









  1. Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации




Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные


Сентябрь – апрель


Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны









3 Курс занятий. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе.

Данная программа является единой в работе с детьми младшего школьного и подросткового возраст, направленная на сохранение здоровья детей. Сценарии групповых занятий с учениками 5 класса основной целью имеют - помощь подросткам адаптироваться к условиям средней школы, научиться лучше понимать себя и других, принимать на себя ответственность за свои поступки, обрести уверенность в себе.

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Сентябрь – май

Развитие самосознания и рефлексивных способностей














Аналитическая работа







Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении








Похожие:

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся 5 класса мкоу сош №2 п. Жигалово iconК проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде
Аннотация. В настоящей статье рассматривается понятие и сущность психолого-педагогического сопровождения, представлены подходы к...
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся 5 класса мкоу сош №2 п. Жигалово iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения адаптационного...
Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первого, пятого и десятого...
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся 5 класса мкоу сош №2 п. Жигалово iconИнформация о разработке программы психолого-педагогического сопровождения...
В условиях школы психолого-педагогическое сопровождение является особенно актуальным, так как является гарантом в обеспечении его...
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся 5 класса мкоу сош №2 п. Жигалово iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными...
Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития....
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся 5 класса мкоу сош №2 п. Жигалово iconПлан работы психолого-медико-педагогическогоконсилиума мкоу «Николаевская...
Составление и утверждение индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся 5 класса мкоу сош №2 п. Жигалово iconМетодические рекомендации по организации психолого-педагогического...
Процесс по организации психолого-педагогического сопровождения введения фгос в начальной школе проектируется совместно педагогом-психологом...
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся 5 класса мкоу сош №2 п. Жигалово iconПоложение о службе психолого-педагогического и медико-социального...
Настоящее Положение определяет основу деятельности Службы психолого-педагогического и медико- социального сопровождения образовательного...
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся 5 класса мкоу сош №2 п. Жигалово iconПсихолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста
...
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся 5 класса мкоу сош №2 п. Жигалово iconПлан адаптации обучающихся 5 класса
Цель: соблюдение преемственности между начальным и основным общим образованием, создание условий для успешной адаптации обучающихся...
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся 5 класса мкоу сош №2 п. Жигалово iconО работе психолого-медико-педагогического консилиума
Целью пмпк является: Обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педаго-гического сопровождения обучающихся с отклонениями...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница