Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с.Ныр Тужинского района Кировской области

План работы
педагога-психолога
на 2012-2013 учебный год
 автор-составитель:
педагог-психолог школы
Новикова Ю.В.
с.Ныр, 2012
Цель:
Создание оптимальных условий для обучающихся в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи:
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий;
Выявление закономерностей, обеспечивающих сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса, предупреждение возможных трудностей в личностном развитии детей
Создание и поддержание психологического климата в коллективе, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов;
Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения;
Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия;
Повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий
Направления работы:
Психологическая диагностика
Коррекционная и развивающая работа
Консультационная работа
Просветительская деятельность
Содержание деятельности
Месяц
| Дети дошкольного возраста
| Дети младшего школьного возраста
| Дети подросткового возраста
| Старшеклассники
| Сентябрь
|
| 1.Оформление психологических паспортов на учащихся 1 класса, вновь прибывших детей во 2-4 классы
| 1.Оформление психологических паспортов на вновь прибывших учеников в 5-8 классы
2.Психологические занятия курса «Ступени выбора» (8 класс)
| 1.Оформление психологических паспортов на вновь прибывших учеников в 9,10,11 классы
2.Психологические занятия курса «Твой выбор» (9 класс)
| Октябрь
| ^
(развитие двигательных навыков, снижение телесного и психоэмоционального напряжения, активизация восприятия по цвету)
^ (снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения, активизация внимания, развитие мелкой моторики и двигательной координации)
| 1.Адаптационный период учащихся 1 класса к обучению в школе.
2.Коррекционно-развивающие занятия для детей 2 класса с ОВЗ
(№1-4)
| 1. Адаптационный период учащихся 5 класса к обучению на второй ступени
2. Индивидуальная работа с детьми, имеющими признаки дезадаптации в обучении 3.Психологические занятия курса «Ступени выбора»
(8 класс)
| 1.Психологические занятия курса «Твой выбор» (9 класс)
2.Индивидуальное диагностирование познавательных процессов в рамках профориентации (вновь прибывшие в 9 класс)
3. Кл.час в 11 классе “Профессиональный тип личности» с диагностированием «Матрица выбора профессии»
| Ноябрь
| ^ (активизация внимания, умение концентрироваться на слуховых образах, снижение скелетно-мышечного и психоэмоционального напряжения)
^ (развитие речедвигательной активности, пространственной ориентации, наблюдательности, зрительной памяти, снижение мышечного напряжения)
| 1.Коррекционно-развивающие занятия для детей 2 класса с ОВЗ
(№5-8)
| 1.Адаптация вновь прибывших учеников в 6-8 классы
2.Работа с коррекционной группой детей, имеющих признаки дезадаптации и тревожных состояний
3.Психологические занятия курса «Ступени выбора» (8 класс)
4.Кл.час с психологом в 7 классе «Мы живем без конфликтов»
| 1.Психологические занятия курса «Твой выбор» (9 класс)
2. Диагностика профессионального типа личности. Матрица выбора профессии. (10-11 классы)
3.Кл.час в 11 классе «Мой характер и выбор профессии»
| Декабрь
| ^
(развитие мелкой моторики и двигательной координации, пространственных представлений, воображения, внимания)
Занятие №6 «Мяу-мяу, я кис-кис»
(развитие моторики, координации движений, снижение скелетно-мышечных зажимов, умение подчиняться правилам игры)
| 1.Коррекционно-развивающие занятия для детей 2 класса с ОВЗ
(№9-12)
| 1.Работа с коррекционной группой детей, имеющими признаки дезадаптации
2.Психологические занятия курса «Ступени выбора» (8 класс)
| 1. Адаптация вновь прибывших учеников в 9-11 классы
2.Психологические занятия курса «Твой выбор» (9 класс)
| Январь
| Занятие №7 «Колобок» (развитие внимания, связанного с восприятием величины предметов, снижение эмоционального и мышечного напряжения)
| 1.Коррекционно-развивающие занятия для детей 2 класса с ОВЗ (№13-16)
| 1.Психологические занятия курса «Ступени выбора» (8 класс)
2.Классный час с психологом в 7 классе «Диалог культур» (о толерантности)
| 1.Психологические занятия курса «Твой выбор» (9 класс)
2.Диагностирование типа будущей профессии учащихся 9-11 классов
| Февраль
| ^ (развитие слухового внимания, наблюдательности и зрительной памяти, восприятия по цвету, совершенствование координации движений) ^ (развитие общей и мелкой моторики, активизация внимания, снижение психоэмоционального напряжения)
| 1.Коррекционно-развивающие занятия для детей 2 класса с ОВЗ
(№17-20)
2.Коррекционно-развивающие занятия с Заевым Егором (3 кл)
| 1.Психологические занятия курса «Ступени выбора» (8 класс)
2.Классный час с психологом в 5-6 классах «Что я знаю о компьютерных играх»
| 1.Психологические занятия курса «Твой выбор» (9 класс)
2.Индивидуальные профконсультации с учащимися 11 класса
| Март
| ^ (развитие внимания, воображения, пространственных представлений, координации движений, восприятия по величине, снижение напряжения)
^
(развитие двигательной координации, умения быстро реагировать на словесный сигнал, снижение психоэмоционального и телесного напряжения)
| 1.Коррекционно-развивающие занятия для детей 2 класса с ОВЗ
(№21-26)
2. Коррекционно-развивающие занятия с Заевым Егором (3 кл)
| 1.Психологические занятия курса «Ступени выбора» (8 класс)
2.Классный час с психологом «Чего я хочу в будущем» (8 класс)
| 1.Диагностика уровня готовности к профессиональному самоопределению (8-11 класс)
2.Психологические занятия курса «Твой выбор» (9 класс)
3.Тренинговое занятие «Как справиться со стрессом на экзамене?» (9 кл), «Я не боюсь ЕГЭ» (11 кл)
| Апрель
| ^ (развитие двигательных навыков, моторики, координации движений, пространственных представлений, точности и плавности движений, профилактика мышечных зажимов)
^ (развитие моторики и координации движений, формирование положительной самооценки, снятие эмоционального и телесного напряжения)
| 1.Коррекционно-развивающие занятия для детей 2 класса с ОВЗ
(№27-32)
2. Коррекционно-развивающие занятия с Заевым Егором (3 кл)
| 1.Психологические занятия курса «Ступени выбора» (8 класс)
2.Классный час с психологом «Что значит для меня моя жизнь» (8 класс)
| 1.Психологические занятия курса «Твой выбор». Защита проекта (9 класс)
2.Кл час в 10 классе «Как повысить эффективность умственной деятельности. Мое свободное время. Проверка профессионального соответствия»
3.Кл.час в 11 классе «Как успешно подготовиться к экзаменам»
| Май
| Диагностика уровня готовности дошкольников к обучению в школе
| 1.Коррекционно-развивающие занятия для детей 2 класса с ОВЗ
(№33-34)
| 1.Психологические занятия курса «Ступени выбора» (8 класс)
|
|
Работа с педагогами, воспитателями, родителями
Месяц года
| Планируемые мероприятия
| Сентябрь
| Встреча с классными руководителями, воспитателями ДОУ и интерната по вопросам оказания психологической помощи в изучении и развитии личности детей.
| Октябрь
| ППК «Адаптация первоклассников к обучению в школе»
Родительское собрание в 1 классе «В первый класс – в первый раз»
Родительское собрание в 8 классе «Поговорим о психофизиологии старшего подросткового возраста»
Родительское собрание в 11 классе «Конфликт поколений… Можно ли его избежать?»
| Ноябрь
| ППК «Адаптация 5-ков к обучению на 2 ступени»
Родительское собрание в 5 классе «Трудности обучения в 5 классе»
Родительское собрание в 7 классе «Родительская власть»
| Декабрь
|
ППК «Адаптация вновь прибывших учащихся: проблемы и их решение»
Родительское собрание в 1 классе «Кризис 7 лет: особенности и тактика поведения»
3. Родительское собрание в 9 классе «Роль предпрофильной подготовки в выборе профессии»
4. Родительское собрание в 10 классе «Психологический климат в семье»
| Январь
| Консультирование родителей, педагогов по вопросам обучения и воспитания школьников.
Корректировка планирования работы
| Февраль
| 1. Индивидуальные консультации педагогов по вопросам обучения и воспитания школьников
2. Консультации родителей по вопросам выбора профессии сомневающихся школьников
3. Родительское собрание в 4 классе «О воспитанности»
| Март
| Родительское собрание в 8 классе «Выбираем профессию правильно»
Родительское собрание в 10 классе «Профессии, которые мы выбираем»
Родительское собрание во 2 классе «Почему дети нам лгут?»
4. Родительское собрание в 1-3 классе «Режим дня в жизни ученика начальных классов»
| Апрель
| 1. ППК «Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки. Готовность выпускников к профессиональному самоопределению»
2. Консультирование родителей учащихся 9 и 11 класса «Как противостоять стрессу и помочь это сделать выпускникам»
| Май
| Подготовка к летнему оздоровительному лагерю
Индивидуальные консультации с родителями
| Июнь
| Консультирование родителей дошкольников, идущих в 1 класс по итогам обследования «Готов ли мой ребенок к обучению в школе?»
|
План работы комнаты психологической разгрузки Анализ работы кабинета за 2012-2013 учебный год
Главными направлениями работы кабинета в прошлом учебном году были:
Психологическая диагностика психического развития учащихся всех возрастных периодов;
Коррекционно-развивающая работа по формированию индивидуально-психологических особенностей, необходимых для полноценного развития личности;
Просветительская деятельность по формированию у обучащихся, педагогов и родителей психологических знаний в области обучения, воспитания и развития;
Консультирование и оказание помощи по решению возникающих проблем обучения, воспитания и развития;
Огранизационно-методическая деятельность по планированию и подбору инструментария.
Комната психологической разгрузки использовалась для реализации поставленных задач в рамках основных направлений при работе с детьми, педагогами и родителями. Диагностические мероприятия с учащимися выявляют уровень развития познавательных процессов, свойств и состояний, особенности протекания межличностных отношений. Данное направление осуществляется в соответствии с планом работы психолога и по согласованию классных руководителей в индивидуальной и групповой формах. По результатам диагностики строится коррекционная работа по устранению возникших проблем. Развивающие занятия, организуемые с детьми младшего школьного возраста, помогают не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
Просветительское направление деятельности психолога реализуется посредством выступления на родительском собрании, классных часах, психолого-педагогических консилиумах, семинарах, подборки стендовой информации. Обратившиеся за помощью родители и педагоги получают консультативную помощь и рекомендации. Организационно-методическая работа предшествует каждому из направлений. Она предусматривает планирование деятельности, подбор инструментария для диагностической, коррекционно-развивающей работы, подбор материала для профилактики и просвещения участников образовательного процесса. Для эффективного функционирования психологической службы используется помещение специализированного кабинета с необходимым оборудованием, а также ресурсы личной библиотеки и сети Интернет.
В течение учебного дня комната служит местом отдыха педагогов. В послеурочное время организуются психологические занятия с детьми согласно плана работы. На базе комнаты допустима организация проведения родительских собраний, классных часов, семинаров и педсоветов.
План работы на учебный год
№п/п
| Виды деятельности
| сроки
| 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
| Подготовка комнаты психологической разгрузки к началу нового учебного года
Планирование работы психолога на текущий учебный год (по направлениям с детьми всех возрастов, родителями и педагогами) Составление программ факультатива «Ступени выбора» (8 класс), кружка «Твой выбор» (9 класс)
Организация деятельности психолога по основным направлениям с участниками образовательного процесса. Участие в педагогических мероприятиях
Периодическое обновление материалов на стендах «Советы психолога», «Мой кроха и я»
Пополнение личной библиотеки новыми пособиями, программами, периодическими изданиями, в том числе на электронных носителях («Школьный психолог»)
Сбор материала по методической теме «Сохранение и укрепление нервно-психического здоровья учащихся посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Сохранение материально-технической базы кабинета:
-учебная мебель
-мягкая мебель
-телевизор
-ноутбук
-диски
-палас
-шторы
| 23.08
21.09
10.09, 24.09
Согласно плана работы
1 раз в четверть
В течение года
В течение года
В течение года
| |